Автор: Антипина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОСП " Детский сад №10 " Улыбка" МБДОУ " Центр развития ребёнка-Детский сад №9 " Родничок" №
Населённый пункт: город Няндома, Архангельская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную организованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Доклад из опыта работы
Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста
через совместную организованную кружковую деятельность
«Юные Пифагоры»
Актуальность
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле,
поэтому
для
успешного
обучения
ребенка
в
школе
уже
в
детском
саду
необходимо
способствовать
математическому
развитию
дошкольника,
расширять
математический
кругозор,
повышать
качество
математических
знаний. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших
закономерностях окружающей их действительности и активно использовать
математические знания в повседневной жизни.
Современные
достижения
требуют
от
человека умения
мыслить
абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление у детей уже
в дошкольном возрасте.
В
начале
учебного
года,
проведя
диагностику
(ряд
заданий
и
упражнений на логическое мышление) детей подготовительной группы, я
пришла к выводу, что большая часть детей затрудняются логически мыслить,
анализировать, обобщать.
Поэтому, в сентябре этого года было принято решение организовать
совместную кружковую деятельность с детьми подготовительной группы,
которая
осуществляется в
процессе
организации
различных
видов
деятельности: НОД, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, так и в ходе режимных моментов, а также
создать условия для самостоятельной деятельности детей с применением
разнообразных игровых средств.
Цель
программы
- формирование
умственных
способностей
и
математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать,
находить
скрытые
для
непосредственного
восприятия
математические
взаимосвязи и взаимозависимости.
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность
представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами,
геометрическими
фигурами,
игровыми
пособиями:
блоками
Дьенеша,
палочками
Кюзенера,
используя
различные
ребусы,
головоломки,
кроссворды, задачи в стихах. Данные игры и пособия способствуют развитию
у детей таких качеств личности, которые ему необходимы в дальнейшем:
самостоятельность,
настойчивость,
стремление
довести
дело
до
конца
и
позволяют качественно подготовить воспитанников к школе.
В ходе совместной деятельности использую
логические задачи, они
развивают у детей мыслительную активность: анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный
интерес,
способность
к
творческому
поиску.
В
работе
с
детьми
использую
необычные
игровые
ситуации
с
элементами
проблемности,
характерными
для
каждой
занимательной
задачи,
они
вызывают интерес у детей.
Занимательные
задачи
способствуют
развитию
у
ребёнка
умения
быстро воспринимать задания на логику и находить для них верные решения.
Для
развития
у
детей
логического
мышления
широко
использую
загадки-шутки
–
это
занимательные
задачи
с
математическим
смыслом.
Занимательный
математический
материал
является
хорошим
средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике и доказательности рассуждений. Дети очень активны в восприятии
задач-шуток,
головоломок,
логических
задач.
Они
настойчиво
ищут
ход
решения,
который
ведет
к
результату.
Ребенку
интересна
конечная
цель:
достичь правильного решения.
Дети активно принимают участие в обсуждении задач, также очень им
нравятся задачки в стихах. Для их решения надо в большей мере проявить
находчивость, смекалку, чувство юмора. Например:
«Саша ел яблоко большое и кислое. Коля - большое и сладкое. Что в
яблоках одинаковое, что разное? Маша и Нина рассматривали картинки.
Одна
в
журнале,
другая
в
книге.
Где
рассматривала
Нина,
если
Маша не рассматривала в журнале?
Мною подобраны математические загадки, считалки, физкультминутки,
стихи, которые я включаю в каждое занятие, подвожу детей к размышлению
над загадкой. Направляю детей на поисковую деятельность, наталкиваю на
сравнения, которые доступны детям и могли привести их к нахождению
ответа.
Неиссякаемые
возможности
для
развития
логического
мышления
скрыты в играх "Танграм", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг". Способ
действия
в
играх
прост,
однако
требует
умственной
и
двигательной
активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании,
изменении пространственного расположения частей набора геометрических
фигур.
«Колумбово яйцо» - эта головоломка состоит из 9 кусочков яйца, из
которых можно собрать целостную картину, что способствует развитию у
детей пространственного воображения, конструктивного мышления.
«Волшебный круг» - в этой игре нужно бумажный круг разрезать на 10
ч а с т е й .
П о л у ч е н н ы е
г е о м е т р и ч е с к и е
ф и г у р ы :
р а в н ы е
треугольники(4),остальные похожи на треугольники, только нижняя часть
закруглена.
Из
этих
фигур
дети
складывают
животных,
птиц,
ракеты,
самолеты и т. д. Правило: при составлении силуэтов нельзя, чтобы фигуры
заходили одна на другую, причем использовать нужно все фигуры. Дети не
только складывают силуэты по образцу, но и придумывают фигуры по своим
замыслам.
«Танграм»
-
это
геометрический
конструктор,
очень
интересная,
полезная
развивающая
и
обучающая
игра,
которая
помогает
детям
знакомиться
с
разными
геометрическими
фигурами,
учит
элементарным
навыкам конструирования, развивает наблюдательность, сообразительность,
воспитывает
усидчивость. Из
7
элементов,
на
которые
разделен
квадрат,
можно составить множество различных предметов и фигур животных. В
самом начале происходит знакомство со всеми фигурами головоломки, какого
они
цвета,
размера,
знакомимся
с
параллелограммом,
а
уже
потом
рассматриваем картинку, которую дети будут выкладывать. Рассказываем, кто
или что изображено на картинке, как она располагается, горизонтально или
вертикально. Образец я оставляю в поле вид
имости, а потом выкладываем на
память.
Работая с детьми, я познакомила с игрой "Шашки". Обучение этой игре
начала со знакомства детей с историей и правилами игры. Это игра развивает
у
детей
логическое
мышление,
смекалку
и
сообразительность,
учит
принимать
решения.
Шашки
вырабатывают
умение
мыслить
абстрактно,
воспитывают
усидчивость
и
пространственное
воображение.
Шашки
–
незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить
логически.
Логические
блоки
Дьенеша.
Основная
цель
этого
дидактического
материала
-
научить
дошкольника
решать
логические
задачи
на
классификацию
по
свойствам.
Они
направлены
на
развитие
знаний
у
дошкольников
формы,
величины,
количество
и
счёт,
на
ориентировку
в
пространстве.
В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют
различную форму, толщину, а также цвет и размер. Когда дети научились
легко и безошибочно справляться с заданиями определенной ступени, для
закрепления предложила разные игровые задания и упражнения: выделить
блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру), найдите такие
фигуры, как эта по цвету, но другой формы, такие же по форме, но другого
размера; выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной
ф
о
р
м
ы
.
Игра: «Волшебная коробочка»
Все фигурки складывались в коробочку. Дети на ощупь доставали все
круглые
блоки
(все
большие
или
все
толстые).
Все
фигурки
опять
же
складывались
в
коробку.
Дети
доставали
фигурку
из
коробки
и
характеризовали ее по одному или нескольким признакам - либо называли
форму, размер или толщину, не вынимая из коробки.
Игра: «Домино»
В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей.
Фигуры делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди
свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить
можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового
цвета, но другого размера, такими же фигурами по цвету и форме, но другого
размера. Ход фигурами другого цвета, формы, размера.
Используя, логические фигуры в образовательной деятельности через
игровую деятельность добиваюсь того, чтобы обучение стало интересным,
содержательным, ненавязчивым.
Особая роль на современном этапе отводиться развитию логического
мышления
нестандартными
дидактическими
средствами.
К
ним
можно
отнести и палочки Кюзенера.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети познают
отношения «больше, меньше», «столько же», деление целого на части, состав
числа из единиц: кроме того, дети осваивают пространственные отношения
слева - направо, выше чем и т.д.
Палочки
Кюзенера
использую,
как
игровой
материал. Цель
моего
использования палочек Кюзенера: научить детей группировать предметы по
цвету, величине, освоить способ измерения с помощью условной мерки,
способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать
равенство и неравенство двух групп предметов, развивать умения различать и
называть
в
процессе
моделирования
геометрические
фигуры,
силуэты,
предметы.
Работая с детьми в течение учебного года по развитию логического
мышления,
можно
сделать
вывод:
дети овладели приёмами выявления и
абстрагирования
свойств,
сравнения,
классификации,
обобщения,
логическими действиями и операциями. У них появилась способность к
замещению
и
моделированию
свойств,
с
помощью
логических
игр
дети
овладели
знанием
о
цвете,
величине,
форме
и
пространственных
ориентировках.
Таким
образом,
развивать
логическое
мышление
дошкольника
целесообразнее всего в русле математического развития.
Ребёнок
-
дошкольник
с
развитым
логическим
мышлением
всегда
имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был
заранее
научен
элементам
школьной
программы.
Целенаправленные
педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе
позволяют
эффективно
контролировать
ход
развития
воспитанников,
что
позволяет успешнее подготовить детей к обучению в школе.
Список используемых источников
1.Колесникова Е. В. Математика для детей. - М.; ТЦ Сфера, 2007.
2.Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию
элементарных математических
представлений.
-М.
;
Мозаика-Синтез,
2009.
3.Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. - М. ;
Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.
4.Новикова В. П. Математика
в
детском
саду.
-
М.
;
Мозаика-
Синтез,2000.
5. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г.
стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.