Автор: Арбатская Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 184
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Весна идет, Навруз зовет"
Раздел: дошкольное образование
Ход мероприятия:
В-ль : В наш край пришла долгожданная весна,
А чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.
У каждой из народностей традиции свои.
Из года в год, из века в век культуру берегли.
- А скажите, какие народы живут в нашем городе –Ульяновске?
Дети: …
В-ль: Знаете ли вы, как называется праздник весны у русского
народа?
Дети: Проводы зимы! Масленница.
В-ль: А у татар?
Дети: Навруз!
В-ль: Правильно, Навруз! В этот день люди веселились, радовались
приходу весны.
Хозяйкой весны с древних пор была Наврузбикэ.
Вы готовы встретить Наврузбикэ у нас?
Дети: …
В-ль: О приходе весны нам сообщают вестники. О них вы узнаете,
когда отгадаете загадки.
«Ты его узнаешь сразу:
Белоклювый, черномазый
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник тёплых дней»
Дети: Грач.
В-ль:Грач- это какая птица?
Правильно, ребята. Грач- это перелетная птица.
А теперь, игра – не развлеченье,
А с большим, большим значеньем
Свою удаль и смекалку покажите
Птиц зимующих мне назовите!
- Палочку в корзину положи
Птицу назови.
Дети: …
В-ль: Станем дальше мы играть, перелётных называть
Дети: …
В-ль: Молодцы! Первых вестников вы назвали!
(Звук ручейка)
В-ль: Но что это за звук?
«В голубой рубашечке
Бежит по дну овражечка»
Дети: …
В-ль: Верно. Это второй вестник – весенний ручеёк,
Он приглашает нас поиграть.
Музыкальная игра « Капельки».
Дети: …
В-ль: Раз снежок так быстро тает то, что появляется на полянках?
Дети: Растения.
В-ль:Слушайте внимательно и вы узнаете еще одного вестника
весны.
«Первый вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький»
Дети: …
В-ль: Почему они так называются?
Дети: Потому что они самые первые появляются из-под снега.
В-ль:Ребята, посмотрите и на нашей полянке тоже
распустились цветы, назовите их.
Дети: …
Игра «Собери цветок».
В-ль: Ребята, всех мы вестников назвали
А где же Наврузбикэ?
Давайте позовём!
Подвижная игра « Веснянка».
Дети: Солнышко, солнышко
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Налетело сто грачей,
А сугробы тают,
А цветочки подрастают.
( Под музыку выходит хозяйка весны)
Нав-кэ: Здравствуйте гости дорогие!
Спасибо, что вы обо мне не забыли,
В гости к себе пригласили
Я вижу подружиться со мною хотели,
Праздничный наряд вы надели
И в одежде есть украшение
Цветов разных изображенье.
Знаете ли вы пословицы о весне?
Дети: …
Нав-кэ :Спасибо, много вы пословиц знаете.
В-ль: Наврузбикэ! Ребята порадовать тебя хотели, стихи прочитать.
Дети: Весенняя гостья
Милая певунья
Ласточка родная
К нам домой вернулась
Из родного края
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою»
(Стихотворение на татарском языке)
Нав-кэ: Спасибо! Рехмет!
А теперь детвора поиграть пришла пора!
Становись в круг скорей,
Да играйте веселей!
Игра называется «Зелёный платочек» (Яшел яулык)
Дети: …
В-ль: Наврузбикэ, танец в подарок прими и улыбку нам подари!
Нав-кэ: Спасибо!
Было весело у вас друзья,
Но прощаться нам пора.
Важные ждут меня дела,
Землю пробудить должна!
Примите щедрые угощение,
Весеннее настроение!
Дети: Спасибо!
Нав-ке:До свидания, Саубулыгыз!
Цель: Ознакомление детей с татарской национальной культурой
через малые фольклорные формы.
Задачи ОО: Познавательное развитие:
Развивать
представление
детей
о
видах
малого
фольклора.
Расширять и углублять знания детей о нашем многонациональном
крае, воспитывать чувство патриотизма, развивать познавательный
интерес к культуре татарского народа.
Социально- коммуникативное развитие:
Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре татарского
народа.
Воспитывать
толерантное
отношение
к
людям
других
национальностей.
Развивать
коммуникативные
взаимоотношения,
формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Речевое развитие:
Приобщение детей к изучению фольклорных форм. Активизация
словарного
запаса
детей
понятиями
«перелетные,
зимующие
птицы», «весенние цветы», «закличка».
Физическое развитие:
Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Создавать условия для развития физических качеств и повышения
двигательной активности.
Художественно- эстетическое развитие:
Формировать
навыки
исполнения
танцев,
движений;
закрепить
знание танцев татарского народа, развивать чувство ритма, умение
через
движения
передавать
характер
музыки.
Развивать
эстетический вкус, творческую и познавательную активность.
Предварительная работа:
Чтение стихов, отгадывание загадок, пословиц, закличек о
весне.
Рассматривание
иллюстраций
«Перелетные
и
зимующие
птицы», «Цветы».
Д/и «Назови перелетную птицу».
Беседы о культуре и быте, традициях русского и татарского
народа.
Слушание песен, народной музыки.
Народные подвижные игры.
Рисование элементы татарского орнамента.
Д/и «Собери пазл».
Д/и (домино) «Найди пару».
Д/и «Укрась костюм».
Материал:
Полянка с цветами,
Разрезные картинки «цветы»,
Музыкальное сопровождение (звуки природы ,
А.Юранова«Капельки», татарская песня «Яз киля», татарская
плясовая музыка, татарская песня «Кызлары матур»).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №184 «Петушок»
Конспект НОД по познавательному развитию
в средней группе
Тема «Весна идет, Навруз зовет».
Разработала:
воспитатель Арбатская Е.П.
Ульяновск 2018г