Автор: Жукова Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ компенсирующего вида №15 Адмиралтейского района
Населённый пункт: город Санкт-Петерург
Наименование материала: статья
Тема: Зачем мы играем в театр
Раздел: дошкольное образование
Зачем мы играем в театр
Театрализованная деятельность – приоритетное направление в работе
нашего детского сада.
С этой целью в группе организована теоретическая и практическая
работа.
Задачей теоретической работы является повышение культурного
уровня и расширение знаний детей о театральном искусстве.
Занятия проходят один раз в неделю. Форма занятий – беседа. На
занятиях дети рассказывают о тех спектаклях, которые они посетили с
родителями; обсуждаются спектакли, которые дети посетили коллективно;
воспитатель знакомит детей с видами театра, театральными профессиями,
понятиями, имеющими отношение к театральному искусству (действие,
пьеса, антракт, занавес и т.п.).
Задачей
практической
работы
является
обучение
детей
использованию выразительных средств, необходимых для создания образа
или выражения эмоций (дикция, интонация, тембровая окраска, мимика,
жесты и т.д.).
Эта задача в значительной степени совпадает с нашей основной –
коррекционной
–
задачей.
Работа
по
формированию
выразительных
средств
языка
(правильного
произношения,
чёткой
дикции,
интонационной
выразительности)
происходит
на
логопедических
занятиях, коррекционных пятиминутках, занятиях по развитию речи.
На занятиях по развитию речи в рамках текущей лексической темы
детям
предлагаются
игры
и
упражнения
по
овладению
навыками
театрализованной
деятельности
(инсценировки,
пересказ
с
элементами
инсценировки, ролевые игры, коллективные игры и т.п.). На всех занятиях
в
качестве
динамической
паузы
мы
используем
упражнения
на
координацию речи с движением.
Важным
итогом
работы
по
овладению
детьми
элементами
театрализованной деятельности является коллективное театрализованное
представление.
Мы
подготовили
инсценировку
«Путешествие
с
героями
С.Я.Маршака».
В каждом учебном году мы ставим перед детьми новые задачи. Задачи
изменяются в связи с тем, что изменяются возрастные возможности детей,
а также возрастают их умения, закрепляются навыки.
С детьми среднего возраста, в инсценировке сказки «Мешок яблок»,
мы
в
большей
степени
обращались
к
подражательной
деятельности
(попрыгай,
как
зайчик;
порычи,
как
медведь
и
т.п.).
В
инсценировке
использовался
реалистический
реквизит
(дом,
дерево,
пластмассовые
овощи, фрукты…).
С детьми старшего – подготовительного возраста мы в большей степени
обращались
к
воображению
детей,
т.е.
предлагали
им
действовать
по
представлению
в
предлагаемых
обстоятельствах
(перевоплощаться):
представь
себя
важной
персоной,
старой
дамой,
уставшим
грузчиком,
большим и толстым человеком…
В качестве реквизита мы использовали бытовые предметы и предметы
символы
(стулья
превращаются
в
кровать,
трамвай,
вагон
поезда;
две
палочки превращаются то в окно, то в дверь).
Для обозначения персонажей использовались только детали костюмов
(в основном головные уборы).
Работа
по
театрализованной
деятельности
имеет
большое
воспитательное значение.
В
процессе
работы
дети
овладевают
навыками
коллективной
деятельности,
осваивают
средства
коммуникации,
которые
помогают
детям
адаптироваться
в
коллективе,
способствуют
формированию
ощущения
успешности,
предоставляют
возможность
проявить
свою
индивидуальность, получить признание сверстников.
Эта работа имеет значение для каждого ребёнка: одни дети имеют
возможность повысить свой статус в группе, другие – преодолевают страх
публичного выступления. Дети получают опыт сотрудничества.
Некоторые дети в бытовых ситуациях стесняются открыто выражать
эмоции, говорят невнятно, имеют довольно низкий статус в группе. Но,
выступая
от
лица
персонажа,
осваивают
новые
средства
общения,
переносят новые навыки в обыденную жизнь, начинают чувствовать себя
в коллективе более комфортно.
Кроме
того,
нашей
задачей
было создание
атмосферы
заинтересованности; важности, значимости участия каждого ребёнка.
Мы стремились к тому, чтобы у детей творческая работа была связана
исключительно с положительными эмоциями, стремились научить детей
получать удовольствие от игры в театр и видеть связь между затраченными
усилиями и конечным результатом.
Мы надеемся, что этот опыт пригодится детям в будущем, а, может
быть, просто будет хорошим воспоминанием о детстве.
Советы родителям
1.
Играя
с
детьми,
не
пренебрегать
с юже т н о - р ол е в ы м и ,
театрализованными играми.
2.
Использовать в игре бытовые предметы (символы, заместители…).
3.
Поощрять
проявления
артистизма
(изменение
голоса,
выражения
лица).
Играйте в:
1)
народные игры («Дедушка и внучата», «Король и работники» и
т.п.).
2)
сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Дочки-матери», «Доктор» и
т.п.).
3)
этюды на выражение различных ощущений и эмоциональных
состояний («Сладко», «Кисло», «Горько», «Удивление», «Радость»,
«Грусть» и т.п.)
4)
игры со скороговорками.
5)
пальчиковые игры со словами
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и
содержательной,
наполним
её
яркими
впечатлениями
и
радостью
творчества.