Напоминание

"Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Рамазанова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№69
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Инновационные технологии экологического воспитания

посредством развивающей предметно – пространственной среды

в условиях реализации ФГОС ДО»

Разработала воспитатель:

Рамазанова И.В.

2018 г.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они

погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую

культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с

дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут

преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста

остается актуальной и обуславливает выбор темы моего опыта: «Инновационные

технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно

пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО».

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности,

доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к

окружающему миру.

Цель педагогического опыта: повысить уровень экологической культуры детей

дошкольного возраста, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально

активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир,

природу и бережно относиться к ним. Работая над этой темой, я выдвинула

следующие приоритетные направления:

1. Создание предметно-развивающей среды в группе, на территории детского

сада.

2. Широкое использование художественной литературы, дидактических игр.

3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.

Эти направления экологического воспитания я успешно реализую посредством

инновационных образовательных технологий, таких как:

проектные методы,

социально-игровые методы,

презентация.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования

является правильная организация развивающей среды.

Подобранный мною наглядно дидактический материал дает детям представление

о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Презентации, аудиозаписи, виртуальные экскурсии по зоопаркам – все это позволяет

обогащать представления детей по разделам программы экологического воспитания.

Для успешной реализации поставленных задач, мною был разработан и внедрен

проект «Маленькие огородники».

В ходе реализации проекта на глазах у ребёнка в «огороде на окне» проходит

полный жизненный цикл: от семени до семени.

Экологический проект

«Маленькие огородники»

(I младшая группа)

Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют

представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста,

их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он

настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в

неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей

младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это

детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта

собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих

интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение

детьми новых знаний в жизни.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей,

создание условий для познавательного развития детей.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

Наблюдения за ростом растений;

Беседы о значении овощей в жизни человека;

Опытно-экспериментальную деятельность.

2.Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и

услышанном.

4.Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-

ребенок на подготовительном этапе.

2.Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по

самоорганизации профессионального пространства.

2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями,

детьми.

3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания

играми на тему проекта.

4.Помогать детям добывать знания.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Время реализации проекта: март – май 2018 года

Участники проекта: воспитатели, дети 1 младшей группы, родители воспитанников

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека;

формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру;

развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление

эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности

ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных

ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений,

самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с

детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием

картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность,

тематические прогулки, оформление фотоальбомов.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные

материалы, выполнение творческих заданий.

Оборудование и материалы

Для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки,

совочки, лейки с водой, грабельки.

Этапы реализации проекта:

I этап –установочный

-Анкетирование родителей;

-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого

результата.

II этап – подготовительный

-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,

иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для

проведения экспериментальной работы.

-Составление плана работы над проектом.

- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по

работе с детьми по проекту.

III этап (реализация проекта)-познавательно-исследовательски

IV этап – обобщающий

-Презентация проекта: постановка сказки «Репка», представление опыта работы

по проекту на педагогическом совете, презентация фотоальбома «Огород на

подоконнике».

Познавательная

деятельность

Трудовая

деятельность

Наблюдения,

экспериментальная

деятельность

Чтение

художественной

литературы

Игровая

деятельность

Продуктивная

деятельность

Работа с

родителями

Беседы с детьми: «Что

такое огород и что на нём

растёт»,

«Какие растения можно

вырастить на

подоконнике».

Разучивание потешек,

пословиц,

поговорок, песен,

связанных с огородом,

овощами и фруктами.

Игры –

путешествия

«Разноцветные

плоды растений»

Игры –

путешествия

«Разноцветные

плоды

растений»

М

А

Р

Т

Беседы:

«Роль солнца, воздуха и воды

в жизни растений».

«Посадка лука».

Рассказ воспитателя

«Витамины в овощах».

Посев семян укропа,

петрушки,посадка лука.

Полив и уход за

растениями на

«огороде».

1.«Солнце и растения».

Цель: определить роль

солнца в жизни лука и

других растений.

2.«Тепло и растение»

Цель: выявить

потребности растения в

тепле.

Составление рассказов и

сказок о луке «Как лучок

появился на грядке»

Чтение: А.Барто

«Морковный сок»,

русской народной сказки

«Вершки и корешки»

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»,

«Чудесный мешочек».

Хороводная игра

«Урожайная»

Лепка «Наша

грядка».

Рисование

«Вырос зеленый

лучок».»

Консультация для

родителей «О луке –

детям».

А

П

Р

Е

Л

Ь

Составление рассказов об

овощах по моделям.

Совместный с детьми

уход за рассадой:

полив, рыхление,

прореживание.

1.«Человек и

растение».

Цель: выявить,

нуждается ли растение

в уходе человеком.

Чтение отрывков из

книги Д.Родари

«Приключения

Чипполино»,

Ю.Тувим «Овощи»

Д/и: «Ботаническое

лото», «Найди овощ

по описанию»,

«Отгадай по вкусу».

Сюжетно-ролевая

игра «Овощной

магазин».

Аппликация

«Лук».

Конструирова-

ние из бумаги

«Корзинка для

овощей и

фруктов»

Семейный просмотр

и обсуждение

мультфильма

«Лунтик. Лук»

М

А

Й

Создание коллекции семян

овощных культур,

популярных в нашем регионе.

Фоторепортаж «Как мы

сажаем и ухаживаем за

растениями».

Посев укропа,

петрушки, моркови и

гороха на грядках в

огороде.

Чтение: И.Токмакова

«Купите

лук»,

Э.Успенский «Как

капусту

растили»

Сюжетно-ролевая

игра «Приготовим щи

для кукол».

Игра малой

подвижности «Огород

у нас в порядке».

Д/и «Что сначала, что

потом»

Оформление

фотоальбома

«Огород на

подоконнике».

Акция «День

добрых дел»

(субботник по

озеленению

участка)

Семейный просмотр

и обсуждение

мультфильма

«Маша и медведь.

Витамин роста»

Реализации проекта

Литература:

1.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

2.

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Москва «Просвещение» 2005 г.

3.

Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир

растений», М. 2005г.

4.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

5.

Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ

Сфера, 2005.

6.

Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.

7.

Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.

8.

Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

9. Интернет ресурсы.



В раздел образования