Авторы: Ткаченко Лидия Ивановна, Канивец Ирина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Большой Лог Аксайского района Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: сопровождение замещающих семей в межведомственном взаимодействии
Раздел: среднее профессиональное
Л.И. Ткаченко, Канивец И.А.- ГКУСО РО
Большелогского цетра помощи детям
Сопровождение замещающих семей в межведомственном взаимодействии.
Последние два десятилетия проблема сиротства в России является одной самых
острых социальных проблем.
Принятая в 2012 году Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -
2017 годы определила основные задачи реализации государственной политики в данной
сфере, в том числе, обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
На сегодняшний день поиск решения данных проблем в России осуществляется в
контексте развития института семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, а также
подготовки детей к устройству в замещающие семьи.
Приоритетными направлениями деятельности нашего учреждения, по реализации
права
каждого
ребенка
«Жить
и
воспитываться
в
семье»,
является
социализация
и
подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, к семейному устройству.
В семье дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей приобретают
опыт реальной жизни семьи, построения близких отношений, дружеского общение детей и
взрослых; получают представление о семейных отношениях и ролях.
Устройство
воспитанников
Центра
в
замещающие
семьи
мы
осуществляем
во
взаимодействии с органами опеки и попечительства Управления образования Аксайского
района, а также других регионов и не только Ростовской области.
В
настоящее
время
существенно
изменился
контингент
воспитанников
в
организациях
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
это
в
основном дети старших возрастов, которые или возвращены из - под опеки, либо по какой-
либо причине не переданы в семью.
Устройство
этих
детей
в
семьи
весьма
затруднительно,
актуальной
остается
проблема риска возврата воспитанников из замещающих семей.
В 2015 году мы активизировали работу по созданию системы работы по устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на подготовку
воспитанников к проживанию в семье и профилактику возвратов.
Для объединения усилий по устройству детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей,
подписан
договор
о
взаимном
сотрудничестве
с
органами
опеки
и
попечительства,
социальным
центрам,
общественными
организациями
территории
Аксайского района.
Целью нашего взаимодействия является: передача детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей как на временное их проживание в семьях граждан, так и опеку и
попечительство, возврат в кровную семью, профилактика возвратов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в учреждения господдержки..
Задачи:
1. Пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
2.
Подготовка
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей
к
проживанию в замещающей семье.
3.
Размещение
воспитанников
в
замещающие
семьи
в
межведомственном
и
межтерриториальном взаимодействии с органами опеки и попечительства, социальными
учреждениями, образовательными организациями, с некоммерческими общественными
организациями, ассоциациями замещающих семей.
4. Сопровождение на этапе адаптации и функционирования замещающей семьи с
приемным ребенком.
Особенностью в работе по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей является выезды в замещающие семьи для
проведения семейных и индивидуальных консультаций, проведение выездной Летней
школы, «семейная гостиная» при центре помощи детям.
Под руководством органов опеки и попечительства организуются и проводятся встречи с
гражданами поселений, работниками образовательных организаций, центром социального
обслуживания,
с
замещающими
родителями
по
пропаганде
семейного
устройства
воспитанников
Большелогского центра помощи детям, юридические консультации по
вопросам жизнеустройства различной категории детей. На страницах СМИ публикуется
информация о деятельности учреждения, его структурных подразделениях, отдельных
специалистов.
Подготовку
воспитанников
к
проживанию
в
замещающей
семье
обеспечивает
созданные
коллективом
Большелогского
центра
помощи
детям
под
руководством
директора
Л.И.
Ткаченко
комфортные
условия
проживания
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Воспитательная
и
профилактическая
работа,
социальная
реабилитация
более
успешна
при
включении
ресурсов
среды
межведомственного
и
межтерриториального
взаимодействия
на
основе
социального
партнерства.
Разработаны и реализуются совместные планы работ с социальными партнерами: с
общественными
организаций,
вневедомственными
учреждениями,
руководителями
и
сотрудниками
учреждений,
депутатами,
представителями
муниципальной
власти,
субъектами профилактики, молодежными объединениями.
Социальное партнерство предоставляет большие возможности для формирования
системы ценностей личности воспитанника, помогает детям найти приложение своих сил
и
возможностей,
реализовать
свои
интересы,
способствуют
профилактике
правонарушений и самовольных уходов; формированию у воспитанников гражданско-
патриотической, активной жизненной позиции; общечеловеческих, семейных ценностей;
духовно-нравственного и физического развития.
Подготовка
воспитанников
к
проживанию
в
замещающей
семье
ведется
специалистами по программам «Счастливый ребенок» «Подготовка ребенка к устройству
в
принимающую
семью».
Программы
направлены
на
создание
социально-
психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей
семье; применяются методы: сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, арт–терапия.
Для расширения круга граждан, способных оказать детям помощь в социализации, а
также принять их в дальнейшем на воспитание в свои семьи с 2013 года активизирована
работа по временной передаче воспитанников центра помощи детям в семьи граждан
посредством проведения акции «Новый год в кругу семьи».
Временная передача ребенка в семью граждан эффективно используется, как в целях
приобретения
воспитанником
навыков
проживания
в
семье,
так
и
в
качестве
предварительного этапа устройства ребенка в семью граждан, желающих усыновить его
или установить над ним опеку (попечительство), способствует установлению контакта
между ребенком и потенциальными приемными родителями.
Активное
участие
во
временной
передаче
воспитанников,
принимают
участие
приемные семьи Аксайского района, некоммерческие организации, благотворительные
фонды «Надежда по всему миру», им. Николая Чудотворца и др, волонтеры ЮФУ, ДГТУ.
Дети, при временной передаче, проживая в семье, получают опыт реальной жизни
семьи,
представление
о
семейных
отношениях
и
ролях,
опыт
построения
близких
отношений,
дружеского
общения
детей
и
взрослых.
У
воспитанников
–
подростков
повышается мотивация к устройству в семью, что снижает впоследствии риск возврата
воспитанников в государственное учреждение;
Для многих детей – это первый шаг на пути к приемной семье, поскольку позволяет
взрослым и детям лучше узнать друг друга.
В Центре работает «Семейная гостиная», куда собираются граждане, желающие
взять на воспитание в свою семью ребенка из Центра или другого подобного учреждения.
В
«Семейной
гостиной
обсуждаются
проблемы:
«Возрастные
особенности
развития
подопечных детей», «Предупреждение жестокого обращения с подопечными детьми»,
«Информационная
поддержка
по
предупреждению
травматических
стрессовых
расстройств у подростков», «Нормативные кризисы», «Нормативные и ненормативные
кризисы».
Для
замещающих
семей
стали
актуальны
такие
формы
работы
как
«Родительский клуб» (проводится ежемесячно), «Летняя выездная школа» (работает в
течение 5 дней), психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) (1 раз в месяц, а
также по необходимости).
Специалисты выступают в «Родительском клубе», на «Летней выездной школе» с
презентацией «Профилактика жестокого обращения с детьми», для детей организуются
самые разнообразные игровые программы, мастер-классы. Дополнительное образование
учреждения полностью берет на себя обязанности научить детей из замещающих семей
тем навыкам и приемам работы с тканью, бумагой, и т.д. которым обучены дети, живущие
в Центре.
Среди педагогов школ, детских садов распространяются памятки, информационные
бюллетени, буклеты по направлениям «Профилактика социального сиротства детей и
семейного
неблагополучия»
«Профилактика
семейных
кризисов»,
«Профилактика
жестокого
обращения
с
детьми»,
«Родительско-детские
отношения
с
детьми
подросткового возраста»;
Межведомственное
и
межтерриториальное
взаимодействие
в
период
адаптации
направлено
на
активную
поддержку
замещающих
семей
в
вопросах
воспитания
и
преодоления
конфликтов
и
кризисов,
а
также
на
содействие
в
развитии
системы
самоподдержки и самопомощи внутри семьи, так как адаптация детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в новой семье, продолжительна, болезненна и порой
непредсказуема. Этот длительный период может продолжаться от 1,5 до 3 лет.
При
размещении
ребенка
в
замещающую
семью,
в
межведомственном
и
межтерриториальном
взаимодействии,
выстраивается
сеть
окружения
ребенка
(социальные работники, школьные учителя, члены расширенной семьи, наставники и
волонтеры,
друзья,
специалисты,
работающие
с
ребенком
(врачи)),
необходимая
для
адаптации ребенка в новой семье, снижения риска возврата в Центр.
В
социальном
партнерстве
в
г.
Аксае
и
Аксайском
районе
апробируются
«Индивидуальный
образовательный
маршрут
для
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
или
ребенка
инвалида»,
«Индивидуальный
образовательный
маршрут
как
средство
сопровождения
обучающегося,
испытывающего
трудности
в
освоении
общеобразовательной
программы,
развитии
и
социальной
адаптации».
Организация и проведение социально-психологического консилиума позволяет
обеспечить процесс интеграции ребенка в семью; помочь замещающим родителям в
преодолении
кризисов
адаптации
ребенка
к
новой
семье,
нормативных
кризисов;
сформировать поддерживающую среду.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) в учреждении является
организационной формой социально-психологического и психологического
сопровождения
семей
опекунов.
ПМПк
(Консилиум)
-
постоянно
действующий
коллегиальный орган, на котором обсуждаются и принимаются решения по основным
вопросам
сопровождения
замещающей
семьи.
Консилиум
осуществляет
свою
деятельность на основании заключений по готовности детей к устройству в замещающие
семьи;
по
результатам
тестирования
на
комфортность
пребывания
опекаемого
(подопечного) в семье опекунов, попечителей, приемных родителей.
Цель Консилиума — осуществление координации деятельности специалистов по
организации комплексного сопровождения замещающих семей.
Задачи Консилиума:
- разработка индивидуальных планов работы с замещающими семьями;
-
коррекция
индивидуальных
планов
с
замещающими
семьями
по
результатам
тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семьях опекунов,
попечителей, приемных родителей, наблюдений специалистов, обращений замещающих
семей;
-
координация
деятельности
участников
сопровождения
при
оказании
помощи
замещающим семьям;
- осуществление взаимосвязи с образовательными организациями, учреждениями
социального
обслуживания
и
другими
структурами
для
организации
работы
с
замещающими семьями.
Консилиум принимает соответствующие решения и передает их в органы опеки и
попечительства.
В повестку консилиума включены вопросы:
1. Рассмотрение результатов тестирования на комфортность пребывания опекаемого
(подопечного)
в
замещающей
семье
по запросу
органов
опеки
и
попечительства
и
произведение оценки ситуации.
2.
Определение
способов
выхода
из
ситуации
-
видов
и
форм
сопровождения
замещающей семьи по направлениям:
-
социальной
работы:
социально-педагогические
услуги
(консультирование,
диагностика,
патронаж);
социально-правовые
услуги
(консультирование,
юридическая
помощь и содействие по соблюдение социальных гарантий и мер социальной поддержки),
социально-психологические услуги (консультирование, диагностика, коррекция, тренинги,
индивидуальные и групповые занятия, патронаж, экстренная психологическая и медико-
психологическая помощь);
- образовательной деятельности: педагогическая коррекция (учебная деятельность;
специальные
знания,
умения,
навыки;
коррекционно-воспитательная
деятельность);
психолого-педагогическая коррекция (коррекционно-развивающая деятельность).
Дальнейшее
сопровождение
замещающей
семьи
с
опекаемым
(подопечным)
ребенком (детьми) осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы с
приемными
семьями,
семьями
опекунов
и
отражается
в
маршруте
сопровождения
замещающей
семьи,
а
также
в
документах
специалистов
как
детского
дома,
так
и
специалистов учреждений, находящихся в социальном партнерстве с нашим учреждением.
Индивидуальный
план
работы
с
приемными
семьями,
семьями
опекунов
корректируется с учетом изменившихся обстоятельств.
В
ходе
реализации
мероприятий
в
рамках
индивидуального
плана
работы
с
приемными семьями, семьями опекунов специалистами были проведены сетевые встречи
«Причины
снижения
успеваемости»,
«Причины
нарушений
родительско-детских
отношений»;
консультации
по
темам:
«Родительские
ожидания
и
разочарования»,
«Методы уменьшения и прекращения неодобряемого поведения», «Сложные ситуации
взаимодействия
с
приемным
ребенком»,
«Управление
трудным
поведением»,
«Сексуализированное поведение ребенка», «Учимся понимать друг друга», «Ребенок и
воровство. Профилактика воровства», «Восприятие чувств ребенка, потребности ребенка»;
коррекционно
-
развивающих
занятия
с
подопечными
детьми:
цикл
занятий,
направленный
на
работу
с
сопротивлением;
занятия
по
коррекционно-развивающим
программам для подростков, направленным на развитие качеств личности подростка,
способствующих
успешной
социализации
и
самореализации
в
жизни,
мотивации
к
здоровому образу жизни.
В результате у опекаемых (подопечных) с трудностями адаптации, в поведении и
учении, формируется положительная мотивация к учению, изменяется социометрический
статус в процессе социализации в группе сверстников, сформировалась идентификация с
членами семьи, тревожность и напряженность снизились.
Таким
образом,
социально-психологическое
и
психологическое
сопровождение
семьи во взаимодействии педагогов-психологов, социальных работников, специалистов
органов опеки и попечительства, педагогов, и воспитателей образовательных организаций
через организационную форму – Консилиум, позволяет:
- скоординировать деятельность специалистов социальной и образовательной сфер
по интеграции опекаемого (подопечного) ребенка для его успешной интеграции в социум.
- предотвратить жестокое обращение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей и их возврат в Центр помощи детям, оставшимся без попечения
родителей.
Результатом слаженной, системной работы в межведомственном взаимодействии и
межтерриториальном взаимодействии по семейному устройству наших воспитанников
является снижение их возвратов в Центр.