Напоминание

сопровождение замещающих семей в межведомственном взаимодействии


Авторы: Ткаченко Лидия Ивановна, Канивец Ирина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Большой Лог Аксайского района Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: сопровождение замещающих семей в межведомственном взаимодействии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Л.И. Ткаченко, Канивец И.А.- ГКУСО РО

Большелогского цетра помощи детям

Сопровождение замещающих семей в межведомственном взаимодействии.

Последние два десятилетия проблема сиротства в России является одной самых

острых социальных проблем.

Принятая в 2012 году Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -

2017 годы определила основные задачи реализации государственной политики в данной

сфере, в том числе, обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день поиск решения данных проблем в России осуществляется в

контексте развития института семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, а также

подготовки детей к устройству в замещающие семьи.

Приоритетными направлениями деятельности нашего учреждения, по реализации

права

каждого

ребенка

«Жить

и

воспитываться

в

семье»,

является

социализация

и

подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, к семейному устройству.

В семье дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей приобретают

опыт реальной жизни семьи, построения близких отношений, дружеского общение детей и

взрослых; получают представление о семейных отношениях и ролях.

Устройство

воспитанников

Центра

в

замещающие

семьи

мы

осуществляем

во

взаимодействии с органами опеки и попечительства Управления образования Аксайского

района, а также других регионов и не только Ростовской области.

В

настоящее

время

существенно

изменился

контингент

воспитанников

в

организациях

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

это

в

основном дети старших возрастов, которые или возвращены из - под опеки, либо по какой-

либо причине не переданы в семью.

Устройство

этих

детей

в

семьи

весьма

затруднительно,

актуальной

остается

проблема риска возврата воспитанников из замещающих семей.

В 2015 году мы активизировали работу по созданию системы работы по устройству

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на подготовку

воспитанников к проживанию в семье и профилактику возвратов.

Для объединения усилий по устройству детей-сирот, оставшихся без попечения

родителей,

подписан

договор

о

взаимном

сотрудничестве

с

органами

опеки

и

попечительства,

социальным

центрам,

общественными

организациями

территории

Аксайского района.

Целью нашего взаимодействия является: передача детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей как на временное их проживание в семьях граждан, так и опеку и

попечительство, возврат в кровную семью, профилактика возвратов детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей в учреждения господдержки..

Задачи:

1. Пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей.

2.

Подготовка

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей

к

проживанию в замещающей семье.

3.

Размещение

воспитанников

в

замещающие

семьи

в

межведомственном

и

межтерриториальном взаимодействии с органами опеки и попечительства, социальными

учреждениями, образовательными организациями, с некоммерческими общественными

организациями, ассоциациями замещающих семей.

4. Сопровождение на этапе адаптации и функционирования замещающей семьи с

приемным ребенком.

Особенностью в работе по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей является выезды в замещающие семьи для

проведения семейных и индивидуальных консультаций, проведение выездной Летней

школы, «семейная гостиная» при центре помощи детям.

Под руководством органов опеки и попечительства организуются и проводятся встречи с

гражданами поселений, работниками образовательных организаций, центром социального

обслуживания,

с

замещающими

родителями

по

пропаганде

семейного

устройства

воспитанников

Большелогского центра помощи детям, юридические консультации по

вопросам жизнеустройства различной категории детей. На страницах СМИ публикуется

информация о деятельности учреждения, его структурных подразделениях, отдельных

специалистов.

Подготовку

воспитанников

к

проживанию

в

замещающей

семье

обеспечивает

созданные

коллективом

Большелогского

центра

помощи

детям

под

руководством

директора

Л.И.

Ткаченко

комфортные

условия

проживания

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей.

Воспитательная

и

профилактическая

работа,

социальная

реабилитация

более

успешна

при

включении

ресурсов

среды

межведомственного

и

межтерриториального

взаимодействия

на

основе

социального

партнерства.

Разработаны и реализуются совместные планы работ с социальными партнерами: с

общественными

организаций,

вневедомственными

учреждениями,

руководителями

и

сотрудниками

учреждений,

депутатами,

представителями

муниципальной

власти,

субъектами профилактики, молодежными объединениями.

Социальное партнерство предоставляет большие возможности для формирования

системы ценностей личности воспитанника, помогает детям найти приложение своих сил

и

возможностей,

реализовать

свои

интересы,

способствуют

профилактике

правонарушений и самовольных уходов; формированию у воспитанников гражданско-

патриотической, активной жизненной позиции; общечеловеческих, семейных ценностей;

духовно-нравственного и физического развития.

Подготовка

воспитанников

к

проживанию

в

замещающей

семье

ведется

специалистами по программам «Счастливый ребенок» «Подготовка ребенка к устройству

в

принимающую

семью».

Программы

направлены

на

создание

социально-

психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей

семье; применяются методы: сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, арт–терапия.

Для расширения круга граждан, способных оказать детям помощь в социализации, а

также принять их в дальнейшем на воспитание в свои семьи с 2013 года активизирована

работа по временной передаче воспитанников центра помощи детям в семьи граждан

посредством проведения акции «Новый год в кругу семьи».

Временная передача ребенка в семью граждан эффективно используется, как в целях

приобретения

воспитанником

навыков

проживания

в

семье,

так

и

в

качестве

предварительного этапа устройства ребенка в семью граждан, желающих усыновить его

или установить над ним опеку (попечительство), способствует установлению контакта

между ребенком и потенциальными приемными родителями.

Активное

участие

во

временной

передаче

воспитанников,

принимают

участие

приемные семьи Аксайского района, некоммерческие организации, благотворительные

фонды «Надежда по всему миру», им. Николая Чудотворца и др, волонтеры ЮФУ, ДГТУ.

Дети, при временной передаче, проживая в семье, получают опыт реальной жизни

семьи,

представление

о

семейных

отношениях

и

ролях,

опыт

построения

близких

отношений,

дружеского

общения

детей

и

взрослых.

У

воспитанников

подростков

повышается мотивация к устройству в семью, что снижает впоследствии риск возврата

воспитанников в государственное учреждение;

Для многих детей – это первый шаг на пути к приемной семье, поскольку позволяет

взрослым и детям лучше узнать друг друга.

В Центре работает «Семейная гостиная», куда собираются граждане, желающие

взять на воспитание в свою семью ребенка из Центра или другого подобного учреждения.

В

«Семейной

гостиной

обсуждаются

проблемы:

«Возрастные

особенности

развития

подопечных детей», «Предупреждение жестокого обращения с подопечными детьми»,

«Информационная

поддержка

по

предупреждению

травматических

стрессовых

расстройств у подростков», «Нормативные кризисы», «Нормативные и ненормативные

кризисы».

Для

замещающих

семей

стали

актуальны

такие

формы

работы

как

«Родительский клуб» (проводится ежемесячно), «Летняя выездная школа» (работает в

течение 5 дней), психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) (1 раз в месяц, а

также по необходимости).

Специалисты выступают в «Родительском клубе», на «Летней выездной школе» с

презентацией «Профилактика жестокого обращения с детьми», для детей организуются

самые разнообразные игровые программы, мастер-классы. Дополнительное образование

учреждения полностью берет на себя обязанности научить детей из замещающих семей

тем навыкам и приемам работы с тканью, бумагой, и т.д. которым обучены дети, живущие

в Центре.

Среди педагогов школ, детских садов распространяются памятки, информационные

бюллетени, буклеты по направлениям «Профилактика социального сиротства детей и

семейного

неблагополучия»

«Профилактика

семейных

кризисов»,

«Профилактика

жестокого

обращения

с

детьми»,

«Родительско-детские

отношения

с

детьми

подросткового возраста»;

Межведомственное

и

межтерриториальное

взаимодействие

в

период

адаптации

направлено

на

активную

поддержку

замещающих

семей

в

вопросах

воспитания

и

преодоления

конфликтов

и

кризисов,

а

также

на

содействие

в

развитии

системы

самоподдержки и самопомощи внутри семьи, так как адаптация детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, в новой семье, продолжительна, болезненна и порой

непредсказуема. Этот длительный период может продолжаться от 1,5 до 3 лет.

При

размещении

ребенка

в

замещающую

семью,

в

межведомственном

и

межтерриториальном

взаимодействии,

выстраивается

сеть

окружения

ребенка

(социальные работники, школьные учителя, члены расширенной семьи, наставники и

волонтеры,

друзья,

специалисты,

работающие

с

ребенком

(врачи)),

необходимая

для

адаптации ребенка в новой семье, снижения риска возврата в Центр.

В

социальном

партнерстве

в

г.

Аксае

и

Аксайском

районе

апробируются

«Индивидуальный

образовательный

маршрут

для

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

или

ребенка

инвалида»,

«Индивидуальный

образовательный

маршрут

как

средство

сопровождения

обучающегося,

испытывающего

трудности

в

освоении

общеобразовательной

программы,

развитии

и

социальной

адаптации».

Организация и проведение социально-психологического консилиума позволяет

обеспечить процесс интеграции ребенка в семью; помочь замещающим родителям в

преодолении

кризисов

адаптации

ребенка

к

новой

семье,

нормативных

кризисов;

сформировать поддерживающую среду.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) в учреждении является

организационной формой социально-психологического и психологического

сопровождения

семей

опекунов.

ПМПк

(Консилиум)

-

постоянно

действующий

коллегиальный орган, на котором обсуждаются и принимаются решения по основным

вопросам

сопровождения

замещающей

семьи.

Консилиум

осуществляет

свою

деятельность на основании заключений по готовности детей к устройству в замещающие

семьи;

по

результатам

тестирования

на

комфортность

пребывания

опекаемого

(подопечного) в семье опекунов, попечителей, приемных родителей.

Цель Консилиума — осуществление координации деятельности специалистов по

организации комплексного сопровождения замещающих семей.

Задачи Консилиума:

- разработка индивидуальных планов работы с замещающими семьями;

-

коррекция

индивидуальных

планов

с

замещающими

семьями

по

результатам

тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семьях опекунов,

попечителей, приемных родителей, наблюдений специалистов, обращений замещающих

семей;

-

координация

деятельности

участников

сопровождения

при

оказании

помощи

замещающим семьям;

- осуществление взаимосвязи с образовательными организациями, учреждениями

социального

обслуживания

и

другими

структурами

для

организации

работы

с

замещающими семьями.

Консилиум принимает соответствующие решения и передает их в органы опеки и

попечительства.

В повестку консилиума включены вопросы:

1. Рассмотрение результатов тестирования на комфортность пребывания опекаемого

(подопечного)

в

замещающей

семье

по запросу

органов

опеки

и

попечительства

и

произведение оценки ситуации.

2.

Определение

способов

выхода

из

ситуации

-

видов

и

форм

сопровождения

замещающей семьи по направлениям:

-

социальной

работы:

социально-педагогические

услуги

(консультирование,

диагностика,

патронаж);

социально-правовые

услуги

(консультирование,

юридическая

помощь и содействие по соблюдение социальных гарантий и мер социальной поддержки),

социально-психологические услуги (консультирование, диагностика, коррекция, тренинги,

индивидуальные и групповые занятия, патронаж, экстренная психологическая и медико-

психологическая помощь);

- образовательной деятельности: педагогическая коррекция (учебная деятельность;

специальные

знания,

умения,

навыки;

коррекционно-воспитательная

деятельность);

психолого-педагогическая коррекция (коррекционно-развивающая деятельность).

Дальнейшее

сопровождение

замещающей

семьи

с

опекаемым

(подопечным)

ребенком (детьми) осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы с

приемными

семьями,

семьями

опекунов

и

отражается

в

маршруте

сопровождения

замещающей

семьи,

а

также

в

документах

специалистов

как

детского

дома,

так

и

специалистов учреждений, находящихся в социальном партнерстве с нашим учреждением.

Индивидуальный

план

работы

с

приемными

семьями,

семьями

опекунов

корректируется с учетом изменившихся обстоятельств.

В

ходе

реализации

мероприятий

в

рамках

индивидуального

плана

работы

с

приемными семьями, семьями опекунов специалистами были проведены сетевые встречи

«Причины

снижения

успеваемости»,

«Причины

нарушений

родительско-детских

отношений»;

консультации

по

темам:

«Родительские

ожидания

и

разочарования»,

«Методы уменьшения и прекращения неодобряемого поведения», «Сложные ситуации

взаимодействия

с

приемным

ребенком»,

«Управление

трудным

поведением»,

«Сексуализированное поведение ребенка», «Учимся понимать друг друга», «Ребенок и

воровство. Профилактика воровства», «Восприятие чувств ребенка, потребности ребенка»;

коррекционно

-

развивающих

занятия

с

подопечными

детьми:

цикл

занятий,

направленный

на

работу

с

сопротивлением;

занятия

по

коррекционно-развивающим

программам для подростков, направленным на развитие качеств личности подростка,

способствующих

успешной

социализации

и

самореализации

в

жизни,

мотивации

к

здоровому образу жизни.

В результате у опекаемых (подопечных) с трудностями адаптации, в поведении и

учении, формируется положительная мотивация к учению, изменяется социометрический

статус в процессе социализации в группе сверстников, сформировалась идентификация с

членами семьи, тревожность и напряженность снизились.

Таким

образом,

социально-психологическое

и

психологическое

сопровождение

семьи во взаимодействии педагогов-психологов, социальных работников, специалистов

органов опеки и попечительства, педагогов, и воспитателей образовательных организаций

через организационную форму – Консилиум, позволяет:

- скоординировать деятельность специалистов социальной и образовательной сфер

по интеграции опекаемого (подопечного) ребенка для его успешной интеграции в социум.

- предотвратить жестокое обращение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без

попечения родителей и их возврат в Центр помощи детям, оставшимся без попечения

родителей.

Результатом слаженной, системной работы в межведомственном взаимодействии и

межтерриториальном взаимодействии по семейному устройству наших воспитанников

является снижение их возвратов в Центр.



В раздел образования