Напоминание

Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках истории, как способ развития творческих способностей обучающихся.


Автор: Старовойтова Ирина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: общеобразовательный лицей ТИУ
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках истории, как способ развития творческих способностей обучающихся.
Раздел: полное образование





Назад




Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках истории, как

способ развития творческих способностей обучающихся.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,

которая предполагает

создание

под

руководством

учителя проблемных

ситуаций

и

активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате

чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, а также развитие

мыслительных способностей.

Цель: применения элементов данной технологии:

приобретение знаний, умений, навыков;

усвоение способов самостоятельной деятельности;

развитие познавательных и творческих способностей.

Технология

проблемного

обучения

на

уроках

истории

является

объективной

необходимостью, на это есть ряд причин:

А)

В

современной

исторической

науке

продолжаются

дискуссии

по

проблемам

формирования

Киевского

государства

(норманнская

теория),

спор

«западников»

и

«славянофилов» об оценках деятельности Петра I.; альтернативы развития российского

общества после Февральской (1917 г.) революции; революция или переворот (октябрь 1917

г.) и др. Ученик вольно или невольно втягивается в полемику, развернутую на страницах

учебников и учебных пособий.

Б) Применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы

требует

отхода

от

дублирования

материала,

изучавшего

в

5-9

классах,

и

работы

по

основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности

исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей

исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся

по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов,

мемуарной, документальной литературы.

Особенность. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации -

проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания

материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

При работе с технологией проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных

этапа:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3)

Поиск

решений

проблемы,

изучение

фактического

материала,

источниковой

базы,

осмысление проблемы, обобщение материала (на этом этапе происходит подтверждение

гипотез

фактами,

документами,

определением

содержания

терминов,

примерами

из

всемирной и отечественной истории)

4)

Дискуссия.

Аргументация,

синтез,

обобщение,

выводы

(на

данном

этапе

дети

защищают свою точку зрения)

Методические приемы создания проблемной ситуации:

- учитель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его

разрешения;

- сталкивает противоречия с практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает обучающимся рассмотреть историческое явление с различных позиций,

- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

-

ставит

конкретные

вопросы

(на

обобщение,

обоснование,

конкретизацию,

логику

рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее:

-

проблемное

изложение

(выдвигаю

проблему

и,

разъясняя

материал,

с

помощью

логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления).

Например,

при

изучении

темы

«Первая

мировая

война»

я

предлагаю

обучающимся

следующее

задание:

«По

ходу

изучения

темы

выяснить,

а

возможно

ли

было

предотвратить эту войну»;

- создавая проблемную ситуацию, я высказываю противоположные, полярные мнения

ученых, очевидцев, современников исторических событий и предлагаю ребятам принять

ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию. Например, при изучении темы

«Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую перед ними проблему: «В годы

первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может

ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь –

революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более

предпочтительным как средство преобразования действительности».

- иногда я указываю ребятам, что сама столкнулась с этой проблемой впервые и не знаю

решения

вопроса,

и

предлагаю

обучающимся

одновременно

со

мной

попытаться

разрешить возникшую проблему.

При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы:

- знакомлю обучающихся с предположением о том, что событие развивалось иначе;

- высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот

на оценку событий (например «превентивный удар СССР»...);

- указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события;

- показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в

СССР);

- знакомлю с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и

СССР» в 1939 г. и др.

Организуя учебную деятельность обучающихся, можно использовать следующие формы:

коллективную, групповую, индивидуальную.

Проблемные

ситуации

можно

создавать

на

всех

этапах

процесса

обучения:

при

объяснении, закреплении, контроле. Например, на контрольном уроке по теме: «Великая

Отечественная война 1941 -1945 гг.», я формулирую проблемное задание: «Одна из точек

зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР

носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как

Советы угрожали Германии войной. Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ

обоснуйте.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю обучающихся на ее

решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта

своего обучения, и в результате у него образуются новые знания, он овладевает новыми

способами действия.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной

ситуации требует использование дифференцированного и индивидуального подхода.

В учебную программу «Россия и мир» (авторы О.В.Волобуев, В.А. Клоков и др.)

включен материал позволяющий показать многообразие путей и форм исторического

процесса,

его

неоднолинейность,

многоаспектность,

противоречивость.

Должное

внимание

уделяется

дискуссионным

проблемам

исторической

науки,

что

позволяет

обучающимся

формулировать

темы

для

исследовательских

работ.

При

этом

акцент

сделан

на

формирование

целостных

представлений

об

историческом

прошлом

человечества,

на формирование способности рассматривать события и явления с точки

зрения

их

исторической

обусловленности,

сопоставлять

различные

версии

и

оценки

исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным

проблемам прошлого и современности.

В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения

внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.



В раздел образования