Напоминание

"Хоровой класс. Старший хор"


Автор: Куксенок Анна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 54"
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Хоровой класс. Старший хор"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования Администрации города Ижевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным

изучением отдельных предметов »

Рассмотрено на заседании

Методической комиссии

протокол № 1

От «29» августа 2016 г.

Принято на заседании

Педагогического совета

протокол № 1

От «30» августа 2016 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 54»

_____________Е.В. Гуменная

приказ № 158-ОД

От «31» августа 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«ХОРОВОЙ КЛАСС»

Старший хор

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:

Куксенок Анна Юрьевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Ижевск, 2016

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка………………………………3

Цель и задачи программы……………………………5

Учебный план…………………………………………6

Содержание учебного плана…………………………14

Планируемые результаты…………………………….30

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий программы

Условия реализации программы…………………….33

Формы аттестации и контроля………………………34

Оценочные материалы……………………………….35

Методические материалы……………………………36

Список литературы ……………………………….39

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Актуальность программы: В настоящее время огромное внимание уделяется

эстетическому

воспитанию

подрастающего

поколения.

Одним

из

наиболее

действенных средств эстетического воспитания, духовно – нравственного развития

является

хоровое

пение.

Через

хоровое

пение

дети

приобщаются

к

искусству,

участвуют в нем, познают мир прекрасного,

овладевают духовными и культурными

ценностями народов мира и Российской Федерации.

Хоровое

пение

способствует

развитию

слуха,

музыкальности

детей,

помогает

формированию навыков хорового исполнительства.

Атмосфера

творчества,

взаимопомощи,

ответственность

за

общее

дело,

присутствующая

в

хоровом

коллективе,

способствует

формированию

личности

обучающегося, помогает ему поверить в свои силы. Именно в этом заключается залог

высоких художественных результатов хора.

Направленность программы – художественно – эстетическая.

Новизна: Данная

программа

учитывает

возрастные

и

индивидуальные

особенности обучающихся,

направлена на выявление одаренных детей в области

музыкального искусства и создание условий для музыкального образования детей в

условиях общеобразовательной школы.

Адресат программы - Хоровые занятия проводятся с обучающимися 5 - 8 классов

школы (12 -15 лет).

Срок реализации: 4 года

Формы организации - Форма занятий – групповая. В соответствии со школьными

сменами,

занятия

проводятся

по

группам:

5,8

год

обучения

и

6,7

год

обучения.

Возможно, при необходимости деление группы по голосам: сопрано I, сопрано II и

альты.

Режим занятий - Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа с каждой группой.

Объем программы - Годовая учебная нагрузка одной группы составляет 102 часа.

В старшем хоре (5,6,7,8 год

обучения) педагог следит за совершенствованием

важнейших

хоровых

навыков

обучающихся

(дыханием,

звуковедением,

ансамблем,

строем, дикцией и пр.), усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей

детей.

Таким

образом,

содержание

программы

является

доступным,

учитываются

психологические особенности обучающихся, степень их подготовленности.

Хоровой репертуар отбирается в соответствии с целями и задачами курса, а

также учитываются возрастные особенности обучающихся, их вокальные возможности

и предпочтения.

В связи с этим, в репертуар включены произведения русской и

зарубежной

хоровой

классики,

а

также

интересные,

жанровые

произведения

современных композиторов и обработки народных песен, понятные детям.

Огромное

влияние

на

развитие

музыкальности

обучающихся

оказывает

тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения,

выявлением

его

идейно

эмоционального

смысла.

При

этом

особое

значение

приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего

произведения, умение чувствовать и выделять кульминационные моменты.

Учебно–тематический план имеет несколько разделов, которые в процессе хоровых

занятий должны находиться в неразрывной взаимосвязи.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые занятия

для родителей и преподавателей, выступления на школьных мероприятиях, концертные

выступления в рамках школьной филармонии, отчетные концерты. Большим стимулом

музыкального роста для хористов будет участие в различных фестивалях и конкурсах,

организуемых как в городе, так и за его пределами.

Программа

составлена

в

соответствии

с

Федеральным

законом

от

29.12.2012

№ 273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации», приказом

Министерства

образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»,

письмом

Департамента

государственной

политики в сфере воспитания детей и молодежи МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ»,

письмом

МОиН

УР

01/01-32/5088,

Информации

Общероссийского

профсоюза образования от 07.07.2016г. № 323 «О дополнительных разъяснениях по

сокращению и устранению избыточной отчетности учителей

»,

на основе Положения об

эстетическом

отделении

МБОУ

«СОШ

54»,

Требований

к

проектированию,

структуре

и

содержанию

дополнительной

общеразвивающей

программы

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Средняя

образовательная

школа

54

с

углубленным

изучением

отдельных

предметов»,

типовой программы по хоровому классу для детских школ искусств, адаптированной к

условиям общеобразовательной школы.

К

дополнительной

общеразвивающей

программе

прописываются

рабочие

программы стартового, базового и продвинутого уровней.

Цели и задачи программы

Главной

целью

предмета

является

развитие

творческих

способностей

обучающихся через формирование музыкально-художественных представлений, как

основы воспитания социально-значимой личности.

Исходя из этого, предмет имеет следующие задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей любовь к музыке, хоровому искусству.

2 . Воспитание

нравственных

чувств:

любви

к

Родине,

уважение

к

ее

традициям,

народному творчеству, музыкальной культуре.

3

. Выработать

потребность

у

обучающихся

в

систематическом

коллективном

музицировании (способность к совместному эмоциональному порыву, умение тонко

чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей).

Развивающие:

1 . Развитие

эстетического

отношения

к

музыкальному

искусству:

эмоциональной

отзывчивости, культуры восприятия, чувства сопереживания.

2. Развитие творческой индивидуальности.

3. Способствовать общекультурному и эстетическому развитию обучающихся.

4

. Развитие

музыкальных

способностей

(музыкального

слуха,

чувства

ритма,

выразительного исполнения).

Образовательные:

1 . Формирование

основных

вокально-хоровых

навыков

(дыхание,

звуковедение,

ансамбль, строй, дикция).

2. Активное использование знания нотной грамоты и навыков сольфеджио.

3. Расширение музыкально – художественного кругозора обучающихся.

Учебный план 5 года обучения

Содержание разделов,

тем

Общее

кол-во

часов

Теория

Практ

ика

Формы аттестации и

контроля

1.Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1,5

1,5

-

опрос

2.Вокально-хоровая

работа:

Певческая установка и

дыхание

7,5

1,5

6

наблюдение, самоконтроль

Звуковедение, дикция

7,5

1,5

6

наблюдение,

взаимоконтроль

Ансамбль и строй

7,5

1,5

6

наблюдение,

индивидуальный опрос

П е н и е

в о к а л ь н ы х

упражнений

13,5

-

13,5

самоконтроль,

взаимоконтроль,

индивидуальный опрос,

пение дуэтами и трио, с

игрой на инструменте;

3. Исполнение

произведений:

Народная песня

13,5

1,5

12

Индивидуальный опрос,

сдача партий

индивидуально, дуэтами,

трио

Классика

13,5

1,5

12

анализ средств

музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом)

Современная песня

13,5

1,5

12

анализ средств

музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом)

4. Музыкальная грамота

7,5

1,5

6

опрос, тестирование

5. Подготовка

концертных

выступлений

15

-

15

коллективная творческая

деятельность;

анализ исполнения;

опрос, наблюдение

6. Итоговое занятие

1,5

-

1,5

совместное подведение

итогов, диалог

Итого:

102

12

90

Учебный план 6 года обучения

Содержание разделов,

тем

Общее

кол-во

часов

Теория

Практ

ика

Формы аттестации и

контроля

1.Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1,5

1,5

-

наблюдение, опрос

2.Вокально-хоровая

работа:

Певческая установка и

дыхание

7,5

1,5

6

наблюдение, самоконтроль

Звуковедение, дикция

7,5

1

6,5

наблюдение,

взаимоконтроль

Ансамбль и строй

7,5

1

6,5

наблюдение, опрос

П е н и е

в о к а л ь н ы х

упражнений

13,5

-

13,5

самоконтроль,

взаимоконтроль,

индивидуальный опрос,

пение дуэтами и трио, с

игрой на инструменте;

3. Исполнение

13,5

1

12,5

Индивидуальный опрос,

произведений:

Народная песня

сдача партий

индивидуально, дуэтами,

трио

Классика

13,5

1

12,5

анализ средств

музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом)

Современная песня

13,5

1,5

12

анализ средств

музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом)

4. Музыкальная грамота

7,5

1

6,5

опрос, тестирование

5. Подготовка

концертных

выступлений

15

-

15

коллективная творческая

деятельность;

обсуждение – диалог;

анализ исполнения;

опрос, наблюдения

6. Итоговое занятие

1,5

-

1,5

совместное подведение

итогов, диалог

Итого:

102

9,5

92,5

Учебный план 7 года обучения

Содержание разделов,

Общее

Теория

Практ

Формы аттестации и

тем

кол-во

часов

ика

контроля

1.Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1,5

1,5

-

фронтальный опрос

2.Вокально-хоровая

работа:

Певческая установка и

дыхание

7,5

1,5

6

наблюдение, самоконтроль

Звуковедение, дикция

7,5

1

6,5

взаимоконтроль

Ансамбль и строй

7,5

1

6,5

самоконтроль

П е н и е

в о к а л ь н ы х

упражнений

13,5

-

13,5

самоконтроль,

взаимоконтроль,

индивидуальный опрос,

пение без сопровождения

дуэтами и трио

3. Исполнение

произведений:

Народная песня

а cappella

13,5

1,5

12

Индивидуальный опрос,

сдача партий

индивидуально, дуэтами,

трио

Классика

13,5

1

12,5

самостоятельный анализ

средств музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом и без

инструмента)

Современная песня

13,5

1

12,5

самостоятельный анализ

средств музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом)

4. Музыкальная грамота

7,5

1

6,5

опрос, тестирование

5. Подготовка

концертных

выступлений

15

-

15

коллективная творческая

деятельность;

обсуждение – диалог;

анализ исполнения;

опрос, наблюдения

6. Итоговое занятие

1,5

-

1,5

совместное подведение

итогов, анкетирование

Итого:

102

9

93

Учебный план 8 года обучения

Содержание разделов,

тем

Общее

кол-во

часов

Теория

Практ

ика

Формы аттестации и

контроля

1.Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1,5

1,5

-

индивидуальный опрос

2.Вокально-хоровая

работа:

Певческая установка и

дыхание

7,5

0,5

7

самоконтроль

Звуковедение, дикция

7,5

0,5

7

наблюдение,

взаимоконтроль

Ансамбль и строй

7,5

1,5

6

наблюдение, самоконтроль

П е н и е

в о к а л ь н ы х

упражнений

13,5

-

13,5

самоконтроль,

взаимоконтроль,

индивидуальный опрос,

пение дуэтами и трио,

группами голосов

3. Исполнение

произведений:

Народная песня

а cappella

13,5

1

12,5

индивидуальный опрос,

сдача партий

индивидуально, дуэтами,

трио

Классика

13,5

1

12,5

самостоятельный анализ

средств музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом и без

инструмента)

Современная песня

13,5

1

12,5

самостоятельный анализ

средств музыкальной

выразительности с

помощью методов и

приемов ТРКМ;

сдача партий

(индивидуально, дуэтами,

трио, с инструментом)

4. Чтение с листа

7,5

1

6,5

фронтальный и

индивидуальный опрос

5. Подготовка

концертных

выступлений

15

-

15

коллективная творческая

деятельность;

анализ исполнения;

опрос

6. Итоговое занятие

1,5

-

1,5

совместное подведение

итогов, анализ

Итого:

102

8

94

Содержание учебного плана 5 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Инструктаж учащихся по технике безопасности, голосовому режиму.

Раздел 2. Вокально – хоровая работа.

Тема 1. Певческая установка и дыхание.

Теория: «Цепное» дыхание, скорость вдоха и темп.

Практика: соблюдение певческой установки, развитие навыка певческого

дыхания,

приема «цепного» дыхания, закрепление умения равномерно распределять

дыхание по фразам, различать особенности дыхания в быстрых и медленных темпах.

Тема 2. Звуковедение и дикция.

Теория: Диапазон: сопрано первые – до I–фа II; сопрано вторые – до I – ми II,

альты – си – до, ре II. Атака звука. Тембр голоса. Дикция.

Практика:

Пение

на

одном

дыхании

протяженных

музыкальных

фраз,

равномерно расходуя дыхание, сохраняя состояние вдоха. При пении целесообразно

пользоваться мягкой атакой звука, а твердой как средством выразительности. Развитие

ощущения близкого, округлого звука при его высокой вокальной позиции. Добиваться

свободы и подвижности артикуляционного аппарата, дальнейшего совершенствования

дикционных

навыков

в

быстрых

и

медленных

темпах,

сохранять

дикционную

активность при пении в нюансе p и pp.

Тема 3. Ансамбль и строй.

Теория: Унисон. Многоголосное пение. Пение без сопровождения.

Практика: Всестороннее развитие музыкального слуха при помощи упражнений

и

вокализов.

Чистое

интонирование

одноголосия,

стройное

пение

двухголосия

и

трехголосия

с

использованием

разнообразных

приемов

(пение

дуэтами,

трио,

с

инструментом, парами голосов, выстраивание созвучий от нижнего звука и т.д.).

Тема 4. Пение вокальных упражнений.

Практика: Развитие умения петь чисто и стройно одноголосные, двухголосные,

трехголосные вокальные упражнения и вокализы. Каждое упражнение нацелено на

развитие

различных

сторон

музыкального

слуха

(мелодического,

гармонического,

вокального, внутреннего), качества звука, расширение диапазона голоса.

Раздел 3. Исполнение произведений.

Тема 1. Народная песня.

Теория: Знакомство учащихся с хоровыми произведениями проходит в форме

беседы

с

привлечением

мультимедийных

технологий

для

разнообразия

процесса

восприятия музыки (слушание музыки в записи, просмотр на DVD, через компьютер).

Раскрывается

содержание

произведения,

особенности

лада,

метроритма,

голосоведения, структуры, формы.

Практика: Показ – исполнение или показ произведения в записи. Работа над

двухголосными

и

трехголосными

обработками

народных

песен

разных

жанров

(шуточные, лирические и т.д.), развернутые по форме, разнообразные по музыкальному

языку

и

фактуре

изложения

(подголосочная

полифония,

аккордовая

фактура).

Исполняются

народные

произведения

на

языке

оригинала.

Сложные

места

проучиваются

отдельно

по

фрагментам.

Подробно

разбирается

текст,

объясняется

перевод, разучивается произношение слов.

Тема 2. Классика.

Теория: Краткая образная беседа о жизни и творчестве композитора и поэта.

Материалы

по

раскрытию

биографии,

творческого

портрета

композитора

и

поэта

готовятся учащимися с помощью дополнительных источников информации: Интернет,

справочная литература, музыкальная энциклопедия и т.д.

В качестве дополнения к представленной информации используются портреты

композиторов и поэтов, слушание других произведений композитора для более полного

представления

о

его

музыкальном

творчестве,

особенностях

стиля,

тематики

произведений.

Практика:

Классические

хоровые

произведения

разучиваются

раздельно

по

партиям сольфеджио, со словами, а затем со всем хором. Изучение произведения

осуществляется по нотам. В процессе занятий осуществляется взаимосвязанная работа

над технической и художественной стороной исполнения.

Тема 3. Современная песня.

Теория: Перед началом разучивания вместе с учащимися

проводится анализ

музыкального и поэтического текста.

Практика:

Показ

исполнение

или

показ

произведения

в

записи.

Для

разучивания предлагаются двухголосные и трехголосные произведения, написанные в

современных

ритмах,

понятные

и

доступные

учащимся

по

музыкальному

языку,

различные по стилю. В этот раздел входят произведения патриотического содержания.

Разбор осуществляется по фрагментам с тщательной проработкой трудных мест.

Раздел 4. Музыкальная грамота.

Теория:

Закрепление

знаний,

умений

и

навыков,

получаемых

на

занятиях

сольфеджио. Специальная музыкальная и хоровая терминология.

Практика:

Грамотное

чтение

с

листа

вокализов

и

произведений

с

точным

исполнением

ритмического

рисунка

и

мелодического

голоса.

Владение

знаниями

специальных

музыкальных

терминов,

умение

воспроизводить

в

пении

требования

авторов

к

исполнению

(наличие

в

нотном

тексте

авторских

ремарок).

Добиваться

достаточной свободы ориентации в нотных текстах любой сложности.

Раздел 5. Подготовка концертных выступлений.

Практика:

Выступления

учащихся

на

отчетных

концертах

для

родителей,

школьных мероприятиях, концертах для ветеранов, фестивалях и конкурсах районного,

городского, республиканского значения.

В совместном творчестве достигается сплочение хорового коллектива, возрастает

личная

ответственность

каждого

участника

хора

за

общий

результат

совместной

творческой деятельности. Закрепление сознательного отношения хористов к своему

пению и к пению других, к неукоснительному следованию правилам пения в хоре.

При

исполнении

музыкальных

произведений

оттачивается

владение

выразительным

певческим

звуком,

умение

артистично,

эмоционально

раскрывать

образное

содержание

хоровых

сочинений;

умение

воспроизводить

многообразие

динамических и агогических возможностей исполнения произведений.

Гибкое следование требованиям дирижерского жеста, их четкое выполнение.

Воспитание потребности в совместной творческой деятельности.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Практика:

Совместный

анализ

о

проделанной

работе

в

течение

года

(анкетирование), выставление оценок, творческие планы.

Содержание учебного плана 6 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Инструктаж учащихся по технике безопасности, голосовому режиму.

Раздел 2. Вокально – хоровая работа.

Тема 1. Певческая установка и дыхание.

Теория: «Цепное» дыхание, скорость вдоха и темп.

Практика: соблюдение

певческой

установки,

развитие

навыка

певческого

дыхания,

приема «цепного» дыхания, закрепление умения равномерно распределять

дыхание по фразам, различать особенности дыхания в быстрых и медленных темпах.

Тема 2. Звуковедение и дикция.

Теория: Диапазон: сопрвно первые – до I–соль II; сопрано вторые – до I – фа II,

альты – ля – ре, ми II. Атака звука. Тембр голоса. Дикция.

Практика: В процессе пения дыхание остается активно-спокойным,

равномерным,

выдох

экономным.

Совершенствование

кантиленного

звучания

при

точном переходе со звука на звук.

Музыкальный материал: от упражнений на одном

звуке

до

гаммообразных

построений.

Развитие

подвижности

голоса,

полноценное

исполнение мелких длительностей в быстром темпе. Расширение диапазона голоса.

Закрепление дикционных навыков при пении в динамике p и pp, а в быстрых

темпах произнесение сложных буквосочетаний. Развитие свободы артикуляционного

аппарата.

Тема 3. Ансамбль и строй.

Теория: Унисон. Многоголосное пение. Пение без сопровождения.

Практика:

Развитие

умения

устойчиво

интонировать

мелодический

голос

в

хоровых

произведениях,

слышать

свою

вокальную

партию

в

многоголосных

произведениях

разного

способа

изложения

(аккордовый

и

полифонический).

Совершенствование

навыка

пения

a

cappella,

стройного

и

чистого

звучания

в

произведениях с сопровождением со сложным аккомпанементом.

Тема 4. Пение вокальных упражнений.

Практика: Развитие умения петь чисто и стройно одноголосные, двухголосные,

трехголосные вокальные упражнения и вокализы. Каждое упражнение нацелено на

развитие

различных

сторон

музыкального

слуха

(мелодического,

гармонического,

вокального, внутреннего), качества звука, расширение диапазона голоса.

Раздел 3. Исполнение произведений.

Тема 1. Народная песня a cappella.

Теория: Знакомство учащихся с хоровыми произведениями проходит в форме

беседы

с

привлечением

мультимедийных

технологий

для

разнообразия

процесса

восприятия музыки (слушание музыки в записи, просмотр на DVD, через компьютер).

Раскрывается

содержание

произведения,

особенности

лада,

метроритма,

голосоведения, структуры, формы.

Практика: Показ – исполнение или показ произведения в записи. Работа над

двухголосными

и

трехголосными

обработками

народных

песен

разных

жанров

(шуточные, лирические и т.д.), развернутые по форме, разнообразные по музыкальному

языку

и

фактуре

изложения

(подголосочная

полифония,

аккордовая

фактура).

Исполняются

народные

произведения

на

языке

оригинала.

Сложные

места

проучиваются

отдельно

по

фрагментам.

Подробно

разбирается

текст,

объясняется

перевод, разучивается произношение слов. Опора во время пения на собственные

слуховые представления.

Тема 2. Классика.

Теория: Краткая образная беседа о жизни и творчестве композитора и поэта.

Материалы

по

раскрытию

биографии,

творческого

портрета

композитора

и

поэта

готовятся учащимися с помощью дополнительных источников информации: Интернет,

справочная литература, музыкальная энциклопедия и т.д.

В качестве дополнения к представленной информации используются портреты

композиторов и поэтов, слушание других произведений композитора для более полного

представления

о

его

музыкальном

творчестве,

особенностях

стиля,

тематики

произведений.

Практика:

Классические

хоровые

произведения

разучиваются

раздельно

по

партиям сольфеджио, со словами, а затем со всем хором. Изучение произведения

осуществляется по нотам. В процессе занятий осуществляется взаимосвязанная работа

над технической и художественной стороной исполнения.

Тема 3. Современная песня.

Теория: Перед началом разучивания вместе с учащимися

проводится анализ

музыкального и поэтического текста.

Практика:

Показ

исполнение

или

показ

произведения

в

записи.

Для

разучивания предлагаются двухголосные и трехголосные произведения, написанные в

современных

ритмах,

понятные

и

доступные

учащимся

по

музыкальному

языку,

различные по стилю. В этот раздел входят произведения патриотического содержания.

Разбор осуществляется по фрагментам с тщательной проработкой трудных мест.

Раздел 4. Музыкальная грамота.

Теория:

Закрепление

знаний,

умений

и

навыков,

получаемых

на

занятиях

сольфеджио. Специальная музыкальная и хоровая терминология.

Практика:

Грамотное

чтение

с

листа

вокализов

и

произведений

с

точным

исполнением

ритмического

рисунка

и

мелодического

голоса.

Владение

знаниями

специальных

музыкальных

терминов,

умение

воспроизводить

в

пении

требования

авторов

к

исполнению

(наличие

в

нотном

тексте

авторских

ремарок).

Добиваться

достаточной свободы ориентации в нотных текстах любой сложности.

Раздел 5. Подготовка концертных выступлений.

Практика:

Выступления

учащихся

на

отчетных

концертах

для

родителей,

школьных мероприятиях, концертах для ветеранов, фестивалях и конкурсах районного,

городского, республиканского значения.

В совместном творчестве достигается сплочение хорового коллектива, возрастает

личная

ответственность

каждого

участника

хора

за

общий

результат

совместной

творческой деятельности. Закрепление сознательного отношения хористов к своему

пению и к пению других, к неукоснительному следованию правилам пения в хоре.

При

исполнении

музыкальных

произведений

оттачивается

владение

выразительным

певческим

звуком,

умение

артистично,

эмоционально

раскрывать

образное

содержание

хоровых

сочинений;

умение

воспроизводить

многообразие

динамических и агогических возможностей исполнения произведений.

Гибкое следование требованиям дирижерского жеста, их четкое выполнение.

Воспитание потребности в совместной творческой деятельности.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Практика:

Совместный

анализ

о

проделанной

работе

в

течение

года

(анкетирование), выставление оценок, творческие планы.

Содержание учебного плана 7 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Инструктаж учащихся по технике безопасности, голосовому режиму.

Раздел 2. Вокально – хоровая работа.

Тема 1. Певческая установка и дыхание.

Теория: «Цепное» дыхание, скорость вдоха и темп.

Практика: соблюдение певческой установки, развитие навыка певческого

дыхания,

приема «цепного» дыхания, закрепление умения равномерно распределять

дыхание по фразам, различать особенности дыхания в быстрых и медленных темпах.

Тема 2. Звуковедение и дикция.

Теория: Диапазон: сопрвно первые – до I–соль, ля II; сопрано вторые – до I – фа,

соль II, альты – ля – ми, фа II. Атака звука. Тембр голоса. Дикция.

Практика: При пении дыхание свободное, экономное, продолжительное,

обеспечивающее гибкость голоса на всем диапазоне. Развивается умение свободно

пользоваться приемами дыхания в произведениях разного характера.

Пение естественным, мягким, близким, полетным звуком. На всем диапазоне

пользоваться смешанным типом голосообразования. Воспитание точного исполнения

штрихов и динамических оттенков.

Закрепление дикционных навыков при пении в динамике p и pp, а в быстрых

темпах произнесение сложных буквосочетаний. Развитие свободы артикуляционного

аппарата.

Тема 3. Ансамбль и строй.

Теория: Многоголосное пение. Пение без сопровождения.

Практика:

Дальнейшее

совершенствование

навыков

чистого

интонирования,

строя при многоголосном пении, различных типов ансамбля.

Тема 4. Пение вокальных упражнений.

Практика: Развитие умения петь чисто и стройно одноголосные, двухголосные,

трехголосные вокальные упражнения и вокализы. Каждое упражнение нацелено на

развитие

различных

сторон

музыкального

слуха

(мелодического,

гармонического,

вокального, внутреннего), качества звука, расширение диапазона голоса.

Раздел 3. Исполнение произведений.

Тема 1. Народная песня.

Теория: Знакомство учащихся с хоровыми произведениями проходит в форме

беседы

с

привлечением

мультимедийных

технологий

для

разнообразия

процесса

восприятия музыки (слушание музыки в записи, просмотр на DVD, через компьютер).

Раскрывается

содержание

произведения,

особенности

лада,

метроритма,

голосоведения, структуры, формы.

Практика: Показ – исполнение или показ произведения в записи. Работа над

двухголосными

и

трехголосными

обработками

народных

песен

разных

жанров

(шуточные, лирические и т.д.), развернутые по форме, разнообразные по музыкальному

языку

и

фактуре

изложения

(подголосочная

полифония,

аккордовая

фактура).

Исполняются

народные

произведения

на

языке

оригинала.

Сложные

места

проучиваются

отдельно

по

фрагментам.

Подробно

разбирается

текст,

объясняется

перевод, разучивается произношение слов.

Тема 2. Классика.

Теория: Краткая образная беседа о жизни и творчестве композитора и поэта.

Материалы

по

раскрытию

биографии,

творческого

портрета

композитора

и

поэта

готовятся учащимися с помощью дополнительных источников информации: Интернет,

справочная литература, музыкальная энциклопедия и т.д.

В качестве дополнения к представленной информации используются портреты

композиторов и поэтов, слушание других произведений композитора для более полного

представления

о

его

музыкальном

творчестве,

особенностях

стиля,

тематики

произведений.

Практика:

Классические

хоровые

произведения

разучиваются

раздельно

по

партиям сольфеджио, со словами, а затем со всем хором. Изучение произведения

осуществляется по нотам. В процессе занятий осуществляется взаимосвязанная работа

над технической и художественной стороной исполнения.

Тема 3. Современная песня.

Теория: Перед началом разучивания вместе с учащимися

проводится анализ

музыкального и поэтического текста.

Практика:

Показ

исполнение

или

показ

произведения

в

записи.

Для

разучивания предлагаются двухголосные и трехголосные произведения, написанные в

современных

ритмах,

понятные

и

доступные

учащимся

по

музыкальному

языку,

различные по стилю. В этот раздел входят произведения патриотического содержания.

Разбор осуществляется по фрагментам с тщательной проработкой трудных мест.

Раздел 4. Музыкальная грамота.

Теория:

Закрепление

знаний,

умений

и

навыков,

получаемых

на

занятиях

сольфеджио. Специальная музыкальная и хоровая терминология.

Практика:

Грамотное

чтение

с

листа

вокализов

и

произведений

с

точным

исполнением

ритмического

рисунка

и

мелодического

голоса.

Владение

знаниями

специальных

музыкальных

терминов,

умение

воспроизводить

в

пении

требования

авторов

к

исполнению

(наличие

в

нотном

тексте

авторских

ремарок).

Добиваться

достаточной свободы ориентации в нотных текстах любой сложности.

Раздел 5. Подготовка концертных выступлений.

Практика:

Выступления

учащихся

на

отчетных

концертах

для

родителей,

школьных мероприятиях, концертах для ветеранов, фестивалях и конкурсах районного,

городского, республиканского значения.

В совместном творчестве достигается сплочение хорового коллектива, возрастает

личная

ответственность

каждого

участника

хора

за

общий

результат

совместной

творческой деятельности. Закрепление сознательного отношения хористов к своему

пению и к пению других, к неукоснительному следованию правилам пения в хоре.

При

исполнении

музыкальных

произведений

оттачивается

владение

выразительным

певческим

звуком,

умение

артистично,

эмоционально

раскрывать

образное

содержание

хоровых

сочинений;

умение

воспроизводить

многообразие

динамических и агогических возможностей исполнения произведений.

Гибкое следование требованиям дирижерского жеста, их четкое выполнение.

Воспитание потребности в совместной творческой деятельности.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Практика:

Совместный

анализ

о

проделанной

работе

в

течение

года

(анкетирование), выставление оценок, творческие планы.

Содержание учебного плана 8 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Инструктаж учащихся по технике безопасности, гигиене голоса.

Раздел 2. Вокально – хоровая работа.

Тема 1. Певческая установка и дыхание.

Теория: «Цепное» дыхание, скорость вдоха и темп.

Практика: соблюдение певческой установки, развитие навыка певческого

дыхания,

приема «цепного» дыхания, закрепление умения равномерно распределять

дыхание по фразам, различать особенности дыхания в быстрых и медленных темпах.

Тема 2. Звуковедение и дикция.

Теория: Диапазон: сопрвно первые – до I–соль, ля II; сопрано вторые – до I – фа,

соль II, альты – ля – ми, фа II. Атака звука. Тембр голоса. Дикция.

Практика: При пении дыхание свободное, экономное, продолжительное,

обеспечивающее гибкость голоса на всем диапазоне. Развивается умение свободно

пользоваться приемами дыхания в произведениях разного характера.

Пение естественным, мягким, близким, полетным звуком. На всем диапазоне

пользоваться смешанным типом голосообразования. Воспитание точного исполнения

штрихов и динамических оттенков.

Закрепление дикционных навыков при пении в динамике p и pp, а в быстрых

темпах произнесение сложных буквосочетаний. Развитие свободы артикуляционного

аппарата.

Тема 3. Ансамбль и строй.

Теория: Многоголосное пение. Пение без сопровождения.

Практика:

Дальнейшее

совершенствование

навыков

чистого

интонирования,

строя при многоголосном пении, различных типов ансамбля.

Тема 4. Пение вокальных упражнений.

Практика: Развитие умения петь чисто и стройно одноголосные, двухголосные,

трехголосные вокальные упражнения и вокализы. Каждое упражнение нацелено на

развитие

различных

сторон

музыкального

слуха

(мелодического,

гармонического,

вокального, внутреннего), качества звука, расширение диапазона голоса.

Раздел 3. Исполнение произведений.

Тема 1. Народная песня.

Теория: Знакомство учащихся с хоровыми произведениями проходит в форме

беседы

с

привлечением

мультимедийных

технологий

для

разнообразия

процесса

восприятия музыки (слушание музыки в записи, просмотр на DVD, через компьютер).

Раскрывается

содержание

произведения,

особенности

лада,

метроритма,

голосоведения, структуры, формы.

Практика: Показ – исполнение или показ произведения в записи. Работа над

двухголосными

и

трехголосными

обработками

народных

песен

разных

жанров

(шуточные, лирические и т.д.), развернутые по форме, разнообразные по музыкальному

языку

и

фактуре

изложения

(подголосочная

полифония,

аккордовая

фактура).

Исполняются

народные

произведения

на

языке

оригинала.

Сложные

места

проучиваются

отдельно

по

фрагментам.

Подробно

разбирается

текст,

объясняется

перевод, разучивается произношение слов.

Тема 2. Классика.

Теория: Краткая образная беседа о жизни и творчестве композитора и поэта.

Материалы

по

раскрытию

биографии,

творческого

портрета

композитора

и

поэта

готовятся учащимися с помощью дополнительных источников информации: Интернет,

справочная литература, музыкальная энциклопедия и т.д.

В качестве дополнения к представленной информации используются портреты

композиторов и поэтов, слушание других произведений композитора для более полного

представления

о

его

музыкальном

творчестве,

особенностях

стиля,

тематики

произведений.

Практика:

Классические

хоровые

произведения

разучиваются

раздельно

по

партиям сольфеджио, со словами, а затем со всем хором. Изучение произведения

осуществляется по нотам. В процессе занятий осуществляется взаимосвязанная работа

над технической и художественной стороной исполнения.

Тема 3. Современная песня.

Теория: Перед началом разучивания вместе с учащимися

проводится анализ

музыкального и поэтического текста.

Практика:

Показ

исполнение

или

показ

произведения

в

записи.

Для

разучивания предлагаются двухголосные и трехголосные произведения, написанные в

современных

ритмах,

понятные

и

доступные

учащимся

по

музыкальному

языку,

различные по стилю. В этот раздел входят произведения патриотического содержания.

Разбор осуществляется по фрагментам с тщательной проработкой трудных мест.

Раздел 4. Чтение с листа.

Теория:

Закрепление

знаний,

умений

и

навыков,

получаемых

на

занятиях

сольфеджио. Специальная музыкальная и хоровая терминология.

Практика:

Грамотное

чтение

с

листа

вокализов

и

произведений

с

точным

исполнением

ритмического

рисунка

и

мелодического

голоса.

Владение

знаниями

специальных

музыкальных

терминов,

умение

воспроизводить

в

пении

требования

авторов

к

исполнению

(наличие

в

нотном

тексте

авторских

ремарок).

Добиваться

достаточной свободы ориентации в нотных текстах любой сложности.

Раздел 5. Подготовка концертных выступлений.

Практика:

Выступления

учащихся

на

отчетных

концертах

для

родителей,

школьных мероприятиях, концертах для ветеранов, фестивалях и конкурсах районного,

городского, республиканского значения.

В совместном творчестве достигается сплочение хорового коллектива, возрастает

личная

ответственность

каждого

участника

хора

за

общий

результат

совместной

творческой деятельности. Закрепление сознательного отношения хористов к своему

пению и к пению других, к неукоснительному следованию правилам пения в хоре.

При

исполнении

музыкальных

произведений

оттачивается

владение

выразительным

певческим

звуком,

умение

артистично,

эмоционально

раскрывать

образное

содержание

хоровых

сочинений;

умение

воспроизводить

многообразие

динамических и агогических возможностей исполнения произведений.

Гибкое следование требованиям дирижерского жеста, их четкое выполнение.

Воспитание потребности в совместной творческой деятельности.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Практика:

Совместный

анализ

о

проделанной

работе

в

течение

года

(анкетирование), выставление оценок, творческие планы.

Планируемые результаты

По окончании всего курса у учащихся должны быть сформированы основные

вокально-хоровые

навыки

соответственно

возрастным

особенностям

и

разделам

программы.

Предметные результаты:

-

уметь

пользоваться

певческим

дыханием,

как

важным

условием

выразительного

исполнения;

- научиться петь естественным звуком, пользоваться разными штрихами в пении;

- умело пользоваться навыками сольфеджирования и чтения с листа;

- знать музыкальную и хоровую терминологию;

-

умение

воспринимать

музыку

и

выражать

свое

отношение

к

музыкальным

произведениям;

- уметь точно воспроизводить свой голос в многоголосных вокальных упражнениях и

произведениях;

- научиться петь произведения без сопровождения (a cappella) разной фактуры;

- научиться понимать хоровые партитуры и свободно ориентироваться в них;

-уметь эмоционально выразительно передавать содержание исполняемых музыкальных

произведений;

- владеть элементами музыкальной фразировки.

Метапредметные

результаты характеризуют

уровень сформированности

универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической

деятельности учащихся:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития

познавательных мотивов и интересов;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение

анализировать

собственную

учебную

деятельность,

адекватно

оценивать

правильность

или

ошибочность выполнения

учебной

задачи

и

собственные

возможности

ее решения,

вносить

необходимые

коррективы

для

достижения запланированных результатов;

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение

определять

понятия,

обобщать,

устанавливать аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основ а н и я

и

к р и т е р и и

д л я

классификации; размышлять, рассуждать и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и

роли

участников,

например

в

художественном

проекте,

взаимодействовать

и

работать в группе;

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных

технологий; стремление

к

самостоятельному

общению с искусством и художественному самообразованию.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах

учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего

народа,

своего

края, основ

культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

ответственное

отношение

к

учению,

готовность

и

способность

к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других

народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания; этические

чувства

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

компетентность в решении моральных проблем на основе личностного

выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

коммуникативная

компетентность

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками,

старшими

и

младшими

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

признание

ценности

жизни

во

всех

ее

проявлениях

и

необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как

результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой

деятельности музыкально-эстетического характера.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий программы

Условия реализации программы

Для

реализации

программы

«Хоровой

класс»

должны

быть

созданы

следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора,

пультами и звукотехническим оборудованием,

- учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со

специальным

оборудованием

(подставками

для

хора,

роялем

или

пианино,

компьютером с колонками).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Реализация

программы «Хоровое

класс» обеспечивается

доступом

каждого

обучающегося

к

библиотечным

фондам,

предполагает

наличие

учебных

пособий,

методической,

нотной

литературы,

аудиотеки.

Также

необходимо

осуществление

тесной

связи

с

преподавателями

по

специальности,

сольфеджио

и

музыкальной

литературе, соблюдение межпредметных связей и активный поиск новых форм работы

и методов преподавания хора.

Формы аттестации и контроля

Художественно-исполнительский уровень коллектива во многом зависит от того,

как овладел теми или иными навыками каждый исполнитель. Поэтому, очень важным

является индивидуальный подход. На данном этапе обучения спланированы занятия, в

которых индивидуальная работа и индивидуальный опрос занимают первостепенное

место,

как,

например,

проверка

усвоения

вокально-хоровых

упражнений

и

произведений.

Во время таких занятий обращается внимание на развитие голоса каждого

обучающегося,

степень

овладения

им

определенными

навыками.

Подобная

работа

активизирует весь процесс хорового воспитания и дает возможность постоянно следить

за развитием каждого ученика.

Итогом хоровых занятий являются концертные выступления, на которых

обучающиеся демонстрируют умение держаться на сцене, ответственность за общее

дело,

качество

исполнения

хоровых

произведений,

умение

концентрировать

и

направлять свое внимание на звучащее музыкальное произведение и на дирижера.

Концерты активизируют, стимулируют работу обучающихся в коллективе, позволяют

более полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому

росту хора и хористов, формированию личностных качеств.

Годовая оценка по хоровому классу выставляется обучающемуся с учетом

успеваемости в учебном году, работы в классе и дома, индивидуальной проверки

знаний хоровых произведений, восприятия замечаний педагога, участия в концертных

выступлениях.

Оценочные материалы

Повседневно

оценивая

каждого

ученика,

педагог, опираясь

на

ранее

выявленный

им

уровень

подготовленности

каждого

ребенка, прежде

всего,

анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания,

всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

По

итогам

исполнения

программы

на

занятии, в процессе сдачи партий,

концерте выставляется оценка по пятибалльной системе:

5

(«отлично»)

-

регулярное

посещение

хора,

отсутствие

пропусков

без

уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в

хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых

концертах коллектива.

4

( «хорошо» )

- регулярное

посещение

хора,

отсутствие

пропусков

без

уважительных

причин,

активная

работа

в

классе,

сдача

партии

всей

хоровой

программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов(вокально-

интонационная неточность), участие в концертах хора.

3

( «удовлетворительно» )

- нерегулярное

посещение

хора,

пропуски

без

уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание

наизусть некоторых

партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте

хора в случае пересдачи партий

2

(«неудовлетворительно»)

-

пропуски

хоровых

занятий

без

уважительных

причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы,

недопуск к выступлению на отчетном концерте.

Данная

система

оценки

качества

исполнения

является основной.

В

зависимости

от

сложившихся

традиций

того

или

иного образовательного

учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть

дополнена системой «+»

и «-»,

что даст возможность более конкретно отметить

выступление учащегося.

Методические материалы

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- проблемно – поисковый;

-

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

целого

произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая

организация целого, репетиционные занятия);

-

прослушивание

записей

выдающихся

хоровых

коллективов

и

посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей,

работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и

основаны

на

проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

хорового

исполнительства.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(5 - 8 год обучения)

п/ п

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы, методы

организации УВП

Дидактический

материал

Техническое оснащ.

занятий

Формы подведения

итогов

1.

Введение. Техника

безопасности

Лекция-беседа

беседа, показ

аппаратуры,

инструктаж по

технике

безопасности

литература

Собеседование,

опрос

2.

Вокально-хоровая работа

(певческая установка и

дыхание, звуковедение,

дикция, ансамбль и строй,

пение вокальных

упражнений)

Лекция-беседа,

показ педагога и

обучающихся

Объяснение,

наблюдение,

самоконтроль,

взаимоконтроль,

практическая работа,

личный пример,

упражнения, анализ

Методика «Хоровое

сольфеджио» Г.

Струве, вокализы Ф.

Абта и Дж. Конконе

Аудио-Видео

СD,фортепиано

Индивидуальный

опрос, работа в

парах

3.

Исполнение произведений

(народная песня, классика,

современная песня)

Показ педагога,

практическая

работа за

инструментом

Объяснение, диалог,

практическая работа,

личный пример,

упражнения, анализ

средств муз.

выразительности по

ТРКМ, проблемно-

поисковый

Сборники произведений

для хора, литература по

истории музыки,

творчеству композиторов

в различных музыкальных

жанрах

Фортепиано, Аудио-

Видео СD, народные

шумовые

инструменты, ИКТ

Зачётная итоговая

работа (сдача

партий дуэтами,

трио, с

инструментом)

4

Музыкальная грамота

(Чтение с листа)

практическая

работа

Объяснение,

практическая работа,

личный пример,

упражнения.

Литература по теории

музыки, нотная

литература,

ритмические карточки,

методика Г. Струве

«Хоровое сольфеджио»

Фортепиано

зачётная практическая

работа

(индивидуальный

опрос, тестирование)

5

Подготовка концертных

выступлений

Показ на

инструменте,

практическая

работа, посещение

культурно-массовых

мероприятий

Объяснение,

практическая работа,

упражнения, показ

педагога,

самоконтроль,

взаимоконтроль,

анализ

Нотная хоровая

литература

Аудио-Видео СD,

фортепиано

Выступление на

концертах, конкурсах,

фестивалях, отчетные

итоговые выступления

6.

Итоговое занятие

Беседа - диалог

Объяснение, беседа,

практическая работа,

упражнения

.

Нотная литература

Аудио-Видео СD,

фортепиано

Совместное

подведение итогов,

обсуждение

впечатлений, анализ

Список литературы

1. Емельянов В.В. Развитие голоса, С.- Пб., М., Краснодар, 2004г.

2. Касимова А. На крыльях песен. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007

3. Красин С.Г. Песней отзывается Удмуртия. – Ижевск, 2002

4. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

5.Крылатов Е.П. Все сбывается на свете. – М: Дрофа, 2001

6. Кулагина В.Л. Формирование певческо - слуховых навыков у школьников на основе

духовно – эмоционального интонирования музыки. – Ижевск: Издательский дом

Удмуртский Университет, 2002

7. Песни и хоры композиторов Удмуртии, составитель Ю. Толкач. – Ижевск:

«Удмуртия»,1992

8.Струве Г.А. «Каноны для детского хора», М., 1997г.

9. Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио» ч.1- М., ЦСДК, 1994г.

10. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М.,

«Прометей», 1992г.

11. Стулова Г.П. «Хоровой класс», М., «Просвещение», 1988г.

12. Тихеева Л.В. «Методическая разработка для детских музыкальных школ». – М.,

1970г.

13. Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания», С.-

Пб.: «Лань»,2000г.



В раздел образования