Автор: Срибная Виктория Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Молодёжное
Населённый пункт: с. Молодежное
Наименование материала: учебная программа
Тема: рабочая программа по литературе в 8 классе
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Молодёжное»
Рекомендована Утверждаю
Методическим советом Директор школы
Протокол № 1
_______ Житкова О.А.
от «___»_______2017 г. «____» ________2017.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для учащихся 8 классов
основного общего образования
на 2017-2018 учебный год.
Составлена на основе типовой программы
под редакцией В.Я. Коровиной
Срибная В.В. –
учителя русского языка и литературы
,
с. Молодёжное
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классах составлена на основе
Федерального
компонента
Государственного
образовательного
стандарта
общего образования (от 5 марта 2004 г.), Федерального базисного учебного
плана, программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11
классы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебников
по литературе 8 классов под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение,
2010).
Цели изучения: 1.Воспитать духовно развитую личность; формировать
гуманистическое
мировоззрение,
гражданское
сознание,
чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям человеческой
культуры.
2. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и
аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и
понимание
авторской
позиции;
формировать
начальные
представления
о
специфике
литературы
в
ряду
других
искусств,
потребности
в
самостоятельном чтении художественных произведений, развивать устную и
письменную речь.
3 . Освоить тексты художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих
понятий
и
необходимых
сведений
по
истории
литературы; учить выявлять
в произведениях конкретно- историческое и
общечеловеческое
содержание;
учить
грамотно
использовать
русский
литературный
язык
при
создании
собственных
устных
и
письменных
высказываний.
Задачи изучения: 1.Развивать умение видеть авторскую позицию.
2.Развивать
способности
формулировать
и
аргументировано
отстаивать
личностную
позицию,
связанную
с
нравственной
проблематикой
произведения.
3.Совершенствовать
умения
анализа
и
интерпретации
художественного
текста.
4.Совершенствовать устную и письменную речь.
5.Развивать умения устанавливать связь произведения с исторической эпохой,
культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
6.Систематизировать представления о родах и жанрах литературы.
Концепция содержания: отбор произведений на этом этапе литературного
образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-
философской
проблематике
произведений
и
психологическому
анализу;
основу
теоретико-
литературных
знаний
составляет
постижение
системы
литературных
родов
и
жанров,
а
также
художественных
направлений;
углубляются
представления
о
понятиях,
изученных
ранее;
сочинения
усложняются по объему и проблематике.
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю
Ведущие формы и методы обучения: чтение и изучение произведений,
анализ текста, беседа, ответы на вопросы, работа с текстом, словарная работа,
выразительное
чтение
(в
т.ч.
наизусть),
различные
виды
пересказа,
самостоятельные работы, работа в группах, выступления с сообщениями,
докладами, рефератами.
Формы и способы проверки:
выразительное чтение, устные и письменные
ответы,
пересказ,
сочинения,
чтение
наизусть,
словарная
работа,
тесты,
доклады.
Тематический план по литературе в 8 классе.
№
Наименование разделов, тем.
Часы
К.Р. / Р.Р.
1.
Введение.
1
2.
Устное народное творчество.
2
3.
Из древнерусской литературы.
2
4.
Из литературы 18 века.
3
1
5.
Из литературы 19 века.
33
5.1
И.А.Крылов.
2
5.2
К.Ф.Рылеев.
1
5.3
А.С.Пушкин.
10
1 1
1
5.4
М.Ю.Лермонтов.
4
1
5.5
Н.В.Гоголь.
7
1
5.6
М.Е.Салтыков- Щедрин.
2
1
5.7
Контрольная работа.
1
1
5.8
Н.С.Лесков.
1
5.9
Л.Н.Толстой.
3
5.10
Поэзия родной природы.
1
5.11
А.П.Чехов.
1
6.
Из русской литературы 20 века.
20
6.1
И.А.Бунин.
1
6.2
А.И.Куприн.
2
1
6.3
А.А.Блок.
1
6.4
С.А.Есенин.
3
1
6.5
И.С.Шмелев.
1
6.6
Журнал «Сатирикон»
1
6.7
М.А.Осоргин.
1
6.8
Контрольная работа.
1
1
6.9
А.Т.Твардовский.
3
6.10
А.П.Платонов.
1
6.11
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
1
6.12
В.П.Астафьев.
1
6.13
Классное сочинение
1
1
6.14
Русские поэты о Родине, родной природе.
1
6.14
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родие.
1
7.
Из зарубежной литературы.
6
7.1
У.Шекспир.
2
7.2
Ж.-Б. Мольер.
2
7.3
Дж. Свифт.
1
7.4
В.Скотт.
1
8.
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
1
9.
Итоговое тестирование за курс 8 класса
1
1
10.
Подведение итогов года. Рекомендации на лето.
1
Итого:
70
12
Содержание материала тематического плана соответствует программе по литературе
Перечень обязательных контрольных и творческих работ
№
Тема
Дата по
плану
Дата по
факту
1.
Домашнее сочинение «Человек и история в фольклоре,
древнерусской литературе и в литературе 18 века»(на примере
1-2 произведений)
2.
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
3.
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
4.
Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося),
«Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в
поэме «Мцыри».
5.
Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом
произведении» (на примере элементов сюжета и композиции
комедии «Ревизор»)
6.
Домашнее сочинение по роману М.Е.Салтыкова- Щедрина
«История одного города»
7.
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова- Щедрина
8.
Домашнее сочинение по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого,
А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна на тему «Что значит
быть счастливым?»
9.
Домашнее сочинение на тему «Образ Пугачёва в фольклоре,
произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина
10.
Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова,
И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина
11.
Классное сочинение «Великая Отечественная война в
литературе 20 века» (произведения по выбору учащегося)
12.
Итоговое тестирование за курс 8 класса
Всего: 12
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
-
основные
теоретические
понятия:
народная
песня,
частушка,
предание( развитие представлений),; житие как жанр литературы ( начальное
представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие
о
классицизме,
историзм
художественной
литературы(
начальное
представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма,
комедия, сатира, юмор(развитие представлений); прототип в художественном
произведении,
гипербола,
гротеск,
литературная
пародия,
эзопов
язык,
художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм
художественной литературы( развитие представлений); конфликт как основа
сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии,
авторское отступление как элемент композиции(начальное представление);
герой- повествователь(развитие представления).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы
в творчестве писателя, опираясь на опыт
предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между
его биографией и творчеством;
-
различать
художественные
произведения
в
их
родовой
и
жанровой
специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и
отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать
индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и
текстом в целом;
- видеть конкретно- историческое и символическое значение литературных
образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения,
мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
-
сравнивать
авторские
позиции
в
пьесе
с
трактовкой
роли
актерами,
режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Список литературы.
1.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс:
Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
2.
Коровина
В.Я.
и
др.
Читаем,
думаем,
спорим…:
Дидактический
материал по литературе: 8 класс. - М: Просвещение, 2006.
3.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8
класс. – М.: ВАКО, 2007.
4.
Еремина
О.А.
Поурочное
планирование
по
литературе.
8
класс
к
учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.»: Методическое пособие /
О.А. Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
5.
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8
класс. 2-е изд. испр. и доп. М.: ВАКО, 2006.
6.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 2008.
7.
Оглоблина
Н.Н.
Тесты
по
литературе.
5
–
11
классы.
–
М.:
«Издательство Олимп», «Издательство АСТ», 2006.