Напоминание

"Феномен К.Д. Ушинского: к 195-летию со дня рождения"


Авторы: Казначеева Ольга Юрьевна, Сморгунова Надежда Федоровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин, преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Владимирской области "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: г. Юрьев-Польский, Владимирской области
Наименование материала: методическая разработка интеллектуальной игры "Звездный час"
Тема: "Феномен К.Д. Ушинского: к 195-летию со дня рождения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Владимирской области

«ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по педагогике

«Феномен К.Д. Ушинского: к 195-летию со дня рождения»

Авторы:

Казначеева

О.Ю.,

преподаватель

высшей

квалификационной

категории; Сморгунова Н.Ф., кандидат педагогических наук, преподаватель

высшей квалификационной категории

Юрьев-Польский, 2017

Содержание

Аннотация ………………………………………………………… 3

Введение…………………………………………………………… 4

Интеллектуальная игра…………………………………………… 6

Ответы на задания интеллектуальной игры «Звездный час»…. 13

Заключение…………………………..…………………………… 15

Литература и информационные ресурсы Интернета ...………. 16

Аннотация

Внеклассная воспитательная работа

обеспечивает непрерывность

воспитательного процесса. Разнообразные формы проведения внеклассных

занятий по педагогике способствуют развитию интереса обучающихся к

предмету. Обучающимся

нравятся внеклассные занятия, проводимые в

игровой форме, когда ненавязчиво, в здоровом духе соперничества можно

усвоить и закрепить знания основ педагогической науки.

Д а н н а я

м е тод и ч е с ка я

р а зр а б от ка

п р ед с т а вл я е т

с о б о й

интеллектуальную

игру «Звездный час» , посвященную 195-летию со дня

рождения

великого

отечественного

педагога

Константина

Дмитриевича

Ушинского.

Материалы

игры

могут

быть

рекомендованы

не

только

преподавателям

педагогики,

но

и

заместителям

директора

по

учебно-

воспитательной

и

методической

работе

общеобразовательных

школ

и

профессиональных

учебных

заведений

для

проведения

педагогического

совета

в

нетрадиционной

форме,

классным

руководителям

профе ссиона льных

уч реждений,

имеющих

п е д а го г и ч е с к у ю

направленность.

Введение

В истории культуры есть имена, которые олицетворяют собой целые

отрасли человеческого знания. Эти имена принадлежат не только своей

эпохе, но и последующим поколениям. В их числе особое место занимает

Константин Дмитриевич Ушинский.

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики 19 века,

внес особый вклад в развитие отечественной науки, заложив ее научные

основы и создав цельную педагогическую систему.

Как

отмечали

современники

Ушинского «его

труды

произвели

совершенный переворот в русской педагогике» , а его самого называли

отцом этой науки.

К.Д.Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного

видения. Прежде всего,

он выступает, как педагог-философ, отчетливо

понимая,

что

педагогика

может

базироваться

только

на

прочном

философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности

воспитания, отражающем развитие этой науки и специфику национальной

культуры и воспитания.

Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось

гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребенка.

Судьба педагогических идей К.Д.Ушинского такова, что каждая эпоха

приспосабливала их к своим конкретным задачам с учетом общественно-

политической ситуации.

Цель методической разработки: обогатить кругозор обучающихся.

Задачи:

Расширить

знания

студентов

о

педагогическом

опыте

и

трудах

К.Д

Ушинского.

Способствовать развитию внимания, речи, мышления, памяти.

Развивать интерес к педагогической науке.

Воспитывать патриотические чувства, культуру общения.

Участники: обучающиеся педагогических отделений профессиональных

образовательных учреждений

Форма проведения: интеллектуальная игра «Звездный час».

Оборудование:

комплекты

карточек

с

номерами

команд

от

1

до

6,

сигнальные карточки для каждой пары участников, комплекты карточек с

номерами

от

0

до

6;

бумага,

ручки;

презентация; «звезды» из цветной

бумаги

(50-60

штук),

9

кубиков

с

буквами;

Грамоты

(Дипломы),

сертификаты и подарки победителям и участникам игры.

Интеллектуальная игра «Звездный час»

Правила игры

Игра проводится в 5 туров. В игре участвуют 12 человек (6 пар

обучающихся), все остальные - зрители.

За правильный ответ игроки получают звезды. Звезды помогут продолжить

игру и в финале при составлении слов (звезда может заменить слово).

Для подготовки ответа дается одна минута. Право первого ответа

получают участники, первыми поднявшие сигнальную карточку. Если ответ

неверный, то право ответа переходит к соперникам.

Дополнения и уточнения данного ответа жюри поощряет баллами

от 1 до 5. После каждого тура выбывают участники, у которых меньше

звезд и баллов. В финале играют 2 пары участников.

Проведение игры

Ведущий: Сегодня мы с Вами проводим педагогическую игру «Звездный

час» , тема и содержание которой посвящены 195-летию со дня рождения

Константина Дмитриевича Ушинского.

1 и 2 слайды презентации: Тема мероприятия. Портрет К.Д. Ушинского.

Ведущий: - Поприветствуем наших игроков:… (Методическое указание:

назвать их и указать номер команды, жеребьевку номеров провести до

начала игры).

-

Игру

будет

судить

строгое,

но

справедливое

жюри

в

лице: ……

(

Методическое указание: назвать членов жюри).

- Правила игры следующие:

Игра проводится в пять туров.

За каждый правильный ответ в каждом туре вы получаете по звезде.

Звезды

помогут

продолжить

игру

и

в

финале

при

составлении

слов

(звезда может заменить слово).

Для подготовки ответа дается одна минута.

Право

первого

ответа

получают

участники,

первыми

поднявшие

сигнальную карточку.

Если ответ неверный, то право ответа переходит к соперникам.

Дополнения и уточнения данного ответа жюри поощряет баллами от 1 до

5.

После

каждого

тура

выбывают

участники,

у

которых

меньше

звезд

и

баллов.

Те из вас, кто наберет больше всех звезд и баллов, выходят в финал. В

финале играют 2 пары участников.

-

Чтобы

успешно

пройти

все

испытания,

Вам

потребуются

знания,

смекалка и воля к победе.

- В добрый путь! Мы начинаем нашу игровую программу.

1 тур «Викторина»

Ведущий: У Вас на столах есть сигнальные карточки, листы бумаги и

ручки.

Внимательно слушайте вопрос, подумайте 1 минуту. По моей команде

«Карточки», вы поднимите свою сигнальную карточку. Отвечать будет тот,

кто первым поднял карточку. Участники, ответившие правильно, получают

звезду, а

остальные за дополнения - баллы. Максимальное количество

звезд, которое Вы можете получить в этом туре – 21.

3-ий

слайд

презентации:

названия

основных

групп

вопросов

о

жизни,

воззрениях и педагогических взглядах К.Д.Ушинского.

Вопросы викторины:

А) Из жизни К.Д.Ушинского

Где и когда родился К.Д. Ушинский?

Как звали родителей К.Д.Ушинского?

Были ли в семье Ушинских дети, кроме Константина? Если да, то назовите

их имена.

Имел ли К.Д.Ушинский собственную семью?

Какую гимназию закончил К.Д.Ушинский в 1840 году?

Назовите учебное заведение, в которое поступил К.Д.Ушинский после

гимназии, блестяще его закончил, получив звание кандидата наук.

Б)

Философские

и

общественно-политические

в о з з р е н и я

К.Д.Ушинского

Ушинский К.Д. в свое время основательно изучал философов всех времен

и воззрений. Назовите этих философов.

Ушинский К. Д.

знал несколько иностранных языков. Какими владел

свободно?

С

усилением

революционных

взглядов

в

стране

усилился

и

надзор

за

К.Д.Ушинским.

Этот

надзор

вскоре

принял

характер

преследований,

К.Д.Ушинский был уволен из Ярославского Демидовского юридического

лицея в 1849 году. Какова основная причина увольнения?

В 1862 году под предлогом необходимости лечения и изучения постановки

школьного дела К.Д. Ушинского отправляют за границу (на 5 лет). Какие

страны он посещает в этот период?

25 января 1859 года Ушинский по рекомендации Ланского, из Гатчинского

Николаевского

сиротского

института

был

переведен

на

должность

инспектора классов Смольного института благородных девиц. Кто обучался

в этом учебном заведении?

Как К.Д.Ушинский относился к женскому образованию?

В) Педагогические взгляды К.Д.Ушинского

В

своих

теоретических

работах

К.Д.Ушинский

настаивал

на

том,

что

первоначально

образование

ребенок

должен

получить

в

семье.

Что

послужило основанием для данного утверждения?

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она

должна

знать

его

также

во

всех

отношениях» . Как

вы

понимаете

это

высказывание?

Назовите основной метод (путь) педагогического исследования, по мнению

К.Д. Ушинского.

Что обозначает принцип народности в педагогической науке?

Какую задачу воспитания К.Д.Ушинский считал основной?

Какой вид воспитания К.Д.Ушинский считал ведущим во всем процессе

формирования личности?

Назовите капитальный педагогический трактат К.Д.Ушинского.

Дополните цитаты К.Д.Ушинского «Учитель живет до тех пор, пока учится.

Как только….»; «Дело учителя скромное по наружности,…»

О

каком

принципе

обучения

идет

речь? «Это

такое

учение,

которое

строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных,

непосредственно воспринятых ребенком…»

Ведущий: Для подведения итогов 1 тура слово предоставляется жюри. Из

игры выбывает команда, набравшая наименьшее количество звезд и баллов.

2 тур «Логическая цепочка»

Ведущий: Для проведения 2 тура у вас на столах есть таблички с номерами

(веера с цифрами) от 0 до 6. Вам предлагается «Логическая цепочка».

Задание первое: определите, правильно ли дана последовательность. Если

она правильная, то поднимите табличку с цифрой «0», если неправильная,

то ничего не поднимайте.

Задание второе: пользуясь табличками от 1 до 6 и слайдом презентации,

расположите по порядку города, в которых жил и работал К.Д.Ушинский,

выстроив логическую цепочку от рождения до последних дней жизни.

4-ый слайд презентации:

№1- Тула, № 2 - Новгород-Северский, № 3 - Москва, № 4 - Ярославль, №

5 - Санкт-Петербург, № 6 - Одесса

Ведущий: Для подведения итогов 2 тура слово предоставляется жюри. Из

игры выбывает команда, набравшая наименьшее количество звезд и баллов.

3 тур «Собрать слова»

Ведущий: Для проведения 3 тура я из коробки

высыпаю для Вас

9

кубиков, на каждой грани которых расположены буквы.

Задание первое: Из букв за одну минуту нужно составить самое длинное

слово

(существительное

в

именительном

падеже,

единственном

числе).

Участники,

которые

составят

самое

длинное

слово,

получат

звезду,

а

составившие самое короткое слово или имеющие меньше звезд, выбывают

из игры. Итак, время пошло!

Будьте внимательны, ваши буквы: а, л, о, е, п, м, н, р, и, в, к, у, ч

Ведущий: Ваше время вышло, проверяем задание и подводим итоги.

Задание второе: Из данных букв (а, л, о, е, п, м, н, р, и, в, к, у, ч) за одну

минуту

нужно

как

можно

больше

составить

педагогических

терминов.

Участники, которые составят больше слов, чем другие получат звезду, а

составившие

меньше

всех

-

выбывают

из

игры.

Ответ

напишите

на

выданной Вам карточке и передайте жюри для оценивания.

Игра со зрителями

Ведущий: Уважаемые зрители, а теперь игра для вас. Вы должны за одну

минуту

составить

из

указанных

букв

самый

длинный

педагогический

термин. Зритель, использовавший наибольшее количество букв, становится

победителем, получает приз и балл для своей команды. Буквы смотрите на

слайде презентации.

5 слайд презентации: а, и, г, р, в, ц, б, я, р, и, т, у, н, е

Ведущий: Для подведения итогов 3 тура слово предоставляется жюри. Из

игры выбывает команда, набравшая наименьшее количество звезд и баллов.

4 тур «Дуэль»

Ведущий: У нас осталось две пары участников. Мы вызываем вас на дуэль.

Н о

с н а ч а л а

с о с ч и т а й т е ,

с к о л ь к о

у

в а с

в с е г о

з в е з д .

Одинаковое количество звезд убираем. У кого остались звезды, вы сможете

ими воспользоваться в ходе тура. По правилам игры вы имеете право за

с л о в о

п о л о ж и т ь

з в е з д у .

Внимание, задание! Вы должны за 2 минуты составить как можно больше

слов, используя буквы из слова «АНТРОПОЛОГИЯ» . Победят те игроки,

кто

составит

наибольшее

количество

слов.

Проигравшие

получат

утешительный приз.

6 слайд презентации: АНТРОПОЛОГИЯ

Ведущий: Подведем итоги тура «Дуэль». Победила команда №…, так как

она последней назвала слово. (Можно и по количеству оставшихся звезд).

Дополнительный

вопрос (на

случай

равного

количества

набранных

баллов):

Какое

высшее

педагогическое

учебное

заведение

носит

имя

К.Д.Ушинского?

5 тур «Звездный час»

Ведущий: -У победителей наступает звездный час. Каждый из участников

сейчас произнесет речь. А потом жюри вручит главный приз победителям.

- Ребята, вот и наступил ваш звездный час!

Выступление победителя или нескольких представителей команды.

Ведущий: Спасибо всем за участие. Игра окончена.

Ответы на задания интеллектуальной игры «Звездный час»

1 тур:

А) Из жизни К.Д. Ушинского

19 февраля (3 марта) 1824 года в Туле;

Дмитрий Григорьевич, Любовь Степановна

Александр, Владимир, Сергей, Екатерина

Да, женился в 1851г на Надежде Семеновне Дорошенко, имел шестерых

детей (3 сына и 3 дочери)

Новгород-Северский, Черниговской губернии

Санкт - Петербургский;

Б)

Философские

и

общественно-политические

воззрения

К.Д.

Ушинского

Аристотель,

Бэкон,

Декарт,

Спенсер,

Локк,

Юм,

Дидро,

Кант,

Гегель,

Фихте, Шеллинг, Руссо, Гольбах

английским, французским, немецким

«вольнодумец», «политически неблагонадежный»

Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию, Италию

дочери

дворян

-

Воспитательное

общество

благородных

девиц;

девицы

недворянского

происхождения

-

отделение

Александровского

училища.

«Образование, даваемое женщине, должно быть таким же, как и мужское,

за некоторыми отличиями. Но кроме этого девушке необходимо дать, как

будущей матери, знание о ребенке, по крайней мере, до 6 лет… и знание о

его

правильном

воспитании,

т.е.

дать

хорошую

специальную

педагогическую

подготовку,

чтобы

они

сумели

правильно

воспитывать

своих будущих детей…».

В) Педагогические взгляды К.Д. Ушинского

Роль его матери как первой учительницы.

Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа,

среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех

классах, во всех положениях, в радости, в горе, в величии, со всеми его

великими духовными требованиями.

Наблюдение над ребенком в процессе его воспитания.

а)

русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели

русского

народа,

его

экономические,

общественно-политические

и

культурно-просветительные интересы;

б)

русская

педагогическая

наука

должна

быть

самобытной,

т.е.

свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран.

«Подготовка

к

жизни»,

«Самое

воспитание,

если

оно

желает

счастье

человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду,

жизни».

«Человек как предмет воспитания»

«…он перестает учиться, в нем умирает учитель»

«…одно из величайших дел в истории»

Принцип наглядности.

2 тур:

Задание первое: логическая цепочка неправильная.

Задание второе: №2, №5, №3, №1, №4, №6 (Новгород-Северский, Санкт-

Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Одесса)

3 тур: Игра со зрителями: интеграция.

Ответ на дополнительный вопрос: Ярославский педагогический университет.

Заключение

Педагогический процесс не ограничивается только обучением.

Разнообразные

формы

внеклассной

воспитательной

работы

постоянно

пополняются

активными

формами,

соответствующими

изменяющимся

общественным условиям жизни. Нередко основа их содержания и методика

заимствуются из популярных телевизионных передач (КВН,

«Что? Где?

Когда?», «Самый умный», «Галилео», «Счастливый случай» и «Своя игра»

и др.). Мы советуем вам: учить, играя. Это очень результативный метод

обучения и воспитания.



В раздел образования