Напоминание

Проектно – исследовательская деятельность учителя как фактор повышения качества педагогической деятельности в области духовно – нравственного воспитания обучающихся.


Автор: Мещерская Надежда Васильевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Розгребельская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Большесолдатского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектно – исследовательская деятельность учителя как фактор повышения качества педагогической деятельности в области духовно – нравственного воспитания обучающихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Мещерская Надежда Васильевна,

почётный работник общего образования РФ,

учитель немецкого языка,

с. Розгребли Большесолдатского района

Проектно – исследовательская деятельность учителя как фактор повышения

качества педагогической деятельности в области духовно – нравственного

воспитания обучающихся.

Задача духовно-нравственного воспитания современной молодежи

рассматривается как приоритетная в деле обеспечения национальной

безопасности страны. Об актуальности ее свидетельствуют многие кризисные

явления наших дней: утрата семейных ценностей, низкий уровень общественной

морали. Возрождение государства сегодня связано с воспитанием Человека,

формированием его духовности, нравственности на основе традиционных

ценностей, воспитанием патриотизма. Современные условия жизни выдвигают

новые требования к изучению иностранного языка, в центре которого стоит

коммуникативная компетенция. А основным средством обучения иностранному

языку является языковая среда. Я работаю в сельской школе. Возможности

общаться с носителями языка и получать страноведческие знания у обучающихся

нет. Обучаясь иностранному языку в школе, учащиеся, находясь вне среды

изучаемого языка и не испытывая потребности в общении на иностранном языке,

имеют большие трудности при овладении лексического, языкового материала, а

также при речевом общении. Но изучение иностранного вызывает у сельских

детей неподдельный интерес. Проанализировав уровень обученности учащихся, и

приняв во внимание результаты диагностических исследований, я пришла к

выводу, что в дальнейшем необходимо использовать такую педагогическую

технологию, которая бы давала возможность учителю ввести своих учеников в

процессе познания, нацелить на поиск знания, то есть способствовало бы

развитию личности.

В данной работе я постаралась описать методический опыт в области духовно-

нравственного воспитания на основе проектно - исследовательской деятельности

как одной из форм сотрудничества педагога и учащихся. Организация проектной

деятельности в школе призвана раскрыть исследовательский и творческий

потенциал учеников. Возможность проявить собственные творческие

способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий проектный

продукт, которым смогут воспользоваться и другие участники образовательного

процесса, – вот чего в конечном итоге позволяет достичь ребенку работа над

проектом.

Но сначала несколько слов о нашем учебном заведении, его традициях. С первых

дней возникновения нашей школы определила как приоритетные направления

своей деятельности воспитание на основах православной культуры,

формирование любви к Отечеству, его истории. Поэтому в школе сложилась

определенная система духовно-нравственного воспитания, включающая в себя и

внеклассную и урочную деятельность.

В ходе своей работы я пришла к выводу, что использование на уроках

проектно – исследовательской методики, способствует пробуждению интереса

учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной

речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для

решения таких задач, как преодоление безынициативности учащихся на уроках,

боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.

Проектная методика развивает у школьников творческие способности,

самостоятельность, активность. Использование метода проектов реально

превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.

Учитель же выступает в роли помощника и консультанта. Проектная методика в

моей деятельности является действенным инструментом, который активизирует

мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс

привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.

Проектная методика является также и исследовательским методом, особенно в

старших классах (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни

людей), игровым методом (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры),

без которых не обходится обучение иностранным языкам на младшей и средней

ступени. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески

мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные

варианты решения стоящих перед ним задач. Проект ценен тем, что в ходе его

выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают

опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе

исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится

анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать

выводы и заключения, то ему легче адаптироваться в дальнейшей жизни к

меняющимся условиям жизни, он сможет правильно выбрать будущую

профессию, сможет жить творческой жизнью.

На уроках иностранного языка метод проектов можно использовать практически

по любой теме. Например, в 5 классе, когда дети только начинают познавать азы

предмета, им нравится проводить выставки работ. Это творческое дело, которое

позволяет рассказать ребёнку о том, что ему близко, дорого. Дети с удовольствием

рисуют, пишут небольшие творческие работы, рассказывают о себе, о друге, о

домашнем животном, о старом немецком городе, о замке и его обитателях, о

сказочных героях. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в

основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это

не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным

особенностям школьников данного возраста.

В 6 классе удачно проходит выставка работ по темам: «моя школа», «какой я хочу

видеть школу», «внешность», «одежда». Опираясь на то, что дети в этом возрасте

начинают интересоваться одеждой и уделяют много внимания своему внешнему

виду. Большую роль в развитии познавательного интереса играют ролевые игры,

здесь также уместно проведение КВН в качестве конечного результата проекта.

Начиная с 6-го класса в учебнике "Deutsch. Zweite Schritte” И. Бим до 9-го класса

включительно, в каждой теме учебника есть раздел "Projekte, Projekte”. Можно

отнестись к данному разделу формально или вовсе не заметить его. Но при этом

учитель теряет возможность раскрыть творческий потенциал ученика, увидеть его

в активной позиции, поддерживая при этом интерес к немецкому языку. В 7 классе

дети готовят проекты по Германии и странам, говорящим на немецком языке. Они

пишут рекламный проспект о своём городе. Здесь также уместно проведение

дискуссии, конференции.

В 8 классе дети пишут рефераты по теме «Германия». Проекты несколько

усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к

оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку –

они становятся среднесрочными.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие

насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности,

проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы

национальной культуры.

Старший школьный возраст - это возраст "открытых эмоций". В этом возрасте

такие коллективные дела, как вечера и мюзиклы на иностранном языке вызывают

у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность,

интерес, готовность и желание к исполнению.

На старшей ступени обучения детей волнуют другие проблемы: взаимоотношения

со сверстниками, родителями, школьный обмен, международные молодежные

проекты. При изучении темы «Семья» мы берем такие подтемы, как типы

современных семей в Германии; индустриализация и изменения в жизни семьи;

функции семьи в обществе; равные права и проблемы взаимоотношений мужчины

и женщины;

проблемы отцов и детей и т.д. Проблемы карманных денег. Для чего они нужны,

сколько денег получают подростки от родителей, как тратятся эти деньги, можно

ли самому заработать деньги? Дети пишут стихи, проводят анкетирование и

последующий анализ его результатов, работают с аутентичной литературой,

делают тезисы. Помещают свои работы в школьную газету « Розгребельская

правда».В своей работе они опираются на жизненный опыт. А если проблема,

поставленная на уроке, не решена до конца, то она выходит уже за рамки урока.

Начинается исследование.

Наиболее подходящей для применения метода проектов областью оказалась

работа с учащимися во внеурочной деятельности согласно новым ФГОС.

Учащиеся 1-3 классов с удовольствием работают над индивидуальными и

групповыми мини-проектами такими как: «Поход в зоопарк», «Мои друзья и я»,

«Мы любим играть», «Любимая игрушка», «Кем быть??», «Гуляем по радуге»,

«Моя семья» и др. Ребята принимают активное участие не только в подготовке

проектов, но и в их защите на взрослую аудиторию, помогая учителю

придумывать стихи, разрабатывать сценарии проведения их защиты. Например,

проект «Моя семья» был представлен к защите как литературно-музыкальная

композиция. Защита вышеуказанного проекта вызвала бурю положительных

эмоций, как со стороны учащихся, так и со стороны присутствующих (учителя,

родители). У нас получился настоящий праздник о семье и для семьи. Здесь

уместно сказать о том, что умелое использование языковых средств является

залогом успеха в решении многих вопросов воспитания и обучения.

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно

предложить проблему интересную и значимую и предоставить все возможные

условия для её решения: учебную литературу, сеть Интернет, мультимедийные

продукты, архивные документы и др. Я при этом выполняю функции

соучастника исследовательской работы, создавая организационные условия для

изучения учащимися различных источников информации с целью расширения

знаний по данной проблеме.

Вот почему метод проектов является ведущим в нашей школе, так как мы считаем,

что работая над любым проектом, мы способствуем всестороннему развитию

личности ребенка. В современных условиях он должен владеть современными

информационно-коммуникативными технологиями, уметь работать в разных

группах, владеть коммуникативными навыками и умениями, быть креативным, а

самое главное – быть патриотом.

Стоит согласиться со словами педагога-гуманиста Свадковского И.Ф., который

сказал, что в воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и

моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого

человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

Наш опыт показывает, что используя метод проектов, мы учим ребят работать

самостоятельно и творчески; вызываем интерес к изучаемому предмету и

различным жизненным проблемам; связываем теорию с повседневной жизнью;

учим работать в сотрудничестве с другими; развиваем способность высказывать,

обосновывать и защищать свое мнение, дискутировать. Работая над проектами,

мы с учащимися используем интернет ресурсы.

Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы "Наш родной

город". Среди возможных видов проектной работы по теме "Наш родной город"

можно выделить следующие: подготовка и организация экскурсии; проведение

интервью и сообщение его результатов; сочинение (индивидуальное); оформление

плаката или стенгазеты; изготовление буклета для туристов; разработка

викторины; написание статьи для журнала; дизайн карты с обозначением

туристического маршрута по городу и описанием тура; создание рекламы

туристической программы; составление программы визита иностранного гостя;

подготовка доклада об актуальных проблемах города.

Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Учитель

должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь

учащимся выбрать форму презентации. Во время подготовки подобных проектов

учащиеся, занимаясь исследованием выбранных ими проблем, лучше знакомятся с

родным краем, в них воспитывается бережное отношение к живой и неживой

природе, уважение к культуре и традициям местного населения, воспитывается

патриотизм и гордость за свою страну. Все эти качества являются одновременно и

компонентами духовно-нравственного воспитания и также предпосылками для

дальнейшего воспитания и самовоспитания в них высоконравственных

личностей. Иностранный язык как предмет школьной программы может быть

действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.

Создание учащимися разнообразных творческих проектов по немецкому языку

говорит о существовании стабильного интереса учащихся к предмету.

Темы проектов:

Немецкий или английский?

Стоит ли побывать в Берлине?

Немецкий в лицах знаменитых немцев.

Звезды российского и немецкого кино.

Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и

интерактивных спсобов обучения (по итогам опроса учащихся 7 класса)

Результаты анкетирования

Опрошено 10 человек.

o

Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и

для самостоятельной работы?

Все ребята дали положительный ответ.

o

Что дает применение ИКТ?

Самыми распространенными были ответы:

Способствует запоминанию;

Дает дополнительную информацию;

Делает урок более интересным, привлекает внимание;

Реализует возможности и развивает творчество.

Говорят, педагог – не бог,

Человек не святой – простой.

Не на небе – а на Земле,

И не светит во мгле.

Но не верю я в эту ложь-

Как сердца у детей зажжёшь,

Если сам не горишь огнём

А живёшь одним днём?

Как взглянешь ты в глаза детей

Этих ангелов и чертей,

Если пламя в твоей душе

Не бушует уже?

Я хочу, как огонь гореть,

Чтобы души детей согреть

Путеводною став звездой

Повести за собой.

Библиографический список

1. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / 2. Кречетова А.В.

Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания //

Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г. - 3с

2. Кузовлев В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 -

Просвещение,74с.3. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно Флинта, 2002

4. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование : материал

научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение,

2009. - 23 с.5. Царенкова Ю.В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Самара, 2009г.



В раздел образования