Автор: Мещерская Надежда Васильевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Розгребельская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Большесолдатского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектно – исследовательская деятельность учителя как фактор повышения качества педагогической деятельности в области духовно – нравственного воспитания обучающихся.
Раздел: среднее образование
Мещерская Надежда Васильевна,
почётный работник общего образования РФ,
учитель немецкого языка,
с. Розгребли Большесолдатского района
Проектно – исследовательская деятельность учителя как фактор повышения
качества педагогической деятельности в области духовно – нравственного
воспитания обучающихся.
Задача духовно-нравственного воспитания современной молодежи
рассматривается как приоритетная в деле обеспечения национальной
безопасности страны. Об актуальности ее свидетельствуют многие кризисные
явления наших дней: утрата семейных ценностей, низкий уровень общественной
морали. Возрождение государства сегодня связано с воспитанием Человека,
формированием его духовности, нравственности на основе традиционных
ценностей, воспитанием патриотизма. Современные условия жизни выдвигают
новые требования к изучению иностранного языка, в центре которого стоит
коммуникативная компетенция. А основным средством обучения иностранному
языку является языковая среда. Я работаю в сельской школе. Возможности
общаться с носителями языка и получать страноведческие знания у обучающихся
нет. Обучаясь иностранному языку в школе, учащиеся, находясь вне среды
изучаемого языка и не испытывая потребности в общении на иностранном языке,
имеют большие трудности при овладении лексического, языкового материала, а
также при речевом общении. Но изучение иностранного вызывает у сельских
детей неподдельный интерес. Проанализировав уровень обученности учащихся, и
приняв во внимание результаты диагностических исследований, я пришла к
выводу, что в дальнейшем необходимо использовать такую педагогическую
технологию, которая бы давала возможность учителю ввести своих учеников в
процессе познания, нацелить на поиск знания, то есть способствовало бы
развитию личности.
В данной работе я постаралась описать методический опыт в области духовно-
нравственного воспитания на основе проектно - исследовательской деятельности
как одной из форм сотрудничества педагога и учащихся. Организация проектной
деятельности в школе призвана раскрыть исследовательский и творческий
потенциал учеников. Возможность проявить собственные творческие
способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий проектный
продукт, которым смогут воспользоваться и другие участники образовательного
процесса, – вот чего в конечном итоге позволяет достичь ребенку работа над
проектом.
Но сначала несколько слов о нашем учебном заведении, его традициях. С первых
дней возникновения нашей школы определила как приоритетные направления
своей деятельности воспитание на основах православной культуры,
формирование любви к Отечеству, его истории. Поэтому в школе сложилась
определенная система духовно-нравственного воспитания, включающая в себя и
внеклассную и урочную деятельность.
В ходе своей работы я пришла к выводу, что использование на уроках
проектно – исследовательской методики, способствует пробуждению интереса
учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной
речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для
решения таких задач, как преодоление безынициативности учащихся на уроках,
боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.
Проектная методика развивает у школьников творческие способности,
самостоятельность, активность. Использование метода проектов реально
превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.
Учитель же выступает в роли помощника и консультанта. Проектная методика в
моей деятельности является действенным инструментом, который активизирует
мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс
привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.
Проектная методика является также и исследовательским методом, особенно в
старших классах (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни
людей), игровым методом (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры),
без которых не обходится обучение иностранным языкам на младшей и средней
ступени. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески
мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные
варианты решения стоящих перед ним задач. Проект ценен тем, что в ходе его
выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают
опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе
исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится
анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать
выводы и заключения, то ему легче адаптироваться в дальнейшей жизни к
меняющимся условиям жизни, он сможет правильно выбрать будущую
профессию, сможет жить творческой жизнью.
На уроках иностранного языка метод проектов можно использовать практически
по любой теме. Например, в 5 классе, когда дети только начинают познавать азы
предмета, им нравится проводить выставки работ. Это творческое дело, которое
позволяет рассказать ребёнку о том, что ему близко, дорого. Дети с удовольствием
рисуют, пишут небольшие творческие работы, рассказывают о себе, о друге, о
домашнем животном, о старом немецком городе, о замке и его обитателях, о
сказочных героях. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в
основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это
не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным
особенностям школьников данного возраста.
В 6 классе удачно проходит выставка работ по темам: «моя школа», «какой я хочу
видеть школу», «внешность», «одежда». Опираясь на то, что дети в этом возрасте
начинают интересоваться одеждой и уделяют много внимания своему внешнему
виду. Большую роль в развитии познавательного интереса играют ролевые игры,
здесь также уместно проведение КВН в качестве конечного результата проекта.
Начиная с 6-го класса в учебнике "Deutsch. Zweite Schritte” И. Бим до 9-го класса
включительно, в каждой теме учебника есть раздел "Projekte, Projekte”. Можно
отнестись к данному разделу формально или вовсе не заметить его. Но при этом
учитель теряет возможность раскрыть творческий потенциал ученика, увидеть его
в активной позиции, поддерживая при этом интерес к немецкому языку. В 7 классе
дети готовят проекты по Германии и странам, говорящим на немецком языке. Они
пишут рекламный проспект о своём городе. Здесь также уместно проведение
дискуссии, конференции.
В 8 классе дети пишут рефераты по теме «Германия». Проекты несколько
усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к
оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку –
они становятся среднесрочными.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие
насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности,
проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы
национальной культуры.
Старший школьный возраст - это возраст "открытых эмоций". В этом возрасте
такие коллективные дела, как вечера и мюзиклы на иностранном языке вызывают
у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность,
интерес, готовность и желание к исполнению.
На старшей ступени обучения детей волнуют другие проблемы: взаимоотношения
со сверстниками, родителями, школьный обмен, международные молодежные
проекты. При изучении темы «Семья» мы берем такие подтемы, как типы
современных семей в Германии; индустриализация и изменения в жизни семьи;
функции семьи в обществе; равные права и проблемы взаимоотношений мужчины
и женщины;
проблемы отцов и детей и т.д. Проблемы карманных денег. Для чего они нужны,
сколько денег получают подростки от родителей, как тратятся эти деньги, можно
ли самому заработать деньги? Дети пишут стихи, проводят анкетирование и
последующий анализ его результатов, работают с аутентичной литературой,
делают тезисы. Помещают свои работы в школьную газету « Розгребельская
правда».В своей работе они опираются на жизненный опыт. А если проблема,
поставленная на уроке, не решена до конца, то она выходит уже за рамки урока.
Начинается исследование.
Наиболее подходящей для применения метода проектов областью оказалась
работа с учащимися во внеурочной деятельности согласно новым ФГОС.
Учащиеся 1-3 классов с удовольствием работают над индивидуальными и
групповыми мини-проектами такими как: «Поход в зоопарк», «Мои друзья и я»,
«Мы любим играть», «Любимая игрушка», «Кем быть??», «Гуляем по радуге»,
«Моя семья» и др. Ребята принимают активное участие не только в подготовке
проектов, но и в их защите на взрослую аудиторию, помогая учителю
придумывать стихи, разрабатывать сценарии проведения их защиты. Например,
проект «Моя семья» был представлен к защите как литературно-музыкальная
композиция. Защита вышеуказанного проекта вызвала бурю положительных
эмоций, как со стороны учащихся, так и со стороны присутствующих (учителя,
родители). У нас получился настоящий праздник о семье и для семьи. Здесь
уместно сказать о том, что умелое использование языковых средств является
залогом успеха в решении многих вопросов воспитания и обучения.
Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно
предложить проблему интересную и значимую и предоставить все возможные
условия для её решения: учебную литературу, сеть Интернет, мультимедийные
продукты, архивные документы и др. Я при этом выполняю функции
соучастника исследовательской работы, создавая организационные условия для
изучения учащимися различных источников информации с целью расширения
знаний по данной проблеме.
Вот почему метод проектов является ведущим в нашей школе, так как мы считаем,
что работая над любым проектом, мы способствуем всестороннему развитию
личности ребенка. В современных условиях он должен владеть современными
информационно-коммуникативными технологиями, уметь работать в разных
группах, владеть коммуникативными навыками и умениями, быть креативным, а
самое главное – быть патриотом.
Стоит согласиться со словами педагога-гуманиста Свадковского И.Ф., который
сказал, что в воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и
моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого
человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.
Наш опыт показывает, что используя метод проектов, мы учим ребят работать
самостоятельно и творчески; вызываем интерес к изучаемому предмету и
различным жизненным проблемам; связываем теорию с повседневной жизнью;
учим работать в сотрудничестве с другими; развиваем способность высказывать,
обосновывать и защищать свое мнение, дискутировать. Работая над проектами,
мы с учащимися используем интернет ресурсы.
Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы "Наш родной
город". Среди возможных видов проектной работы по теме "Наш родной город"
можно выделить следующие: подготовка и организация экскурсии; проведение
интервью и сообщение его результатов; сочинение (индивидуальное); оформление
плаката или стенгазеты; изготовление буклета для туристов; разработка
викторины; написание статьи для журнала; дизайн карты с обозначением
туристического маршрута по городу и описанием тура; создание рекламы
туристической программы; составление программы визита иностранного гостя;
подготовка доклада об актуальных проблемах города.
Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Учитель
должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь
учащимся выбрать форму презентации. Во время подготовки подобных проектов
учащиеся, занимаясь исследованием выбранных ими проблем, лучше знакомятся с
родным краем, в них воспитывается бережное отношение к живой и неживой
природе, уважение к культуре и традициям местного населения, воспитывается
патриотизм и гордость за свою страну. Все эти качества являются одновременно и
компонентами духовно-нравственного воспитания и также предпосылками для
дальнейшего воспитания и самовоспитания в них высоконравственных
личностей. Иностранный язык как предмет школьной программы может быть
действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.
Создание учащимися разнообразных творческих проектов по немецкому языку
говорит о существовании стабильного интереса учащихся к предмету.
Темы проектов:
Немецкий или английский?
Стоит ли побывать в Берлине?
Немецкий в лицах знаменитых немцев.
Звезды российского и немецкого кино.
Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и
интерактивных спсобов обучения (по итогам опроса учащихся 7 класса)
Результаты анкетирования
Опрошено 10 человек.
o
Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и
для самостоятельной работы?
Все ребята дали положительный ответ.
o
Что дает применение ИКТ?
Самыми распространенными были ответы:
Способствует запоминанию;
Дает дополнительную информацию;
Делает урок более интересным, привлекает внимание;
Реализует возможности и развивает творчество.
Говорят, педагог – не бог,
Человек не святой – простой.
Не на небе – а на Земле,
И не светит во мгле.
Но не верю я в эту ложь-
Как сердца у детей зажжёшь,
Если сам не горишь огнём
А живёшь одним днём?
Как взглянешь ты в глаза детей
Этих ангелов и чертей,
Если пламя в твоей душе
Не бушует уже?
Я хочу, как огонь гореть,
Чтобы души детей согреть
Путеводною став звездой
Повести за собой.
Библиографический список
1. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / 2. Кречетова А.В.
Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания //
Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г. - 3с
2. Кузовлев В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 -
Просвещение,74с.3. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно Флинта, 2002
4. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование : материал
научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение,
2009. - 23 с.5. Царенкова Ю.В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Самара, 2009г.