Напоминание

"Танец в музыке"


Автор: Парамонова Людмила Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №3"п.Лиинахамари
Населённый пункт: Лиинахамари,Мурманская область
Наименование материала: тематический классный час
Тема: "Танец в музыке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Танец в музыке»

Здравствуйте,

ребята!

Мы

рады

видеть

вас

в

нашей

музыкальной

гостиной. Сегодня я расскажу вам о танцевальной музыке. Танец существует

столько же лет, сколько и человечество. Танец - это искусство движений в

определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и

условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.

Бурре

старинный

французский

народный

танец

дровосеков

(по-

французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с

прыжками

(как

бы

уминая

связку

валежника).

В

XVI-XVIII

вв.

бурре

распространился

в

придворном

и

городском

быту,

превратившись

в

подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре

часто

встречался

в

сюитах

XVIII

века

(например,

“Английских”

и

“Французских” сюитах И.С.Баха).

Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере

пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII-XVIII

веках.

Его

размер

6/8,

с

сочетанием

пунктирного

ритма.

Он

плавный

и

грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого-нибудь крупного

произведения, например сонаты или сюиты.

Танцевальная

музыка

обычно

сопровождает

танец.

Она

усиливает

выразительность

движений

и

жестов

танцующих.

Музыка

каждого

вида

танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под

которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка

исполняется

на

сцене,

ее

слушают.

А

сочиняют

такую

музыку

профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных

танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские

танцы” Й.Брамса.

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в

недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но

на

самом

деле

танец

этот

чешский.

В

чешском

языке

тоже

есть

слово

“полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили. В XIX веке она была одним

из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с

поворотами

и

подскоками.

Музыка

имеет

веселый,

задорный

характер,

исполняется в двухдольном размере.

Танец, о котором пойдёт сейчас речь, был не менее популярен в Европе

в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова

“мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии).

Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от

умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и

резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то…

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были

три

польских

народных

танца

– мазур, оберек и куявяк. В музыкальной

литературе

известны

мазурки

Ф.Шопена,

Г.Венявского,

М.Глинки,

П.Чайковского.

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным

сегодня, знают все. Конечно, это вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит

предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют

плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до

очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный

акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях ( показ

на фортепиано).

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Родина вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев

Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был

австрийский

танец лендлер.

Широко

известны

фортепианные

вальсы

Ф.Шопена,

Ф.Шуберт а. Вальс-фантазия М.Глинки,

балетные

и

симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в

истории

вальса

сыграл

композитор

Иоганн

Штраус,

которого

называли

“королём вальса”.

Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад,

можно

вспомнить

множество

танцев,

которые

были

очень

модными

в

прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец

фокстрот,

что

в

переводе

означает

“лисий

шаг”.

И

еще

много

разных

популярных

танцев:

рок-н-ролл,

буги-вуги,

твист,

шейк.

Каждый

предыдущий танец уступал место новому.

Танго – один из самых популярных танцев XX века.

В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго,

пришедшее

из

другой

испанской

провинции-Андалусии.

Оно

так

и

называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую

хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века

танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и

обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Так в начале

XX

века

в

Европу

проникло

и

всех

покорило аргентинское

танго –

медленный и томный парный танец.

По

телевидению

часто

транслируют

различные

танцевальные

конкурсы,

где

можно

увидеть

множество

танцев

разных

стилей

и

направлений.

А

недавно

появились

телевизионные

танцевальные

шоу

с

участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое

шоу

“Ледниковый

период”

и

“Звезды

на

льду”.

Вы,

ребята,

наверняка

смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар,

танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго.

Болеро

еще

один

танец,

родиной

которого

является

Испания.

Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами

или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп

болеро

умеренный,

в

трехдольном

размере.

Традиции

музыки

болеро

с

огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро”

знаменитый

композитор

первой

половины

XX

века

М.Равель.

Поэт

Н.Заболоцкий

посвятил

его

произведению

замечательные

строки

стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!

Для тех, кто музыку не сменит на перо,

Есть в этом мире праздник изначальный –

Напев волынки, скудный и печальный,

И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.

Танцуй, Равель, свой исполинский танец,

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой

части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение

прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое

искусство.

В начале прошлого столетия фортепианные, но иногда и оркестровые

пьесы получили некоторое распространение в профессиональной музыке,

формировался

новый

музыкальный

стиль

- джаз.

Регтайм

б ы л

предвестником

джаза.

Ритмическая

острота,

несовпадение

акцентов,

блестящая переливчатость пассажей и жесткие аккорды – все это характерно

для

регтайма.Rag

по-английски

значит

“тряпье”,

“лохмотья”,

“грубая

насмешка”, “скандал”. Беспорядочный, неравномерный, “рваный”, но, очень

темпераментный,

зажигательный

ритм

родился

в

музицировании

северо-

американских негров в кафе и танцевальных залах в конце XIX века.

Сейчас прозвучит еще одна пьеса в стиле регтайма.

Композиторы разных стран и континентов нашего времени сочиняют

много различных пьес в современных танцевальных ритмах. Они наполнены

новыми мелодическими и ритмическими красками.

Наша

встреча

подошла

к

концу.

Сегодня

вы

познакомились

с

танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе.

И в этом вы убедились.Вы услышали старинные танцы: бурре и сицилиану.

Узнали

многое

о

бальных

танцах

XIX

века:

вальсе,

п ол ь ке ,

мазурке.Наверняка вам понравились испанские танцы болеро и танго, а также

музыка в современных ритмах.

В

лекции

прозвучали

аудио

записи:

И.Бах

«Сицилиана»,

«Бурре»;Э.Григ «Норвежский танец», Й.Брамс «Венгерский танец»;М.Глинка

«Полька»;Ф.Шопен

«Мазурка»,

«Вальс»;

М.Равель

«Болеро»;А.Пьяццола

«Танго»; С.Джоплин «Регтайм».



В раздел образования