Автор: Парамонова Людмила Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №3"п.Лиинахамари
Населённый пункт: Лиинахамари,Мурманская область
Наименование материала: тематический классный час
Тема: "Танец в музыке"
Раздел: дополнительное образование
«Танец в музыке»
Здравствуйте,
ребята!
Мы
рады
видеть
вас
в
нашей
музыкальной
гостиной. Сегодня я расскажу вам о танцевальной музыке. Танец существует
столько же лет, сколько и человечество. Танец - это искусство движений в
определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и
условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.
Бурре –
старинный
французский
народный
танец
дровосеков
(по-
французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с
прыжками
(как
бы
уминая
связку
валежника).
В
XVI-XVIII
вв.
бурре
распространился
в
придворном
и
городском
быту,
превратившись
в
подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре
часто
встречался
в
сюитах
XVIII
века
(например,
“Английских”
и
“Французских” сюитах И.С.Баха).
Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере
пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII-XVIII
веках.
Его
размер
6/8,
с
сочетанием
пунктирного
ритма.
Он
плавный
и
грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого-нибудь крупного
произведения, например сонаты или сюиты.
Танцевальная
музыка
обычно
сопровождает
танец.
Она
усиливает
выразительность
движений
и
жестов
танцующих.
Музыка
каждого
вида
танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.
Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под
которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка
исполняется
на
сцене,
ее
слушают.
А
сочиняют
такую
музыку
профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных
танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские
танцы” Й.Брамса.
Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в
недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но
на
самом
деле
танец
этот
чешский.
В
чешском
языке
тоже
есть
слово
“полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.
По характеру полька близка нашей кадрили. В XIX веке она была одним
из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с
поворотами
и
подскоками.
Музыка
имеет
веселый,
задорный
характер,
исполняется в двухдольном размере.
Танец, о котором пойдёт сейчас речь, был не менее популярен в Европе
в XIX веке.
Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова
“мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии).
Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от
умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и
резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…
А.Пушкин. “Евгений Онегин”
Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были
три
польских
народных
танца
– мазур, оберек и куявяк. В музыкальной
литературе
известны
мазурки
Ф.Шопена,
Г.Венявского,
М.Глинки,
П.Чайковского.
Танец, который прошел испытание временем и остается популярным
сегодня, знают все. Конечно, это вальс.
Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит
предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют
плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до
очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный
акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях ( показ
на фортепиано).
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
А.Пушкин. “Евгений Онегин”
Родина вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев
Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был
австрийский
танец лендлер.
Широко
известны
фортепианные
вальсы
Ф.Шопена,
Ф.Шуберт а. Вальс-фантазия М.Глинки,
балетные
и
симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в
истории
вальса
сыграл
композитор
Иоганн
Штраус,
которого
называли
“королём вальса”.
Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад,
можно
вспомнить
множество
танцев,
которые
были
очень
модными
в
прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец
фокстрот,
что
в
переводе
означает
“лисий
шаг”.
И
еще
много
разных
популярных
танцев:
рок-н-ролл,
буги-вуги,
твист,
шейк.
Каждый
предыдущий танец уступал место новому.
Танго – один из самых популярных танцев XX века.
В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго,
пришедшее
из
другой
испанской
провинции-Андалусии.
Оно
так
и
называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую
хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века
танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и
обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Так в начале
XX
века
в
Европу
проникло
и
всех
покорило аргентинское
танго –
медленный и томный парный танец.
По
телевидению
часто
транслируют
различные
танцевальные
конкурсы,
где
можно
увидеть
множество
танцев
разных
стилей
и
направлений.
А
недавно
появились
телевизионные
танцевальные
шоу
с
участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое
шоу
“Ледниковый
период”
и
“Звезды
на
льду”.
Вы,
ребята,
наверняка
смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар,
танцующих танго – обязательного номера конкурса.
Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго.
Болеро
–
еще
один
танец,
родиной
которого
является
Испания.
Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами
или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп
болеро
умеренный,
в
трехдольном
размере.
Традиции
музыки
болеро
с
огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро”
знаменитый
композитор
первой
половины
XX
века
М.Равель.
Поэт
Н.Заболоцкий
посвятил
его
произведению
замечательные
строки
стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.
Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…
Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!
Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой
части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение
прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое
искусство.
В начале прошлого столетия фортепианные, но иногда и оркестровые
пьесы получили некоторое распространение в профессиональной музыке,
формировался
новый
музыкальный
стиль
- джаз.
Регтайм
б ы л
предвестником
джаза.
Ритмическая
острота,
несовпадение
акцентов,
блестящая переливчатость пассажей и жесткие аккорды – все это характерно
для
регтайма.Rag
по-английски
значит
“тряпье”,
“лохмотья”,
“грубая
насмешка”, “скандал”. Беспорядочный, неравномерный, “рваный”, но, очень
темпераментный,
зажигательный
ритм
родился
в
музицировании
северо-
американских негров в кафе и танцевальных залах в конце XIX века.
Сейчас прозвучит еще одна пьеса в стиле регтайма.
Композиторы разных стран и континентов нашего времени сочиняют
много различных пьес в современных танцевальных ритмах. Они наполнены
новыми мелодическими и ритмическими красками.
Наша
встреча
подошла
к
концу.
Сегодня
вы
познакомились
с
танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе.
И в этом вы убедились.Вы услышали старинные танцы: бурре и сицилиану.
Узнали
многое
о
бальных
танцах
XIX
века:
вальсе,
п ол ь ке ,
мазурке.Наверняка вам понравились испанские танцы болеро и танго, а также
музыка в современных ритмах.
В
лекции
прозвучали
аудио
записи:
И.Бах
«Сицилиана»,
«Бурре»;Э.Григ «Норвежский танец», Й.Брамс «Венгерский танец»;М.Глинка
«Полька»;Ф.Шопен
«Мазурка»,
«Вальс»;
М.Равель
«Болеро»;А.Пьяццола
«Танго»; С.Джоплин «Регтайм».