Напоминание

"Сложение и вычитание многозначных чисел"


Автор: Королева Любовь Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4"
Населённый пункт: Сургутский район, г. Лянтор
Наименование материала: Технологическая карта урока математики
Тема: "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Королева Любовь Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ Лянторская СОШ №4

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Тип урока: повторение и закрепление изученного

Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание чисел»

Тема

Уравнение.

Цели

Образовательные: Повторять табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20. Закреплять умение решать

простые и составные задачи. Закреплять умение находить неизвестное число, выполняя действие, обратное

данному. Закреплять умение все возможные способы при решении задач на перестановку трех предметов без

повторений.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-

действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать

последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность

выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный

опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать, алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 20.. Знать способ решения уравнения (на основе

взаимосвязи между частью и целым).

Уметь

решать

задачи

на

нахождение

целого

или

частей,

читать

математические

выражения,

неравенства,

равенства.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность

действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия

1

на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной

задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о

правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать

новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Задача, уравнение, часть, целое

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс ч.2 –М: Издательство «Просвещение»2012г., «Математика 2 класс»

- еженедельник (для самооценки)

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I.

Мотив ация

к

учебной

д е я т е л ь н о с т и (3

мин)

Цели:

-

актуализировать

т р е б о в а н и я

к

ученику со стороны

учебной

деятельности;

-

создание

условий

для возникновения у

Проговаривают

с т и хо т в о р е н и е

правила

поведения

на уроке, объясняют,

д л я

ч е г о

н у ж н о

в ы п о л н я т ь

э т и

правила.

Организует

актуализацию

требований

к

ученику

со

стороны

учебной

деятельности.

Создаёт

условия

для

в о з н и к н о в е н и я

у

учеников

внутренней

потребности включения

в

у ч е б н у ю

деятельность.

Устанавливает

1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ум е т ь

с о в м е с т н о

д о г о в а р и в а т ь с я

о

правилах поведения и

общения

в

школе

и

с л е д о в а т ь

и м

(Коммуникативные

УУД).

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

(Коммуникативные

УУД).

Уметь

2

учеников

внутренней

потребности

в к л ю ч е н и я

в

учебную

деятельность;

-

у с т а н о в и т ь

тематические рамки;

- уточнить тип урока

и

наметить

шаги

учебной

деятельности.

2.

Актуализация

знаний учащихся.

Цели:

Обеспечить

м о т и в а ц и ю

и

принятие учащимися

ц е л и

у ч е б н о -

познавательной

деятельности

Работают

индивидуально

(4

ч е л ) ,

о с т а л ь н ы е

к о л л е к т и в н о

с

учителем.

.

тематические рамки.

Организует

уточнение

вида работы на данном

этапе урока.

Организует

повторение

с о с т а в а

ч и с е л

в

пределах 20.

2.Ззадания на карточках.

- Сейчас некоторые ребята

б у д у т

р а б о т а т ь

с а м о с т о я т е л ь н о .

О н и

расшифруют имя того, кто

придумал

для

нас

э т и

з а д а н и я . 4

ч е л о в е к а

п о л у ч а ю т

з а д а н и я

н а

карточках.

7+9

д

4+8

о

12-8

м

11-9

в

16-9

к

14 -6

а

5=8

л

5+6

н

17

3 й

11-5

п

7+7

ф

12-9

у

3+7

с

12 -7

и

13-6

т

9+8

я

3. Задания на доске.

а)Домики

на

повторение

состава числа 17, 11, 13, 15,

12, 14, 16.

-

Какое

задание

можно

п р и д у м а т ь

п о

э т о м у

рисунку?

- Как будем его выполнять?(

проговаривая

а л го р и т м

поиска неизвестной части).

Игра «Засели домики».

Ум е т ь

ч и т а т ь

математические

выражения,

находить

неизвестное

число.

Уметь

самостоятельное

формулировать

задания.

Уметь составлять

план действий.

ориентироваться

в

своей системе знаний:

отличать новое от уже

известного с помощью

учителя

(Познавательные

УУД).

Умение

слушать

и

понимать речь других

(Коммуникативные

УУД).

Ум е т ь

п р а в и л ь н о

оценивать

результат

коллективной работы (

самооценка + внешний

контроль).

3

Анализируют работы

уч-ся,

дают

устную

оценку.

Организует проверку

самостоятельной

работы уч-ся.

Дети делятся на 4 команды

и

в ы х о д я т

к

д о с к е

выполнять задание.

О ц е н к а

р е з у л ь т а т а .

Выигрывает

та

команда,

которая

сделала

меньше

всего ошибок.

б)-

прочит айте

ч и с л а ,

записанные

на

крышах

д о м и к о в ,

в

п о р я д к е

возрастания.

-

Назовите

4

равенства,

котрые можно составить из

чисел 12, 10, 2

-

Н а з о в и т е

п о с л е д н е е

в ы р а ж е н и е

в

к а ж д о м

с т о л б и ке .

Н а з о в и т е

в

к а ж д о м

с т о л б и к е

с

наибольшим и наименьшим

значением.

2+7

11-1

12-2

3+7

11-2

12-3

4+7

11-3

12-4

г)Какое число пропущено7

7 +…=15 …+ 5 =13

6+…=14 … -3 = 12

Оценка результата.

- кто отвечал чаще?

-

кто

отвечал

правильнее

всех?

д )

П р о в е р к а

индивидуальной работы.

Д е т и ,

р а б о т а в ш и е

с

к а р т оч к а м и ,

з а п о л н я т

т аблицу

на

до ске,

мы

узнаем

имя

персонажа,

Уметь находить

неизвестное

число в

выражениях,

опираясь на

взаимосвязь

сложения и

вычитания.

Уметь

проговаривать

последовательность

действий

на

уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь

преобразовывать

информацию из одной

формы в другую

(Познавательные

УУД).

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

(Коммуникативное

УУД).

4

придумавшего

задания

к

этому

уроку

( д ом о в о й

Афанасий).

3. Формулирование

темы и цели урока.

Цели:

-организовать

актуализацию

у м е н и й

р е ш а т ь

з а д а ч и

н а

нахождение

целого

или частей;

Под

руководством

учителя

формулируют

тему

урока.

Организует выполнение

задания по

определению

формулировки темы и

типа урока.

- Чтобы узнать тему урока,

з а д а н и я

к

к о т о р о м у

придумал Афанасий, найдем

н е и з в е с т н ы е

ч и с л а

в

ц е п оч к е . . З а

к а ж д о е

названное

число

Афанасий

пообещал

нам

давать

по

несколько букв из названия

темы.

На доске задание №5, с 5.

В

р е з у л ь т а т е

р а б о т ы

п о л у ч а е т с я

с л о в о

еинеротвоп.

-

Кт о

д о г а д а л с я .

К а к

расшифровать

это

слово?

( прочитать наоборот).

-

Чем

же

будем

сегодня

з а н и м ат ь с я

н а

у р о к е ?

( решать задачи, уравнения,

вычислять…)

Ум е т ь

р е ш а т ь

логические

задачи.

Уметь

проговаривать

последовательность

действий

на

уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь

преобразовывать

информацию из одной

формы в другую

(Познавательные

УУД).

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

(Коммуникативное

УУД).

4.

Повторение

и

закрепление

изученного

Цели:

Под

руководством

учителя

выявляют

место затруднения.

Проговаривают

Организует

актуализацию

умений

р е ш а т ь

з а д а ч и

н а

нахождение целого или

1.

Задание № 1 с.8

З а д а н и е

м о ж е т

б ы т ь

в ы п о л н е н о

2

– м я

способами.

Знать

структуру

з а д ач и .

Ум е т ь

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

(Коммуникативные

УУД).

5

.

О б е с п е ч е н и е

восприятия,

о с м ы с л е н и я

и

первичного

запоминания, знаний

и

с п о с о б о в

действий,

связей

и

отношений в объекте

изучения

причину затруднения

с помощью учителя.

Читают,

анализируют,

находят

р е ш е н и е

учебной задачи.

частей.

Организует

выявление

места затруднения.

Организует

ф и к с и р о в а н и е

в о

внешней речи причины

затруднения.

1)

Работа с учебником.

2)

Н а

д о с к е

в ы с т а в л е н ы

т р и

схемы

к

задачам

и

з а п и с а н ы

т р и

выражения.

Читаем,

разбираем

текст

и

н а хо д и м

к

н е м у

выражение.

2.

Физкультминутка.

Р у к и

п о д н я л и

и

покачали-

Это деревья в лесу.

Руки

нагнули,

кисти

встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно

помашем-

Это так птицы летят.

Как

они

сядут-

тоже

покажем,

Крылья сложили назад.

3.

Задание №2 с.8

Такие текстовые задачи

мы

решали

в

1

к л ,

опираясь

на

понятие

целого и части. Во 2 кл

эти

же

задачи

будут

решаться

на

основании

прав ила

в ы ч и т а н и я

числа из суммы.

А) Читаем и разбираем

текст.

- что известно в задаче?

- что нужно узнать?

Б )

О бъ я с н я е м ,

к а к

решать задачи на

нахождение

ц е л о г о

и л и

частей.

Упражнения

на

снятие

напряжения.

Знать

структуру

з а д ач и .

Ум е т ь

решать задачи на

нахождение

ц е л о г о

и л и

частей.

Читать

информацию

представленную

на схеме.

Уметь

ориентироваться

в

своей системе знаний:

отличать новое от уже

известного с помощью

учителя

(Познавательные

УУД).

(Организационные

умения)уметь

самостоятельно

формулировать

цели;

с о с т а в л я т ь

п л а н

р е ш е н и я

у ч е б н о й

з а д а ч и

в м е с т е

с

учителем; работать по

плану,

сверять

свои

действия

с

планом

и

целью; делать выводы

на

основе

обобщения

знаний,

п р о в е р я т ь

полученный

результат

путем

возвращения

к

плану

и

вторичного

движения по пунктам

п л а н а ;

о ц е н и в а т ь

результат

на

основе

анализа

работы

по

плану.

6

П р о вод я т

а н а л и з

з а д а ч и ,

н а х о д я т

р е ш е н и е

п о д

руководством

учителя.

Выполняют

задание

самостоятельно.

Объяснение

учебной

задачи.

Анализирует задание с

уч-ся.

Обеспечивает

п о н и м а н и е

у ч - с я

предстоящей

самостоятельной

работы.

Объясняет

выполнение

задания

для

домашней

работы.

с о с т а в л е н а

с х е м а ,

р а с с к а з ы в а е м ,

ч т о

означает каждое число.

-

можем

ли

мы

сразу

ответить

на

во п р о с

задачи?

В) по схеме составляем

план решения:

-

1

действием

находим

целое (все книги)

-

2

действием

находим

часть

(книги,

которые

осталось прочитать)

Г) Записываем решение

по действиям сам-но.

4. Задание №3 с.8.

1) Вычисляем.

2) Разбираем выражения на

группы.

3)

Читаем

1

и

последнее

выражения

и

придумываем

к ним задачи.

5. Задание №6 с. 8

Выполняется

с а м о с тоя т е л ь н о

п о с л е

разъяснения.

6. Задание №7 с.8.

Цель

задания:

прочитать

т аблицу

и

р а с с к а з а т ь ,

какими должны быть флаги.

Разбирается

в

классе

и

о с т а в л я е т с я

д л я

д о м .

работы.

С р а в н и в а т ь

и

упорядочивать

о б ъ е к т ы

п о

разным

признакам.

Решать

логические

задачи.

(интеллектуальные

умения)

представлять

информацию

в

виде

с х е м ы ;

н а х о д и т ь

информацию в схемах.

(коммуникативные

умения) делать выводы

на

основе

обобщения

знаний(формулировать

логично обоснованные

высказывания)4

(интеллектуальные

умения)

Представлять

информацию

в

виде

т е к с т а ,

с х е м ы ;

находить информацию

в схемах, в текстах.

4.

Рефлексия.

(3 мин)

Анализ

собственной

д е я т е л ь н о с т и

и

Анализ деятельности на

уроке.

- Чем занимались на уроке?

-

какое

задание

больше

Учиться

с о в м е с т н о

с

Уметь

проговаривать

последовательность

7

Цели:

Мобилизация

у ч а щ и х с я

н а

рефлексию

своего

поведения/

мотивации способов

деятельности,

общения.

Усвоение

принципов

саморегуляции

и

сотрудничества

деятельности

одноклассников.

всего понравилось?

-

Какую

цель

ставили?

Достигли цели?

- Какая тема урока была?

-

О ц е н и т е

с в о ю

деятельность

на

уроке,

и с п о л ь з у я

о д и н

и з

к р у ж о ч к о в :

з е л ё н ы й ,

красный, жёлтый.

у ч и т е л е м

и

другими

детьми

определять

степень

успешности

выполнения своей

и чужой работы.

действий

на

уроке

(Регулятивные УУД).

Ум е т ь

о ц е н и в а т ь

правильность

выполнения

действия

на

уровне

адекватной

ретроспективной

оценки.

(Регулятивные УУД).

С п о с о б н о с т ь

к

самооценке на основе

критерия

успешности

учебной

деятельности

(Личностные УУД).

5.

Домашнее

задание.

(10 мин)

Цели:

-

О б е с п е ч е н и е

понимания

ц е л и ,

с о д е р ж а н и я

и

способов

выполнения

домашнего

задания.

Проверка

соответствующих

записей

О п р е д е л я ю т с я

с

объемом

домашнего

задания.

Анализирует

предлагаемые на выбор

у ч - с я

д о м а ш н е г о

задания.

Задания № 4 с.8, № 7с. 9.,

№ 8 с. 9, придумать задачу к

одному из этих выражений.

Ориентироваться

в

своей

системе

з н а н и й

и

осознавать

необходимость

нового знания.

Уметь добывать новые

з н а н и я :

н а х о д и т ь

ответы

на

вопросы,

используя

учебник,

свой жизненный опыт

и

и н ф о р м а ц и ю ,

полученную на уроке

8

Самоанализ урока

Автор: Королева Любовь Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ Лянторская СОШ №4

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Тип урока: повторение и закрепление изученного

Тема урока: «Сложение и вычитание чисел».

Оборудование урока:

- учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс ч.2 –М: Издательство «Просвещение»2012г., «Математика 2 класс»

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки.

Практическое задание.

В 2-а классе 25 обучающихся.

Результаты психолого-педагогического мониторинга выявили следующие особенности учащихся в классе:

- с высоким уровнем внимания -15 обучающихся;

- с неустойчивым, рассеянным вниманием -8 обучающихся;

- высоким уровнем памяти обладает 7 учащихся;

- средний уровень запоминания и сохранения информации имеют 15 человек.

По ведущему каналу восприятия обучающихся класса можно разделить на 2 группы:

- кинестетики - 15 обучающихся, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание,

обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций);

- 10 детей обладает смешанным типом модальности, т. е. с гармонично развитой сенсорно-перцептивной системой.

Визуалов, воспринимающих большую часть информации с помощью зрения, и

аудиалов, кто в основном получает информацию через

слуховой канал в моём классе.

Доминирование левого полушария (а это

- словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и

обобщению) характерно для 6 учащихся. Правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение) – 15 учащимся. Отсутствие

ярко

выраженного

доминирования

одного

из

полушарий

предполагает

их

синхронную

деятельность

в

выборе

стратегий

мышления.

Равнополушарных детей в классе– 4.

Большинство учащихся класса способны организовывать свою деятельность, умеют пользоваться источниками информации, однако в классе

есть 7 обучающихся, у которых

затруднено осмысление учебной задачи, как цели деятельности (учащиеся, приступая

к работе, не задают

уточняющих вопросов, хотя и нуждается в пояснениях; действуют импульсивно).

Результаты диагностики познавательных УУД показывают, что у 15 учащихся на высоком уровне развиты такие навыки, как обобщение,

классификация, аналогия, у 10 учащихся данные универсальные учебные действия развиты на базовом уровне.

9

В ходе диагностики личностных УУД выявлено, что у 7 человек сформирована внутренняя позиция школьника, которая показывает, что

учащиеся осознают цели, важность и необходимость учения. 20 учащимся нравится ходить в школу, но цели и важность учения ими не осознаются,

а желание учиться заменятся установкой «надо учиться», «я должен учиться», «пообщаться с друзьями».

Не все учащиеся обладают основами коммуникативной культуры. Большинство учеников испытывают затруднения при изложении собственных

мыслей в связи с ограниченным словарным запасом, волнением и при работе у доски, в группе.

На основании анализа параметров учебного успеха обучающихся класс делится на 3 типологические группы:

репродуктивная –6 учеников (позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму)

продуктивная - 11 учеников (позволяет активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации)

творческая - 8 учащихся (позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать

новые способы решений)

Содержание урока: соответствовал содержанию программы, целям урока, дидактическая обработка проведена через презентацию. Урок

способствовал формированию умения решать простые и составные задачи, нахождению неизвестного числа, выполняя действие обратному

данному, умению вычислять в пределах 20. На уроке закреплялись ранее полученные знания, рассматривалась учебная задача на развитие

логического мышления. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся через нестандартные задания. На уроке

решались такие общеучебные и специальные умения, как:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на

уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах

поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать

новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Содержание

урока способствовало развитию интереса к обучению.

Тип и структура урока: повторение и закрепление изученного.

Данный урок в теме «Сложение и вычитание в пределах 20» -14 по счету. Все этапы урока соответствовали структуре данного типа урока,

были взаимосвязаны между собой.

Реализация принципов обучения: На данном уроке главным принцип направленности обучения на комплексное решение задач. Принцип

доступности обучения реализовывался через индивидуальные задания, организацию работы по совместно составленному с уч-ся плану

решения учебных задач, наглядность на уроке была направлена на качественное усвоение материала урока. характер позанвательной

деятельности на уроке преобладал репродуктивный, индивидуализация и дифференциация обучения достигалась через индивидуальные

задания и дифференциацию домашнего задания.

10

Методы обучения:обяъяснительно- иллюстративный, словесный, наглядный, практический( слайды, беседа, составление плана, анализ схем

задач); эмоциональный метод ( поощрение, создание ситуации свободного выбора заданий); социальные (создание ситуации взаимопомощи);

само- и взаимоконтроль; Организация учебной работы на уроке: на уроке осуществлялось чередование разных видов деятельности уч-ся:

использовались приемы – демонстрация уч-ся натуральных объектов (схем), игровые приемы, прием обратной связи.

Общие результаты урока: план урока выполнен, усвоение учащимися учебного материала на уровне восприятия, понимания, запоминания.;

поставленные цели были достигнуты.

11



В раздел образования