Автор: Чусова Ирина Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №106
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технических и аудиовизуальных средств в обучении"
Раздел: начальное образование
Использование в образовательных учреждениях технических и
аудиовизуальных средств обучения
Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения
наглядность
обучения
и
создает,
казалось
бы,
условия
для
сохранения
работоспособности.
Но
с
другой
–
ТСО
увеличивают
объем
информации,
получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи
ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому
материалу,
возросший
объем
информации
увеличивает
напряжение,
темп
работы,
возрастает
нагрузка
на
зрительный
и
слуховой
анализаторы.
При
применении ТСО в младших классах от 3 до 4-6 раз в неделю на том или ином
уроке расписания занятий должно строиться таким образом, чтобы в течении
учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов,
нагружающих
преимущественно II сигнальную систему (математика, чтение,
русский
язык),
на
предметы,
включающие
в
работу I сигнальную систему,
создающие
положительную
атмосферу
(труд,
физкультура,
ритмика).
Это
способствует сохранению работоспособности. В настоящее время в Америке и
Англии
принята
длительность
передач
учебного
телевидения
для
старших
школьников 30 мин, а для младших школьников 20 мин (от 3 до 6 раз в неделю).
Использование в старших классах приводит к большой утомляемости в
основе
которой
лежит
несколько
причин:
1)
за
то
же
время,
что
и
при
традиционных формах обучения, дается большой объем информации; 2) хотя
форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний
(при
отсутствии
обратной
связи)
затрудняет
процесс
восприятия.
Поэтому
необходимо
регламентировать
время
передачи,
определять
наиболее
благоприятный
тип
передачи
и
структуры
ТВ-урока,
а
также
создавать
оптимальные условия просмотра ТВ-передач в школе. Педагоги и психологи
считают
оптимальным
следующее
распределение
времени
на
уроке
типа
телевизионной лекции: 5 мин в начале урока для работы учителя с классом; 25-
35-передачи и то 5 до 15 мин – работа учителя с классом по условию материала,
его
обобщению
и
дополнению.
При
телевставке
на
уроке
время
можно
распределить
так:
15
мин
–
для
работы
учителя,
15-20
–
телевставка
и
оставшиеся 15-10 мин – работа учителя по просмотренным материалам или
дальнейшее изложение курса.
Неблагоприятное
изменение
работоспособности
и
функционального
состояния организма учащихся отмечается главным образом под влиянием: а)
передач длительностью свыше 25 - 35 мин (в зависимости от предмета); б)
преобладание в передачи слова над изображением, а также слишком большого
количества
схем,
печатного
текста,
диаграмм,
вызывающих
значительное
напряжение зрительного анализатора; в) однообразной структуры урока при
недостаточном контакте «ведущий – учащийся - педагог»; г) неблагоприятных
условий
просмотра
телевизионных
передач
(1
телевизор
на
класс,
расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка
экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте, плохое качество
изображения) и т.д.
Длительность
непрерывного
применения
аудиовизуальных
средств
в
учебном процессе устанавливается согласно следующей таблице:
Классы
Длительность просмотра (минут)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов
телепередач
1 – 2
3 – 4
5 – 7
8 – 11
7 – 15
15 – 20
20 – 25
–
15 – 20
15 – 20
20 – 25
25 – 30
15
20
20 – 25
25 – 30
В
течение
недели
количество
уроков
с
применением
ТСО
не
должно
превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6. При
использовании
ТСО
необходимо
также
знать,
что
оптимальным
размером
объекта
восприятия
для
подростков,
на
расстоянии
7,3
м
непосредственно
против экрана, является 40 мм. Потеря информации при считывании ее с экрана
на стене будет минимальной, когда горизонтальный размер предъявляемого
объекта составляет 60 мм и виден учащимися крайних столов под углом зрения
в
горизонтальной
плоскости
20
минут.
Оптимальная
плоскость
просмотра
плоского экрана ограничена сторонами треугольника, составляющими угол у
вершины в 90
0
, а допустимая – в 110
0
.