Напоминание

"Использование технических и аудиовизуальных средств в обучении"


Автор: Чусова Ирина Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №106
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технических и аудиовизуальных средств в обучении"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование в образовательных учреждениях технических и

аудиовизуальных средств обучения

Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения

наглядность

обучения

и

создает,

казалось

бы,

условия

для

сохранения

работоспособности.

Но

с

другой

ТСО

увеличивают

объем

информации,

получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи

ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому

материалу,

возросший

объем

информации

увеличивает

напряжение,

темп

работы,

возрастает

нагрузка

на

зрительный

и

слуховой

анализаторы.

При

применении ТСО в младших классах от 3 до 4-6 раз в неделю на том или ином

уроке расписания занятий должно строиться таким образом, чтобы в течении

учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов,

нагружающих

преимущественно II сигнальную систему (математика, чтение,

русский

язык),

на

предметы,

включающие

в

работу I сигнальную систему,

создающие

положительную

атмосферу

(труд,

физкультура,

ритмика).

Это

способствует сохранению работоспособности. В настоящее время в Америке и

Англии

принята

длительность

передач

учебного

телевидения

для

старших

школьников 30 мин, а для младших школьников 20 мин (от 3 до 6 раз в неделю).

Использование в старших классах приводит к большой утомляемости в

основе

которой

лежит

несколько

причин:

1)

за

то

же

время,

что

и

при

традиционных формах обучения, дается большой объем информации; 2) хотя

форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний

(при

отсутствии

обратной

связи)

затрудняет

процесс

восприятия.

Поэтому

необходимо

регламентировать

время

передачи,

определять

наиболее

благоприятный

тип

передачи

и

структуры

ТВ-урока,

а

также

создавать

оптимальные условия просмотра ТВ-передач в школе. Педагоги и психологи

считают

оптимальным

следующее

распределение

времени

на

уроке

типа

телевизионной лекции: 5 мин в начале урока для работы учителя с классом; 25-

35-передачи и то 5 до 15 мин – работа учителя с классом по условию материала,

его

обобщению

и

дополнению.

При

телевставке

на

уроке

время

можно

распределить

так:

15

мин

для

работы

учителя,

15-20

телевставка

и

оставшиеся 15-10 мин – работа учителя по просмотренным материалам или

дальнейшее изложение курса.

Неблагоприятное

изменение

работоспособности

и

функционального

состояния организма учащихся отмечается главным образом под влиянием: а)

передач длительностью свыше 25 - 35 мин (в зависимости от предмета); б)

преобладание в передачи слова над изображением, а также слишком большого

количества

схем,

печатного

текста,

диаграмм,

вызывающих

значительное

напряжение зрительного анализатора; в) однообразной структуры урока при

недостаточном контакте «ведущий – учащийся - педагог»; г) неблагоприятных

условий

просмотра

телевизионных

передач

(1

телевизор

на

класс,

расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка

экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте, плохое качество

изображения) и т.д.

Длительность

непрерывного

применения

аудиовизуальных

средств

в

учебном процессе устанавливается согласно следующей таблице:

Классы

Длительность просмотра (минут)

диафильмов,

диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 – 2

3 – 4

5 – 7

8 – 11

7 – 15

15 – 20

20 – 25

15 – 20

15 – 20

20 – 25

25 – 30

15

20

20 – 25

25 – 30

В

течение

недели

количество

уроков

с

применением

ТСО

не

должно

превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6. При

использовании

ТСО

необходимо

также

знать,

что

оптимальным

размером

объекта

восприятия

для

подростков,

на

расстоянии

7,3

м

непосредственно

против экрана, является 40 мм. Потеря информации при считывании ее с экрана

на стене будет минимальной, когда горизонтальный размер предъявляемого

объекта составляет 60 мм и виден учащимися крайних столов под углом зрения

в

горизонтальной

плоскости

20

минут.

Оптимальная

плоскость

просмотра

плоского экрана ограничена сторонами треугольника, составляющими угол у

вершины в 90

0

, а допустимая – в 110

0

.



В раздел образования