Автор: Годымчук Олеся Григорьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 55
Населённый пункт: Томская область город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: "Фонематический слух - как основа правильной речи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 общеразвивающего вида».
Консультация для воспитателей:
«Фонематический слух — основа
правильной речи»
Учитель – логопед:
Годымчук О.Г.
г.Томск - 2018.
«Фонематический слух — основа правильной речи»
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух
фонемы (звуки, из которых состоит наша речь – называется фонематическим
слухом.
При
нарушении
фонематического
слуха
ребенок
воспринимает
(запоминает,
повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а
что-то очень приблизительно. «Игла» превращается
в «мглу», «лес» в «лист»
или
в «лису» . Ребёнок
как
будто
становится
немного
иностранцем.
Он
не
слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки
слогов,
даже
с
оппозиционными
звуками
(та-па-ка,
та-да,
трудно
выбрать
картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка) .
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе
при обучении письму и чтению.
Поэтому,
умение
правильно
и
четко
различать
звуки
речи
–
способность
фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного,
основой правильной речи, как устной, так и письменной.
Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в
процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат.
Если гуление процесс врожденный – глухие дети тоже гулят, то лепет быстро
затухает без четкого и ясного образца звуков – того образца, что дает взрослый
своим ответным общением, побуждением к беседе.
Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь,
начиная с раннего возраста.
- Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?
Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки
(бытовые
шумы,
звуки
улицы,
звучание
музыкальных
инструментов,
звуки
животных и птиц) .
Потом
можно
приступать
к
формированию
чётких
фонематических
представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие
понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.
Уделяя
внимание,
развитию
фонематического
слуха
вы
облегчите
ребёнку
процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и
письма.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от
простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты,
звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите
детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу,
пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку
потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по
разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать
вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми
глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего
колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.
Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом
варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые
действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо –
касаются пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит
взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех
медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком,
сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает
соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детяму картинку и называет предмет,
заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота,
хорота). Задача детейа - хлопнуть в ладоши, когда он услышит
правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова.
Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с
детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на,
отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям
самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее? »
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-
фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.
Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж,
тигр рычит - рррр.
Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его
издает.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши,
когда слышит заданную фонему.
Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух
определяют и называет их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть,
когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более
сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
Игра «Отгадай слово»
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно
отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук,
ку. ак и т. д.) .