Напоминание

Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр


Автор: Колохматова Галина Юрьевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 23 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Зеленогорск, Красноярского края
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

квалифицированной

коррекции

недостатков

в

физическом

и

психическом

развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными

возможностями здоровья посредством дидактических игр

Колохматова Г.Ю.

учитель – дефектолог

В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребёнка и закладка

фундамента,

который

в

дальнейшем

позволяет

ребёнку

успешно

осваивать

любые

специальные

знания.

Определенное

направление

р а з в и т и я

1

получают

все

стороны

психики

ребенка,

но

более

интенсивно

идет

познавательное

развитие.

Проблема подготовки детей к школе стала особенно актуальной в связи с

модернизацией

образования.

Актуальность

решения

проблемы

преемственности

в

стандартах,

программах,

научно-методическом

сопровождении

образовательного

процесса

на

ступенях

дошкольного,

начального основного и среднего общего образования.

Поэтому, важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени

поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли

рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы.

Нашу группу посещают дети со сложным дефектом, который имеет в

сочетании два или более недостатков в физическом и психическом развитии.

Данные проводимых диагностических обследований

показывают, что

наглядно

образное

и

словесно

логическое

мышление

сформированы

недостаточно,

дети познают мир, основываясь на свои наблюдения, при опоре

на сохранные функции.

Поэтому, я определила основное направление деятельности – развитие

интеллектуальных

способностей

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности здоровья.

Учитывая

особенности

развития

наших

детей

при

формировании

интеллектуальных способностей, за основу взяла использование дидактических

игр.

Основываясь на данные диагностики по развитию интеллектуальных

способностей,

работу

планирую

по

принципу

возрастающей

сложности

обучающих задач и игровых действий.

В

работе

использовала

коррекционные

подходы

и

принципы

коррекционно – развивающего обучения (принцип динамичности восприятия,

продуктивной

обработки

информации,

развития

и

коррекции

высших

психических функций, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка).

Разрабатывая систему работы, определила:

планирование

разнообразных

форм

игровой

д е я т е л ь н о с т и

(индивидуальную, парную, групповую);

планирование

разнообразных

видов

игр

(дидактические,

настольно

-

печатные,

развивающие)

с целью

создания

интереса

к

решению

умственных задач, формирования произвольного внимания.

Разработала

систему классификации

дидактических

игр, на основе

развития

мыслительных

операций

(анализа

и

синтеза,

обобщения,

классификации, сериации, закономерности, сравнение) учитывала актуальный

уровень развития каждого ребёнка, зону ближайшего развития.

Все игры распределила по классификации. Система игр расписана на

всю неделю, когда каждый день брала новую игру из данной классификации и

как закрепление повторяли уже пройденную игру, но с элементами усложнения.

Работая

по

данной

системе

я

планировала

дидактические

игры

как

новый материал. При этом на занятии планировала только одну игру, знакомила

детей с данной игрой и целью. Обучение игре проводила в организованной

деятельности, в зависимости от игры подбирала количество играющих. В игре

2

создавала

проблемную

ситуацию,

формируя

у

детей

интерес

к

процессу

деятельности, учила подчинять свои действия определённым правилам. Игры

подбирала с учётом программных требований и возрастных особенностей.

После этого для закрепления предлагала эту игру воспитателям. Если

дети достаточно хорошо осваивали данную игру, то подбирала подобную, для

того, чтобы дети учились делать перенос полученных знаний в аналогичной

ситуации.

При

самостоятельном

подборе

дидактических

игр

учила

воспитателей продумывать программное содержание игры, чётко определять

задачи.

Формировала

умение

успешно

руководить

дидактической

игрой,

учитывать разнообразные средства воздействия (как прямого участника, может

не включаться

в игру, но незаметно руководить процессом игры и вести к

определённому результату).

В

группе

с

воспитателями

организовали

игровой

уголок

«Учимся

играя», составили примерный перечень дидактических игр. Предложили детям

принести в группу свою любимую дидактическую игру и научить других детей

играть,

проводили

отбор

игр,

развивающих

интеллектуальные

способности

детей.

Этим

развивали

у

детей

самостоятельность

в

организации,

любознательность.

В

кабинете

дефектолога

и

в

группе

оформили

игровые

центры

«Маленького гения» «Маленького гения», куда поместила дидактические игры

и пособия на развитие интеллектуальных способностей детей (развивающие

кубики,

«Блоки

Дьенеша»,

счётные

палочки

Кюизенера,

головоломки,

лабиринты, игры из плоскостных и объёмных деталей, «Колумбово яйцо»,

«Монгольская игра», различные мозаики и другой дидактический материал).

Дети с удовольствием любят играть в такие игры. Содержание данного уголка

периодически меняется.

Все

мыслительные

действия

у

детей

формируются

на

основе

практической

деятельности,

поэтому

для

закрепления

полученных

знания

провожу

интеллектуальные

олимпиады,

игровые

досуги,

где

в

комплексе

использую материал на формирование мыслительных операций.

В решении проблем по формированию интеллектуальных способностей

детей,

имеющих

ограниченные

возможности

здоровья,

очень

важен

комплексный подход. Поэтому вся работа проводится во взаимодействии с

воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.

Для специалистов детского сада проводила консультации, знакомила с

теми играми, в которые мы в данный момент играем, давала рекомендации по

использованию отдельных элементов игры в образовательной деятельности.

Опытом работы делилась на педагогических советах с другими педагогами.

Обучаю

родителей

методам

и

приёмам

по

формированию

интеллектуальных способностей, провожу игровые мастер – классы, предлагаю

игровой материал для использования в домашних условиях.

Провожу «Дни

открытых

дверей»,

где

использую

совместную

работу

детей

и

родителей,

подбирая интеллектуальные игры, решаем с родителями проблемы, которые

возникают дома, в играх с детьми. Оформила стенд «Игра – дело серьёзное»,

где

поместила

информацию

об

организации

игры

дома,

как

направлять

и

3

развивать игровые интересы у детей, в какие игры лучше играть. Провожу

круглые столы для родителей, где родители делятся личным опытом.

Комплексный

подход

к

данной

проблеме,

показал

положительные

результаты по формированию интеллектуальных способностей у детей нашей

группы.

Анализируя

проведённую

работу

по

развитию

интеллектуальных

способностей

посредством

дидактической

игры

сделала

вывод,

что

положительная динамика развития интеллектуальных способностей прошла у

большинства

детей.

Дети

научились

размышлять,

анализировать,

самостоятельно делать выводы. Повысилась самооценка, уверенность в себе,

чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

4



В раздел образования