Автор: Петренко Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 54 гор Иркутска
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Особое мышление дошкольника
Раздел: дошкольное образование
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш
«размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом,
пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о
том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть,
мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями,
направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.
Способы развития наглядно - действенного мышления
На этом этапе основная задача родителей - не мешать стремлению
маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то
что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать,
разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание
познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.
Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то
образом отражают результат действий ребёнка - сортеры, наборы для прикладной
деятельности, занятия с разными материалами - сыпучим песком, крупами, водой,
снегом.
Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь –
«действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и
математикой.
Наглядно-образный тип мышления
На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно
формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что,
предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже
имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного
восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов.
Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности
ребёнка к рисованию.
Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о
нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко) , которые запечатлелись
в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это
лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.
Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в
действительность, возникающие в его сознании образы.
Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием,
аппликацией.
Словесное – логическое мышление