Напоминание

"Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"


Автор: Заранок Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 42 "Черёмушки2
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Тема:

Актуальность исследования состоит в том, что согласно Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

дошкольное образовательное учреждение должно обогащать сенсорный опыт

детей,

знакомя

их

с

широким

кругом

предметов

и

объектов,

с

новыми

способами их обследования. Педагоги на всем протяжении пребывания детей в

ДОУ

должны

постоянно

закреплять

полученные

навыки

обследования

предметов и объектов. Данные навыки закрепляются в процессе сенсорного

воспитания детей, которое направлено на то, чтобы научить детей точно, полно,

и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Проблемами

сенсорного

воспитания

детей

младшего

дошкольного

возраста

занимались многие зарубежные и отечественные ученые, педагоги и психологи:

Слайд 3 Ж.О. Декроли, М. Монтессори, Л.А Венгер. Слайд 4 А.П. Усова, А.В.

Запорожец, Э.Г. Пилюгина и многие другие.

Младший

дошкольный

возраст

самое

благоприятное

время

для

сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование

умственных способностей ребенка.

С л а й д

5 Одним

из

средств

сенсорного

воспитания

детей

младшего

дошкольного

возраста

являются

дидактические

игры.

Традиционно

все

дидактические

игры

можно

разделить

на

три

основных

вида,

которые

представлены на слайде.

Особенности сенсорного воспитания детей посредством дидактических

игр рассматривали в своих работах Слайд 6 Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, З.М.

Богуславская и др.

Проблема исследования ВКР определяется тем, что именно в младшем

дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и

восприятия,

формирование

познавательной

деятельности

детей.

Это

обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную

подготовку к обучению в школе.

Слайд 7

Объект

исследования: сенсорное

воспитание

детей

младшего

2

дошкольного возраста

Предмет исследования дидактические игры как средство сенсорного

воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить влияние дидактической игры на сенсорное

воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 8 Задачи исследования представлены на слайде

Слайд

9 Гипотеза исследования и методы исследования представлены на

слайде

Слайд 10 Новизна исследования и практическая значимость исследования

представлены на слайде.

Слайд 11 План исследовательской работы представлен на слайде.

Слайд

12 Выпускная

квалификационная

работа

носит

исследовательский

характер и имеет следующую структуру исследования, которая представлена

на слайде.

С

давних

пор

дидактическая

игра

считается

эффективным

средством

сенсорного

воспитания

детей

младшего

дошкольного

возраста,

задачами

кото р о й

я вля ют с я

зна комс т во

с

фо рмо й,

ве лич ино й,

ц в е т о м ,

пространственными

представлениями,

звуками.

При

использовании

дидактических игр с сенсорным содержанием наиболее интенсивно происходит

сенсорное развитие детей младшего возраста, если они проводятся не от случая

к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного

обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая

игра

явление

сложное,

но

в

ней

отчётливо

обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как

форму обучения и игровую деятельность одновременно. Слайд 13 Она состоит

из 5 компонентов, которые вы можете увидеть на слайде.

1компонентом

игры

является

-

дидактическая

задача,

которая

определяется целью обучающего и воспитательного воздействия

2компонентом

-

игровая

задача, она

ставится

детям,

мотивируя

их

игровую деятельность

3компонентом

игровые

правила, которые

определяют

характер

и

способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей

3

4компонент

это

игровые

действия-поступки, которые

совершает

каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес

к дидактической игре

5компонент

результат, это показатель уровня достижения детей в

усвоении знаний и развития их умственной деятельности

Данных о влиянии дидактической игры на сенсорное развитие нами не

найдено,

поэтому

основная

цель

нашей

работы:

выявить

влияние

дидактической игры на сенсорное развитие.

Исследование проводилось в ДОО № 42 «Черёмушки». В эксперименте

участвовали

дети

двух

младших

групп:

экспериментальная

группа

«Колокольчики» и контрольная группа «Клубнички», в каждой группе по 18

детей. Для проведения диагностики по выявлению уровня сенсорного развития

детей была создана экспертная группа, в которую входили психолог, методист,

воспитатели групп «Колокольчики» и «Клубнички». Для исследования были

использованы:

-метод наблюдения Слайд 14 за детьми в процессе дидактических игр, Слайд

1 5 основная цель которого, выявление Слайд

16 сенсорных навыков детей в

повседневной жизни.

-и методика Г.А. Урунтаевой, из которой было взято 4 задания:

Слайд17. 1. Изучение восприятия цвета;

2. Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы для

этого с каждым ребенком проводилось 3 серии эксперимента индивидуально.

Слайд 18 Первая серия: Зрительное ознакомление с формой.

Слайд 19 Вторая серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор.

Слайд 20 Третья серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор.

Слайд 21 3. Изучение умения ориентироваться в

Слайд 22 величине предмета (на материале пирамидки);

Слайд

23 4.

Изучение

ориентировки

в

величине

предметов

(на

материале

построения сериационного ряда).

Таким

образом,

проведя

исследование

сенсорного

восприятия

цвета,

4

формы и величины у детей младшего дошкольного возраста, мы увидели, что в

группах определились три уровня сенсорного восприятия: высокий, средний и

низкий. Слайд

24

Результаты

исследования

детей

контрольной

группы

«Клубнички» представлены на рисунке 1

С л а й д

2 5 Результаты

исследования

детей

экспериментальной

группы

«Колокольчики» представлены на рисунке 2

Для повышения уровня сенсорного восприятия цвета, формы и величины

предмета

у

детей

нами

был

разработан Слайд

26

перспективный

план

проведения дидактических игр, который представлен вашему вниманию, в

него

вошли

не

только

игры,

рекомендованные

для

младшей

группы,

но

и

авторские дидактические игры, разработанные нами Слайд 27 для детского

развивающего

журнала

«Веселые

гномы» он так же представлен вашему

вниманию.

Отражённые

в

перспективном

плане дидактические

игры

определены по трём основаниям: знакомство с цветом, формой, величиной.

Подбор

игр

представляет

собой

определенную

систему,

так

как

при

планировании учитывались следующие признаки системности:

-постепенное усложнение задач, т.е. каждая следующая игра основана на

знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, расширяя

и углубляя эти знания и умения;

-деятельностный подход- в каждой следующей игре происходят изменение

соотношений деятельности воспитателя и ребёнка, то есть осуществляется

переход

от

совместной

деятельности

детей

по

подражанию

к

самостоятельной деятельности.

Апробирование

перспективного

плана

о с у щ е с т в л я л о с ь

в

экспериментальной

младшей

группе

«Колокольчики»

с

16.

11.

2015г.

Дидактические игры проводились 3 раза в неделю по 8-12 минут в течение пяти

месяцев.

План

был

реализован

в

различных

формах

организации

детей:

групповой, индивидуальной.

Для получения более эффективных и прочных результатов, мы включали

дидактические игры в НОД по всем образовательным областям, а также в

5

режимные

процессы

и

свободную

деятельность

детей.

Так,

например,

при

ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками,

собачками. Слайд 28 В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы

были разной величины. Слайд

29 Мы приглашали кукол к столу и угощали

чаем. Причем нужно было подобрать каждой кукле, соответственно ее размера,

чайный набор.

Дидактические игры Слайд 30 «Петушка угощу, дам я зернышки ему»,

Слайд 31, 32 «Весеннее солнце» и др. использовали для закрепления умений,

полученных при работе с пластилином, глиной, цветным тестом, красками и др.

материалом.

При выполнении с детьми аппликации использовали дидактические игры

Слайд 33 «На ферме», «Чудо-коврик», «Собери машину» и др., в которых

продолжали

знакомить

с

геометрическими

фигурами,

учили

ритмично

располагать их на листе бумаги, закрепляли названия цвета, формы и величины.

Слайд 34 Во время режимных моментов проводили дидактические игры

«Такие

разные

полотенчики», Слайд 35 «Поможем кукле Маше накрыть на

стол»,

в

которых

закрепляли

цвет,

форму,

величину

полотенец,

фартучков,

посуды,

салфеток Слайд 36 При организации предметно-развивающей среды

для самостоятельной деятельности детей нами был создан сектор сенсорного

развития,

где

мы

разместили

разнообразный

дидактический

материал

и

пособия. Слайд

37

Это

цветные

и

плоскостные

«вкладыши»,

пирамиды

различных видов, матрешки, конструкторы, «занимательные коробки» и т.п.

Слайд 38 В сектор сенсорного развития мы так же поместили дидактические

игры, которые разработали сами. Ряд пособий был разработан совместно с

детьми.

Разработанный нами перспективный план был полностью реализован в

экспериментальной младшей группе «Колокольчики». После его реализации для

подтверждения

гипотезы

и

определения

влияния

дидактических

игр

на

сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста была проведена

повторная диагностика уровня сенсорного развития у детей контрольной и

6

экспериментальной

групп

которую

провела

та

же

экспертная

группа.

Для

повторного исследования были использованы тот же метод наблюдения и та же

методика Г.А. Урунтаевой.

Слайд 39 Проведя повторное исследование сенсорного восприятия цвета,

формы и величины у детей младшего дошкольного возраста, мы увидели, что в

группах определились три уровня сенсорного восприятия высокий, средний и

низкий. Результаты

исследования

представлены

в

диаграмме. Сравнив

полученные

данные

нами

было

выявлено,

что

общий

уровень

сенсорного

развития

у

детей

в

экспериментальной

группе

по

сравнению

с

детьми

контрольной группы значительно изменился: так у детей на констатирующем

этапе преобладал низкий уровень после проведения дидактических игр стал

преобладать средний уровень и значительно увеличился высокий уровень. Что

доказывает положительное влияния дидактических игр на сенсорное развитие

детей младшего дошкольного возраста. Слайд 40

Из этого следует вывод, что представленные в работе дидактические игры

можно

применять

на

практике

и

использовать

их

возможности,

как

эффективное

средство

формирования

сенсорной

культуры

младших

дошкольников. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены,

гипотеза подтверждена. Слайд 41



В раздел образования