Напоминание

"Значение игрового метода на занятиях хора с детьми младшего школьного возраста"


Авторы: Гордеева Екатерина Анатольевна, Навроцкая Ирина Викторовна
Должность: преподаватель,хормейстер/преподаватель,хормейстер.
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им.А.В.Корнеева"
Населённый пункт: г. Щербинка г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение игрового метода на занятиях хора с детьми младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «ДШИ им. А.В. Корнеева» г. Щербинка.

«Значение игрового метода на занятиях хора с

детьми младшего школьного возраста».

Москва, г. Щербинка 2018 г.

Детское музыкальное воспитание обуславливает с одной стороны, целенаправленное и

систематическое развитие музыкальной культуры, с другой формирование музыкальных

способностей человека и эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого

переживания

ее

содержания.

Хоровые

занятия,

среди

различных

форм

музыкального

воздействия (особенно на детей), являются наиболее эффективными и доступными.

Во-первых, потому что здесь в качестве инструмента выступает человеческий голос,

пользоваться которым могут все.

Во-вторых, потому что хоровое искусство напрямую связано с поэтическим словом,

художественными

образами

и

поэтому

является

наиболее

понятным

для

детей

и

взрослых.

В-третьих,

хоровое

пение-это

коллективное

творчество,

которое

приучает

участвующих в нем к коллективному чувствованию, к коллективным действиям. Занимая

особое

место

в

процессе

музыкально-певческого

воспитания,

оно

является

живым

творческим процессом воспроизведения музыкально-художественных образов.

К сожалению, сегодня хоровое пение не столь популярно. Английский язык,

хореографический

кружок,

эстрадная

студия

заняли

авторитетное

воспитательное

значение. В чем. же причина такого отношения к хору? Наверное, их несколько. Среди

интересующих нас следует указать на следующие:

В конце ХХ — начале XXI века обозначилось появление нового психотипа

ребенка, уровень сознания и психики которого значительно отличается от

его сверстников десяти-пятнадцатилетней давности. Дети всегда стремятся к

самовыражению, но сегодняшняя конфликтность мира, часто отсутствие

д о б р о ж е л а т е л ь н ы х

в з а и м о о т н о ш е н и й

м е ж д у

р о д и т е л я м и ,

материалистический, а не духовный уровень ценностей, все это порождает в

ребенке,

с

одной

стороны

чувство

страха,

неуверенности,

зажатости,

с

другой агрессии, апатии.

Мы убеждены, что музыка по-прежнему обладает неиссякаемым богатством, которое

способно

оздоровить

духовный

потенциал

ребенка.

Ни

компьютерные

игры,

ни

зарубежные мультсериалы, ни современные течения в поп-музыке, не могут научить

ребенка творить, познавать прекрасное и великое. Именно поэтому в методических трудах

о современной школе утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех

детей, о его значении в развитии общих психических свойств (мышления, воображения,

внимания,

памяти,

воли),

в

раскрытии

эмоциональной

отзывчивости,

нравственно-

эстетических идеалов, необходимых для развития и формирования гармоничной личности.

Вторая

причина

недостаточная

профессиональная

подготовка

учителя

музыки,

хора

и

неразработанность

методов

оснащения

хоровых

и

музыкальных занятий практическими формами. Многие из известных за

рубежом и в нашей стране систем музыкального воспитания, к сожалению,

остаются невостребованными, хотя они являются исходным основанием для

зарождения художественной позиции ребенка.

Роль учителя, педагога в воспитании детей в любой стране всегда имела

первостепенное значение. Для руководителя хора мало знать о постановке детского голоса

и

уметь

применять

это

на

практике,

обучение

вокальной

технологии

должно

согласовываться со способностью видеть и понимать внутренний мир ребенка, уметь

говорить

с

ним

на

понятном

ему

языке,

владеть

образами,

которые

доступны

его

сознанию.

Поэтому

перед

педагогом

стоит

сложная

задача

обучение

детей,

их

эстетическое

воспитание

с

неизменным

фактором

заинтересованности

и

творческой

активности на уроках музыки и хора.

Одним из важных элементов педагогического воздействия на ребенка на уроке,

является игровая деятельность.

Существуют типичные показатели возрастных психологических особенностей детей

младшего школьного возраста, такие как:

- моторная активность;

- потребность в смене эмоциональных состояний;

- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в

ситуации общения (со взрослыми, с персонажами произведений музыки);

Дети, играя, познают мир, общаются друг с другом, игра, как форма существования,

необходима для данного возраста. Младшие школьники и дети дошкольного возраста

исполняют

свои

роли

с

детской

непосредственностью,

что

подтверждает

мысль

о

значимости игрового метода на занятиях. Но игра становится средством обучения только

тогда, когда ясна ее воспитательная цель. Она, формируя определенные качества личности,

в тоже время тренирует и учебные навыки.

В своем психологическом выражении детская игра и художественная деятельность

имеют много общего. Это эмоциональная непосредственность мотивов и доминирование

образного

начала,

посредством

которого

ребенок

познает

мир,

окружающую

среду,

пытается воздействовать на нее. «Условность» действий, ситуаций, «языка» безусловно,

роднит игру с художественной деятельностью.

Таким образом, игровая форма обучения важнейший принцип организации

учебной деятельности в условиях работы с детьми данного возраста, потому что

игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой изучается

окружающий

мир,

открывается

широкий

простор

для

личного

творчества,

активности самопознания, самовыражения.

Создание атмосферы увлеченности детей на занятиях хора процесс сложный и

многоплановый.

В

связи

с

этим

необходим

умелый

учет

педагогом

возрастных

психических

особенностей

учеников.

Деятельность

учащихся

должна

вызывать

положительные

переживания,

быть

привлекательной

для

них.

Игровое

строение

репетиций повышает заинтересованность детей. Это очень важно, ведь ребенка нельзя

заставить работать, если он не хочет. Единственный способ активизировать учебный

процесс — заинтересовать.

С другой стороны, о психосистеме данного возраста известно, что она на этом этапе

не способна аналитически относиться к действиям. Для младшего школьного возраста

типичной является формула «делаю — понимаю», а не «понимаю — делаю». Поэтому и

игра, которая апеллирует не к анализу, а к действию, является для них доступной и

понятной.

Через

незатейливую

серию

ярких

образов

преподаватель

может

достичь

желаемой цели.

Необходимо отметить, что, вызывая игрой эмоциональный отклик, надо стремиться,

чтобы интерес ситуативный перешел в интерес к самой сути данного учебного действия, а

не остался заинтересованностью лишь внешней формой игры.

И наконец, игровая деятельность особенно эффективна при обучении детей

неуверенных в себе, робких, заторможенных. Ребенок, почувствовав себя персонажем,

нередко демонстрирует нераскрытые до этого способности. С другой стороны, наиболее

активных можно сдержать, «успокоить» определенной игровой ситуацией и направить всю

энергию в «нужное русло».

Дети семи - десятилетнего возраста особенно нуждаются в эмоциональном подъеме.

Поэтому

каждое

упражнение

должно

нести

малышам

радость,

удовлетворение.

Использование

игровых

форм

в

большей

мере

выполняет

эту

функцию,

создает

положительную

установку

на

восприятие

педагогического

воздействия

и

усвоение

учебного материала.

Применяя игру, мы естественно и незаметно вводим в сознание детей нужные

сведения. Сложные навыки, понятия, термины становятся для них доступными (в данном

случае имеется в виду не легкость учебного материала, а методы его преподнесения).

Интересно, что дети не требуют от игры последовательно развивающегося сюжета и по

несколько раз могут повторять один и тот же эпизод, что позволяет педагогу прочно

закрепить

пройденный

учебный

материал.

Необходимо

уделять

внимание

игровой

атрибутике,

имеющей

большое

значение

в

это

возрастной

группе.

Полезно

широко

использовать элементы наглядности в игровых ситуациях: плакаты настенные графики,

альбомы, карточки, пособия.

Исходя из этого, на хоровых занятиях мы используем игровой метод в двух

направлениях:

- игровой характер репетиции в целом (образные сравнения, наглядность, игровые приемы

в работе над произведениями);

- введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами

и традициями проведения.

На уроке могут использоваться разнообразные формы игр в связи с различными целями

и задачами хорового занятия.

Сегодня существует множество методик, включающих в себя определенные игровые

моменты,

которые

достаточно

широко

применяются

хормейстерами.

Среди

них

«относительная система сольмизации» таких авторов, как З.Кодай, К. Орф, Х. Кальюсте,

Д.

Огороднов,

И.

Микита;

«художественное

тактирование»

и

«ручные

знаки»

Д.

Огороднова, Г Струве, З. Кодай, голосовые игры В. Емельянова, ритмические движения

под музыку У.Хазельбаха. В принципе, используемые и применяемые на уроке игры,

могут и не принадлежать к какой-либо системе, так как у многих педагогов, в связи с

доступностью этой формы они рождаются спонтанно. Хорошо, если применяемая игровая

ситуация точно «попала в цель» и своим воздействием оказала положительное влияние.

Мы не сторонники ее хаотичного применения для развлечения (игра ради игры), так как

это

значительно

упрощает

игровой

метод

и

делает

его

нецелесообразным.

Поэтому

игровая ситуация — это регулировочный образ, способствующий разрешению любого

ряда задач посредством обратной связи опережающего сознание действия, помогающий

также

поддерживать

интерес

детей

к

уроку,

внести

эмоциональную

разрядку

и

предупредить переутомление.

Музыкально-педагогическая

деятельность

сочетает

в

себе

хормейстерскую,

музыковедческую

и

исследовательскую

виды

работы.

И,

конечно,

высокий

профессионализм

это

способность

к

импровизации,

особенно

в

работе

с

детьми

младшего

возраста.

Именно

этот

возраст

требует

от

педагога

умения

творчески

комбинировать составные части урока, что позволяет вносить в него любые контрасты,

необходимые для поддержания внимания и атмосферы творческой заинтересованности

детей.

Перед учителем стоит задача эмоционально раскрепостить детей, сделать занятие не

только

интересным,

но

и

плодотворным,

несущим

за

собой

решение

определенных

творческих

задач.

В

связи

с

быстрой

утомляемостью

детей

необходимо

вводить

на

занятиях игры, направленные на расслабление, переключение на отдых.

Движение вносит новые возможности разнообразия. Если дети устали сидеть, нужно

разрешить

им

подвигаться,

руководствуясь

определенными

правилами,

заданиями,

которые должны быть не менее интересными для ребенка, чем само движение.

Музицировали не возможно без движения, в процессе этих игр у детей развивается

координация

движений

тела,

что

является

важным

условием

раскрепощения

детей.

Поэтому

занятие

должно

включать

определенное

количество

игровых

ситуаций,

связанных с движением.

Путем создания дружеской, спокойной атмосферы на занятиях можно многое сделать

для снятия напряжения у робких и застенчивых детей.

Еще одним важным параметром, влияющим на восприятие мира ребенком, является

активизация

творческих

способностей,

необходимых

для

всестороннего

развития

личности. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность,

наблюдательность, логику, интуицию. Важно создавать на уроках условия для выражения

себя каждому ребенку. Учащиеся должны испытывать радость творчества, так как она

связана с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Детская творческая деятельность

неразрывно

связана

с

игрой,

это

всевозможные

сказки-импровизации,

озвучивание

персонажей, сочинение мелодий, стихов, игр.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время –явление не только закономерное,

но и необходимое. Поэтому в «свободной школе», к которой мы идем, каждый не только

сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной

личности.

И особое место в таком процессе занимают формы занятий, обеспечивающие активное

участие

в

уроке

каждого

ученика,

повышают

авторитет

знаний

и

индивидуальную

ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через

технологию игровых форм обучения.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что они могут

наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра является одним из видов

развивающего обучения, формой усвоения различных родов деятельности, одной из самых

сложных способностей человека.

Игра — это деятельность, возникающая на определенном этапе и одна из ведущих

форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Забавляясь и играя, ребенок обретает себя, и осознает себя личностью. Это первая ступень

развития дошкольника, и начальная школа его поведения, нормативная и равноправная

деятельность, меняющая свои цели по мере взросления.

Таким

образом,

мы

хотим

отметить,

что

игра

уникальный

феномен

общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек

не

демонстрирует

такой

отдачи

своих

психофизиологических,

интеллектуальных

способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка, в ней

ребенок — и ученик, и учитель одновременно.

Однако, необходимо подчеркнуть, что игры в обучении — не просто развлекательный

прием

или

способ

организации

познавательного

материала.

«Игра

ради

игры»

-

недопустимая установка в педагогическом процессе. Она приводит к тому, что главный

акцент с кропотливой работы, собранности, целеустремленности ученика перемещаются

на развлечение. И, если игра занимает все более значительное место, то есть опасность

преобладания

игрового

начала

во

всей

взрослой

жизни.

Не

приступая

к

серьезным,

требующим дисциплины и собранности заданиям, ребенок заранее настраивается на более

легкие, не требующие усилий над собой виды занятий.

Подводя итоги выше сказанного, выделяем основные цели и задачи применения

игровых форм обучения, как развития устойчивого познавательного интереса у учащихся:

Образовательные задачи:

а) Способствовать прочному усвоению учебного материала.

б) Способствовать расширению кругозора учащихся.

Развивающие задачи:

а

) Развивать творческое мышление.

б) Помогать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

Воспитательные задачи:

а) Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

б) Способствовать воспитанию саморазвивающейся и само реализующейся личности.

Автор: Гордеева Екатерина Анатольевна.

Соавтор: Навроцкая Ирина Викторовна – Почетный работник общего образования РФ



В раздел образования