Автор: Богданова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сош с.Аряш Новобурасского района Саратовской области"
Населённый пункт: с.Аряш Новобурасского района Саратовской области"
Наименование материала: урок по окружающему миру
Тема: "Экологическое хозяйство"
Раздел: начальное образование
«Жизнь – бесконечное познание,
бери свой посох и иди»
М.Волошин
Окружающий мир, 3 класс
Тема урока «Экологическое хозяйство»
Цели урока.
Образовательные:
1.Сформировать понятие об экологическом хозяйстве.
2.Дать представление о противоречиях между хозяйственной деятельностью
человека и природой, найти способы их устранения.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение и
речь в процессе формирования представления об экологическом хозяйстве.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить работать в
группах.
Оборудование.
1.Компьютор
2.Мультимедийный проектор
3.Учебник «Окружающий мир», 3 класс. Автор Вахрушев и другие
4. «Волшебные линеечки»
5.Карточки и тесты
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, юные исследователи!
Серьёзные проблемы будем решать.
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экологическое хозяйство – это важно или нет?»
2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята, вы можете сейчас сказать, что называют экологическим хозяйством?
Как нужно вести это хозяйство? Важно ли оно для человека?
-Сегодня нам предстоит узнать, что называют экологическим хозяйством,
выяснить способы его ведения.
3.Самооценка собственного уровня знаний об экологическом хозяйстве.
-Как вы считаете, на каком уровне находятся ваши знания об экологическом
хозяйстве? Перед вами «волшебные линеечки», отметьте на них, где вы
сейчас находитесь, а в конце урока мы вернёмся к этим линеечкам, чтобы
посмотреть, насколько ваши знания стали глубже и шире.
Начало урока
Конец урока
Знаю всё
Знаю всё
Знаю, но не всё
Знаний стало
больше
Не знаю
Знаю, но не всё
Хочу узнать
Не знаю
-Скажите, на каком уровне вы сейчас находитесь.
4.Актуализация базовых знаний.
-Чтобы разобраться, что такое экологическое хозяйство, вспомним, что уже
знаем.
-Что такое экосистема?
-Какие природные экосистемы вы знаете?
-Какая система показана на экране?
5.Совместное открытие новых знаний.
-Экосистемы появились намного раньше человека на планете и существовали
самостоятельно. Человек появился на планете через миллионы лет.
-Как человек был связан с природой?
-Такое хозяйство, когда человек присваивает себе готовые природные
богатства, называется присваивающим.
-Как жили люди дальше, борясь за существование?
-Какие качества человека стали главной его силой?
-Такое хозяйство, в котором люди сами производят для себя пищу, называется
производящим.
-Производящее хозяйство стало искусственной экосистемой. Какие
искусственные экосистемы вы знаете?
-Чем отличается искусственная экосистема от естественной природной
экосистемы?
-Человек научился играть роль любой «профессии» в экосистеме. Человек
начал переделывать биосферу. Человек стал брать из природы больше, чем
она может дать, а взамен ничего не возвращал.
-Вследствие этого, что произошло с круговоротом веществ в природе? (он
нарушился, стал не замкнутым)
6.Инсценировка.
-Иногда слышишь «Человек – царь природы», но кто поставил человека над
природой? Сам человек. А кто человек без природы? Представить себе это
невозможно…без воздуха, воды, пения птиц…Всё это нам щедро дарит
природа, а взамен просит только бережного отношения. К сожалению, ни
растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Давайте
пофантазируем. Предлагаю вам побывать в роли Судьи, Тура-обвинителя,
Собаки-защитника.
Судья. Прошу внимания! Судебное разбирательство над человеком
начинается. Слово - главному обвинителю.
Тур. Мне трудно говорить, потому что многих видов растений и животных
уже давно не существует на свете. Я боюсь, что ещё многие растения и
животные исчезнут также, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь
человек сам – творение природы, он не имеет права выносить смертный
приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или
опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое
восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.
Я обвиняю человека в том, что он истребил некоторые виды животных,
уничтожил многие растения.
Где бы не появился человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-
нибудь убивал. А что делается сейчас? Отравлены воздух, реки. Оглянитесь,
остановитесь, подумайте!
Судья. Предлагаю посмотреть материалы, доказывающие вину человека.
(просмотр слайда) После того, что вы увидели, что же нам делать с
человеком?
Собака. А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой,
ужасное преступление. Но ведь только человек может что-то исправить в
создавшейся ситуации. Друзья, ищите пути решения проблемы и предлагайте
свои решения.
7. Работа с новыми терминами. (по слайдам)
-Прочитать, какие способы ведения экологического хозяйства предлагаются.
Экологическое хозяйство – хозяйство будущего, когда человек научится
полностью перерабатывать отходы своей жизнедеятельности, и
круговорот веществ в природе снова будет замкнутым. Что для этого
нужно сделать?
*Ограничить изъятие природных богатств.
*Повторно использовать уже изъятые природные богатства.
*Остановить загрязнение среды.
8.Обобщение.
Из средств массовой информации можно узнать, как ведёт экологическое
хозяйство один из крупнейших заводов г.Саратова «Саратовский
нефтеперерабатывающий завод».
-Для обеззараживания очищенных стоков, сбрасываемых в Волгоградское
водохранилище, на заводе используется установка ультрафиолетового
обеззараживания. Она заменила старую установку, которая обеззараживала
стоки жидким хлором, который губительно действует на всё живое.
-На заводе работает санитарная лаборатория, которая осуществляет
наблюдение за состоянием окружающей среды. На базе автомобиля «Газель»
создан единственный в Саратовской области передвижной экологический
пост для решения задач по непрерывному мониторингу качества сточных,
грунтовых вод, атмосферного воздуха рабочей зоны предприятия.
-Мы видим, что человек не бездействует и это хорошо.
9.
Самостоятельное и творческое применение полученных знаний.
Творческая работа в группах.
-Предлагаю поработать в группах и попытаться самостоятельно решить
вопросы ведения экологического хозяйства.
1 группа.
Оцените следующие ситуации, скажите, что сделано правильно, а что не
правильно.
1.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё мусор, который
появился после их отдыха.
2.
На земле валялась бумага. Прозрачные пакеты, сломанные
пластмассовые стаканчики, оставшаяся каша от ужина, другой мусор.
Ребята собрали всё это и сожгли в костре.
2 группа.
Выбери из списка советов те, которые помогут сохранить природу (из каждой
пары советов один – правильный)
________________________________________________________________
-Если ты захочешь развести в лесу костёр, найди старое кострище.
-Если ты захочешь развести в лесу костёр, вытопчи для него место.
________________________________________________________________
-Если ты хочешь украсить комнату, собери букет из лесных цветов.
- Если ты хочешь украсить комнату, собери букет из садовых цветов.
________________________________________________________________
-Гулять в лесу лучше по траве.
-Гулять в лесу лучше по тропинкам.
________________________________________________________________
- В местах, где живут редкие животные и растут редкие растения, нужно
создавать заповедники.
-Редкие растения и животные охранять нет смысла, ведь они всё равно
вымрут.
________________________________________________________________
3 группа.
1.Представьте себе, что вы занимаете пост мэра города. Какие меры по
охране воздуха, воды от загрязнения вы применили бы в первую очередь?
4 группа.
1.Расскажите, в каком городе будущего вы хотели бы жить.
2.Своё решение аргументируйте.
5 группа.
Соедини начало фразы с её окончанием и получите правила бережного
отношения к природе.
Выключая свет,
Ты знаешь, как её сберечь
Сортируя мусор
Ты сохранишь пресную воду
Починив
подтекающий кран
Ты бережёшь чистый воздух
Изучая природу
Можно снова сделать полезные вещи
Оберегая растения,
Ты сбережёшь уголь на электростанции и чистый
воздух
Починив вещь
Многие искусственные материалы природа не
сможет переработать сама
Не сори
Ты сэкономишь природный материал, из которого
она сделана
6 группа.
1. Придумайте подписи к иллюстрациям, на которых изображены правила
поведения в природе.
2.Нарисуйте свой знак, который призывает правильно вести себя в природе.
Проверка.
10.Обобщающая беседа.
-Что такое экологическое хозяйство?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Я желаю, чтобы знания, полученные сегодня, пригодились вам в жизни.
Природа – наш огромный дом,
И всем найдётся место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может, скоро мы поймём,
Что мы не правильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
11.Рефлексия.
-Вернёмся к нашим «волшебным линеечкам». Отметьте, на каком уровне вы
находитесь к концу урока. Стало больше знаний по этой теме?
Итак, жизнь – бесконечное познание, бери свой посох и иди.