Автор: Мухамедьянова Светлана Салаватовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №90 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Дидактическое и методическое оснащение ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в
ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки
и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения,
охраны
и
укрепления
физического
и
психического
здоровья
детей,
их
всестороннего и полноценного развития.
Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в
котором
дошкольное
образование
обозначено
как
ступень
образования,
введен
новый
Федеральный
государственный
образовательный
стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к
условиям
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования,
в
том
числе
требования
к
организации
и
обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу
дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки
качества
образования.
Это
обусловлено
значимостью
окружающей
обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в
обществе.
ФГОС
дошкольного
образования –
это
Стандарт
условий,
а
не
Стандарт
результатов. Новая
система
координат,
повлиявшая
на
формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего,
ценить, а не оценивать ребёнка. Теперь образование в ДОУ рассматривается
как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на
пути непрерывного образования в жизни человека. На смену пришла более
современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая
образовательная программа для ДОУ по ФГОС нацелена на всестороннее
развитие
ребёнка
на
основе
особых,
специфичных
видов
деятельности,
присущих
дошкольникам. ФГОС дошкольного образования поддерживает
точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и
технологии
должны
быть
пересмотрены
и
переведены
с
учебно-
дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический
компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
На практике мы получим более игровой и разносторонний подход,
приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных
методов
педагогического
взаимодействия, нацеленный
на
раскрытие
собственного потенциала каждого ребёнка.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую
значимость
для
маленького
ребенка
социальных
условий
жизни,
складывающихся
из
общения,
обучающих
игр,
развивающего
влияния
окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания.
При
этом
современный
интерьер
и
дизайн
внутренних
помещений:
оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются
1
как
необходимые
составляющие
предметно-пространственной
среды. С
позиций Стандарта дошкольного образования развивающая образовательная
среда дошкольной организации – это предметно-пространственная среда как
часть
образовательной
среды
и
ключевой
фактор
перехода
на
ФГОС
ДО. Понятие
предметно-развивающая
среда
определяется
как
«система
материальных
объектов
деятельности
ребенка,
функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л.
Новоселова).
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний
день
стоит
особо
актуально.Необходима
содержательная
насыщенность
предметно-пространственной
среды,
обеспечивающая
реализацию
образовательной программы в различных видах детской деятельности.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего
пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую
р о л ь
и г р о в о й
д е я т е л ь н о с т и .
Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-
развивающей среды ДОУ.
Развивающая
предметно-пространственная
среда обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
Группы, приспособленной для реализации Программы для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного
возраста)
и
взрослых,
двигательной
активности
детей,
а
также
возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность;
учет
возрастных
особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1. Насыщенность среды
должна
соответ ствовать
в о з р а с т н ы м
возможностям детей и содержанию Программы.
• Образовательное пространство должно быть оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами,
в
том
числе
расходным
игровым,
спортивным,
2
оздоровительным
оборудованием,
инвентарем
(в
соответствии
со
спецификой Программы).
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать:
•
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Для
детей
младенческого
и
раннего
возраста
образовательное
пространство
должно
предоставлять
необходимые
и
достаточные
возможности
для
движения,
предметной
и
игровой
деятельности
с
разными материалами.
2.
Трансформируемость пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной
ситуации,
в
том
числе
от
меняющихся
интересов
и
возможностей детей;
3. Полифункциональностьматериалов предполагает:
• возможно сть
разнообразного
использования
различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
• наличие
в
Организации
или
Группе
полифункциональных
(не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов,
в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-
заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для
игры,
конструирования,
уединения
и
пр.),
а
также
разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется образовательная деятельность;
3
• свободный
доступ
детей,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6.
Безопасностьпредметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности
и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические,
соответствующие
материалы
(в
том
числе
расходные),
игровое,
спортивное,
оздоровительное
оборудование,
инвентарь,
необходимые для реализации Программы.
Предметная
среда
оказывает
на
ребенка
о п р е д е л е н н о е
воздействие уже с первых минут его жизни.
Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование
активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для
ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития.
При
правильной
организации
предметно-развивающей
среды
ребенок
ч у в с т ву е т
у в е р е н н о с т ь
в
с е б е ,
с т и м ул и р у е т
п р о я в л е н и я
самостоятельности, творчества.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном
учреждении
важнейшим
условием
является
учет
возрастных
особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные
признаки.
Для
детей третьего
года жизни
является
свободное
и
большое
пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
Начетвертом
году жизни
ребенку
необходим
развернутый
центр
сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся
быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в
игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-
развивающей
среде
должно
учитываться
формирование
психологических
новообразований в разные годы жизни.
Н е
м е н е е
в а ж н ы м
у с л о в и е м
являетсямногофункциональностьпредметно- развивающей среды. Во всех
возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей.
При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически
обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-
развивающей
среде.
Так
же
в
каждой
группе
должны
б ы т ь
созданыс п е ц и а л ь н ы е
ц е н т р ы
д л я
с а м о с т о я т е л ь н о г о
активного целенаправленного действия ребенкаво всех видах деятельности,
содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей
групповых
помещений
должно
отвечать
возрастным
особенностям
и
потребностям детей, иметь отличительные признаки.
4
При организации предметно-пространственной среды в детском
саду
необходима
сложная,
многоплановая
и
высокотворческая
деятельность
всех
педагогов
ДОУ.
Ведь
разнообразие
игрушек
не
является основным условием развития ребенка.
Созданная
эстетическая
среда
вызывает
у
детей
чувство
радости,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей
дошкольного возраста.
Роль
среды
в
развитии
детей
прослеживается
на
примере
ее
основных
функций:
Ø Организующей
Ø воспитательной
Ø развивающей
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный
материал
для
его
активного
участия
в
разных
видах
деятельности.
В
определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком
для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который
будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
-
избавляться
от
загромождения
пространства
малофункциональными
и
несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам
действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых
-
исходить
из
эргономических
требований
к
жизнедеятельности:
антропометрических,
физиологических
и
психологических
особенностей
обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательнойфункцией наполнение и построение
развивающей
среды
должны
быть
ориентированы
на
создание
ситуаций,
когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе,
поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо
проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для
сотрудничества,
положительных
взаимоотношений,
организованного
поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой
деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого
слабого
и
находиться
в
"зоне
ближайшего
развития"
самого
сильного
в
группе ребенка.
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
у р о в н я
а к т и в н о с т и .
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,
5
э м о ц и о н а л ь н у ю ,
д в и г а т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
д е т е й .
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
свободный
доступ
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность
свободно
заниматься
любимым
делом.
Размещение
оборудования
по
секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по
общим
интересам.
Обязательным
в
оборудовании
являются
материалы,
активизирующие познавательную деятельность:
Ø развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
Ø предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла,
пружинки, весы, мензурки и прочее;
Ø большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования,
составления коллекций.
Активный
сектор
(занимает
самую
большую
площадь
в
группе),
включающий в себя:
Ø центр игры
Ø центр двигательной деятельности
Ø центр конструирования
Ø центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
Ø центр книги
Ø центр отдыха
Ø центр природы
Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там
предполагается
размещение
оборудования
для
организации
совместной
и
регламентированной деятельности.
Ø центр познавательной и исследовательской деятельности
Ø центр продуктивной и творческой деятельности
Ø ц е н т р
п р а в и л ь н о й
р е ч и
и
м о т о р и к и .
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости
от
конкретных
задач
момента,
при
необходимости
можно
вместить
всех
желающих,
так
как
дошкольники
«заражаются»
текущими
интересами
с в е р с т н и к о в
и
п р и с о е д и н я ю т с я
к
н и м .
Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы
мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для
работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам
6
потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки,
банты,
сумочки,
зонтики
и
т.
п.;
мальчикам
-
детали
военной
формы,
предметы
обмундирования
и
вооружения
рыцарей,
русских
богатырей,
разнообразные технические игрушки.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов - веревок,
коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для
решения различных игровых проблем.
В
гру п п а х
с т а р ши х
д о школьн и ко в
н е о бход и мы
т а к
же
различныемате риа лы ,
с по с о б с тву ю щ ие
овла де нию
ч т е н и е м ,
математикой. Э т о : печатные
буквы,
слова,
таблицы,
книги
с
крупным
шрифтом,
пособие
с
цифрами,
настольно-печатные
игры
с
цифрами
и
буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему:
картинки
о
жизни
школьников,
школьные
принадлежности,
фотографии
школьников-старших
братьев
или
сестер,
атрибуты
для
игр
в
школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являютсяматериалы,
стимулирующие
развитие
широких
социальных
интересов
и
познавательной
активности детей.
Это
детские
э н ц и к л о п ед и и ,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о
жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная
предметно-развивающая
и
образовательная
среда
становится
основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего
развития
каждого
ребенка.
Развивающая
предметная
среда
является
основным
средством
формирования
личности ребенка и является источником его знаний и социального
опыта.
Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность
их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма
каждого их них.
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать
принцип
интеграции
образовательных
областей
с
помощью
предметно
-
развивающей
среды
группы
и
детского
сада
в
целом,
способствующий
формированию единой предметно - пространственной среды.
Организуя
предметную
среду
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать
закономерности
психического
развития
детей,
показатели
их
здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень
общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена
теплыми, пастельными тонами.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости
от возрастных особенностей детей.
Важно,
чтобы
предметная
среда
имела
характер
открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий
ребенка,
необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
7
Таким
образом,
создавая
предметно-развивающую
среду
любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конст руктивного
взаимодействия
участников
в о с п и т ат е л ь н о -
образовательного
процесса,
дизайн
и
эргономику
современной
среды
дошкольного
учреждения
и
психологические
особенности
возрастной
группы, на которую нацелена данная среда.
Пример построения предметно - развивающей среды
Театрализованный
центр
-
центр
сюжетно-ролевых
игр,
игр-
драматизаций –
важный
объект
развивающей
среды,
с
которого
можно
начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для
них
деятельностью.
В
театре
дошкольники
раскрываются,
демонстрируя
неожиданные
грани
своего
характера.
Робкие
и
застенчивые
становятся
уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с
удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма,
маски
сказочных
персонажей,
различные
виды
театра
-
кукольный,
пальчиковый,
настольный,
теневой,
би-ба-бо.
Педагог
вме сте
с
воспитанниками
готовит
костюмы,
атрибуты
и
декорации
к
маленьким
представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в
постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Атрибуты
к
играм
подбираются
так,
чтобы
создать
условия
для
реализации
интересов
детей
в
разных
видах
игр.
Эстетичность
и
изысканность
оформления,
современность
материалов
вызывают
у
дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет
комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь
же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них
созданы необходимые условия.
Центр природы или природный уголок служит не только украшением
группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются
предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура,
познавательный
интерес
к
экологии,
проблемам
природы,
желание
и
стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными
ребенку – дошкольнику средствами.
Воспитателю
необходимо
подобрать
и
разместить
в
нем
растения,
требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование
для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для
рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного
материала,
экспонаты
природы,
икебаны,
гармонично
расставленные
на
полках.
Предусмотренные
здесь
же
подставки
на
роликах
для
кашпо
с
цветами
позволят
даже
детям
легко
перемещать
растения
по
группе
и
ухаживать за ними.
8
С
подгруппой
дошкольников
воспитатель
может
проводить
в
природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого
характера.
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно
расставить пуфики и поиграть в свободные игры.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки
(центр
познавательной
и
исследовательской
деятельности),
который
может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие
познавательно
–
исследовательской
деятельности
детей,
обогащение
представлений
об
окружающем
мире,
что
в
конечном
счёте
обеспечит
успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка
Для
детского
исследования
и
экспериментирования
необходимы
самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина,
камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а такжелабораторное
оборудование –
все
это
вызывает
у
детей
особый
интерес.
Для
познавательного
развития
воспитатель
подбирает
специальную
детскую
литературу,
пооперационные
карты,
алгоритмы
проведения
опытов.
На
стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и
открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
Центр
продуктивной
и
творческой
деятельности
или
центр
художественного
творчества выполняет
задачу формирования
интереса
детей
к
эстетической
стороне
окружающей
действительно сти,
удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в
свободное
время
рисуют,
лепят,
выполняют
аппликационные
работы.
В
распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал:
мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и
цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой
выставки
с
образцами
народного
художественного
промысла
(полочка
красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-
прикладного
искусства,
иллюстрации
известных
художников.
Детские
работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение
на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.
Центр конструирования способствует развитию детского творчества,
конструкторских
способностей.
Центр может
быть достаточно
мобилен.
Практичность
его
состоит
в
том,
что
любой
конструктор легко
перемещаются
в
любое
место.
Содержимое
строительного
уголка
(конструкторы
разного
вида,
кубики,
крупный
и
мелкий
деревянный
строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать
конструктивную
деятельность
с
большой
группой
воспитанников,
подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на
столе.
Дети,
особенно
мальчики,
всегда
с
удовольствием
занимаются
постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Яркий, веселый,
с
нестандартным
дизайнерским
решением,
нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично
9
и
гармонично
вписывается
в
пространство
групповой
комнаты.
Он
пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в
самостоятельной
двигательной
активности, совместных
движениях
со
сверстниками,
свободного
использования
спортивного
инвентаря
и
физкультурного
оборудования. Здесь
дошкольники
могут
заниматься
и
закреплять
разные
виды
движений.
Увеличение
двигательной
активности
оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие,
состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть
такой
о стровок
тишины
и
спокойствия,
как ц е н т р
к н и г и
и
отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному
наблюдению,
мечтам
и
тихим
беседам.
Ребенок
чувствует
себя
здесь
комфортно,
спокойно
и
уютно.
Этому
способствуют
комфортный
диван,
кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям
комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом
центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей
развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Центр
безопасности
дорожного
движения интересен
в
первую
очередь
мальчикам.
Он
оснащен
необходимыми
атрибутами
к
сюжетно-
ролевым
играм,
занятиям
для
закрепления
знаний
правил
дорожного
движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор,
фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой
улиц и дорог.
Таким
образом,
разнообразие
и
богатство
сенсорных
впечатлений,
возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют
эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая
среда
не
может
быть
построена
окончательно.
При
организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима
сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников
образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление
поиска
инновационных
подходов
к
организации
предметно-развивающей
среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и
мотивирование стремления к взаимодействию.
10
Литературные источники:
1. Приказ
Минобрнауки
Ро ссии
от
17
октября
2013
г .
№
1155
"Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования"
2. Письмо Минобрнауки России от 10
января 2014
г. №
08-10 "План введения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования"
3. Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
28
февраля
2014
г .
№
08-249
"Комментарии
к
ФГОС
дошкольного
образования"
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей
среды ДОУ.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в
себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается
размещение оборудования для организации совместной и регламентированной
деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в
зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех
желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и
присоединяются к ним.
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в
игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с
рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы
женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ;
мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей,
русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое
количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек,
которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах
старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие
овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным
шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами,
а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников,
школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер,
атрибуты для игр в школу.
11
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы,
стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности
детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном
мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого
ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования
личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивать безопасность их жизни,
способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с
помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий
формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-
развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического
развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько
многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки,
которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной
среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она
должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели
эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной
к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ,
необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия
участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной
среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на
которую нацелена данная среда.
Особенности построения предметно¬-развивающей среды в группе
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать
оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить
12
группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре
дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и
застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад,
теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный,
варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с
воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием
выступают в роли зрителей.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития
дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения,
требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники,
лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты
природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же
подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать
растения по группе и ухаживать за ними.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке
наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить
пуфики и поиграть в свободные игры.
Для центра искусства "Юный художник"отведено самое светлое, хорошо освещенное в
группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют
аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В
распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага
разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под
навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного
художественного промысла.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на
стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же
организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими
работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку
воспитанников и способствует их самоутверждению.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного
пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие
перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного
уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный
материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную
деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально,
развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с
удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами
деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или
исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально
оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые
разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д.
Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у
детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную
детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в
форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок,
заметок и отчетов.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья",
13
"Парикмахерская", "Ателье". Складные кровати позволяют освободить значительную
площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату. Тем самым
решается проблема ограниченного пространства группы.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов
детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность
материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал
позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же
уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы
необходимые условия.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным
оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в
пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку
реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут
заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой
дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение
двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное
развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок
тишины и спокойствия,как литературный центр (уголок уединения), которыйрасполагает к
созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон
легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют
комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит
дерево-книжка на стене. Его страницы, выполненные в пластике, можно листать, как
настоящую книгу. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться
и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может
почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном
центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам),
провести литературные викторины и конкурсы.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он
оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления
знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные
средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные
знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и
дорог.
Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с
историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель
традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он
представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское
помещение с подлинными предметами старины (прялкой, лаптями, кухонной утварью,
ухватами, утюгом и т. д.).
Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта
путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с
устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят
встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и
просто пьют чай из самовара.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность
свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и
интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-
пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и
высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая
работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации
14
предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной
проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Консультация для педагогов «Организация
развивающей предметно-пространственной
среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Ольга Палей
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-
пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов
Подготовила: Палей О. Н.
Слайд 1 Организация развивающей предметно-пространственной
среды в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО
Слайд 2 Развивающая предметно-пространственная среда в группах
детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и
косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его
физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего
образования, а также на деятельность всех участников образовательного
процесса в дошкольном учреждении.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т. п., материалами,
оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста
в соответствии с основной образовательной программой дошкольного
образования, особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков
их развития.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития
детей.
Слайд 3 Развивающая предметно-пространственная среда должна
быть:
• содержательно-насыщенной
• трансформируемой
• полифункциональной
• вариативной
• доступной
15
• безопасной
Слайд 4
Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря - в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным
возможностям детей
содержанию Программы
Слайд 5
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости: • от
образовательной ситуации,
• от меняющихся интересов детей,
• от возможностей детей.
Слайд 6
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие
модули, ширмы и т. д.) наличие не обладающих жёстко закреплённым
способом употребления (полифункциональных)предметов (в том числе
природные материалы, предметы-заместители)
Слайд 7
Вариативность среды предполагает: • наличие различных пространств
для игры, конструирования, уединения и пр.
• разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования
обеспечивающих свободный выбор детей
• периодическую сменяемость игрового материала стимулируют игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
• появление новых предметов
Слайд 8
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность свободный доступ детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности исправность и сохранность материалов и оборудования
Слайд 9
16
Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-
инвалидов
(изложены в разделе Требования к психолого-педагогическим условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного
образования)
предполагают наличие специальных:
• архитектурных условий
• методических пособий
• дидактических материалов
• спортивного оборудования
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится
таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо
обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную,
эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство
в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому
малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать
и оценивать их чувства и поступки.
При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии,
это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого
ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в
сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы
сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и
воспитания.
Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей направлены на
дальнейшее развитиеумения понимать окружающих людей, проявлять к
ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и
взаимодействию.
Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом
возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному
перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного
уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
17
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической
позиции детей: они впервые начинают ощущать себя
старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает
дошкольникам понять это новое положение.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый
ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. В группах старших
дошкольников необходимы различные материалы, способствующие
овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с
крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с
цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие
школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,
фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в
школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и
познавательной активности детей. Это детские энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о
жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый
ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет
детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование,
рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются
материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие
игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-
поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла,
пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов
для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек,
как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с
деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого
замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды,
украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам -
детали военной формы, предметыобмундирования и вооружения русских
богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое
количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес,
ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых
проблем).
Слайд 10
Центры, которые должны быть созданы в группе в соответствии с
основной образовательной программой дошкольного образования и
требованиями ФГОС ДО
18
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной
среде:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок театрализованной деятельности;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для экспериментирования;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей
— конструктивной, изобразительной, музыкальной;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.)для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Слайд 11
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей
чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В
детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный
процесс.
19