Автор: Перепёлкина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Самковская школа"
Населённый пункт: п. Самково
Наименование материала: урок русского языка 4 класс
Тема: "Спряжение глаголов. Обобщение"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Спряжение глаголов.Повторение и обобщение»
Цель урока: формирование орфографической зоркости в правописании глагольных
орфограмм.
Задачи урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся для обобщения и систематизации
знаний о спряжении глагола, формировать практические навыки правильного написания
личных окончаний глаголов;
Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной , групповой (парной
работе), умение слушать других.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, речь, мыслительные операции
учащихся.
Метапредметная:
Личностные УУД: помочь осознать ценность совместной деятельности, адекватное
понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель и планировать свою
деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и
самокоррекцию учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск и выделение необходимой
информации, применение анализа, сравнения, обобщения для упорядочивания,
установление закономерностей на основе фактов.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в парной и
групповой работе, договариваться.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Начнём урок русского языка.
2. Актуализация знаний.
Здравствуйте, мои друзья!
К вам спешил я на урок не зря,
Мне хотелось очень знать:
Сумеете ли вы меня узнать!
Часть речи я – самостоятельная,
Люблю я действовать, друзья,
Ещё легко спрягать меня.
Могу вдруг стать возвратным,
Прошедшим, непонятным.
Могу я сделать исключение,
Меня узнайте без сомнения!
- Кто же я?
Дети: Глагол!
Учитель: Ребята, а по каким признакам вы узнали глагол?
Дети:
а) самостоятельная часть речи;
б) обозначает действие;
в) спрягается;
г) бывает возвратным;
д) изменяется по временам;
е) есть глаголы-исключения.
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Ребята, помогите мне сформулировать тему урока.
Дети формулируют тему и цель урока.
На доске открывается тема урока
4. Минутка чистописания.
Игра «Найди одинаковый звук»
Гусли, гитара, гармонь, горн.
- Сегодня будем работать над написанием букв Г, г.
- Спишите, продолжив закономерность гг Г ггг Г гггг Г
5.Словарная работа. (Коллекция, свобода, огонь, костер, беседа, богатство, корабль,
салют, портрет, пейзаж)
Раздаются карточки с пропущенными буквами.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка.
Учитель: Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки.(кто допустил 1 ошибку, 2
ошибки, 3 ошибки) Подвести итог словарной работы.
Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.
Орфографическая минутка. Самостоятельная работа.
Внимание! Внимание!
Получено sms-послание.
Получите распечатку,
Отыщите опечатку.
Абъявление.
Открывается каток. Приходите катаца, смеяца, занимаца спортом.
Дед Марос.
(у каждого на парте объявление)
- Что странного в этом объявлении?
- Исправьте ошибки, объясните орфограммы.
- (5 слайд)Проверьте, так ли у вас, оцените себя
6.Работа по карточкам в группах (парах)
Памятка
«Что я знаю о глаголе»
Глаголы обозначают……………… и отвечают на вопросы…………………………………
Постоянный признак глагола……………………..
Непостоянные признаки глагола………………………………………….
В предложении глагол является……………………………….
Глаголы спрягаются, т е. изменяются по……………………………………..
Глаголы … спряжения имеют окончания –ешь, -ёшь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
Глаголы … спряжения имеют окончания –ишь, , -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …………………….
Глаголы в возвратной форме имеют суффиксы ………………………
Глаголы изменяются по ………………………
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс………
2 группа:
Памятка: «Как определить спряжение глагола»
1.Если личное окончание……………………………., спряжение определяем сразу по
………………………гласной.
2. У глаголов -……………………… спряжение определяем сразу: брить, стелить -
…………….. спряжение, терпеть,
вертеть………………………………………………………………………………..-
….спряжение.
3.Спряжение глаголов с ………………………….окончаниями определяем по
суффиксу………………. формы : -и – … спряжение, другие суффиксы - … спряжение.
3 группа:
Алгоритм
«Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола»
1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное
или безударное.
2. Если ударное – пишу,……………….
3.Если безударное,
А) ставлю глагол в …………………..форму;
Б) смотрю, какой ………………..перед …………………
В) если -и- - ….. спряжение, пишу в окончаниях –…………………..
Г) если не –и- - ….. спряжение, пишу в окончаниях гласную - ……………………
4. Обозначаю орфограмму.
Проверка памятки «Что я знаю о глаголе»
Проверка памятки: «Как определить спряжение глагола».
- Для чего нам нужно уметь определять спряжение глагола? (Чтобы правильно писать
безударные окончания глаголов.)
Работа с интерактивной доской.
7. Письмо по памяти.
Прочитай с правильной интонацией. Объясни правописание выделенных глаголов. Выучи
любое четверостишие.
Напиши по памяти. Проверь.
Кремлёвских звёзд мы видим свет,
И звон курантов слышим.
«Нам нужен мир!» – мы с малых лет
В тетрадях школьных пишем.
Мы против горя и войны,
Хотим расти счастливыми!
Пусть светит солнце с вышины
Над городами, нивами!
Проверка.
8. Отгадайте загадки. Вставьте пропущенные буквы.(Работа в парах)
1) Сам не вид…т и не слыш…т, ход..т, брод…т, рыщ…т, ищ…т. Кто навстречу попадётся –
обнима…т и дерётся.
2) Все меня люб…т, а как раздева…т, слёзы пролива…т.
3) Упадёт – поскач…т, удар…шь – не плач…т.
4) Клохч…т, клохч…т, детей созыва…т, всех под крыло собира…т.
5) Растут – зелене…т, упадут - пожелте…т, полежат – почерне…т.
9.Игра «Четвертый лишний»
- трещит, скрипит, воет, скулил
- встречает, визжал, дрожал, дул
- прочитает, нарисует, запишет, удивил
10. Работа в тетради. (стр. 39, упр.40)
СмотрИт как баран на гумно. Бумага терпИт, пЕро пишЕт. И глЯдит, да не видИт. ВертИт
языком, что кОрова хвОстом. Кто кого обидИт, тот того и ненавидИт. Степного коня на
конюшнЕ не удержИшь. Поменьше говори, побольше услышИшь. За двумя зайцАми
погонИшься – ни одного не поймаЕшь.
(Гумно́
— огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для
хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерна. На гумне может стоять деревянное
сооружение, называемое рига или овин...)
11. Рефлексия