Напоминание

"Оценка достижения планируемого результата формирования УУД младших школьников"


Автор: Новгородова Светлана Софроновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хамагаттинский саха-французский лицей"
Населённый пункт: село Крест-Кытыл Намский улус РСЯ
Наименование материала: статья
Тема: "Оценка достижения планируемого результата формирования УУД младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Новгородова Светлана Софроновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Хамагаттинский саха-французский лицей»

МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)

Оценка достижения планируемого результата формирования

универсальных учебных действий в процессе внедрения

ФГОС в начальном звене

Актуальность. Для изучения эффективности методов работы по формированию

универсальных учебных действий необходим выбор и создание системы диагностики. Как

известно,

проблема

диагностики

учащихся

очень

актуальна

и

значима

для

решения

вопросов обучения и воспитания, так как диагностика обеспечивает научный подход к

организации работы с детьми, к их развитию и саморазвитию, следовательно, повышению

эффективности системы методической работы, соответствующей новым целям начального

образования в рамках модернизации российского образования.

Одним из важнейших

диагностических

механизмов

является мониторинг. Проблема заключается в

выборе

оптимальных диагностических средств, которые полно и содержательно выявляли

и

оценивали бы педагогическую деятельность учителя по развитию личности младшего

школьника. К сожалению, в педагогической практике нет наиболее распространенной

разработки диагностической методики изучения формирования универсальных учебных

действий

учащихся,

поэтому

перед

учителем

стоит

задача

в

поиске

объективных

диагностических приемов, предусматривающих отслеживание динамики уровня развития

у учащихся формирования универсальных учебных действий.

Исходя из этого, сформулирована тема данного исследования:

«Оценка достижения

планируемого результата формирования универсальных учебных действий в процессе

внедрения ФГОС в начальном звене».

Цель исследования - сформировать систему объективных и адекватных измерителей для

проверки результатов работы по формированию у младших школьников универсальных

учебных действий.

Теоретическая значимость работы: С помощью мониторинга проводится контроль,

дающий возможность определить, насколько у учащихся формируются универсальные

учебные действия, соответствующие тем требованиям, которые предъявляет ФГОС НОО.

В процессе работы в качестве теоретических источников используются исследования

Л.С.Выготского,

В.В.Давыдова,

А.Г.Асмолова,

А.В.Воронцова,

Г.Ю.Ксензовой,

М.И.Липкиной, А.Р.Лурия, Г.А.Цукерман…

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть

использованы

в

практической

деятельности

учителей

начальных

классов.

Результаты

мониторинга обеспечивают своевременную коррекцию по выбору оптимальных методов

работы, способствуют формированию способности и готовности учащихся реализовывать

универсальные

учебные

действия,

что,

в

свою

очередь,

позволяет

повысить

эффективность образовательно - воспитательного процесса.

В основу понимания механизма формирования универсальных учебных действий

положена

концепция

деятельности,

разработанная

А.Н.Леонтьевым,

Л.С.Выготским

и

развитая Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым. В теоретическую основу изучения проблемы

включены

труды

В.В.Давыдова,

А.К.Дусавицкого,

А.Б.Воронина,

Г.А.

Цукерман,

В.В.Репкина

и

др.

Механизмы

оценочной

деятельности

учителя

и

учащихся,

последовательность

процедур

самооценки

использованы

из

работ

А.Б.Цукерман,

Г.Ю.Ксензовой. В личностном развитии младшего школьника использована концепция

«Саморазвитие», разработанная В.Е.Степановой.

Изучив материалы ФГОС второго поколения, исходя из выявленных проблем нами

определены основные критерии сформированности универсальных учебных действий по

4-м

компетентностям.:

личностная,

учебно-познавательная,

коммуникативная

и

социальная. Наш подход опирается на положения, разработанные Д.Б. Элькониным, В.В.

Давыдовым,

где учебная деятельность

представлена

как условие развития личности

младшего школьника. Около 20 лет, учителя начальных классов, обучают детей по этой

системе для формирования субъекта учебной деятельности.

Пользуясь

учебно-методической

литературой,

а

также

реализуя

собственный

творческий потенциал, многолетний опыт работы по системе Эльконина-Давыдова был

создан Комплекс

диагностического

материала

мониторинга

развития

младших

школьников

.

Системная диагностика является завершающим этапом технологической цепочки по

решению

педагогической

задачи.

Она

направлена

на

выявление

результатов

педагогического воздействия на конкретную систему и оценку эффективности применения

средств. Методические приемы мониторинга развития, использованные в данной работе,

позволяют учителю овладевать навыками самоанализа, самооценки, способами развития

своей педагогической деятельности.

класс

показатели мониторинга

ожидаемый

результат

инструментарий

1

У р о в е н ь

у ч е б н о -

познавательного интереса.

Уровень

сформированности

взаимодействия с учителем.

Мотивация

к

с о в м е с т н о й

деятельности.

Мотивация к учению

Готовность

к

включению

в

совместную учебную работу.

Желание работать

вместе.

Устойчивость

учебно-

познавательных

интересов.

Репкина Н.В., Заика

Т.И. « Оценка уровня

сформированности

компонентов учебной

деятельности»

Атаханов Р. «

Развитие компонентов

теоретического

мышления»

Воюшина М.П. «

Уровень развития

умения работать с

текстом»

Немов «

Диагностика

личностного развития

младших школьников»

Айзман Р. И., Жарова Г.

Н. и др. « Уровень

формирования

взаимодействия со

сверстниками»

Цукерман Г.А. «

Развитие

коммуникативных

навыков»

Капустина «Уровень

воспитанности»

Зак А.К. « Уровень

интеллектуального

развития»

Дусавицкий А.К.

«Развитие личности в

учебной деятельности»

Зак А.К. « Диагностика

видов мышления

младших школьников»

2

Социометрия

взаимодействия

друг с другом

Т е с т

м е ж л и ч н о с т н ы х

отношений.

Формирование

компонентов

УД:

целеполагание

и

учебные

действия.

Уровень

сформированности

в з а и м о д е й с т в и я

с о

сверстниками

Определение способностей.

Умение

работать

в

классном коллективе.

Проявление

интересов,

способностей.

3

Формирование

компонентов

УД: контроль, оценка.

Уровень

развития

адекватной

оценки и самооценки.

Развитие

оценочных

суждений.

Развитие

коммуникативных

навыков.

Развитие

способностей.

4

Ф о р м и р о в а н и е

в с е х

компонентов УД.

М о н и т о р и н г

р а з в и т и я

мыслительных операций.

Личностные качества.

Д и а г н о с т и к а

р а з в и т и я

способностей (достижения).

Умение планировать,

работать

самостоятельно.

Формирование

эмоционального

восприятия жизни.

В настоящее время еще стоит проблема объективной оценки состояния методов

работы

учителя,

это

связано

с

тем,

что

в

педагогике

еще

нет

нормативно

зафиксированных

критериев

оценки

качества

технологии

обучения.

Представленная

работа

является

предпринятой

попыткой

раскрыть

технологию

мониторинга

оценки

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования.



В раздел образования