Автор: Клепш Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №31 "Зоренька"
Населённый пункт: Краснодарский край, Анапский район, с. Сукко
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подарок императрицы
Раздел: дошкольное образование
Праздник для подготовительной группы по теме «Подарок императрицы ».
Подготовила Клепш Елена Юрьевна, воспитатель МАДОУ №31 «Зоренька», п. Сукко,
Анапский район.
Описание материала: предлагаю вам сценарий праздника ( для подготовительной
группы 6-7 лет) по теме «Подарок императрицы ». Этот праздник познакомит детей с
историей появления казаков на Кубани, сформирует начальные представления об их
быте и традициях. А направлен на воспитание любви к родному краю и уважение к
его истории.
Интеграция: «Познание», »Коммуникация», «Социализация», «Художественное
творчество», «Чтение художественной литературы».
Цель: подготовить дошкольников к усвоению школьного курса кубановедения;
формирование представления своей принадлежности к культурно-природной среде
родного края.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о жизни казаков, их занятиях и быте.
Развивающие: развивать связанную речь, эмоциональную отзывчивость, обогатить
словарь детей: рушник, «жалованная грамота» - свиток, папаха, платки, хаты, макита,
глечик, колыбельная казачья песня, каравай..
Воспитательные: воспитывать интерес к истории возникновения казаков,
любознательность, формировать чувство принадлежности к своей семье и к родному
краю.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, просмотр презентации и
иллюстраций, беседа по ним, физкультурная минутка- «Сон казака», чтение стихов,
игра, хороводный танец, продуктивная деятельность- упражнения « Строим машину
времени», «…», подведение итогов.
Оборудование: народные казачьи костюмы детей и императрицы Екатерины , гость
казак (из родителей группы), презентация «Мой любимый Краснодарский край »,
аудиозапись гимна казаков, убранство комнаты с предметами быта и фольклора.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на «машине времени»- в
прошлое. Кто из вас может объяснить, что такое прошлое? (То, что происходило
давно.)
- А настоящее время?( То, что происходит сейчас.)
- А сейчас мы с вами построим машину времени. (Звучит торжественная веселая песня
о казаках и дети из стульчиков строят «машину времени», присаживаются в нее,
музыка стихает.)
- Вы готовы к путешествию? Тогда пристегните ремни безопасности, отправляемся в
полет. (Дети отсчитывают в обратном порядке десяток. )
- Поехали! (Выполняют упражнение «…». Поднимают руки вверх, машут ими, сидя,
ноги скрестно, руки на коленях, под счет наклоняют поочередно голову в разные
стороны.)
-Внимание! Наша машина времени приземлилась в прошлом времени. В XVIII веке, а
это более, чем 200 лет назад, в городе Петербурге. В раскошном особняке (показ
иллюстрации) нас встречает великая императрица Екатерина II .
(Выходит под дворцовую музыку девочка- царица, в руках у нее свиток. Читает и
усаживается на трон. )
-Императрица: -Жалую вам за верную службу грамоту!
– Выделяю вам землю в краю богатом- Кубанском.
–Там Кубань-река полноводная, степи широкие, земли плодородные.
(К ней подходят мальчики – казаки, с рушником, хлебом- солью, кланяются, получают
свиток.)
-Благодарим, матушка!
Воспитатель: Получив грамоту, казаки отправились назад, домой. Дорога долгая,
трудная. На привалах отдыхали, пели казачьи песни.
Песня «Сон казака» автор Светлана Юдина.
– Получив «Жалованную грамоту», казаки начали готовиться к переселению на новые
земли. Морем и посуху добрались они до Кубани. Увидели большую реку и решили на
правом ее берегу основать город, который и назвали в честь императрицы –
Екатеринодаром.
(Презентация «Мой любимый Краснодарский край».)
- Стали обживать казаки землю. Появились на Кубани станицы и хутора, их жители
занимались хозяйством, строили дома, которые называли хатами, растили детей. А
замечательные кубанские поэты: Подкопаев Виктор Стефанович, Нестеренко
Владимир Дмитриевич, Обойщиков Константин Александрович , Неподоба Вадим
Петрович и многие другие прославляли наш хлеборобный Краснодарский край, свою
малую родину.
(Дети читают стихи о Кубани.) - Земледельцы выращивали хлеб, гончары
изготавливали глиняную посуду: макитры, глечики. (Демонстрация в убранстве
комнаты или на фото.) Казачки-рукодельницы ткали полотно, вышивали скатерти и
конечно пели любимые песни.
( «Посмотрите-ка, да в нашей мастерской» русская народная песня.)
– А маленькие казачата росли, бегали, играли, радовали своих пап и мам. У нас в
гостях папа нашей Вари Сергеевой, Владимир Юрьевич, он настоящий казак.
Посмотрите в какой красивой форме пришел к нам на праздник. Владимир Юрьевич
расскажет и научит нас играть в игры, в которые играл в детстве.
1 Игра «Кубанка- шапка казака». (Играют мальчики. Игроки по команде подбрасывают
вверх шапку- кубанку и во время падения пытаются первым надеть ее на голову.)
2 Игра « Достань платок». ( Играют мальчики и девочки. 3, 4 мальчика- ведущих,
держат в руках игрушечные шашки, на которых висят шали. Под веселую музыку
мальчики начинают плясать. Когда музыка замолкает, они бегут к ведущим и
стараются снять с шашек шаль. Тот, кому удается это сделать, подходит к девочке,
кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать.)
( Звучит казачья хороводная « Казачок », дети танцуют с воспитателями.)
- Спасибо гостю. А Нам пора возвращаться. Занимайте свои места в «машине
времени» возвращаемся. (Дети строят ракету, под аудиозапись кубанской песни
раскачиваясь на стульчиках подпевают в такт музыке).
Подведение итогов:
Воспитатель: - В какое время мы совершили путешествие- прошлое, настоящее или
будущее?
– А вот когда вы вырастите, настанет какое время? И вы научите своих деток играть в
эти замечательные казачьи игры. Спасибо нашему гостю.
– Как зовут императрицу, у которой мы побывали в гостях?
– А в каком городе она жила?
- За что благодарили государыню?
- Как назвали казаки город, который построили на берегу Кубани?
- За что благодарили государыню?
- А как он называется сейчас?
- Кто из вас запомнил, как называли казаки свои дома?
- Ребята, кто может объяснить, что такое рушник, глечик, макитра?
– Молодцы, дети! Всем своим родным и близким обязательно расскажите об этом
путешествии.
– Наш повар, мама Коли П. приготовила этот замечательный, красивый, ароматный
каравай для вас. Угощайтесь пожалуйста все!
Отзыв о проведенном мероприятии «Подарок императрицы», посвященном 80-летию
образования Краснодарского края в подготовительной группе.
В рамках празднования 80-летия образования Краснодарского края в МАДОУ №31
«Зоренька», в подготовительной группе прошел познавательный, красивый и веселый
праздник «Подарок императрицы».
Наши дошкольники совершили путешествие в прошлое, более, чем на 200-лет назад.
Группа была украшена старинной утварью. На машине времени оказались в славном
городе Петербурге, где правила императрица Екатерина II. Дети, в красочных
народных костюмах, получили из рук царицы грамоту, которая и стала историческим
документом переселения казаков на Кубань.
Просмотрев презентацию « Мой любимый Краснодарский край» окунулись в давние
времена. Получили представления о быте и традициях казаков. Прочли стихи
кубанских поэтов, воспитывающие любовь к родному краю, пели душевные песни о
малой родине и задорно танцевали вместе с воспитателями. Чувствуется была
проведена большая подготовительная работа воспитателями- Еленой Юрьевной,
Любовью Викторовной, музыкальным руководителем- Людмилой Анатольевной и
родителями. Оказывается в нашей группе есть среди родителей и потомственный
казак- Сергеев В. Ю. Он рассказал, как батька воспитывал в нем казака. Как учились
военному ремеслу его предки и играл с нашими детьми.
Родители сшили красочные народные костюмы, повар Светлана испекла вкусный
румяный пирог. А дети сделали путешествие познавательным, интересным,
музыкальным и запоминающимся.Спасибо за чудесный праздник.
С уважением родители группы.( Писала Громович Н. В.)