Автор: Лаврова Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени А.И. Баева"
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская
школа искусств имени А.И. Баева» Северного района Новосибирской области
Методическая работа на тему:
«Развитие творческих способностей на
уроках сольфеджио в младших классах»
Выполнила: преподаватель теоретических дисциплин
Лаврова Людмила Анатольевна
Северное, 2018
Изучая опыт других педагогов – новаторов я пришла к выводу, что и сама могу
внести лепту в изучении некоторых сложных тем по сольфеджио через стихи
собственного сочинения. Так была написана авторская разработка «Сольфеджио в
стихах» для младших классов, которая очень помогает увлечь и заинтересовать
детей. Эта работа имеет свое продолжение. Сочиняю небольшие песенки
для
детей, стихи и песни для взрослых.
Может
быть,
все
это
и
подтолкнуло
меня
для
работы
по
теме: «Развитие
творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах».
Об
исключительных
возможностях
воздействия
музыки
на
человека,
на
его
чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия
во
многом
зависит
от
эмоциональной
отзывчивости
слушателя,
его
подготовленности к общению с настоящим искусством, от того , насколько близка
ему та или иная музыка. Следовательно, задача преподавателя музыки – обращаясь
к чувствам разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит пониманию
музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных
по построению, а, кроме того, развивать их музыкальные творческие способности.
Приобщение
детей
к
миру
музыки
создает
необходимые
условия
для
всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.
Весь
комплекс
занятий
в
детской
музыкальной
школе
(предметы:
«Сольфеджио»,
«Хор»,
«Инструмент»,
«Музыкальная
литература»)
развивает
у
учащихся
художественное
мышление
и
художественные
представления
стимулирует
творческую
активность,
воспитывает
любовь
к
классической
и
народной музыке, занятия на уроках сольфеджио раскрывают индивидуальность
ребенка, развивают его творческие способности.
На современном этапе реорганизации и инновационных тенденций в учебном
процессе
стало
характерным
соединение
в
практике
науки
и
основных
дидактических
концепций.
Отталкиваясь
от
основных
положений типовой
программы
по
сольфеджио (Министерство Культуры , 1984 г.), в работе мы
эффективно использовали новые методические наработки в области музыкального
воспитания и обучения, в том числе развития творческих навыков (Фролов Ю.В.,
А.А. Варламова, Л.В., Семченко и т.д.).
Объект исследования –музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.
Предмет
исследования
–
развитие
творческих
навыков
учащихся
на
уроках
сольфеджио в младших классах ДШИ.
Цель – выявить и доказать, что развивать музыкальные творческие способности
учащихся, учитывая их психологические и возрастные особенности на уроках
сольфеджио, необходимо и эффективно для решения задачи, поставленной сегодня
перед
начальным
музыкальным
образованием:
развитие
личности
ученика
в
процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.
Задачи:
1.
обозначить пути развития творческих способностей учащихся ДШИ;
2.
Проанализировать
основные
формы
творческой
работы
на
уроках
сольфеджио;
3.
Привести примеры творческих заданий.
Характерная
особенность
учащихся
младших
классов
–
ярко
выраженная
эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше,
отчетливее.
В
процессе
обучения
происходит
перестройка
восприятия,
оно
поднимается
на
более
высокую
ступень
развития,
принимает
характер
целенаправленной и управляемой деятельности. Затем углубляется, принимает
характер организованного наблюдения.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте –
это совершенствование воссоздающего воображения. Творческое воображение как
создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений
прошлого
опыта,
соединение
их
в
новые
сочетания,
комбинации,
так
же
развивается. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки
предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, выводы,
проводить аналогии, строить умозаключения.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они
импульсивны
–
склонны
незамедлительно
действовать
под
влиянием
побуждений, не подумав и не взвесив обстоятельств. Причина – потребность в
активной
внешней
разрядке
при
возрастной
слабости
волевой
регуляции
поведения.
Младшие
школьники
–
очень
эмоциональны,
следовательно,
успешно
происходит художественно – эстетическое развитие детей. Они импульсивны –
склонны незамедлительно действовать под влиянием побуждений, не подумав и
не взвесив обстоятельств. Причина – потребность в активной внешней разрядке
при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Младшие
школьники
–
очень
эмоциональны,
следовательно,
успешно
происходит
художественно
–
эстетическое
развитие
детей.
Они
очень
интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой.
Способности – это индивидуально – психологические особенности человека,
отвечающие
требованиям
данной
деятельности
и
являющиеся
условием
успешного ее выполнения. К способностям относятся, например, музыкальный
слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой. Наряду с
индивидуальными
особенностями
психических
процессов
(ощущений
и
восприятий памяти, мышления, воображения) способностями являются и более
сложные индивидуально – психологические особенности. Они формируются на
базе
тех
или
иных
особенностей
психическ5их
процессов,
но
включают
и
личностную окраску (например, гуманитарная направленность ума как тенденция
вычленять
лингвистические
отношения
при
восприятии).
Музыкальные
способности включают в себя впечатлительность, наблюдательность, образную
память,
творческое
воображение,
способность
к
точному
и
выразительному
исполнению. Недостаток одной частной способности может быть компенсирован
за счет усиленного развития других.
Творческие способности детей младшего школьного возраста формируются и
развиваются
в
той
деятельности,
в
которой
они
находят
себе
применение.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они
чрезвычайно
изобретательны
в
передаче
интонаций,
подражании,
легко
воспринимают образное содержание, им свойственна природная активность, вера
в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого
развития
младших
школьников.
Творчество
активизирует
память,
мышление,
наблюдательность, целеустремленность, и интуицию, что необходимо во всех
видах
деятельности.
Для
того
чтобы
деятельность
положительно
влияла
на
развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во
–
первых,
деятельность
должна
вызывать
у
ребенка
сильные
и
положительные эмоции, удовольствие, стремление по собственной инициативе,
без принуждения заниматься ею. При этом нужно активно развивать интересы
детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера,
а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Во – вторых, деятельность ребенка должна носить творческий, а не только
репродуктивный
характер.
При
этом
нужно
проводить
занятия,
чтобы
перед
детьми
чаще
возникали
хотя
бы
несложные
вопросы,
и
побуждать
детей
к
попыткам самостоятельно отвечать на эти вопросы.
В
–
третьих,
важно
организовать
деятельность
ребенка
так,
чтобы
он
преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже
достигнутый им уровень выполнения деятельности. Важно формировать у детей
правильные
отношения
к
своим
способностям,
успехом
и
достижениям,
воспитывать у них правильную самооценку.
Пути развития творческих способностей
воспитывать живой интерес к умелому музицированию, как конечной цели
и как средству познаний музыкальных произведений;
предоставлять
учащимся
широкие
возможности
демонстрировать
свое
растущее
музыкальное
мастерство
в
квалифицированной
аудитории,
способствуя
тем
самым
воспитанию
чувства
собственного
достоинства,
которое
необходимо
для
того,
чтобы
решиться
на
самостоятельное
творчество,
а
также
способности
здраво
судить
о
себе
и
правильно
воспринимать оценку со стороны других;
привлекать
учащихся
к
разработке
(а
не
только
осуществлению)
содержательных
музыкальных
замыслов,
например,
к
подготовке
новых
интерпретаций музыкальных произведений;
обучать школьников различным способам составления плана творческого
действия, т.е. учить, как находить необходимые музыкальные средства для
решения задач и импровизации;
поощрять попытки учащихся давать обоснованные оценки тому, что они
делают
и
слышат.
Это
способствует
развитию
ценностей
ориентации,
которая
может
лечь
в
основу
отбора
музыкального
материала
для
творчества;
давать
учащимся
время
для
обдумывания,
отбора
материала
и
средств
результатов творчества.
Активизация творческих проявлений учащихся на уроке
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный.
Активный и эмоциональный характер необходимо:
заинтересовать
учащихся
поисковой
работой.
Поискать
в
домашней
фонотеке записи музыкальных произведений;
проводить
анализ
индивидуальных
интересов
учащихся
проводить
анкетирование;
дать задание нарисовать то, что они слышали на уроке, не требуя при этом
конкретизации образов. Пусть творчество ребят будет свободным, фантазия
окрылит воображение;
использовать
самостоятельное
исполнение
музыкальных
произведений
учениками или в ансамбле с учителем;
использовать
индивидуальное
исполнение
сольного
произведения
учащимися, при этом нужно создать определенный образ.
Детская
игра
–
союзник
учителя
музыки
на
пути
развития
творческих
способностей
ребятишек.
Игра
является
формой
освоения
отношений
людей,
общественных отношений. На уроках музыки игра не является самоцелью.
Музыкальная игра для детей – серьезная деятельность: и по характеру задач, и
по значению этой деятельности в целом для личности ребенка. Развивающее
качество
данной
формы
музыкальной
деятельности
школьников
очень
тесно
связано с таким внутренне присущим игре качеством, которое психологи, да и
сами дети характеризуют как желание и способность действовать самостоятельно.
Это
«я
сам»
составляет
удивительное
и
ничем
не
заменимое
достоинство
музыкально – игровой деятельности как деятельности учебной и вместе с тем
индивидуально своеобразной.
Специфика музыкально – игровой деятельности учащихся заключается в том,
что она подчинена единой, четко сформулированной учебной задаче – теме.
Способности учащихся можно развивать, задавая домашние задания творческого
дифференцированного характера:
рассказать о музыкальном произведении;
подобрать
примеры
звучания
музыки
на
страницах
литературных
произведений, поэзии, с живописных полотен;
сочинить музыку к стихам любимого поэта или своим собственным;
сочинить мелодию по заданному «зерну – интонации»;
проиллюстрировать музыкальное произведение рисунками.
Помощью
и
опорой
во
всей
большой
работе
по
развитию
творческих
способностей школьников становится кабинет теории музыки. А наличие в нем
технических средств делает реальным выполнение любых творческих задумок.
Под
рукой
видеодвойка,
магнитофон,
музыкальный
центр,
диапроектор,
большой
набор
шумовых
инструментов.
Кроме
этого
собрана
обширная
фонотека. Библиотека, видеофильмов, богатый публицистический и нотный
материал, техника для создания световых эффектов, набор нотных и текстовых
плакатов, портретов, иллюстраций.
Методы развития творческих навыков.
Творческие задания на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.
Развитию
музыкальных
творческих
способностей
учащихся
ДШИ
способствуют следующие методы:
стимулирования
музыкальной
деятельности
(метод
эмоционального
воздействия);
метод эффекта удивления;
метод создания ситуации успеха (поощрения учащихся).
Подбадривание
и
положительная
оценка
помогают
создать
обстановку
раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.
метод
создания
игровых
ситуаций
(уложить
куклу
спать,
покачиваются
березки, зайцы прыгают и т.д.);
метод
проблемно
–
поисковых
ситуаций
(перед
учащимися
ставятся
различные творческие задания);
метод сравнения, предполагающий анализ музыки;
метод
«забегания»
вперед
и
в
постоянных
«возвращениях»
к
уже
пройденному материалу.
Применение этих методов возможно при условии учитывания психологических
и возрастных особенностей учащихся, о которых было сказано ранее.
Активным
средством
развития
творческой
деятельности
учащихся
являются
творческие задания. Выполнение их зависит от преподавателя, от его личности,
увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Он побуждает учащихся к
творческим
действиям,
создавая
определенные
ситуации.
Для
активизации
инициативы младших школьников предлагаются творческие задания в форме игр.
Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению
музыкального
опыта
и
творческих
возможностей
учащихся.
В
творческих
заданиях расширяется самостоятельность ребят.
Творческие упражнения на уроках по предмету «Сольфеджио» психологически
раскрепощают
детей,
развивают
их
вкус
и
наблюдательность,
активизируют
слуховое внимание, тренируют музыкальный слух. Такие упражнения должны
быть
тесно
связаны
с
основными
разделами
курса
«Сольфеджио»,
закрепляя
творческие теоретические знания учащихся. Цель творческих упражнений – в
приобретении и закреплении основных навыков пения с листа, записи диктанта,
анализа на слух.
Творческие задания должны быть доступными по трудности.
Виды творческих заданий:
допевание мелодии до тоники;
сочинение ответной фразы;
сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);
сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный
текст;
сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;
сочинение
мелодии
определенного
жанра,
характера,
с
использованием
заданных выразительных средств;
сочинение мелодии к данному аккомпанементу;
подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
сочинение второго голоса к мелодии;
игра аккомпанемента по цифровке.
Заключение
Чтобы достичь цели, поставленной обществом перед начальным музыкальным
образованием, а именно, подготовить учащихся к самоопределению в условиях
современной
жизни,
выявлять
и
развивать
их
творческие
способности,
применительно к различным сферам деятельности людей, - каждый урок сегодня
должен быть средством общения, воздействия, убеждения. А поскольку развитие
творческих
способностей
–
это
процесс,
то
необходимо,
чтобы
он
был
непрерывным.
Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе
обучения,
способствует
эмоциональному
отношению
к
музыке,
раскрывает
индивидуальные
возможности
учеников,
вызывает
интерес
к
предмету,
что
является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе
«Сольфеджио»,
в
исполнительской
практике
учащихся,
но
и
в
других
видах
деятельности.
Таким образом, можно сделать выводы:
характерная психологическая особенность учащихся – ярко выраженная
эмоциональность
восприятия.
Творческие
способности
детей
младшего
школьного возраста формируются и развиваются в той деятельности, в
которой они находят себе применение. Творчество активизирует память,
мышление, наблюдательность, целеустремленность;
пути развития творческих способностей учащихся;
воспитывать живой интерес к музицированию;
предоставлять
учащимся
возможности
демонстрировать
свое
растущее
музыкальное мастерство;
обучать школьников различным способам составления плана творческого
действия;
поощрять попытки учащихся давать обоснованные оценки тому, что они
делают и слышат;
давать учащимся время для обдумывания, отбора материала и средств и
средств результатов творчества;
нужно обосновывать и совершенствовать разнообразные методы, приемы и
формы работы, способствующие развитию музыкальных способностей.