Напоминание

"Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах"


Автор: Лаврова Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени А.И. Баева"
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская

школа искусств имени А.И. Баева» Северного района Новосибирской области

Методическая работа на тему:

«Развитие творческих способностей на

уроках сольфеджио в младших классах»

Выполнила: преподаватель теоретических дисциплин

Лаврова Людмила Анатольевна

Северное, 2018

Изучая опыт других педагогов – новаторов я пришла к выводу, что и сама могу

внести лепту в изучении некоторых сложных тем по сольфеджио через стихи

собственного сочинения. Так была написана авторская разработка «Сольфеджио в

стихах» для младших классов, которая очень помогает увлечь и заинтересовать

детей. Эта работа имеет свое продолжение. Сочиняю небольшие песенки

для

детей, стихи и песни для взрослых.

Может

быть,

все

это

и

подтолкнуло

меня

для

работы

по

теме: «Развитие

творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах».

Об

исключительных

возможностях

воздействия

музыки

на

человека,

на

его

чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия

во

многом

зависит

от

эмоциональной

отзывчивости

слушателя,

его

подготовленности к общению с настоящим искусством, от того , насколько близка

ему та или иная музыка. Следовательно, задача преподавателя музыки – обращаясь

к чувствам разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит пониманию

музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных

по построению, а, кроме того, развивать их музыкальные творческие способности.

Приобщение

детей

к

миру

музыки

создает

необходимые

условия

для

всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.

Весь

комплекс

занятий

в

детской

музыкальной

школе

(предметы:

«Сольфеджио»,

«Хор»,

«Инструмент»,

«Музыкальная

литература»)

развивает

у

учащихся

художественное

мышление

и

художественные

представления

стимулирует

творческую

активность,

воспитывает

любовь

к

классической

и

народной музыке, занятия на уроках сольфеджио раскрывают индивидуальность

ребенка, развивают его творческие способности.

На современном этапе реорганизации и инновационных тенденций в учебном

процессе

стало

характерным

соединение

в

практике

науки

и

основных

дидактических

концепций.

Отталкиваясь

от

основных

положений типовой

программы

по

сольфеджио (Министерство Культуры , 1984 г.), в работе мы

эффективно использовали новые методические наработки в области музыкального

воспитания и обучения, в том числе развития творческих навыков (Фролов Ю.В.,

А.А. Варламова, Л.В., Семченко и т.д.).

Объект исследования –музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет

исследования

развитие

творческих

навыков

учащихся

на

уроках

сольфеджио в младших классах ДШИ.

Цель – выявить и доказать, что развивать музыкальные творческие способности

учащихся, учитывая их психологические и возрастные особенности на уроках

сольфеджио, необходимо и эффективно для решения задачи, поставленной сегодня

перед

начальным

музыкальным

образованием:

развитие

личности

ученика

в

процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.

Задачи:

1.

обозначить пути развития творческих способностей учащихся ДШИ;

2.

Проанализировать

основные

формы

творческой

работы

на

уроках

сольфеджио;

3.

Привести примеры творческих заданий.

Характерная

особенность

учащихся

младших

классов

ярко

выраженная

эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше,

отчетливее.

В

процессе

обучения

происходит

перестройка

восприятия,

оно

поднимается

на

более

высокую

ступень

развития,

принимает

характер

целенаправленной и управляемой деятельности. Затем углубляется, принимает

характер организованного наблюдения.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте –

это совершенствование воссоздающего воображения. Творческое воображение как

создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений

прошлого

опыта,

соединение

их

в

новые

сочетания,

комбинации,

так

же

развивается. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки

предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, выводы,

проводить аналогии, строить умозаключения.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они

импульсивны

склонны

незамедлительно

действовать

под

влиянием

побуждений, не подумав и не взвесив обстоятельств. Причина – потребность в

активной

внешней

разрядке

при

возрастной

слабости

волевой

регуляции

поведения.

Младшие

школьники

очень

эмоциональны,

следовательно,

успешно

происходит художественно – эстетическое развитие детей. Они импульсивны –

склонны незамедлительно действовать под влиянием побуждений, не подумав и

не взвесив обстоятельств. Причина – потребность в активной внешней разрядке

при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие

школьники

очень

эмоциональны,

следовательно,

успешно

происходит

художественно

эстетическое

развитие

детей.

Они

очень

интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой.

Способности – это индивидуально – психологические особенности человека,

отвечающие

требованиям

данной

деятельности

и

являющиеся

условием

успешного ее выполнения. К способностям относятся, например, музыкальный

слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой. Наряду с

индивидуальными

особенностями

психических

процессов

(ощущений

и

восприятий памяти, мышления, воображения) способностями являются и более

сложные индивидуально – психологические особенности. Они формируются на

базе

тех

или

иных

особенностей

психическ5их

процессов,

но

включают

и

личностную окраску (например, гуманитарная направленность ума как тенденция

вычленять

лингвистические

отношения

при

восприятии).

Музыкальные

способности включают в себя впечатлительность, наблюдательность, образную

память,

творческое

воображение,

способность

к

точному

и

выразительному

исполнению. Недостаток одной частной способности может быть компенсирован

за счет усиленного развития других.

Творческие способности детей младшего школьного возраста формируются и

развиваются

в

той

деятельности,

в

которой

они

находят

себе

применение.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они

чрезвычайно

изобретательны

в

передаче

интонаций,

подражании,

легко

воспринимают образное содержание, им свойственна природная активность, вера

в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого

развития

младших

школьников.

Творчество

активизирует

память,

мышление,

наблюдательность, целеустремленность, и интуицию, что необходимо во всех

видах

деятельности.

Для

того

чтобы

деятельность

положительно

влияла

на

развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во

первых,

деятельность

должна

вызывать

у

ребенка

сильные

и

положительные эмоции, удовольствие, стремление по собственной инициативе,

без принуждения заниматься ею. При этом нужно активно развивать интересы

детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера,

а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во – вторых, деятельность ребенка должна носить творческий, а не только

репродуктивный

характер.

При

этом

нужно

проводить

занятия,

чтобы

перед

детьми

чаще

возникали

хотя

бы

несложные

вопросы,

и

побуждать

детей

к

попыткам самостоятельно отвечать на эти вопросы.

В

третьих,

важно

организовать

деятельность

ребенка

так,

чтобы

он

преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже

достигнутый им уровень выполнения деятельности. Важно формировать у детей

правильные

отношения

к

своим

способностям,

успехом

и

достижениям,

воспитывать у них правильную самооценку.

Пути развития творческих способностей

воспитывать живой интерес к умелому музицированию, как конечной цели

и как средству познаний музыкальных произведений;

предоставлять

учащимся

широкие

возможности

демонстрировать

свое

растущее

музыкальное

мастерство

в

квалифицированной

аудитории,

способствуя

тем

самым

воспитанию

чувства

собственного

достоинства,

которое

необходимо

для

того,

чтобы

решиться

на

самостоятельное

творчество,

а

также

способности

здраво

судить

о

себе

и

правильно

воспринимать оценку со стороны других;

привлекать

учащихся

к

разработке

не

только

осуществлению)

содержательных

музыкальных

замыслов,

например,

к

подготовке

новых

интерпретаций музыкальных произведений;

обучать школьников различным способам составления плана творческого

действия, т.е. учить, как находить необходимые музыкальные средства для

решения задач и импровизации;

поощрять попытки учащихся давать обоснованные оценки тому, что они

делают

и

слышат.

Это

способствует

развитию

ценностей

ориентации,

которая

может

лечь

в

основу

отбора

музыкального

материала

для

творчества;

давать

учащимся

время

для

обдумывания,

отбора

материала

и

средств

результатов творчества.

Активизация творческих проявлений учащихся на уроке

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный.

Активный и эмоциональный характер необходимо:

заинтересовать

учащихся

поисковой

работой.

Поискать

в

домашней

фонотеке записи музыкальных произведений;

проводить

анализ

индивидуальных

интересов

учащихся

проводить

анкетирование;

дать задание нарисовать то, что они слышали на уроке, не требуя при этом

конкретизации образов. Пусть творчество ребят будет свободным, фантазия

окрылит воображение;

использовать

самостоятельное

исполнение

музыкальных

произведений

учениками или в ансамбле с учителем;

использовать

индивидуальное

исполнение

сольного

произведения

учащимися, при этом нужно создать определенный образ.

Детская

игра

союзник

учителя

музыки

на

пути

развития

творческих

способностей

ребятишек.

Игра

является

формой

освоения

отношений

людей,

общественных отношений. На уроках музыки игра не является самоцелью.

Музыкальная игра для детей – серьезная деятельность: и по характеру задач, и

по значению этой деятельности в целом для личности ребенка. Развивающее

качество

данной

формы

музыкальной

деятельности

школьников

очень

тесно

связано с таким внутренне присущим игре качеством, которое психологи, да и

сами дети характеризуют как желание и способность действовать самостоятельно.

Это

«я

сам»

составляет

удивительное

и

ничем

не

заменимое

достоинство

музыкально – игровой деятельности как деятельности учебной и вместе с тем

индивидуально своеобразной.

Специфика музыкально – игровой деятельности учащихся заключается в том,

что она подчинена единой, четко сформулированной учебной задаче – теме.

Способности учащихся можно развивать, задавая домашние задания творческого

дифференцированного характера:

рассказать о музыкальном произведении;

подобрать

примеры

звучания

музыки

на

страницах

литературных

произведений, поэзии, с живописных полотен;

сочинить музыку к стихам любимого поэта или своим собственным;

сочинить мелодию по заданному «зерну – интонации»;

проиллюстрировать музыкальное произведение рисунками.

Помощью

и

опорой

во

всей

большой

работе

по

развитию

творческих

способностей школьников становится кабинет теории музыки. А наличие в нем

технических средств делает реальным выполнение любых творческих задумок.

Под

рукой

видеодвойка,

магнитофон,

музыкальный

центр,

диапроектор,

большой

набор

шумовых

инструментов.

Кроме

этого

собрана

обширная

фонотека. Библиотека, видеофильмов, богатый публицистический и нотный

материал, техника для создания световых эффектов, набор нотных и текстовых

плакатов, портретов, иллюстраций.

Методы развития творческих навыков.

Творческие задания на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.

Развитию

музыкальных

творческих

способностей

учащихся

ДШИ

способствуют следующие методы:

стимулирования

музыкальной

деятельности

(метод

эмоционального

воздействия);

метод эффекта удивления;

метод создания ситуации успеха (поощрения учащихся).

Подбадривание

и

положительная

оценка

помогают

создать

обстановку

раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.

метод

создания

игровых

ситуаций

(уложить

куклу

спать,

покачиваются

березки, зайцы прыгают и т.д.);

метод

проблемно

поисковых

ситуаций

(перед

учащимися

ставятся

различные творческие задания);

метод сравнения, предполагающий анализ музыки;

метод

«забегания»

вперед

и

в

постоянных

«возвращениях»

к

уже

пройденному материалу.

Применение этих методов возможно при условии учитывания психологических

и возрастных особенностей учащихся, о которых было сказано ранее.

Активным

средством

развития

творческой

деятельности

учащихся

являются

творческие задания. Выполнение их зависит от преподавателя, от его личности,

увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Он побуждает учащихся к

творческим

действиям,

создавая

определенные

ситуации.

Для

активизации

инициативы младших школьников предлагаются творческие задания в форме игр.

Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению

музыкального

опыта

и

творческих

возможностей

учащихся.

В

творческих

заданиях расширяется самостоятельность ребят.

Творческие упражнения на уроках по предмету «Сольфеджио» психологически

раскрепощают

детей,

развивают

их

вкус

и

наблюдательность,

активизируют

слуховое внимание, тренируют музыкальный слух. Такие упражнения должны

быть

тесно

связаны

с

основными

разделами

курса

«Сольфеджио»,

закрепляя

творческие теоретические знания учащихся. Цель творческих упражнений – в

приобретении и закреплении основных навыков пения с листа, записи диктанта,

анализа на слух.

Творческие задания должны быть доступными по трудности.

Виды творческих заданий:

допевание мелодии до тоники;

сочинение ответной фразы;

сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);

сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный

текст;

сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;

сочинение

мелодии

определенного

жанра,

характера,

с

использованием

заданных выразительных средств;

сочинение мелодии к данному аккомпанементу;

подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;

сочинение второго голоса к мелодии;

игра аккомпанемента по цифровке.

Заключение

Чтобы достичь цели, поставленной обществом перед начальным музыкальным

образованием, а именно, подготовить учащихся к самоопределению в условиях

современной

жизни,

выявлять

и

развивать

их

творческие

способности,

применительно к различным сферам деятельности людей, - каждый урок сегодня

должен быть средством общения, воздействия, убеждения. А поскольку развитие

творческих

способностей

это

процесс,

то

необходимо,

чтобы

он

был

непрерывным.

Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе

обучения,

способствует

эмоциональному

отношению

к

музыке,

раскрывает

индивидуальные

возможности

учеников,

вызывает

интерес

к

предмету,

что

является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе

«Сольфеджио»,

в

исполнительской

практике

учащихся,

но

и

в

других

видах

деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы:

характерная психологическая особенность учащихся – ярко выраженная

эмоциональность

восприятия.

Творческие

способности

детей

младшего

школьного возраста формируются и развиваются в той деятельности, в

которой они находят себе применение. Творчество активизирует память,

мышление, наблюдательность, целеустремленность;

пути развития творческих способностей учащихся;

воспитывать живой интерес к музицированию;

предоставлять

учащимся

возможности

демонстрировать

свое

растущее

музыкальное мастерство;

обучать школьников различным способам составления плана творческого

действия;

поощрять попытки учащихся давать обоснованные оценки тому, что они

делают и слышат;

давать учащимся время для обдумывания, отбора материала и средств и

средств результатов творчества;

нужно обосновывать и совершенствовать разнообразные методы, приемы и

формы работы, способствующие развитию музыкальных способностей.



В раздел образования