Автор: Журавлева Наталья Петровна
Должность: инспектор по охране прав детства
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №24" г.Усинска
Населённый пункт: город Усинск, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семейный клуб "Успешное родительство"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования администрации муниципального
образования городского округа «Усинск»
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса
йőзőс велőдőмőн веськőдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска
(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса
муниципальнőй сьöмкуд учреждение
(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)
Семейный клуб «Успешное родительство»
Журавлева Н.П.,
инспектор по охране прав детства
2017 год
1
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………….…..3
2. Актуальность семейного клуба……………………………………….………..4
3. Цель семейного клуба…..………………………………………………………4
4. Задачи семейного клуба……...…………………………………………………4
5. Формы работы семейного клуба……………………………………………….5
6. Результаты работы……………………………………………………................6
7. Список используемой литературы……………………………………………..6
Приложения:
Приложение
1.
План
работы
инспектора
по
охране
прав
детства
по
предупреждению
и
профилактике
семейного
неблагополучия,
жестокого
обращения в отношении несовершеннолетних на 2017 – 2018 учебный год
Приложение 2. План заседаний семейного клуба «Успешное родительство» на
2017 – 2018 учебный год.
Приложение 3. Конспект заседания семейного клуба «Успешное родительство»
1. Пояснительная записка
2
Семья является социальным институтом, в котором происходит формирование
человека,
она
становится
первым
домом,
в
котором
вырастает
ребенок
и
получает начальные жизненные уроки, поддержку и помощь. Одним словом,
влияние семьи на формирование ребенка огромно, воспитание представляет
собой управляемый процесс социализации. Так бывает в идеале. Но в жизни
бывает, и обратная сторона медали, семья все чаще напоминает театр военных
действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко
доходит и до применения физической силы. Среди острых социальных проблем
одной
из
актуальных
в
современных
условиях
является
проблема
неблагополучия семьи. Защита детей — одна из важнейших функций всех
взрослых.
В
том
числе
—
важнейшая
задача
педагогов
дошкольного
учреждения.
Своевременное
выявление
семей,
находящихся
в
социально
опасном положении и семей «группы риска» помогает не только прекратить
нарушение прав ребенка в семье, но и начать своевременную и продуманную
работу с проблемной семьей. Данные меры предотвращают развал семьи или
изъятие ребенка, лишение родителей родительских прав, появление еще одного
социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.
В учреждении создана система ранней профилактики, которая направлена
на
снижение
риска
попадания
детей
и
их
семей
в
социально
опасное
положение.
Система
работы
предполагает
выявление
семей,
имеющих
проблемы
в
функционировании,
воспитании
и
поддержке
дошкольника,
оказание
им
профилактических
и
коррекционных
услуг
с
целью
предотвращения
ухудшения
условий
развития
ребенка.
В первую очередь,
такие
семьи
нуждаются
в
психолого-педагогической,
социально-
образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического
коллектива. В учреждении реализуются три подпрограммы, направленные на
работу с семьей:
- «Сотрудничество»;
- «Здоровый дошкольник»;
3
- Программа по профилактике семейного неблагополучия МБДОУ «ДСОВ №
24» г. Усинска. Составлены планы работы с семьями, состоящими на учете
(индивидуальные
планы
работы,
план
инспектора
по
охране
прав
детства
(Приложение 1), планы работы с ОПДН и ОГИБДД ОМВД по г. Усинску
Помимо традиционных форм
и методов взаимодействия ОО с
семьями,
активно используются инновационные: круглые столы, тематические выставки,
социообследования,
анкетирование,
тестирование,
опросы
на
разные
темы,
консультации
специалистов,
семейные
спортивные
встречи,
почта
доверия,
телефон доверия, открытая ОД, родительский клуб «Первые ласточки», конкурс
семейных талантов,
портфолио семейного успеха, Неделя открытых дверей,
газета «Говорит и показывает «Светлячок», редактором которой являюсь я.
Активно в своей работе использую интернет ресурсы. Регулярно пополняю
информацию
на
странице
«Инспектора
по
охране
прав
детства»
на
сайте
учреждения.
Анализируя работу с семьями, состоящими на учете я, как инспектор по охране
прав детства, приняла решение использовать новую форму работы с семьей
-семейный клуб «Успешное родительство».
2. Актуальность семейного клуба:
Актуальность выбранной формы работы с родителями заключается в том,
что семейный клуб предоставляет возможность семьям СОП и «группы риска»
поделиться своими проблемами, найти ответы на волнующие их вопросы, а
специалистам
помочь родителям осознать их проблемы, показать, что их
негативный пример может пагубно отразиться на детях. Я, как руководитель
клуба, считаю своей первостепенной обязанностью построить заседания таким
образом, чтобы семьи задумались и осознали, что у них действительно есть
серьезные проблемы, с которыми нужно и можно бороться и в рамках клуба они
могут получить поддержку.
3. Цель семейного клуба:
Профилактика семейного неблагополучия.
4
4. Задачи семейного клуба:
- объединение усилий педагогов и семьи в вопросах воспитания и развития
детей;
- оказание педагогической помощи родителям (законным представителям);
- повышение педагогической компетенции родителей;
- укрепление детско – родительских отношений;
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Мною
составлен
план
работы
семейного
клуба
«Успешное
родительство»
(Приложение 2). Выбор тематики и планирование работы клуба основываются
на
результатах опроса родителей или анкетирования. Случается, что тема
заседания семейного клуба возникает спонтанно, из произошедшей ситуации в
одной из групп учреждения или конкретной семьи.
5. Формы работы семейного клуба могут быть разными в зависимости от
темы, состава участников и задач:
- круглый стол;
- тренинг;
- семинар – практикум;
- решение педагогических ситуаций;
- обмен опытом семейного воспитания;
- видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;
Перед каждым заседанием составляю конспект мероприятия (Приложение 3),
стараюсь организовать работу семейного клуба «Успешное родительство», так
чтобы каждая встреча прошла интересно и была полезна всем участникам,
стараюсь
отметить
личные
успехи
и
достижения
каждой
с емьи.
Положительный
эмоциональный
фон
встреч
помогают
мне
создать
видео
просмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство
удовлетворения от совместной деятельности. Но главное, по моему мнению, это
общий настрой участников и верно выбранный тон общения. Таким образом,
чтобы оказать конкретную помощь родителям (законным представителям) из
семей
СОП
и
«группы
риска»
в
воспитании
детей
мне
необходимо
знать
5
психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки,
трудности
в
воспитании
детей,
которые
возникают
в
этих
семьях.
На
родительский
клуб
мы
приглашаем
всех
желающих,
но
«неблагополучным
семьям», конечно, трудно вступить в общую дискуссию, поэтому сложилась
традиция, после заседания они остаются и мы обсуждаем: понятна ли была
тема, есть ли такая проблема в их семье, как ее решить? Как показывает
полученный мною опыт можно добиться успеха в работе с «неблагополучными
семьями»,
если
стремиться
к
доверительным
контактам
с
родителями,
пробуждать в них материнские и отцовские чувства.
6. Положительными результатами работы клуба является:
-
открытость семей для диалога, если раньше они не шли на контакт, не
признавали
своих
проблем,
то
сейчас
делятся
своими
переживаниями,
понимают
важность
решения
проблем
и
влияния
их
на
детей,
активно
посещают заседания клуба, на которых не отмалчиваются, принимают участие в
беседах;
- 100% семей посещают общесадовские мероприятия, не только как пассивные
зрители, но и принимают участие;
- 100% воспитанников охвачены дополнительным образованием.
Результатом своей работы считаю, что количество семей не увеличивается, так
как проводится огромная профилактическая работа со всеми семьями. Семьи,
попадающие
на
внутренний
учет,
в
результате
проведенной
работы
исправляются
и
пересматривают
свое
отношение
к
детям,
к
семейным
ценностям.
Но в то же время нельзя не сказать, о семьях продолжающих
состоять на учете в учреждении. Это 1 семья СОП и 1 семья «группы риска».
Одна
из
семей,
не
относится
к
нашему
району,
но
родители
(законные
представители) хотят посещать именно наше учреждение, потому что знают,
что
им
здесь
помогут,
выслушают
и
поддержат.
Вторая
семья
ранее
отказывалась вообще от детского сада, сейчас не пропускают детский сад без
6
уважительных
причин.
Семьи,
состоят
на
учете
длительное
время
по
критериям, которые нелегко искоренить, но мы не опускаем руки, проводим
ежедневную
работу
с
данными
семьями,
они
являются
постоянными
участниками заседаний семейного клуба.
7. Список используемой литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
4.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013 г.
5. Закон РК «Об образовании» от 06.10.2006 г. (ред. от 26.09.2014 г.)
6. Семейный кодекс РФ (1995 г.)
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (1999г.)
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-Ф3 (с изменениями от 20.07.2000г.,
21.12.2004 г.).
7
Приложение 1
План работы инспектора по охране прав детства по предупреждению и профилактике
семейного неблагополучия, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних на
2017 – 2018 учебный год
№
Мероприятие
Сроки
исполнения
Цель
Отметка о
выполнении
1
Составление плана работы
с семьями, состоящими на
учете
август
систематизация работы с
семьями воспитанников
2
Составление
индивидуальных планов
работы
август
определение эффективных
форм, методов и технологий
работы с семьями
воспитанников
3
Посещение семей и
составление акта ЖБУ
сентябрь,
декабрь
март,
июнь
составление акта ЖБУ
4
Составление
характеристики на
воспитанников из семей
«группы риска» и СОП
сентябрь,
декабрь
март,
июнь
выбор эффективных методов
и форм работы с
воспитанниками
5
Консультации с
педагогами:
«Направления работы с
неблагополучными
семьями»,
«Критерии
неблагополучной семьи»,
«Признаки поведения и
соматического состояния
детей, подвергшихся
насилию», «Алгоритм
действия при выявлении
случая жестокого
обращения с ребенком со
стороны родителей»,
«Типы семей»
ежемесячно
обучение эффективным
формам, методам,
технологиям взаимодействия
с родителями (законными
представителями).
6
Консультации с родителями
проводятся с учетом
причины постановки на
учет:
«Ребенок имеет право»,
«Влияние вредных
привычек на моральный
климат семьи»,
«Охрана прав, достоинств и
интересов ребенка в
семье»,
«Пагубное влияние
вредных привычек на
ежемесячно
оказание своевременной
консультативной помощи по
вопросам воспитания и
развития ребенка
8
организм человека»,
«Вредные привычки
родителей», «Поговори со
мною мама»,
«Права ребенка»
7
Распространение памяток и
буклетов:
«Как преодолеть вредные
привычки»,
«Межличностные
отношения в семье»,
«Увлечения вашего
ребенка», «Играем летом»,
«Воспитываем культурно –
гигиенические навыки»
ежемесячно
оказание своевременной
консультативной помощи по
вопросам воспитания и
развития ребенка
8
Анкетирование родителей:
«Эмоциональное состояние
вашего ребенка», «Знаете
ли вы вашего ребенка»,
«Семья и детский сад»,
«Играете ли вы со своим
ребенком?»
«
Как Вы
считаете, вашему ребёнку
хватает вашей любви и
внимания?»
,
«Как Вы
решаете конфликты,
ситуации по поводу
поступков своего ребёнка?»
ежеквартально
получение объективной
информации для дальнейшей
профилактической работы
9
Анкетирование педагогов:
«Испытываете ли вы
затруднения в работе с
семьями, состоящими на
учете? Если да, то какие?»
получение объективной
информации для дальнейшей
работы с педагогами по
обучению эффективным
формам, методам,
технологиям взаимодействия
с родителями (законными
представителями)
10
Отчетная информация во
УО, КПДН и ЗП, Сектор
опеки и попечительства,
ГБУРК «ЦСЗН г. Усинска»
ежеквартально
и по запросу
взаимодействие с
ведомствами и службами
системы профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних
9
Приложение 2
План заседаний
семейного клуба «Успешное родительство»
на 2017-2018 учебный год
№
Тема заседания
Срок
1
Цикл «Защити меня».
Тема:
«Характер
воспитания
и
моральный
климат
в
семье,
законопослушное поведение родителей»
Ц е л ь : реконструкция,
оптимизация
и
гармонизация
детско-
родительских отношений; повышение правовой и психологической
культуры родителей; оказание консультативно-методической помощи
родителям в вопросах воспитания и развития ребёнка.
октябрь
2017 г.
2
Цикл «Защити меня».
Тема: «Жестокое обращение с детьми – острая проблема общества»
Цель:
Помочь родителям познакомиться и более обстоятельно разобраться в
теоретических вопросах, связанных с проблемой жестокого обращения с
детьми,
насилия
в
детской
среде,
а
также
предложить
некоторые
пути
решения данной проблемы.
ноябрь
2017 г.
3
Цикл «Защити меня».
Тема: «Неудобная тема или счастье без алкоголя и наркотиков»
Ц е л ь : Обратить
внимание
родителей на
то,
что
духовно-
нравственное падение человека — путь к самоуничтожению земного
сообщества. Донести статистическую и ситуативную информацию о
вреде
алкоголя.
Доказать,
что
алкоголь
является
наркотическим
средством,
влияющим
на
физиологическое,
психическое и
социальное здоровье человека, а также семейное благополучие.
декабрь
2017 г.
4
Цикл «Защити меня».
Тема: «Благополучная семья – счастливый ребенок»
Ц е л ь : реконструкция,
оптимизация
и
гармонизация
детско-
родительских отношений; повышение правовой и психологической
культуры родителей; оказание консультативно-методической помощи
родителям в вопросах воспитания и развития ребёнка.
январь
2018 г.
5
Цикл «Защити меня».
Тема: «Мама пахнет табаком, а не вкусным молоком»
Цель: Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в
семье проблемы курения. Привлечь родителей к проблеме курения и
повысить
мотивацию
жить
без
вредной
привычки,
стремление
к
психическому, нравственному, физическому совершенству.
февраль
2018 г.
10
6
Цикл «Защити меня».
Тема: "Вредные привычки родителей и их влияние на здоровье детей"
Цель: Способствовать воспитанию сознательного и ответственного
отношения
к
своему
здоровью,
чувства
ответственности
за
свою
семью
и
своих
близких
путем
усиления
здоровьесберегающей
направленности
знаний;
делать
вывод,
что
за
будущее
ребёнка
должны
нести
ответственность
мама
и
папа;
стимулировать
познавательный интерес, творческие навыки анализа проблем и путей
их решения; воспитывать чувство коллективизма, формирование и
развитие нравственных качеств ребенка.
апрель
2018 г.
11
Приложение 3
Конспект заседания семейного клуба
«Успешное родительство»
Тема: «Благополучная семья - счастливый ребенок»
Цель:
реконструкция,
оптимизация
и
гармонизация
детско-родительских
отношений;
повышение
правовой
и
психологической
культуры
родителей;
оказание
консультативно-
методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребёнка.
Ход заседания
Добрый
вечер,
уважаемые
родители!
Меня
зовут
Журавлева
Наталья
Петровна!
Сегодня мы с вами собрались на заседании семейного клуба «Успешное родительство», тема
нашего заседания: «Благополучная семья – счастливый ребенок» Я очень рада, что некоторые
мамочки уже не первый раз присутствуют на заседании. Я благодарю вас за это. Тем, кто
сегодня первый раз в клубе, моя огромная просьба приходить к нам на заседания, получать
удовольствия
от
общения,
во-первых,
во-вторых,
узнавать
много
нового,
интересного,
полезного для себя во благо наших воспитанников, ваших детей: мальчиков и девочек.
Уважаемые родители, в детском саду наши воспитанники, ваши дети играют, они
получают новые знания через игру. И вот сегодня мы с вами тоже будем играть. Моя
огромная просьба, для того, чтобы мы сегодня благотворно, достойно, с пользой, с интересом
поработали, проявляйте активность, не стесняйтесь.
Задание «Приветствие»
Итак, мы с вами отправляемся в поход. Поход не туристический, а тематический.
Называется он «Дружная семья». А чтобы начать сотрудничество, нам нужно познакомиться.
Для этого вы, уважаемые родители, называете свое имя, и то, что вы возьмете с собой,
начинающееся на первую букву вашего имени по теме нашего похода. «Это может быть, как
предмет, так и что-то не материальное. Например, меня зовут Наталья. С собой в поход
«Дружная семья» я возьму настроение и нитки. (ответы родителей).
Задание «Что такое семья»
Что же такое семья? Как вы, уважаемые родители, понимаете это слово? (ответы родителей),
(подвести итог).
Задание «Синквейн»
Предлагаю вам поиграть в игру- синквейн. Правила игры просты. Если вы еще не
знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн —
это
творческая
работа,
которая
имеет
короткую
форму
стихотворения,
состоящего из пяти нерифмованных строк. Это не простое стихотворение, а стихотворение,
написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
12
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием
развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему «заседание»:
Собрание (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для обсуждения (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Ну, что ж, начнем игру. Проводится игра со словами «Ребенок» и «Семья».
Задание «Искорка»
Играть, это не всегда легко. Как говорится: «Делу время-потехе час». Предлагаю
отдохнуть, уважаемый родители. И приглашаю вас приподняться со своих мест и пройти в
круг. В моих руках искорка(невидимая). Она очень ранима и уязвима. Ее легко погасить, так
же, как и всё доброе и хорошее в наших семьях, в нашей жизни. Свою искорку я назвала
«искорка пожеланий». Давайте передадим друг другу эту искорку и пожелаем всем нам
присутствующим того, чего очень хочется. (проводятся пожелания). Я желаю вашим семья
душевного тепла, семейного благополучия (стихотворение).
Задание «Ярлыки»
Дети бывают разные: тихий, неугомонные, пытливые и безучастные, бывают активные
и гиперактивные. Каждый родитель в своем ребенке хочет видеть талантливого, здорового
ребенка.
Это
так?
(ответ
родителей)
Это
безусловно.
Но
нередко
ребенок
не
в
силах
соответствовать тому образу идеального ребенка, которого в нем видят родители. Иногда
родители, не добившись в свое время каких –то достижений в жизни, пытаются воплотить
эти идеи через своего малыша. Например, отдают в те секции и кружки, где ребенку порой
неинтересно, не по душе, сложно. Родители это видят, замечают. И в порыве своих эмоций,
часто высказываются своему ребенку, вешают скажем так на него «ярлыки неуспешности»,
не задумываясь о том, как себя при этом чувствует ребенок. Сейчас мы с вами разделимся на
команды. Каждой команде представится возможность описать один из качеств этого ребенка,
не называя ключевого слова.
(далее приглашается один из родителей в качестве ребенка). Скажите, уважаемые родители,
вам нравится такой ребенок? А вы, ребенок, как себя чувствуете?
«Задание «Подарок»
В заключение нашего заседания я предлагаю подарить подарок ребенку. Этот подарок
может быть материальным, а можно подарить комплимент, пожелание. Свой подарок вы
нарисуете на плакате рядом с изображением ребенка.
«Рефлексия»
Давайте вспомним тему нашего заседания «Благополучная семья - счастливый ребенок». Ка
вы считаете, какого ребенка можно назвать счастливым? Я хочу пожелать, чтобы каждая
семья
была
счастлива.
Всем
нашим
семьям
пожелать
благополучия,
семейного
тепла,
взаимопонимания и любви. Благодарю всех за участие и жду на следующей встрече.
13
14