Автор: Нибольсинова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №3 д\с "Солнышко"
Населённый пункт: Тверская область п.Селижарово
Наименование материала: проект
Тема: " Белая берёза"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения
Детский сад№3 « Солнышко»
Проект
«Белая берёза»
Старшая группа
Воспитатель:
Нибольсинова.Е.Н.
2018
Пояснительная записка.
Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя
эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание
охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как
взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха,
оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на
стволах деревья, обижают бездомных животных.
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Срок реализации: краткосрочный 2 недели.
Виды деятельности: познавательная, продуктивная, экспериментальная,
игровая.
Интеграция :
Социализация.
Познание.
Коммуникация.
Художественное творчество.
Чтение художественной литературы.
Музыка.
Знакомство с искусством.
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Современные
городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения,
животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними.
Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с
объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок
сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного
бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может
она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского
сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее
почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это
«счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в
семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир
освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое –
чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас
чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России,
которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза
приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а
свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие
достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть
неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать
желание общаться с ней.
Проблема.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о
животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о
природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях,
цветах. Задав однажды на улице вопросы:
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Берёза- это дерево. Таисия.Н.
Берёза украшает улицу.Влад.
Можно
спрятаться
от
жары.
Василиса.О.
Берёзка красивая.
Птички
любят
сидеть
на
берёзке. Маша.К
Л е т о м
п р о х л а д н о
п о д
берёзкой, ветерок.
Берёзка красивая.Родион.А.
М о ж н о
с п р я т а т ь с я
о т
солнышка. Вероника. Б.
Шевелит листочками. Саша.К.
Тонкие
ветки,
белый
ствол.
Данил. А.
Чем питается? Саша.Б.
Где берёт воду? Маша.В.
Почему берёзку все любят? Вероника.Ф.
Зачем нужны деревья? Артём.Д
Какую пользу приносят деревья? Алишер.А
Почему под берёзой прохладно? Вика.П.
Почему птички любят берёзку? Алиса.М.
Что можно сделать из берёзы? Ваня.Л.
А берёзка умеет говорить? Влад.Л.
А берёза лечит? Злата.С.
Я сделала для себя выводы: Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое
дерево в России они проявляют большой интерес к природе. Дети имеют
поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и
неживой природой.
Цель.
Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи.
1.Расширятьпредставления детей о самом почитаемом дереве в России-
берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом,
хозяйственном.
2.Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей
средой.
3.Знакомить со стихотвореньями , песнями, загадками о берёзе.
4.Развивать у детей познавательную активность.
5.Активизировать и обогащать словарь.
6.Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Предполагаемый результат проекта.
После проведения ряда этих мероприятий дети научатся: отвечать за свои
поступки, приобретут: способность чувствовать, понимать и любить природу
родного края; освоят: культуру взаимодействия с миром природы, любить
свою родину знать её символы.
Этапы реализации проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
-подбор
методической,
художественной
литературы,
иллюстративного
материала по теме проекта;
-подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
-составление плана работы.
ОСНОВНОЙ:
1. Беседы по теме:
-«Что мы знаем о деревьях и о березе в частности»
-«Как берёзу использовали в древности»
-«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природы».
2. Чтение художественной литературы:
-«Волшебная берёза» В.Бианки;
-«Берёза» И.Соколов-Микитов;
-«Люблю берёзу русскую» А.Прокофьев;
-«Белая берёза» С.Есенин;
-«Как коза избушку построила» русская народная сказка.
3. НОД с презентацией:
-«Белая берёза»
-«Природа нашего края»
4.Продуктивная деятельность:
- Пластилинография «Берёза»
- Рисование «Люблю березку русскую»
- Аппликация «Берёза»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
Выставка продуктивных работ.
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают
насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы
ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения
проекта «Белая береза».
Литература:
1.
«Берёза» И.Соколов-Микитов
2.
«Белая берёза» С.Есенин
3.
«Волшебная берёза» В.Бианки
4.
Дошкольное воспитание №3, 2004 г.
5.
«Ёлочка метёлочка» Тимошенко
6.
«Как коза избушку построила»
7.
«Люблю берёзу русскую» А.Прокофьев
8.
«Развитие речи детей дошкольного возраста» Ф.А.Сохина.
9.
«Родной край» Р.И.Жуковская, С.А.Козлова ,Н.Ф.Виноградова.
Приложение 1
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о
берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе
хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А
почему деревья могут исчезнуть?
Приложение 2
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили
больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из
берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из
бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На
бересте писали. Сейчпс берёзу используют в строительстве, из неё делают
мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную
краску, из почек делают лекарства.
Приложение 3
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Программное содержание.
Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о
факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в
зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало
появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они
погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая
не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди.
Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия
на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время
сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других
живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые
могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя
комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для
развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые.
Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные
вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем
кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Приложение 4
Конспект занятия в старшей группе «Белая береза»
Программное содержание:
продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о
берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке,
произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской
берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Репродукции картин И. Левитана «Березовая роща», А. Куинджи «Березовая
роща», И. Шишкин «Ручей в березовом лесу»».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у
берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая,
нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие,
золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты
берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в
русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться
молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой
покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой
тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая
красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из
берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки,
подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили
игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихотворений и песен.
Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихотворения о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»,
В. Рождественский «Береза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих
картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Рассматриваем с детьми репродукции картин.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте
приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой -
мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется пластилинография «Берёзка».
Приложение 5
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Белая береза»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель:
Ознакомление детей с использованием нетрадиционных материалов в
аппликации.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать
по образцу.
- Совершенствовать художественно-эстетические навыки детей;
- Закрепить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы.
Развивающие:
- Развивать у детей изобразительные умения, фантазию, творческие
способности, желание учиться новому;
- Совершенствовать у детей мелкую моторику рук, глазомера.
- Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления,
творческого воображения
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к аппликации с помощью нетрадиционных
материалов.
- Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым
материалом.
- Воспитание у детей наблюдательности;
- Воспитание у детей умения видеть красоту зимней природы;
- Воспитание у детей аккуратность при работе, усидчивость, бережное
отношение к материалу.
- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя,
развитию умения выстраивать взаимоотношения друг с другом в процессе
групповой деятельности.
Материал: заготовки листов белой бумаги с изображением березы,
нарезанные полоски белой бумаги, вата, клей, кисточки для клея, карандаш,
изображение заснеженной березы.
Предварительная работа:
Наблюдение во время прогулки снега на домах, детском саде, на деревьях,
заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Белая береза»
Ход образовательной деятельности:
1.
Мотивация
Дети сидят за столами
Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года (ответы детей)
Правильно. А, вы замечали, как изменяется природа в разное время года?
(ответы детей)
Весной природа просыпается ,оживает.
Летом всё зеленеет, расцветает.
Осенью природа одевает ярко красочный наряд.
Зимой день становится короче, ночь длиннее, температура воздуха
понижается, падает снег.
А, помните, мы с вами на прогулке рассматривали заснеженные деревья
(ответы детей)
Хорошо, мы помним, какие они были пушистые, белые, красивые. Я и сейчас
приготовила для вас фотографию красавицы – березы. Посмотрите на нее. А
сейчас я мы с вами прочитаем стихотворение Сергея Есенина «Белая береза»
все вместе, хором:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Вам нравится это стихотворение (ответы детей)
Посмотрите, перед вами лежат рисунки с изображением дерева. Какое это
дерево? (ответы детей)
Правильно, береза. А можно сказать, что это стихотворение именно об этой
березе? (ответы детей)
Почему вы так решили? Посмотрите, да, это береза. А она «принакрыта
снегом, точно серебром»? (ответы детей)
Нет, снега на этой березе нет. Ей холодно, у нее нет красивой зимней,
снежной шубки. Она не так красива, как береза, про которую написано
стихотворение.
Так давайте сегодня, мы украсим наши березки. Сделаем их красивыми,
зимними, снежными.
Перед тем, как приступить к работе, мы разомнем наши пальцы:
Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»
Пришла зима.
Развести руки в стороны, показывая вокруг себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и
поежиться
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом. Руки ладонями вниз соединить и развести
в разные стороны
Пошел снег. Руки поднять вверх,
Он падал белыми, а затем плавными,
Пушистыми хлопьями зигзагообразными движениями.
На землю не спеша, опускать их вниз
На дома, Соединить руки у себя над головой , чтобы
получилась «крыша»
На деревья, Поднять руки вверх, пальцы растопырить,
изобразив ветви дерева
На людей. Положить руки себе на голову
2.
Практическая часть
Смотрите, сначала я беру полоску бумаги, это будет заснеженной веткой
красавицы березы. Еще я беру карандаш. Я накручиваю полоску бумаги на
карандаш, и затем вынимаю его. Посмотрите, какая красивая получилась
спираль. Ее кончик я намазываю клеем, и приклеиваю к нарисованной
веточке. Таких красивых веточек-спиралек можно сделать несколько штук, и
приклеить к вашей березке. Затем, я намазываю «снег» под березой клеем,
беру вату, и приклеиваю ее. Укрываю корни нашей березки снежной шубкой
от мороза.
Итак, сначала делаем веточки, и приклеиваем их.
Молодцы, ваши березки просто красавицы. Теперь дадим отдохнуть нашим
глазам.
Гимнастика для глаз
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо-
влево.
Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше! Встают и глаза поднимают вверх.
Хорошо! Наши глазки отдохнули, теперь мы давайте укроем ватой – снегом
корни наших берез. Приступайте к работе.
(во время работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь
детям, следит за их осанкой)
3.
Подведение итогов НОД (рефлексия):
Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии? (ответы детей). Да, мы
зимнюю, заснеженную березу. С помощью чего мы сделали наши березы?
(ответы детей). У многих из вас не получилось с первого раза сделать
спиральки, но благодаря вашему старанию и труду, вы все - таки научились
накручивать полоску бумаги на карандаш. Молодцы! Вам понравилось
занятие? (ответы детей)
Мне тоже. Давайте повесим наши березки на выставку, и полюбуемся ими.
Приложение 6
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему
«Люблю берёзку русскую»
Задачи:
Воспитывать патриотическое отношение к родному краю; чувства
ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Продолжить знакомить знания о полезных свойствах деревьев.
Развивать речь, желание рисовать, наблюдательность,
любознательность.
Предварительная работа: Чтение разных стихов, наблюдение за деревьями
на прогулке в разное время года, рисование деревьев.
Материал: акварель , тонированная бумага, рисунки с изображением
деревьев и берёзы, игрушки сделанные из дерева.
(Занятие за круглым столом.)
Ход занятия:
I. Вводная часть.
В группе расставлены «деревья» (ели, яблоня, берёзы).
Воспитатель:
- Дети, закрыли глаза… и открыли. Где мы находимся?
Дети: В лесу.
Воспитатель:
- Правильно, в лесу. Ой, там кто-то идёт. Здравствуй, заяц! Что случилось?
Что это у тебя в шарике?
Заяц:
- Лесник передал шарик. Внутри есть письмо.
Воспитатель:
- Ну-ка, посмотрим и прочтём.
«Дорогие дети! Помогите пожалуйста мне посадить деревья, летом было бы
красиво, вся в зелёном!».
Воспитатель:
- Дети, поможем?
Дети:
- Да, поможем.
Воспитатель:
- Зайчик, спасибо тебе! Иди домой к своим зайчатам. До свиданья.
- А мы вспомним названия деревьев. (Показ слайдов.)
- Как называется это дерево? (Ответы детей.)
(Показ 4-5 деревьев: берёза, ель, сосна, клён, дуб.)
- Я вам загадаю загадку. О каком дереве эта загадка?
«Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, белом сарафане». (берёза).
- Да, правильно. Сегодня мы будем говорить о берёзе.
II. основная часть.
(Сидят за круглым столом.)
- Кто нам прочтёт стихотворение о берёзе?
(Ребёнок рассказывает стихотворение.)
- А. Прокофьева «Берёза».
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
C платочками в карманчиках.
С красными застёжками,
C зелёными серёжками.
Воспитатель:
- Дети, потрогайте кору берёзы. Какой ствол на ощупь?
Дети:
- Гладкий. Попадаются шероховатости.
Воспитатель:
- Что можно сказать о стволе берёзы?
Дети:
- Ствол белый. С чёрными пятнышками.
Воспитатель:
- А что есть у берёзы кроме ствола и листьев?
Дети:
- Ещё есть корни.
Воспитатель:
- Давайте поиграем в дидактическую игру «Деревья нашего края».
Хлопать в ладоши - если растёт названное дерево в нашем краю
(берёза, ель, клён).
Топать ногами, если не растёт (пальма).
Физкултьминутка.
Пришли мы в лес, взяли лопаты
Раз, два, три и силы с нами.
Мы взяли грабли, поработали.
Раз, два, три, вот какая сила
Раз, два, три и никогда не устаём.
III часть. Заключительная.
Воспитатель:
- Наши предки берёзовой лучиной освящали дома. Колёса телеги смазывали
дёгтем, который делали из берёзы. Из веток берёзы делают веники для бани.
Люди собирают почки для лекарства.
Воспитатель:
- А теперь давайте нарисуем красивую, зелёную, стройную берёзу (под
музыкального произведения Чайковского «Весна»).
- Заканчиваем работу.
- Дети, чем мы занимались на занятии? Какие эпизоды вам понравились?
(Рассказы детей.)
- Спасибо. Занятие на этом закончилось.