Напоминание

"Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка"


Автор: Афимина Лариса Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Индивидуальный маршрут развития

одаренного ребенка

Автор-составитель:

Афимина Л.В.

педагог дополнительного образования,

руководитель

вокально-эстрадного

коллектива «Камертончик»

г. Оренбург, 2018

«Одарённый человек – это маленький росточек, едва

2

проклюнувшийся

из

земли

и

требующий

к

себе

огромного

внимания.

Необходимо

холить

и

лелеять,

ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он

вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский).

Пояснительная записка.

Каждый

человек

единственный

и

неповторимый

в

своей

индивидуальности.

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность

только

ему

присущих

особенностей.

К

индивидуальным

особенностям

относится

своеобразие

ощущений,

восприятия,

мышления,

памяти,

воображения,

особенности

интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное

сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего

индивида.

Считается,

что

воспитание

должно

максимально

опираться

на

индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания

черт личности и его жизни.

«Одаренность

генетически

обусловленный

компонент

способностей,

развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».

К. К. Платонов

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в

том или ином виде деятельности.

В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

Основные парадигмы развития одаренности:

1.

Все дети одарены от природы.

2.

На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

В настоящее время поддержка и выявление одаренных детей является приоритетной

задачей общества и государства в целом. Важнейшими инструментами решения проблем,

связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются

Национальный

проект «Образование»,

проект «Наша

новая

школа»,

Концепция

интеграции

эффективных

механизмов

поиска

и

поддержки

талантливых

детей и

молодежи в общенациональную систему.

Одарённые

дети

в

дополнительном

образовании

это

особенная

тема

для

обсуждения

и

дискуссии.

Проблема

одарённых

и

талантливых

детей

постоянно

озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная

тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический

прогресс России во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые

дети – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям

и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом

раньше включиться в творческую жизнь.

Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного

выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения.

При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого

одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в

своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с

3

одарёнными

детьми

актуальна

и

перспективна

для

всей

системы

дополнительного

образования,

поскольку

одарённые

дети

в

дополнительном

образовании

это

интеллектуальный

потенциал

и

для

развития

самой

системы

дополнительного

образования.

Актуальность проблемы.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный

подход

и

помощь

каждому

ученику,

развитие

индивидуальных

способностей,

для

проявления

личности

каждого

ученика.

Современная

реальность

открывает

перед

ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования

взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок,

предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам:

психологическому

здоровью,

толерантности

(терпимости,

снисхождению)

и

психологической

готовности

строить

конструктивные

отношения

с

окружающей

действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

1. Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной

Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

3. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых

талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой

программе развития образования на 2016 - 2020 годы".

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции

Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

6. Устав «Дворца творчества детей и молодежи».

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом творческом коллективе есть один или двое детей, которые выделяются

среди

остальных

своей

сообразительностью,

быстротой

мысли,

высокой

трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе образовательного процесса, чтобы не быть

среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе,

больше

молчит,

становится

менее

активным

на

занятиях.

Первостепенной

задачей

педагога становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной

мере. В моём коллективе есть обучающаяся Мхитарян Анна, которая уже на первом году

обучения привлекла моё внимание. Девочка с красивым тембром голоса, её отличает

интерес к музыке, хореографии, театру. Она быстрее всех схватывала новый материал и

органично смотрелась на сцене. Работая с обучающейся, я старалась пробудить в ней

потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

3 Программа индивидуального развития

Цель

программы:

Создание

условий,

способствующих

полноценному

развитию

личности обучающегося.

Задачи программы:

1. содействовать творческому развитию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и

самообучения;

4

3.формировать

умение

учиться

ставить

цели,

планировать

и

организовывать

собственную деятельность;

4. поддерживать высокую учебную мотивацию;

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Рабочая гипотеза:

Если

с

учетом

имеющихся

способностей

и

осуществлением

индивидуальной

программы

развития

ребёнка,

активно

включать

обучающегося

в

творческую

деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в

самостоятельный

поиск

ответов

на

проблемные

вопросы,

то,

возможно,

повысить:

качество

знаний,

уровень

самостоятельности

ребёнка,

развивать

мыслительную

деятельность, речь обучающегося, развивать творческие возможности учащегося.

Принципы программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Сроки реализации программы: 2018-2020 учебные годы.

4 Этапы работы над программой:

1 этап - информационно-аналитический.

На

данном

этапе

собирается

и

анализируется

фактическая

информация.

Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей,

собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося».

Проводится встреча с воспитанником и его родителями, обсуждается проанализированная

информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается: -

постановка

цели

на

предстоящий

учебный

год;

-

выявление

проблем

и

имеющихся

ресурсов; - составление банка данных о ребенке.

Виды работ. Формы работы

целенаправленная работа по диагностике ребенка;

беседы с родителями;

тестирование и анкетирование обучающегося и родителей;

изучение учащегося и составление психолого- педагогической карты;

сбор материалов, заполнение индивидуальной карты;

сбор

материалов,

заполнение

индивидуальной

карты,

составление

характеристики воспитанника и выявление первоочередных задач воспитания

и обучения.

2 этап - организационно-деятельностный.

Цель:

составление

и

реализация

индивидуального

плана

развития

одарённого

ребёнка.

Задачи:

5

1. формирование познавательных интересов;

2. развитие творческих и умственных способностей личности;

3. воспитание патриотизма;

4. воспитание здорового ребенка;

5. воспитание трудолюбия;

6. воспитание любви к природе;

7. адаптация ученика к современным условиям жизни.

Промежуточные результаты:

Сильные стороны

Творчество. Проявляет большой интерес к вокальному творчеству. Мечтает стать

педагогом дополнительного образования и вернуться работать в наш коллектив.

Учёба.

Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, слушает и смотрит

много вокально-исполнительской музыки, читает дополнительную литературу.

Труд. Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.

Долг.

С

желанием

и

ответственностью

выполняет

общественные

поручения,

у

младших ребят коллектива исполняет роль тьютера.

Дисциплинированность.

Старается

примерно

вести

себя,

соблюдать

правила

поведения в коллективе, на мероприятиях, на улице, дома.

Коллективизм. Общительна и открыта в общении с любым возрастом обучающихся

нашего коллектива.

Доброта. Заботлива, добра, отзывчива.

Честность. Честна.

Слабые стороны

1. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел;

2. Сомневается в своих силах, не всегда уверено отвечает на теоретические вопросы;

3. Быстро утомляется, часто болеет.

Возможности

1. Имеется возможность участвовать и реализовать себя в городских, областных,

всероссийских и международных фестивлях-конкурсах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и

организацию

внеклассных

мероприятий

для

обучающихся

вокально-эстрадного

коллектива «Камертончик» в каникулярное время (в рамках организатора мероприятия).

3 этап - коррекционно-развивающий.

Цель: реализация индивидуальных программ развития.

Задачи:

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, обучающихся, педагогов;

4.ведение

документации

(индивидуальный

план,

карта

успешности,

матрица

коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Пути реализации.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам

и желанию. Составлен план работы на год. Включение в коллективно-творческие дела

коллектива. После каждого конкурсно-концертного мероприятия руководитель оценивает,

какой статус занимал ребёнок в этом деле.

6

4 этап – саморазвитие.

Цель– научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и

самообучения;

2.формировать

умение

учиться

-

ставить

цели,

планировать

и

организовывать

собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия;

индивидуальные занятия, консультации;

конкурсы;

участие в выставках, фестивалях;

участие в дворцовских, школьных, городских, областных, всероссийских и

международных мероприятиях.

Критерии оценивания результативности программы:

Результаты

освоения

программы

обучающимися

(фиксация

результатов)

представляются в грамотах, дипломах, аудио-видео записях, на фото, отзывы детей и

родителей, тестирование.

Внешними показателями результативности являются выступления обучающихся на

концертах, творческих показах, праздничных вечерах, участие и победы в конкурсах

различного

уровня.

Успехи,

достигнутые

обучающимися,

демонстрируются

во

время

проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами коллектива,

зрителями, членами жюри.

Советы родителям одарённых детей.

1.

Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания

детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?

2.

Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это

относится в большей степени.

3.

Оценивайте уровень развития ребёнка.

7

4.

Избегайте длинных объяснений и бесед.

5.

Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в

неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.

6.

Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него

собственные интересы и увлечения.

7.

Развивайте в своих детях следующие качества:

- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к

душевному мужеству;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за

свои поступки;

- уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех

возрастов.

Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту

1.

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел

добиться)

2.

Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что

я должен сделать)

3.

Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения

цели)

4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо

сделать).

8

Литература.

1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45

2. Горский В.А. и др. Система дополнительного образования детей // Дополнительное

образование. – 1999. - № 3-4. - С.6; 2000. - №1. - С. 6.

3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –М.:«Вербум–М», 2001.

4. Журнал «Завуч» № 1, 2000г., №7, 2004г.

5. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.-

№1.- с.107-116

6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития,

2004.- 304с.

7. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. – М.: «Молодая

гвардия», 1997.

8.

Лебедева

В.П.,

Орлов

В.А.

Психодидактические

аспекты

проектирования

образовательной

среды,

направленной

на

развитие

творческих

способностей

школьников // Дополнительное образование. – 1999. - № 3-4.

9. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.

11. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-

137.



В раздел образования