Автор: Афимина Лариса Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка"
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Индивидуальный маршрут развития
одаренного ребенка
Автор-составитель:
Афимина Л.В.
педагог дополнительного образования,
руководитель
вокально-эстрадного
коллектива «Камертончик»
г. Оренбург, 2018
«Одарённый человек – это маленький росточек, едва
2
проклюнувшийся
из
земли
и
требующий
к
себе
огромного
внимания.
Необходимо
холить
и
лелеять,
ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он
вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский).
Пояснительная записка.
Каждый
человек
единственный
и
неповторимый
в
своей
индивидуальности.
Индивидуальность - это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность
только
ему
присущих
особенностей.
К
индивидуальным
особенностям
относится
своеобразие
ощущений,
восприятия,
мышления,
памяти,
воображения,
особенности
интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное
сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего
индивида.
Считается,
что
воспитание
должно
максимально
опираться
на
индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания
черт личности и его жизни.
«Одаренность
–
генетически
обусловленный
компонент
способностей,
развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
К. К. Платонов
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
1.
Все дети одарены от природы.
2.
На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
В настоящее время поддержка и выявление одаренных детей является приоритетной
задачей общества и государства в целом. Важнейшими инструментами решения проблем,
связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются
Национальный
проект «Образование»,
проект «Наша
новая
школа»,
Концепция
интеграции
эффективных
механизмов
поиска
и
поддержки
талантливых
детей и
молодежи в общенациональную систему.
Одарённые
дети
в
дополнительном
образовании
–
это
особенная
тема
для
обсуждения
и
дискуссии.
Проблема
одарённых
и
талантливых
детей
постоянно
озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная
тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический
прогресс России во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые
дети – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям
и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом
раньше включиться в творческую жизнь.
Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного
выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения.
При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого
одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в
своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с
3
одарёнными
детьми
актуальна
и
перспективна
для
всей
системы
дополнительного
образования,
поскольку
одарённые
дети
в
дополнительном
образовании
–
это
интеллектуальный
потенциал
и
для
развития
самой
системы
дополнительного
образования.
Актуальность проблемы.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный
подход
и
помощь
каждому
ученику,
развитие
индивидуальных
способностей,
для
проявления
личности
каждого
ученика.
Современная
реальность
открывает
перед
ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования
взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок,
предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам:
психологическому
здоровью,
толерантности
(терпимости,
снисхождению)
и
психологической
готовности
строить
конструктивные
отношения
с
окружающей
действительностью.
Нормативно-правовые основания программы:
1. Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой
программе развития образования на 2016 - 2020 годы".
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции
Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
6. Устав «Дворца творчества детей и молодежи».
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом творческом коллективе есть один или двое детей, которые выделяются
среди
остальных
своей
сообразительностью,
быстротой
мысли,
высокой
трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе образовательного процесса, чтобы не быть
среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе,
больше
молчит,
становится
менее
активным
на
занятиях.
Первостепенной
задачей
педагога становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной
мере. В моём коллективе есть обучающаяся Мхитарян Анна, которая уже на первом году
обучения привлекла моё внимание. Девочка с красивым тембром голоса, её отличает
интерес к музыке, хореографии, театру. Она быстрее всех схватывала новый материал и
органично смотрелась на сцене. Работая с обучающейся, я старалась пробудить в ней
потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
3 Программа индивидуального развития
Цель
программы:
Создание
условий,
способствующих
полноценному
развитию
личности обучающегося.
Задачи программы:
1. содействовать творческому развитию;
2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
4
3.формировать
умение
учиться
–
ставить
цели,
планировать
и
организовывать
собственную деятельность;
4. поддерживать высокую учебную мотивацию;
5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога
Рабочая гипотеза:
Если
с
учетом
имеющихся
способностей
и
осуществлением
индивидуальной
программы
развития
ребёнка,
активно
включать
обучающегося
в
творческую
деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в
самостоятельный
поиск
ответов
на
проблемные
вопросы,
то,
возможно,
повысить:
качество
знаний,
уровень
самостоятельности
ребёнка,
развивать
мыслительную
деятельность, речь обучающегося, развивать творческие возможности учащегося.
Принципы программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы: 2018-2020 учебные годы.
4 Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-аналитический.
На
данном
этапе
собирается
и
анализируется
фактическая
информация.
Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей,
собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося».
Проводится встреча с воспитанником и его родителями, обсуждается проанализированная
информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается: -
постановка
цели
на
предстоящий
учебный
год;
-
выявление
проблем
и
имеющихся
ресурсов; - составление банка данных о ребенке.
Виды работ. Формы работы
целенаправленная работа по диагностике ребенка;
беседы с родителями;
тестирование и анкетирование обучающегося и родителей;
изучение учащегося и составление психолого- педагогической карты;
сбор материалов, заполнение индивидуальной карты;
сбор
материалов,
заполнение
индивидуальной
карты,
составление
характеристики воспитанника и выявление первоочередных задач воспитания
и обучения.
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель:
составление
и
реализация
индивидуального
плана
развития
одарённого
ребёнка.
Задачи:
5
1. формирование познавательных интересов;
2. развитие творческих и умственных способностей личности;
3. воспитание патриотизма;
4. воспитание здорового ребенка;
5. воспитание трудолюбия;
6. воспитание любви к природе;
7. адаптация ученика к современным условиям жизни.
Промежуточные результаты:
Сильные стороны
Творчество. Проявляет большой интерес к вокальному творчеству. Мечтает стать
педагогом дополнительного образования и вернуться работать в наш коллектив.
Учёба.
Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, слушает и смотрит
много вокально-исполнительской музыки, читает дополнительную литературу.
Труд. Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.
Долг.
С
желанием
и
ответственностью
выполняет
общественные
поручения,
у
младших ребят коллектива исполняет роль тьютера.
Дисциплинированность.
Старается
примерно
вести
себя,
соблюдать
правила
поведения в коллективе, на мероприятиях, на улице, дома.
Коллективизм. Общительна и открыта в общении с любым возрастом обучающихся
нашего коллектива.
Доброта. Заботлива, добра, отзывчива.
Честность. Честна.
Слабые стороны
1. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел;
2. Сомневается в своих силах, не всегда уверено отвечает на теоретические вопросы;
3. Быстро утомляется, часто болеет.
Возможности
1. Имеется возможность участвовать и реализовать себя в городских, областных,
всероссийских и международных фестивлях-конкурсах.
2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и
организацию
внеклассных
мероприятий
для
обучающихся
вокально-эстрадного
коллектива «Камертончик» в каникулярное время (в рамках организатора мероприятия).
3 этап - коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальных программ развития.
Задачи:
1. создание мотивационного поля;
2. дифференцированный подход к формированию мотивации;
3.сотрудничество родителей, обучающихся, педагогов;
4.ведение
документации
(индивидуальный
план,
карта
успешности,
матрица
коллективных дел, портфолио).
5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Пути реализации.
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам
и желанию. Составлен план работы на год. Включение в коллективно-творческие дела
коллектива. После каждого конкурсно-концертного мероприятия руководитель оценивает,
какой статус занимал ребёнок в этом деле.
6
4 этап – саморазвитие.
Цель– научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
2.формировать
умение
учиться
-
ставить
цели,
планировать
и
организовывать
собственную деятельность;
3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
5.формировать культуру межличностных отношений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия;
индивидуальные занятия, консультации;
конкурсы;
участие в выставках, фестивалях;
участие в дворцовских, школьных, городских, областных, всероссийских и
международных мероприятиях.
Критерии оценивания результативности программы:
Результаты
освоения
программы
обучающимися
(фиксация
результатов)
представляются в грамотах, дипломах, аудио-видео записях, на фото, отзывы детей и
родителей, тестирование.
Внешними показателями результативности являются выступления обучающихся на
концертах, творческих показах, праздничных вечерах, участие и победы в конкурсах
различного
уровня.
Успехи,
достигнутые
обучающимися,
демонстрируются
во
время
проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами коллектива,
зрителями, членами жюри.
Советы родителям одарённых детей.
1.
Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания
детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
2.
Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это
относится в большей степени.
3.
Оценивайте уровень развития ребёнка.
7
4.
Избегайте длинных объяснений и бесед.
5.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в
неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
6.
Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него
собственные интересы и увлечения.
7.
Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к
душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за
свои поступки;
- уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех
возрастов.
Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по
индивидуальному образовательному маршруту
1.
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел
добиться)
2.
Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что
я должен сделать)
3.
Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения
цели)
4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо
сделать).
8
Литература.
1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
2. Горский В.А. и др. Система дополнительного образования детей // Дополнительное
образование. – 1999. - № 3-4. - С.6; 2000. - №1. - С. 6.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –М.:«Вербум–М», 2001.
4. Журнал «Завуч» № 1, 2000г., №7, 2004г.
5. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.-
№1.- с.107-116
6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития,
2004.- 304с.
7. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. – М.: «Молодая
гвардия», 1997.
8.
Лебедева
В.П.,
Орлов
В.А.
Психодидактические
аспекты
проектирования
образовательной
среды,
направленной
на
развитие
творческих
способностей
школьников // Дополнительное образование. – 1999. - № 3-4.
9. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.
10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
11. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-
137.