Напоминание

"Различные формы диктанта на уроке сольфеджио"


Автор: Чупрынина Екатерина Егоровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Мантуровская ДШИ
Населённый пункт: село Мантурово Курской области
Наименование материала: Разработка открытого урока по сольфеджио в третьем классе ДШИ
Тема: "Различные формы диктанта на уроке сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработка открытого урока по сольфеджио в третьем классе ДШИ Тема:

«Различные формы диктанта на уроке сольфеджио»

Цель урока: - создание образовательной среды, способствующей

максимальному усвоению пройденного теоретического материала

посредством работы над различными формами музыкального диктанта.

Задачи: - демонстрация различных форм диктанта на уроке сольфеджио; -

совершенствование навыков записи мелодий по слуху; - закрепление

теоретических знаний и практических навыков; - развитие внутреннего слуха,

чувства ритма, музыкальной памяти; - развитие логического мышления

(способности к сравнению, сопоставлению, синтезу); - формирование чувства

самореализации; Оборудование и материалы: учебные пособия, инструмент,

доска, тетради, плакаты.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: вербальный, словесный, практический. Дидактические

материалы: 1. Л. Фокина « Методика преподавания музыкального диктанта»

- изд. Музыка, М., 1969 г. 2. Г. Фридкин «Музыкальные диктанты» - изд.

Музыка, М., 1965 г. 3. Н. Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта» -

изд. Музыка, М., 1981 г. 4. Г.Калинина. «Музыкальные занимательные

диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ», Москва

. СТРУКТУРА УРОКА 1.Организационный момент. Методическое сообщение.

2.Распевание. 3. Пение и транспонирование песни «У меня ль во садочке». 4.

Пение вокально-интонационных упражнений (секвенций) 5. . Ритмический

диктант. 6. Диктант с пропусками. 7. Ступеневый диктант. 8. Эскизный

диктант (диктант по частям) 9. Устный диктант. 10. Аналитический диктант.

11. Подведение итогов урока.

1.Организационный момент.

Методическое сообщение. Обучение написанию музыкального диктанта

является, наверное, самой сложной, труднодостижимой и, наиболее,

важной, суммирующей формой работы предмета сольфеджио в ДМШ.

Диктант способствует воспитанию и развитию чётких музыкальных

представлений, тренирует развитие внутреннего слуха, волевого внимания,

музыкальной памяти, чувства лада и ритма, формы и стиля и, наконец,

грамотности нотного письма. Процесс записи диктанта требует известного

уровня музыкальных способностей и в то же время сам активно тренирует

музыкальные способности. Основная цель педагога в работе над диктантом -

научить учеников осознанию услышанного, выработке ассоциаций между

слышимым и видимым, умению выразить это в записи. Важнейшее значение

имеет также, практическое усвоение и закрепление теоретических понятий.

Какова конечная цель устремлений педагога в этой области? Прежде всего

мы должны добиться того, чтобы учащиеся не испытывали страха перед

словом «диктант», чтобы у них не только не возникал психологический

барьер, но, напротив, появлялся здоровый интерес и желание быстро и

правильно записать мелодию диктанта. Диктант в представлении детей не

должен быть чем-то из ряда вон выходящим. Мы уже знаем, что навык

написания музыкального диктанта появляется «не вдруг», что он является

результатом всей предыдущей работы, т.к. здесь синтезируются способности

и умения, развитые и приобретённые учащимися в многообразных формах и

видах деятельности на уроке сольфеджио.

В практике сольфеджио давно существуют и используются самые

разнообразные формы музыкального диктанта: 1) нотописание (списывание

нот) - как подготовительное упражнение; 2) устный диктант (пение с

названием нот после прослушивания); 3) подбирание на фортепиано

мелодий; 4) графическое изображение мелодической линии; 5)

транспонирование мелодии; 6) показательный диктант (пишется педагогом

на доске) 7) запись мелодий по памяти после предварительной записи её на

доске в той же или другой тональности; 8) самостоятельная запись мелодии

после предварительного разбора; 9) запись прослушанной мелодии по

памяти без предварительного разбора; 10) короткие диктанты-молнии; 11)

запись знакомых песен без проигрывания (самодиктант); 12) диктант с

настройкой и диктант в произвольной тональности; 13) диктант эскизный,

который пишется по фразам; 14) диктант «с ошибками» или диктант с

пропущенными нотами; 15) ритмический диктант; 16) ступеневый диктант;

17) аналитический диктант;

Диктант может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Он

требует от учащихся максимальной концентрации внимания, умения

осмысливать прослушанную музыку. Отсюда возникает необходимость

законченной художественной формы мелодии, понятного и выразительного

исполнения. Очень важно правильно выбрать музыкальный материал для

диктанта, нередко диктантом могут служить яркие примеры из музыкальной

литературы. При выборе диктанта обязательно учитывается пройденный

теоретический материал. Преподаватель должен опираться на то, что

знакомо и в то же время, полезно использовать метод «забегания вперёд».

Если ученикам давать сложные диктанты, они потеряют веру в свои силы,

возможность в запись диктанта. Непосильные задания затормаживают

восприятие, ученики совсем перестают осмысливать музыкальный пример.

Материал должен усложняться последовательно, постепенно и подходить к

записи музыкального диктанта тоже надо постепенно, заранее

подготавливать детей к этому сложному процессу. Процесс записи диктанта

включает в себя предварительное его прослушивание, обсуждение и

собственно запись при многократном проигрывании мелодии. Педагог

должен стремиться к тому, чтобы ученики старались охватить мелодию

диктанта целиком, а не отдельные звуки, чтобы они умели набросать всю

мелодию, пропуская неясные места. Очень важно отводить место

предварительному анализу. Он включает в себя определение метрической

пульсации (размера), дирижирование, запоминание мелодии внутренним

слухом, разбор особенностей метроритмического и ладотонального

строения, выявление наиболее сложных интонационных оборотов. Ученики

должны стремиться к осознанию структуры музыкальной мысли, к

выявлению соотношения устойчивости и неустойчивости. Желательно, после

написания диктанта использовать его также в другой форме работы,

например, коллективном или индивидуальном пропевании данной мелодии;

определении функций для последующего аккомпанемента;

транспонировании; нахождении в мелодии знакомых интервалов и аккордов

и т.д.

ХОД УРОКА

1. Распевание. «Музыкальный урок». 2. Пение вокально-интонационных

упражнений: секвенции из мелодических оборотов (проходящие,

вспомогательные, опевание). 3. Пение знакомой песни « У меня ль во

садочке» с последующим транспонированием ее в тональности Соль мажор,

Ми мажор. Подбор этой мелодии на фортепиано учащимися. 4. Ритмический

диктант. Мелодия диктанта записана одними нотами на доске. Необходимо

оформить её ритмически. Учащимся предлагается вспомнить пройденные

ритмические фигуры, услышать их наличие в проигранной преподавателем

мелодии, записать ритмический рисунок на доске, прохлопать его ритмо-

жестами и проговорить ритмо-слогами. Затем подписать под каждым тактом

функции TSD для подбора аккомпанемента. 5. Диктант с пропущенными

нотами. Мелодия записана на доске. Отдельные такты и ноты пропущены.

Детям предлагается после прослушивания восстановить мелодию. Перед

работой над диктантом настроиться в данной тональности: спеть песню

«Гармонический минор», сыграть гамму с пропеванием нот. Затем ученикам

предлагается восстановить пропущенные такты и ноты, а также, определить

знакомые интервалы в мелодии.

6. Ступеневый диктант. Перед записью ступеней настроиться в данной

тональности (ми минор), спеть разрешение неустойчивых ступеней в

устойчивые, спеть отдельные ступени по столбице, записать сыгранные

ступени римскими цифрами, превратив их после проверки в ноты.

Придумать к полученной мелодии свой ритмический рисунок

. 7. Эскизный диктант. Перед знакомством с диктантом вспомнить и

исполнить знакомые песенки про интервалы «Кварта» и «Секста».

Прослушать мелодию, проанализировать ее ( размер, количество и

повторность фраз, начало фраз со скачков на сексту и кварту, наличие

проходящих оборотов, Т 5/3 в мелодии, ритмических фигур с

шестнадцатыми. Записать мелодию на доске по фразам. Сделать

ритмическую вариацию второго предложения. Спеть диктант хором.

8. Устный диктант. После настройки в данной тональности, прослушать 3 – 4

раза мелодию, затем спеть её хором, сыграть на фортепиано. 9.

Аналитический диктант. Прослушать мелодию, определить размер (3/4),

начало с 5 ступени, повторность 1 и 3 фраз, секвенцию в них, наличие

вспомогательных и проходящих оборотов, ритмическую фигуру «четверть с

точкой и восьмая». Дирижировать коллективно на три четверти. 10.

Подведение итогов урока.



В раздел образования