Автор: Ершова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель подготовительной группы
Учебное заведение: ГДМШ им.С.С.Ляховицкой
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: "Развитие певческих навыков у детей младшего возраста на уроках сольфеджио в ДМШ/ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
В ДМШ/ДШИ
Вступление.
Одной из основных задач , которая встает перед преподавателем
подготовительного отделения музыкальной школы , является задача научить
детей петь , чисто интонируя. Задача не так проста. В подготовительную группу
принимаются все дети без предварительного отбора. Среди них встречаются те,
кто не просто не умеет петь, а вообще не может попасть в ноту ( так называемые
«гудошники» ). Но и с теми , у кого развитие нейронных связей головной мозг –
голосовая связка находится на хорошем уровне , предстоит большая работа по
обучению и закреплению основных певческих навыков . Ими являются певучее
и связное пение , правильное дыхание , чистота интонирования , однородная
вокальная позиция. Разнородность состава учащихся в группе усложняет
процесс обучения . Только сочетание различных форм работы на уроках
помогают как развитию музыкального слуха (ладового, гармонического,
мелодического), так и обучению практическому навыку пения . В результате
закладываются необходимые навыки, на фундаменте которых базируется
дальнейшая обучение на занятиях сольфеджио и в хоровом классе . Работая с
детьми надо не забывать о там, что детский голосовой аппарат еще не развит и
требует бережного отношения. Стоит обратить внимание на то, в какой
климатической зоне вы работаете. Климат и здоровье голосового аппарата тесно
связаны. Я работаю в Санкт-Петербурге и должна принимать во внимание
постоянную высокую влажность воздуха и низкое давление. Также негативным
фактором для детского голоса является подверженность детей простудным
заболеваниям. При возникновении малейших подозрений на заболевание
голосового аппарата ( хрипота, плохое смыкание голосовой связки , осиплость)
следует переговорить с родителями учащегося и попросить их показать ребенка
врачу- отоларингологу или ( что лучше) детскому фониатру.
Особенности голосового аппарата у детей
Необходимо отметить, что в первые 9 лет жизни процесс голосообразования
ребенка очень отличается от взрослого. Пение в возрасте 4-9 лет осуществляется
только краевым смыканием голосовых связок и носит ярко выраженный
фальцетный характер.
В этот период голосовой складкой управляет
перстнещитовидная мышца. Детскому голосу свойственна малая подвижность
гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают
образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию
прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций. А это
значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки
голосообразования, которые получают свое дальнейшее развитие. Если развитие
органов дыхательной системы и голосового аппарата (легких, бронхов, трахеи,
ротовой полости носа) проходит постепенно, то гортань до периода наступления
мутации развивается крайне медленно и неравномерно. Это создает известный
дисбаланс между ростом гортани и всех остальных частей голосового аппарата.
Все вышеизложенное, наряду с чисто физическими данными, влияющими,
например, на дыхание (малый объем легких), показывает, что период от 4 до 9
лет является чрезвычайно важным в развитии голоса. С одной стороны, его
можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – периодом
становления и воспитания правильных певческих навыков.
Основы певческого дыхания для детей.
Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники и от него
зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание в пении имеет
исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения
звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над
певческим дыханием, считая его основой пения.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического.
Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. В идеальном варианте
выдоха как такового не существует . Воздушный столб формируется за счет
работы диафрагмы, которая поднимается и плавно и медленно выжимает воздух
из легких. Основная проблема в постановке правильного дыхания ребенку в том,
что преподаватель может ориентироваться только на ассоциативно-образный
ряд. Даже взрослые начинающие певцы иногда не могут понять , как надо
правильно дышать. Первый вопрос – как петь стоя или сидя? Я в своей работе с
детьми практикую пение только в положении стоя – так проще найти правильное
положение корпуса . Минус этого подхода в том, что дети быстрее устают. Но
правильная организация учебного процесса , смена упражнений , переход от
игровых упражнений к теории , от пения ( стоя) к слушанию ( сидя) не
позволяет детям сильно утомиться и делает занятие разнообразным и
интересным. Работа над правильным дыханием должна начинаться с работы над
правильным положением корпуса
- позвоночник должен быть прямым вне зависимости от того , стоя или сидя
поют дети.
- при пении нельзя стоять (сидеть) расслабленно. Необходимо сохранять
ощущение постоянной подтянутости. Для детей это становится хорошо понятно
в игре «дамы –кавалеры» , где девочки представляют себя принцессами в
платьях с жестким корсажем, а мальчики – рыцарями в латах.
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая.
Ассоциативный ряд – королевская осанка.
- стоять твёрдо на обеих ногах с хорошей опорой на пятки на выпрямленном
позвоночнике . Ассоциативный ряд – Барон Мюнгхаузен, который сам себя
вытянул из болота за волосы.
Работа над вдохом. Вдох в вокале короткий , энергичный. До сих пор среди
преподавателей вокала идут споры – как надо дышать – через нос или через рот.
Лично я предпочитаю вдох через рот, как наиболее функциональный. Тем более ,
что у детей Санкт-Петербурга насморк и заложенный нос – это явление
постоянное. Но для вдоха через рот следует обращать внимание на то, чтобы
вдох был бесшумным. У начинающего прежде всего необходимо ликвидировать
вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию
певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при
вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ( ключичным ) дыханием.
Дыхание берется глубоко « в живот» . Тем самым приучаем детей к правильному
грудобрюшному дыханию, осуществляемому при активной работе мышц как
грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.
Упражнения :
- гимнастика для животика. Руки сложены на животе. Кисти рук в замке. По руке
дирижера ( приучаем детей к дирижерскому жесту) ВДОХ ( животик надулся
барабанчиком) ЗАДЕРЖКА ( напрягаем мышцы живота) ВЫДОХ ( животик
втянулся).
- надувать воздушный шарик ( внимание фиксируем на прессе и диафрагме )
- как дышит собачка ( подражаем собачке, которой жарко). Короткие вдохи-
выдохи животом
- горячая картошка во рту ( формируется необходимая вокальная позиция)
- «Насосики» (активно: вдох через нос выдох через рот и наоборот) Руки
имитируют движение насоса.
- «Свечка» дети кладут руки на ребра. Вдыхают и начинают дуть на
«свечку». Надо обратить внимание, как воздух из легких выходит постепенно и
плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно по мере выдувания.
Освобождение мышц лица и шеи. Подготовка к артикуляции.
Очень часто преподаватели дошкольной группы и первых классов музыкальной
школы сталкиваются с проблемами зажатости лицевых мышц, мышц шеи,
нижней челюсти , с дисфункцией мышц языка. К большому сожалению
приходится констатировать тот факт, что детей с сильными логопедическими
проблемами становится все больше. А все эти факторы сильно тормозят
развитие голоса у ребенка. Необходимо включать в урок специальные
упражнения, освобождающие зажимы лица и челюсти.
Упражнения:
- Шинкуем язык (покусывание от кончика и далее).
- Жуем язык, сначала справа, потом слева
- «Страшная сказка» Хорошо открытым ртом, вытаращив глаза, растопырив
пальцы рук, проговаривая «ы-а» (напугали), низким голосом.
Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движений губ
и челюстей .
- Верблюд – активно двигаем нижней челюстью , изображая жующего верблюда.
- Вытянутыми губами рисуем круги влево – вправо
- Песенка про кота. Преподаватель поет ( мотив – импровизация) : « На пригорке
дремлет кот» . Ученики отвечают , пропевая мотив ре1-ми1-фа1 –фа-ми-ре .
Губы расслаблены , выдох через губы. Тем самым имитируем ворчание кота.
- язык –молоточек. На слог «ду-ду-ду» резко бить твердым кончиком языка по
передним зубам.
Развитие вокального диапазона.
Строение голосового аппарата ребенка сильно отличается от голосового
аппарата взрослого человека. Маленький вокальный диапазон и отсутствие
ярко выраженных регистров голоса диктуют свою специфику в работе над
голосом. Даже хорошо поющий и интонирующий ребенок может петь только в
примарной зоне ( зона разговора при естественном положении гортани). Раньше
считалось, что примарная зона находится между ми
1
- до ля
1
октавы . Задача
первого и второго года обучения была расширить эту зону до до
1
– до ми
2
. На
практике же мы видим , что примарная зона у детей сильно изменилась за
последние годы. Разрыв в темпах физиологического развития детей сильно
вырос. Примарная зона некоторых ( обычно это дети, развивающиеся по
макросоматическому принципу ) начинается до
1
и заканчивается на соль
1
,
головной же регистр голоса развит слабо или не развит вообще. Расширить
примарную зону, сделать рабочим головной регистр , выровнять переходные
ноты между и регистрами - вот задачи, которые приходится решать, работая над
развитием голосового аппарата ребенка. Одна из самых болезненных тем,
возникающей в процессе работы над голосом – сложность работы с детьми с
ограниченными голосовыми возможностями (так называемыми “гудошниками”).
Работа с такими учениками весьма специфична и требует особой методики.
Примарная зона таких детей сводится к одному звуку. Причем очень часто этот
звук является « плавающим» и высота тона зависит от многих обстоятельств – от
состояния здоровья и психо-эмоционального фона до погоды на улице. Я
предпочитаю вытащить «гудошника» из зоны комфорта примарной зоны и
перевести звук в головной регистр ( фальцетное звучание) . Если настроить
голос “гудошника” на фальцетное звучание, его звуковысотный диапазон резко
раздвигается вширь, и ребенок постепенно начинает чисто интонировать, хотя и
странным для него тоненьким голосом. В примарной же зоне хорошо работает
метод « закрытого ушка» . Здесь просишь ребенка спеть, зажав одно ухо. Тем
самым он слышит внутри себя отраженный от свода черепа тон и пытается
соединить свой внутренний тон и тон голоса преподавателя и группы или тон
музыкального инструмента в единый звук. Использование «Фонопедического
метода развития голоса» В.В. Емельянова и «Игровой методики обучения детей
пению» О.В.Кацер хорошо развивают вокальный диапазон ребенка, не
травмируя голосовой аппарат. Следует заметить, что упражнения ,
рекомендуемые данными авторами дают хорошую базу , на основе которой
преподаватель может и должен импровизировать, придумывая свой текст и свои
вокальные попевки, ориентируясь на состав группы учащихся, их психо-
эмоциональное состояние, степень развития голоса , тем самым обеспечивая
индивидуальный подход к каждому ребенку в группе.
Упражнения
- Мычание с закрытым ртом на основе трихордовой попевки вверх и вниз.
- Скрипеть связкой . Рот широко открыт
- «Матрешки» Преподаватель пропевает ( импровизационно ) – Мы веселые
матрешки , - дети отвечают глиссандо на «а» с самого нижнего до самого
высокого звука-писка . Преподаватель – На ногах у нас сапожки,- дети глиссандо
с писка до самого нижнего звука.
- « Бегемот» . Преподаватель пропевает ( импровизационно ) в нижнем регистре
– лежит в болоте бегемот , - дети отвечают на самых нижних звуках - А-А-А- ,
изображая толстого бегемота . . Преподаватель –и грозным голосом ревет , - дети
отвечают на самых нижних звуках - А-А-А-. Преподаватель пропевает
( импровизационно ) в верхнем регистре – мы не боимся бегемота ,- дети
отвечают на самых верхних звуках - А-А-А- , изображая страх. Преподаватель –
но не пойдем к нему в болото,- дети отвечают на самых верхних звуках - А-А-
А-
- «Бросание звуков» - речевое глиссандо (как взлет ракеты у-у-у – У-у-у и
приземление ), на разные гласные.
Развитие навыков интонирования
Развитие правильного интонирования является, пожалуй , основной задачей в
процессе обучения детей пению. Я преднамеренно не употребляю термин «
вокал» , который применяется в практике обучения взрослых людей. Чистая
интонация - это прежде всего умение ребенка точно попадать в звуковой тон.
Интонация связана с моментом координации связей головной мозг – голосовая
связка – контроль звука. Правильное и точное владение своим голосовым
аппаратом является основой хорошего интонирования.
Работу над интонированием следует строить на принципе « от простого к
сложному» , ориентируясь на конкретный уровень развития учащихся.
Распевки являются первоосновой работы над интонированием. Начинать
рекомендуется с работы на одном звуке, постепенно расширяя диапазон.
Распевки должны основываться на утрированном пропевании гласных. Самая
удобная для пения гласная «у» , она формирует правильную вокальную позицию
, основанную на «прикрытом» звуке . «У» -«О»-«А» - однотипные по своему
фонированию гласные , расставленные в порядке усложнения. Гласная «И»
помогает найти высокую певческую позицию и является основной для взрослого
, но для детского голоса высокая позиция не столь актуальна. Лучше
использовать связку «Э» - «И» . Следующий шаг – это пропевание небольших
попевок, основанных на отдельных интонационных оборотах. Первый этап –
простейшие трихорды I –II-III , III –II –I , усложняем до тетрахордов V –VI –
VII –I , I-VII-VI-V и пентахорды I –II-III-IV-V , V-IV-III-II-I. Очень полезно
показывать движением руки восходящие и нисходящие ходы мелодии. Тем
самым мы добавляем в работу еще один тип памяти – моторную. Развитие
вокальных навыков интонирования , сольфеджио и базовые знания теории
музыки ( музыкальная грамота ) в подготовительной группе музыкальной
школы практически неразделимы. Поэтому параллельно с изучением
интервалов , трезвучий и их обращений идет работа над их вокальным
воплощением. В работе с маленькими детьми многие преподаватели используют
ассоциативный ряд , называя интервалы не классическими названиями –
секунда, терция, кварта и.т.д , а названиями предметов ( животных) . Это
хороший способ запоминания , но не стоит забывать, что детская память очень
цепкая и в процессе дальнейшего изучения сольфеджио уже в рамках
музыкально школы будет достаточно сложно перестраиваться. Я стараюсь
совмещать ассоциативное имя интервала с его общепринятым названием.
Например :
м2 – маленький ежик , поется «острым голосом» ( высокая интонационная
позиция ) , показываем голосом, какие у него острые иголочки. Песенка ми-фа-
фа ми-фа-фа ми-фа-ми-фа-фа «Я ё-жик, я ё-жик, я мел-кий ё-жик.»
б2 – взрослый ежик, иголки уже не такие острые , как у маленького ежика.
Интонация направлена вверх – широкое , светлое звучание . Поется более
кантиленным звуком. Фа-соль-соль, фа-соль-соль, фа-соль-соль-фа-фа-соль-соль.
« Я ё-жик, я ё-жик, не го-ло-вы , не но-жек»
ч5 – квинта . Чистый, пустой интервал. Его как кувшин можно заполнить чем-
либо ( имеется ввиду мажор или минор, превратив в трезвучие) . Поется очень
ясно, в высокой позиции, голосом показывается чистота и прозрачность
интервала. « Квин-та, квин –та, чис-та-я квин-та, пус-та-я квин-та».
Дети сами с радостью принимают участие в создании ассоциативного образа,
придумывая название. Так б7 стала растянутой жвачкой, которая стремиться
приклеиться с октаве.
Помимо этого делаются специальные карточки , на которых учащиеся сами
рисуют образ интервала ( ежик, кувшин и т.д) , раскрашивая карточку в
определенный цвет.
Сочетание творческого подхода, элементов игры , синкретичного образа
интервала дают хороший эффект как в запоминании звучания, так и в
пропевании характерной интервальной интонации.
Для работы над вокальной интонацией в интервалах можно использовать
помимо общеизвестных детских сборников «Практический метод итальянского
камерного пения» Никколо Ваккаи. Первые вокализы этого сборника строятся
на последовательном пропевании определенных интервалов ( терции, кварты,
квинты и.т.д). Вокализы исполняются с сопровождением, написаны в удобной
для детей тесситуре ре
1
-ре(ми)
2
. Музыка проста и понятна. Текст есть как на
русском, так и на итальянском языке. На практике убедилась , что детям
младшего возраста не составляет труда петь на иностранном языке. Хотя бы
одну музыкальную фразу надо пробовать спеть на итальянском , т.к. сама
мелодика итальянского языка способствуют правильной интонации.
Работа над интонированием в ладу.
Восприятие и усвоение элементов лада , формирование ладового чувства ,
понятие о тяготении ступеней лада и интонационно- вокальные навыки тесно
связаны между собой. Изучая основы теории музыки , в-частности понятие лада
с его устойчивыми тяготениями , дети не только узнают основные понятия
теории , но формируют правильные певческие навыки интонирования. Задания
по ладовому тяготению следует строить от простого к сложному. Начинать
рекомендуется с хорошего ощущения и точного пропевания тоники (Т) и
устойчивых ступеней тональности ( III, V ).
Упражнения формирования ладовых тяготений.
I (Т) вслух - ( III – V) про себя, (V – I) вслух громко.
I – V↑ –I ↓
I - V↑ - I
V –IV –III – II –I ↓
V –VI –VII –I ↑
I –IV↑ –V –I ↑
I –IV –V –I ↓
II – VII – I IV – II – III VI –IV –V - I↑
Заключение
В заключении мне хотелось бы отметить, что в ней не ставилась задача
перечислить и детально рассмотреть все возможные упражнения, так или иначе
связанные с развитием певческих навыков удетей младшего возраста. Каждый
преподаватель вправе не только выборочно использовать необходимые
упражнения, но и вводить свои собственные, в зависимости от конкретных
педагогических задач.
Литература
Н. Ваккаи «Практический метод итальянского камерного пения. Принципы
постановки голоса. Учебное пособие. Издание второе, исправленное» Спб :
"Лань " , 2013
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосо-
образования: Методические рекомендации для учителей музыки.- Ново-
сибирск, Наука, 1991.
Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г
Стулова Г. П. Дыхательные упражнения для работы с детским хором.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. - М.: «Владос»,
2002.