Напоминание

"Методы формирования культурно гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях ФГОС"


Автор: Дегтярь Елена Корнеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Таштагол, Кемеровская область
Наименование материала: Методические рнекомендации
Тема: "Методы формирования культурно гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы формирования культурно – гигиенических навыков у детей

младшего дошкольного возраста.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных

группах

применяется

показ,

пример,

объяснение,

пояснение,

поощрение,

беседы,

упражнения

в

действиях.

Широко

используются,

особенно

в

младшем

дошкольном

возрасте,

игровые

приёмы:

дидактические

игры,

потешки, стихотворения.

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен

даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала

наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом

порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае

не

вырабатывается

динамический

стереотип.

Показ

действия

малышам

обязательно сопровождается проговариванием (Теперь возьмём полотенце и

вытрем каждый пальчик). Затем взрослый действует вместе с малышом,

выполняя

сопряженные

действия.

Например,

берет

его

руки

в

свои,

намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается

сенсомоторный

образ

действия,

а

также

образ

составляющих

действие

операций

и

условий,

в

которых

оно

протекает.

Постепенно

взрослый

предоставляет

малышу

большую

самостоятельность,

контролируя

выполнение операций и результат, а затем только результат. Также следует

обращать

внимание

детей

на

рациональность

тех

или

иных

способов

действия.

Например,

полотенце

после

употребления

нужно

сначала

расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол.

Желательно,

чтобы

показ

действий

и

попытки

детей

выполнить

их

самостоятельно

взрослые

сопровождали

не

только

объяснениями,

но

и

вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать

определённым образом.

В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство

требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу

и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется

помощь

взрослых.

Прежде

всего,

следует

создать

в

семье

необходимые

условия:

приспособить

к

росту

ребёнка

вешалку

для

одежды,

выделить

индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета

(носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и

т.д.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить

ребёнка

пользоваться

вилкой,

если

он

ещё

не

научился

правильно

пользоваться

ложкой.

Очень

важна

последовательность

в

обучении.

Так,

действия,

связанные

с

раздеванием,

быстрее

осваиваются

детьми,

чем

действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом

лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую

ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию,

позволяет совершенствовать навыки.

Обычно качество и правильная последовательность действий находится

вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем,

перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже

у

семилетних

детей

встречается

необходимость

выполнять

культурно

-

гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может

привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в

дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной,

чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия

выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость.

Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого

необходима

специально

организованная

деятельность

малыша

под

руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность

требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.).

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.

Изменения

системы

воспитательной

работы,

отсутствие

внимания

к

формированию и использованию навыков может привести к их быстрой

утрате. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя

похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал

похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой

поведения,

потребностью

ребёнка.

Поощрение

иногда

делается

в

такой

форме,

чтобы

напомнить

правила

выполнения.

В

некоторых

случаях

воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме,

не называя имён детей.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является

повторение

действий,

упражнение,

без

этого

навык

не

может

быть

сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как

выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить

перед

мытьём:

«Покажите,

как

вы

засучили

рукава»

или

после

мытья

посмотреть,

насколько

чисто

и

сухо

вытерты

руки.

Хорошей

формой

упражнения

в

освоении

культурно-гигиенических

навыков

являются

дидактические игры.



В раздел образования