Автор: Черноволенко Светлана Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО УДШИ
Населённый пункт: город Узловая, Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально-педагогический репертуар эпохи Барокко"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Узловская детская школа искусств
Методический доклад на тему:
"Музыкально-педагогический репертуар
эпохи Барокко"
выполнила:
преподаватель по классу
фортепиано МБУДО УДШИ
Черноволенко Светлана Васильевна
г. Узловая
2018 г.
Произведения
эпохи
Барокко
широко
используются
и
исполняются
сегодня. Педагогический репертуар включает большое количество мастеров
старинной музыки. В хрестоматиях 1-2 классов мы видим произведения
Ф. Телемана, Д. Тюрка, Г. Персела, Ж. Люлю, Г. Генделя. В средних и
старших классах это произведения Ж. Рамо, Ф. Куперена, К. Дакена, Д.
Скаралатти, И.С. Баха. Инструментальные жанры, которые встречаются в
детской музыке - это фуга, сюита, аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт,
соната.
До
наших
дней
дошло
множество
как
простейших
примитивных
образцов,
так
и
сложнейших
музыкальных
форм.
Именно
в
творчестве
композиторов
этой
эпохи
формировались
средства
выражения
присущие
только клавиру (фактура, техника, аппликатура, динамика) специфические
особенности,
которые
в
дальнейшем
легли
в
основу
фортепианного
искусства.
Общепризнанно, сто грамотная и стилистически верная интерпретация
клавирных
жанров
16-18
столетий
является
одой
из
труднейших
задач
музыкальной
педагогики,
что
связано
с
определенными
требованиями
к
инструментарию
и
исполнительским
традициям
эпохи
Барокко.
Существовало несколько клавирных школ. Остановлюсь на самых значимых.
Школа английских верджиналистов - самая первая клавирная школа,
ее величайшие представители Генри Пёрсел. Он писал сюиты и отдельные
пьесы, которые педагоги включают в педагогический репертуар. Его мелодии
связаны с народно-песенными интонациями, разукрашены мелизмами. При
работе над ними, как и над произведениями других верджиналистов, могут
принести пользу сборники пьес под редакцией И. Голубовской "Избранные
клавирные пьесы старинных английских композиторов".
Особого расцвета клавирное искусство достигло во Франции, оно тесно
связано с условиями придворного и дворянского быта. Плеяда французских
клавесинистов
блистала
такими
именами,
как
Франсуа
Куперен,
Жан-
Филипп Рамо, Луи Даккен. В их творчестве ярко проявились важнейшие
особенности стиля Рококо. Вместе с тем из творчество выходило за рамки
чисто
развлекательного
светского
искусства.
По
содержанию,
почти
вся
французская клавирная музыка - есть танец. Клавир был наиболее пригоден в
качестве
ритмической
опоры
и
для
иллюстрации
танца.
Французская
клавирная
музыка
не
связана
с
полифонией
средневековья,
французские
клавесинисты
вовсе
не
думали
о
том,
чтобы
варьировать
тему
или
использовать
ее
инструментальные
возможности.
Орнамент
в
пьесах
французских
клавесинистов
богат
и
разнообразен.
Именно
во
Франции
получили распространение украшения "обвивающие" мелодическую ноту -
"группетто".
Широко
употреблялись
также
трели,
форшлаги,
морденты.
Одной из важнейших задач клавесиниста было умение тонко, со вкусом
исполнять
в
мелодии
орнаментику.
Расшифровка
мелизмов
французских
композиторов
важна
потому,
что
они
определяли
принципы
исполнения
украшений и в других национальных школах.
Ограниченные в отношении динамики несовершенством инструмента,
французские
клавесинисты
стремились
компенсировать
однообразие
динамики, разнообразием тембров (лютневого, фаготового и других), что
несомненно придает клавесинным пьесам большую характеристиричность и
яркость.
Франсуа Куперен - автор 4-х сборников клавесинных пьес. Среди пьес
много пасторалей "Жнецы", "Сборщицы винограда", "Женские портреты",
"Девушка-подросток",
"Сумрачная".
Немало
пьес
основано
на
звукоподражаниях
-
"Будильники",
"Щебетание".
В
пьесах
Ф.
Куперена
богато разукрашенная мелодия явно доминирует над остальными голосами.
Клавесинными звуками композитор изображает кокетство, пылкость. Сейчас
мы послушаем пьесу Ф. Куперена "Кокетка" в исполнении Редько Анны.
Жан
Рамо
-
им
написано
3
сборника
клавирных
пьес.
наиболее
известные из них "Тамбурин", "курица", Молоточки". Фактура его миниатюр
тяготеет и к фортепианной звучности, динамике, аппликатуре, он меньше
использует украшений, стремиться
к более виртуозной фактуре. Слушаем
менуэт g-moll в исполнении Русяевой Любови.
Играя эти пьесы, пианисты должны заботиться о красочности исполнения.
Чтобы достигнуть тембрового разнообразия, следует чередовать построений
беспедальных и педализируемых более густо, а также "терассообразной"
динамикой т.е. главным принципом является контрастность, а не плавные
переходы
от одной силы звучности к другой.
В пределах "форте" или
"пиано" должны употребляться незначительные "крещендо" и "диминуэндо".
Многие композиторы той эпохи писали для клавесина медленные пьесы, где
требовали добиваться большей связанности игры. Подкладывание 1 пальца -
нововведение громадной важности, оно быстро двинуло развитие клавирной
техники, способствуя ее последующему усложнению.
Среди пьес других французских клавесинистов особой популярностью
пользуется
"Кукушка"
К.
Дакена.
Действительно,
очень
талантливое
произведение, мастерски созданное на основе одного мотива "кукования"
кукушки, где композитор изобразительно показывает темброво-регистровую
окраску тем. Ф. Дакен "Кукушка" исполняет Лягушина Елена.
Самый блестящий представитель итальянской клавирной школы был
Доменико
Скарлатти.
Им
написано
около
555
клавирных
сонат.
Это
одночастные
произведения,
но
сколько
в
них
композиторской
изобретательности!
Сам
композитор
очень
скромно
оц ен и ва л
художественные
достоинства,
называя
их
просто
упражнениями
для
"чембало". Темы сонат очень яркие и легко запоминаются. Композитор в
своих
произведениях
раскрывает
невиданные
до
тех
пор
технические
и
художественные возможности клавесина, предвосхищая многие приемы игры
и звуковые особенности фортепиано. Клавесин зазвучал совсем по-новому.
Скарлатти использует много украшений, в основном, это форшлаги и трели.
Орнамент
усиливает
шутливо-задорный
тон
музыки,
подчеркивает
характерные места в мелодии и гармонии (сильные доли, опорные точки).
Мелизмы надо играть с большей упругостью. Относительно расшифровки
украшений
Скарлатти
не
оставил
никаких
указаний,
поэтому
следует
исходить
из
характера
самой
музыки.
Иногда
трель
с
верхней
вспомогательной
ноты
звучит
больше
в
стиле
Скарлатти,
но
во
многих
случаях, естественнее начинать ее с главной ноты.
Большой интерес представляет фактура: скачки, октавы, двойные ноты,
репетиции, гамообразные пассажи. Особенно типичны для Скарлатти скачки
- перекрестные или в какой-нибудь руке. Нередко и педагоги обращаются к
произведениям
композитора
лишь
с
целью
воспитания
определенных
виртуозных качеств, и рассматривают его творчество чисто с инструктивной
точки зрения. Такое отношение к Скарлатти глубоко ошибочно, так как его
сочинения заключают в себе богатый мир художественных образов.
Работая над его произведениями, необходимо извлечь из фортепиано все
возможности в отношении красочности звука. Недостаточно, чтобы звук был
четким,
ясным.
Надо
добиться
"сверкания",
"звонкости",
тембров
"серебряных
колокольчиков",
"духовых
инструментов".
Пианист
имеет
многие
преимущества
перед
клавесинистом
и
в
техническом
отношении
(например
репетиции
легче
играть
на
рояле)
и
в
отношении
динамики.
Поэтому
некоторые
сонаты
могут
прозвучать
лучше
на
рояле,
чем
на
клавесине.
Сонаты
Скралатти
надо
изучать
систематически
в
учебных
заведениях.
Композитор вряд ли мог предполагать, что его "упражнениям для чембало"
уготована
завидная
судьба,
что
они
не
только
украсят
клавесинную
литературу,
но
и
обретут
новую
жизнь,
когда
зазвучат
на
фортепиано.
Представителями
итальянской клавирной школы были так же Доменико
Парадизи и Доменико Циполли. Слушаем сонаты Д. Скарлатти D-dur, d-moll
в
исполнении
Якименковой
Татьяны
(студентки I
курса
фортепианного
отделения Новомосковского музыкального колледжа им. М. Глинки).
Н ем е ц ка я
к л а в и р н а я
ш кол а .
Н а и б о л е е
з н а ч и т е л ь н ы м
предшественником И.С. Баха был Иоганн Пахельбель. Он писал сюиты и
вариации на 6 арий для клавира. Немало прекрасной музыки и у Георга
Генделя. Им написано для клавесина несколько сюит, вариаций, сарабанд.
Наиболее известные из них: пассакалия g-moll, сарабанда с вариациями d-
moll, ария B-dur, фуга из сюиты f-moll.
Одним
из
выдающихся
композиторов
эпохи
барокко
был
Иоганн
Себастьян Бах. Значение его клавирной музыки в дофортепианном периоде
огромно:
он
как
бы
подытоживает
все
то,
что
сделано
до
него
и
подготавливает почву для дальнейших достижений, которые следует отнести
уже к периоду фортепианного творчества. Для клавира
И. Бах
писал на
протяжении всей своей долгой жизни. И. Бах отличался от последующих
композиторов
тем,
что
все
они,
имели
дело
с
уже
сложившимся
инструментом, то И. Бах писал для некого идеального инструмента, коим
впоследствии и оказалось фортепиано.
При
исполнении
сочинений
И.
Баха
пианист
сталкивается
с
некоторыми трудностями. Одна из них почти полное отсутствие авторских
указаний,
обозначений
темпа,
фразировки,
динамики,
аппликатуры.
Мы,
педагоги
должны
изучать
не
только
клавирные,
но
и
вокально-хоровые,
оркестровые
сочинения
И.
Баха.
Пианисту
следует
использовать
выразительные
средства
своего
инструмента,
а
не
механически
воспроизводить
приемы
игры
на
клавесине.
Большую
трудность
при
исполнении
представляет
фразировка.
Исходя
из
практики
наших
крупнейших мастеров пианизма, можно сказать, что темам протяженного
характера присуща скорее вокальная фразировка, основанная на объединении
отдельных мотивов единой линией.
Значительные трудности могут представлять исполнение украшений. В
"Нотной
тетради"
Вильгельма
Фридемена
И.Бах
привел
таблицу
расшифровки наиболее употребительных мелизмов. Украшения, выписанные
маленькими
нотками.
а
также
исполняются
за
счет
последующей
длительности.
Как
сказала
известный
педагог-пианист
Мария
Гамбарян:
"Украшения И. Баха нужно играть так, чтобы они естественно вплетались в
мелодию.
О
темпе
исполнения
старинных
сочинений
в
том
числе
и
баховских,
можно
судить
на
основании
имеющихся
в
них
украшений.
Обильная орнаментика, как правило, указывает на более сдержанный темп.
В целом, клавирные сочинения И. Бах писал с педагогической целью,
его сочинения принадлежат и самой старинной музыке, наиболее легкие из
них содержатся в "Нотных тетрадях Анны Магдалены Бах". Это менуэты,
полонезы,
марши.
Эти
пьесы
мы
играем
во
2-3
классе,
где
знакомим
контрастной полифонией. Слушаем менуэт G-dur в исполнении Никитцевой
Анны.
Следующей
ступенькой
является
сборник
"Маленькие
прелюдии
и
фуги". Замечательная красота музыки идет здесь рука об руку с технической
несложностью, несмотря на свой полифонический характер, музыка доступна
для
детского
уха.
Слушаем
Маленькие
прелюдии C-dur
в исполнении
Усковой Дианы, d-moll – Истамовой Анжелины, c-moll – Гавриловой Юлии.
Сборник 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций (симфоний).
Здесь композитор видел основные задачи, связанные с изучением этих пьес:
1. Привить навыки полифонической игры сначала в двухголосии, затем в
трехголосии;
2. Обучение игре и одновременно навыкам композиции;
3.
Добиться
певучей,
кантабильной
игры.
Слушаем
инвенцию
B-dur
в
исполнении Киреевой Ангелины.
"Хорошо темперированный клавир". Гениальность И. Баха в том, что
впервые
в
истории
клавирных
инструментов
была
подтверждена
возможность использования всех 24 тональностей, но и раскрыты из красота
их
звучания
и
самое
главное
закрепил
темперацию
рояля.
Прослушаем
прелюдию и фугу d-moll (2 том) в исполнении Усковой Юлии.
Среди 23 клавирных сюит И. Баха наиболее известны 6 французских, 6
английских, 6 партит.
В
музыкальной
школе
чаще
играют
французские
сюиты,
а
английские
гораздо реже. Но сегодня в исполнении Лупахиной Софии, мы услышим
прелюдию из соль-минорной сюиты И. Баха.
Процесс зарождения клавирной школы в России начался значительно
позже,
чем
в
Западной
Европе.
Первые
русские
клавирные
сочинения
представляют собой вариации на народные темы. Их писали В. Трутовский,
Д. Бортнянский. Стиль вариаций
В. Трутовского имеет свои особенности,
которые
связаны
с
гусельным
искусством.
Черты
гусельной
фактуры
проявляются в обилии гармонических фигураций и значительно в меньшей
степени
полифоничностью
изложения,
в
отличие
от
ранних
классиков.
Дмитрий
Степанович
Бортнянский
-
из
клавирных
произведений
сохранились
лишь
несколько
сонат C-dur
и F-dur, в которых композитор
использует
элементы
народной
музыки.
В
настоящее
время
сонаты
композитора включены в программы музыкальных учебных
заведений и
нередко исполняются юными пианистами.