Авторы: Тимофеева Екатерина Юрьевна, Шаповалова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Беломестненская СОШ" Белгородского района Белгородской области
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование личностных УУД у младших школьников"
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
Все
это
достигается
путем
сознательного,
активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания,
умения
и
навыки
(ЗУН)
рассматриваются
как
производные
от
соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих
учащихся.
Качество
усвоения
знаний
определяется
многообразием
и
характером видов универсальных действий. [1,с. 3]
В
настоящее
время
школа
должна
не
только
вооружать
знаниями,
умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения
этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные. [1,с. 28]
Личностные действия делятся на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.
При
поступлении
в
школу
ЛУУД
определяют
индивидуальную
готовность
к
школьному
обучению. Одна
из
главных
задач
школьного
образования
подготовить
выпускника
к
самоопределению,
которое
осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу
стать, каким я должен стать, каким я буду).
Критерии
сформированности
внутренней
позиции
школьника:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в
ситуации
необязательного
посещения
школы
продолжает
стремиться
к
занятиям специфически школьного содержания;
2. Проявление
особого
интереса
к
новому,
собственно
школьному
содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков
«школьного»
типа
урокам
«дошкольного»
типа;
во-вторых,
в
наличии
адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
3. Предпочтение
классных
коллективных
занятий
индивидуальным
занятиям
дома,
положительное
отношение
к
школьной
дисциплине,
направленной
на
поддержание
общепринятых
норм
поведения
в
школе;
предпочтение
социа льного
спо соба
оценки
своих
знаний
–
отметки дошкольным
способам
поощрения
(сладости,
п од а р к и )
(Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).[1,с. 3]
Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и
жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа
жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение
индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во
временной перспективе (жизненного проектирования). [3]
Самоопределение
осуществляется и рассматривается как личностное, профильное и жизненное.
Личностное определение - это
самопознание, представление о самом
себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня
приоритетно, что главное,
– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
– что я хочу (какие цели я ставлю),
– что я могу (представление о своих возможностях),
– что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),
– что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее
заметные достижения).
Одной
из
составляющих
является
развитие
самооценки,
которая
необходима
как
базовый
компонент
и
должна
быть
сформирована
при
поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не
сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того,
чтобы
пересмотреть
своё
отношение
к
учению.
Сформированность
самооценки
у
младшего
школьника включает
осознание
им
своих
возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего
успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки,
уважать себя и верить в успех.
Еще одним направлением в личностном определении является действие,
связанное с формированием идентичности личности.
Это представление о
том,
к
какой
гендерной
группе
ты
относишься,
о
семейной
роли,
о
социальной
роли
и
принятие
этих
ролей,
осознание
этнической
принадлежности
и
культурной
идентичности,
формирование
основ
гражданской
идентичности:
чувства
сопричастности
к
делам
страны,
гордости
за
свою
Родину,
знание
знаменательных
для
своего
Отечества
исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание
своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и
мира,
отказ
от
деления
на
«своих»
и
«чужих»,
развитие
доверия
и
способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им.
Внутренняя
позиция
ученика
одно
из
проявлений
идентичности,
принятие
роли
ученика,
понятие
о
хорошем
и
плохом
ученике,
положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.
Второй
блок
связан
со
смыслами
учебной
деятельности
-
смыслообразованием. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Ведь
проблема
состоит
в
резком
снижении
школьной
мотивации.
Дети
не
проявляют активности, инициативы. Задача школы - формирование умения
ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
Третий
блок
–
линия
нравственного
развития
личности.
Отношения
нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и
учебную
деятельность,
отношения
с
учителями,
со
сверстниками.
ЛУУД
обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить
свои
поступки
с
общепринятыми
этическими
и
моральными
нормами,
способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных
моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;
нравственно
–
эмоциональной
отзывчивости
на
основе
способности
к
восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный
образ жизни.
Учитель учит оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные
поступки
как
«хорошие»
или
«плохие»
(«неправильные»,
«опасные»,
«некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции
важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять
оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают
поступки, а не люди).
Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных
технологий.
Технология
проблемного
диалога
стимулирует
мотивацию
учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность;
формирует убеждения.
Проектная
деятельность
формирует
накопление
смыслов,
оценок,
отношений, поведенческих диспозиций.
Использование
ИКТ-технологии
формирует
адекватную
самооценку,
осознанность
учения
и
учебной
мотивации,
адекватное
реагирование
на
трудности,
критическое
отношение
к
информации
и
избирательность
её
восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области
использования информации.
В
технологии
ситуативного
обучения
формируется
умение
демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие
чужого
мнения,
адекватную
оценка
других,
навыки
конструктивного
взаимодействия.
Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста
порождает оценочные суждения.
Технология
уровневой
дифференциации
формирует
адекватную
самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию,
умение ставить цели.
Таким
образом, личностное
развитие
осуществляется
за
счет
всех
компонентов образовательного процесса; в сфере личностных УУД будут
сформированы
внутренняя
позиция
обучающегося,
адекватная
мотивация
учебной
деятельности,
включая
учебные
и
познавательные
мотивы,
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
[ 2 ]
формирование
ЛУУД
происходит
на
всех
этапах
образовательно-воспитательного
процесса:
на
уроках,
во
внеурочной
и
внеклассной деятельности.
Список литературы:
1.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асломов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская
и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.
2.
Планируемые результаты начального общего образования /[Л. Л. Алексеева,
С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.:
Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
3.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия
к
мысли.
Система
заданий:
пособие
для
учителя
/
[А.Г.
Асмолов,
Г.В.
Бурменская,
И.В.
Володарская
и
др.];
под
ред.
А.Г.
Асмолова.
–
2-е
изд.
–
М.:
Просвещение, 2011. – 159с.