Автор: Зайцева Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детского сада № 248 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная деятельность в детком саду"
Раздел: дошкольное образование
Зайцева Лариса Александровна
Воспитатель Детского сада № 248 ОАО «РЖД»
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги»
Приморский край, город Владивосток
Консультация для педагогов
Тема: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего
дошкольного возраста»
Татр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он
познаёт мир!
С.И. Мерзлякова
Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период
всестороннего
ребёнка.
В
3-4
года
у
детей
активно
развиваются
все
психические
процессы:
восприятие,
внимание,
память,
мышление,
воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных
качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого
разнообразия
средств
и
методов
развития
и
воспитания,
как
младший
дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в
младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к.
игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр –
один из самых демократичных и доступных видов искусства, который
позволяет
решать
многие
актуальные
проблемы
педагогики
и
психологии,
связанные
с
художественным
воспитанием,
развитием
коммутативных качеств личности, развитием воображения, фантазии,
инициативности и т.д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски,
звуки, а умело поставленные вопросы заставят ребят думать, анализировать,
делать
выводы
и
обобщения.
С
умственным
развитием
тесно
связано
и
совершенствование
речи.
В
процессе
театрализованной
игры
незаметно
активизируются словарь ребёнка. Совершенствуется звуковая культура его
речи. Её интонационный строй. Исполняемая роль. Произносимые реплики
ставят малыша перед необходимостью ясно. Четко. Понятно изъясняться. У
него улучшается диалогическая речь. Ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не
менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу
ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение
или
сказка
для
детей
дошкольного
возраста
всегда
имеют
нравственную
направленность. Любимые герои становятся образцом для подражания и
отождествления.
Именно
способность
ребёнка
к
такой
идентификации
с
полюбившимся
образом
оказывает
позитивное
влияние
на
формирование
качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать
многие
проблемные
ситуации
опосредованно
от
лица
какого-либо
персонажа.
Это
помогает
преодолевать
робость,
неуверенность
в
себе,
застенчивость.
Совместная
театрально-игровая
деятельность
–
уникальный
вид
сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки и
дедушки. Игровая вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками
общения.
Каждый воспитатель должен научить ребёнка театрализованной игре.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм,
складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,
которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку
потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание
детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы и диалогах героев,
устойчивые
обороты
зачина
и
концовки
сказки.
Перчаточные
и
другие
театральные куклы можно использовать в повседневном общении
(например, если ребёнок не хочет есть или спать). Таким образом, основные
направления
развития
театрализованной
игры
состоят
в
постепенном
переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к
самостоятельной
игровой
деятельности.
Важным
аспектом
деятельности
воспитателей в приобщении ребёнка к театрализованным играм является
постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей
театра.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности
младших
дошкольников
являются:
содержательность
и
разнообразие
тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь
ребёнка, максимальная активность детей на всех этапах и поведения игр;
сотрудничество
детей
со
взрослыми
на
всех
этапах
организации
театрализованной игры.
Нужно помнить, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей
с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех
пор, пока ребёнок не научится играть в нем.
В начале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребёнку
спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В
повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они
овладевают
содержанием
текста.
Никогда
не
требуйте
его
буквального
воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребёнка и, не
задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно
усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять
авторские
находки.
Читая
стихотворные
тексты,
подключайте
по
возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами,
подыгрывают
основной
сюжетной
линии,
имитируют
движения,
голоса,
интонации персонажей игры.
Далее – небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же
после окончания театрализованной игры. Ребёнок ещё в восторге от того, как
вы
водили
персонажей,
как
говорили,
действовали
за
них.
Самое
время
предложить
малышу
поиграть
так
же.
Для
упражнений
используйте
высказывания
только
что
выступавших
персонажей.
Например,
в
сказке
«Рукавичка»
надо
попроситься
в
рукавичку,
как
мышка
и
как
волк.
Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех
детей, устройте соревнование: кто лучше попроситься в домик за мышку,
волка. Победителю – аплодисменты.
Затем можно предложить ребёнку игры- имитации: «Покажи, как прыгает
зайчик»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», « Покажи, как
ходит петушок».
Следующий этап – отработка основных эмоций: покажи, как веселые
матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел
лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Только после такой тщательной подготовки можно приступить к
совместным инсценировкам.
Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он
младше,
тем
проще
должен
быть
ваш
спектакль.
Но,
в
любом
случае,
идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст
сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного
изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку,
ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог
обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка, и придумайте старую
сказку
на
новый
лад.
Не
менее
интересно
сочинить
и
разыграть
свою
собственную
историю.
Особенно,
если
вы
придумайте
и
смастерите
оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и возможно, станет
визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно
фантастический персонаж с необычной внешность. И именем.
Когда сценарий театра подобран, подумайте, какой вид театра подойдет
вашему
ребёнку?
Традиционно
выделяет ся
не сколько
в и д о в
театрализованной
деятельности,
отличающихся
художественными
оформлением,
а
главное
–
спецификой
детской
театрализованной
деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это
инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других
дети
действуют,
как
в
режиссерской
игре:
разыгрывают
литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая
их роли.
Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра
является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное
всестороннее
лечебно-воспитательное
воздействие
и
помогает
обрести
чувство успеха именно в той области, в которой ребёнок чувствует себя
наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое
распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью
кукол. Игра с куклой представляет детям возможность полного раскрытия
индивидуальных особенностей. В игре – слова ребёнка должны оживить
кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребёнок открывает
свои
затаённые
чувства
не
только
словесно,
но
и
выражением
лица,
жестикуляцией.
Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый,
театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших
дошкольников.
У
детей
этого
возраста
отмечается
первичное
освоение
режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек. Чтобы
изготовить персонажей для него вам понадобиться цветные картон и бумага,
ножницы,
клей
и
фломастеры.
Куклы,
предназначенные
для
настольного
театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться.
Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и
руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление
настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребёнок берёт
игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и
ведет «актрису» по столу в соответствии сюжетом инсценировки. Важно
обращать внимание на то, чтобы речь ребёнка совпадала с движением куклы.
Пальчиковый театр – это театр актеров, которые всегда с нами.
Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку
животного
(кем
будет
этот
персонаж
–
решать
вам
и
вашему
ребенку),
нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на
палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол
ребенок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на
руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами,
проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо,
используются куклы перчаточного типа: кукла, полная внутри, надевается на
руки, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава
костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони.
Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы:
старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха,
пряжи
для
волос,
пуговки
и
бусинки
для
глаз,
носа
и
рта.
Достаточно
подключить вашу фантазию и воображение ребенка.
Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже
возможно. Возьмите старую тряпичную куклы, прикрепите к ее рукам, ногам
и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные
дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине – кукла – марионетка
готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников
интересной
и
содержательной,
наполните
её
яркими
впечатлениями
и
радостью
творчества.
А
самое
главное
–
навыки,
полученные
в
театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Список используемой литературы:
Доронова Т.Н. «Играют взрослые и дети» (из опыта работы дошкольных
образовательных учреждений России)
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
Лямина Г.М. «Воспитание детей раннего возраста»
Петрова Т.И. «Театрализованные игры в детском саду»
Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»