Напоминание

Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"


Автор: Толокнева Валентина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №10
Населённый пункт: п. Цимлянский, Шпаковский район
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме

«Имя прилагательное»

Тип урока: повторно- обобщающий

Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и

проблемного обучения, технология теста.

Форма организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная

работа, работа в парах, фронтальная работа.

Цели:

1. познавательный аспект: углубить и обобщить знания, полученные при

изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени

сравнения; орфограммы: не с прилагательными, Н, НН в прилагательных,

дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический

разбор прилагательных)

2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность,

память;

3.Воспмтательный аспект: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: индивидуальные карточки, распечатка текстов, тесты, записи

на доске.

Ход урока.

Организационный момент.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим друзьям!

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Удачи желаю всем вам.

1.

Активизация знания детей. Формирование темы и целей урока

У нас очень много гостей, и они хотели бы узнать о вас. Подберите

слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? (умные,

настойчивые, упрямые, внимательные) Можно ли объединить эти слова

по какому – либо признаку? Сформулируйте тему нашего урока. Эта

тема вам знакома или она нова для вас? Сформулируйте цель нашего

урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по

удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное», но

чтобы проникнуть на первую станцию мы должны выполнить задание.

2.

Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

Давайте прочитаем тексты и сравним их. Вы должны ответить на такой

вопрос, в какое утро вы бы хотели отправиться путешествовать и

почему?

Текст №1

С ура небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем.

Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в

туман…

Текст№2

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром:

она разливается кротким румянцем. Солнце не раскалённое, как во

время знойной засухи, не тускло – багровое, как перед бурей, но

светлое и приветливо лучезарное свежо просияет и погрузится в

лиловый туман.

Что помогает писателю сделать утр таким привлекательным?

Какова же роль прилагательных в речи?(украшают нашу речь, делают

её более образной и привлекательной)

Творческая работа.

-Ребята, а сейчас вам нужно самим попробовать украсить текст

прилагательными.

Весна.

Пригрело……………..весеннее солнышко. На……………полянке начал

таять снег. С пригорка по ложбинке побежал………….. ручеёк,

наполнил до краёв …………..лужу. Перелился через край и дальше в

лес побежал.

Что ж, можно сказать имени прилагательному похвальное слово.

Поэтесса Шкарова так охарактеризовала роль прилагательных:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

И так , все приличия соблюдены. Откройте тетради, запишите число,

классная работа. Мы двигаемся вперёд на первую станцию, которая

называется синтаксическая.

Проблемный вопрос: как вы думаете, с каким заданием нам придётся

встретиться на этой станции? (с синтаксическим разбором

предложения)

Записать предложение, сделать синтаксический разбор. К доске

пойдёт….

Тиха украинская ночь.

Какова же синтаксическая роль прилагательных?

Продвигаемся дальше и попадаем на станцию «Сравнительная».

Проблемный вопрос: как вы думаете, что здесь интересного, какая

особенность прилагательных таится?

Запишем прилагательные- милый, тонкий, красивый; образуйте от них

по цепочке степени сравнения. Как образуются степени сравнения имён

прилагательных? А моно образовать степень сравнения от

прилагательного стеклянный? Почему?

Ребята, а ведь ответ на этот вопрос помогает перебраться на

следующую станцию – «Разрядную»

Проблемный вопрос: как вы думаете, что мы будем повторять на этой

станции?

Вспомним признаки разрядов имён прилагательных с помощью игры

«Конструктор»

Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические

сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы

у первой пары получились признаки качественных прилагательных ,у

второй – относительных, у третьей – притяжательных.

Качественные

прилагательные

Относительные

прилагательные

Притяжательные

прилагательные

Обозначают такой

признак предмета,

который может

проявляться в

большей или меньшей

степени.

Отвечают на

вопросы : какой?

Какая? Какое? Какие?

Обозначают такой

признак предмета,

который не может

проявляться в большей

или меньшей степени.

Отвечают на вопросы:

какой? Какая? Какое?

Какие?

Обозначают

принадлежность чего

– либо лицу или

животному и отвечают

на вопросы: чей? Чья?

Чьи? Чьё?

Образуют степени

сравнения и краткую

Обозначают материал,

из которого сделан

Имеют суффиксы –

ов,-ев; -ин-, -ын; -ий,

форму.

Могут сочетаться с

наречиями очень,

чрезвычайно,

слишком.

предмет;

пространственные и

временные признаки

предмета.

-й.

Образуют сложные

прилагательные путём

повтора и

прилагательные с

приставкой НЕ-

Не имеют степеней

сравнения, краткой

формы и не сочетаю -

тся с наречием очень.

Прилагательные муж.

Рода в И.П. и В.П. ед.

ч. Имеют нулевое

окончание, а

прилагательные

среднего и женского

родов в ед. ч. , мн. Ч.

Имеют окончания

кратких

прилагательных.

Хорошо! Теоретические сведения мы повторили, а сейчас давайте

закрепим это на практике.

Выборочный диктант.

Я буду читать прилагательные, а вы должны распределить их по

столбикам

К. О. П.

Олений рог, ужасный вид, робкий мальчик, папин нос, душистый

цветок, деревянная ложка, лёгкий портфель, сегодняшний день,

прибрежный участок, волчий след, серебряное кольцо.

«Небольшая», так называется следующая станция

Проблемный вопрос: догадайтесь, какая орфограмма живёт здесь.

(Слитное т раздельное написание не с прилагательными)

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

Списать слова, раскрыть скобки и графически обозначить орфограммы.

(Не)широкая, а узкая река, ничуть (не)лёгкая ноша, (не)вежливый,

(не)здоровый, (не)добрый.

Карточка №2

Устно объяснить написание НЕ с прилагательными.

Не правдивы, а лживый, нисколько не интересная книга, нездоровый

человек, невзрачный вид, неинтересный фильм.

(Пока ребята будут работать по карточкам, мы с вами повторим

теоретические сведения)

Фронтальный опрос по карточке

Закончи предложение:

Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с

прилагательными, нужно:

1.

Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если не употребляется,

то ………….

2.

Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то………...

3.

Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе

не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то………………………

Если не относятся, то……………………………………………………

Теперь проверим карточки.

Продолжим наше путешествие и следующая станция называется

«Оранжевая»

Проблемный вопрос: с какой орфограммой нам придётся

встретиться здесь? (Е и О в суффиксах прилагательных)

- Когда в суффиксах прилагательных пишется буква е, а когда о?

Работа с сигнальными карточками

Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных

карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах

прилагательных Е или О?

В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге,

свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый

воротник.

Физкультминутка.

- Ребята, а сейчас закройте глаза и представьте, что вы попали в

зимний сказочный лес.

Весёлые снежинки кружатся в воздухе и тихо-тихо опускаются на

стеклянные деревья, на землю.

-Какую картину вы представили? Какие слова вам помогли её

представить? А это простые прилагательные или это выразительные

средства языка? (эпитеты: сказочный лес, стеклянные деревья,

весёлые снежинки)

-Так для чего ещё служат прилагательные в речи? (для создания

эпитетов)

Мы продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию

«Железнодорожная»

-Как вы думаете, что мы будем повторять? (слитное и раздельное

написание сложных прилагательных)

Самостоятельная работа.

Раскройте скобки и устно объясните орфограмму

(Бледно)лиловый кустарник, (трудно)доступная местность,

(широко)плечий юноша, (русско)английский словарь

Следующая станция «Закодированная»

Здесь поселились прилагательные с одной и двумя буквами Н.

Кодированный диктант

Слово, которое я называю вы должны написать в виде Н или НН.

Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ранний,

деревянный, змеиный.

(Нн, н, н, нн, н,н, нн, нн, н.)

Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию

«Морфологическая»

Проблемный вопрос: какое задание здесь затаилось?

Работа с учебником.

Откройте учебник. Из упражнения 342 давайте выберем любое

прилагательное и сделаем морфологический разбор. (Проверю,

когда соберу тетради)

- Мы походим к концу нашего путешествия. Напоследок вы должны

выполнить тест.

Работа с тестом

1.

Прилагательное обозначает

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие.

2. Прилагательное может изменяться:

а) по родам;

б) по лицам;

в) по временам.

3. В предложении прилагательное может выполнять роль:

а) подлежащего;

б) сказуемого;

в) определения.

4. Указать прилагательное в сравнительной степени:

а) высокий;

б) глубочайший;

в) лучше.

5. Указать составную форму превосходной степени сравнения:

а) более снежная;

б) самая умная;

в) интереснейшая.

6. Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета,

который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.

Ключ к тесту: б); а); б); в); в); б); а).

- Теперь проверим, на доске написаны ответы. Кто не допустил ошибок? Кто

допустил 1-2 ошибки?

3. Итог урока.

Итак, вот и конец нашего путешествия. Благодаря тому, что вы хорошо

отвечали, благодаря дружбе мы благополучно его завершили.

4.Рефлексия. Наш урок подошел к концу. Подберите по одному

прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.

5.Домашнее задание: Упражнение 339 (1 вариант), упражнение 341 (2

вариант).

- Ребята, я довольна как вы сегодня работали и я поставлю такие

оценки….



В раздел образования