Автор: Перепёлкина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Самковская школа"
Населённый пункт: п. Самково
Наименование материала: урок окружающего мира 2 класс
Тема: "Мы в ответе за тех, кого приручили."
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира 2 класс.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Мы в ответе не только за тех, кого приручили. Красная
книга России»
Образовательно–развивающие задачи:
1. Знакомство с понятием «Красная книга России»
2. Развитие творческого воображения, мышления младших школьников.
3. Обучение детей основам классификации, обобщения, сравнения.
4. Развитие коммуникативных умений (работа в группах).
5. Развитие монологической речи.
6. Закрепление навыков выразительного чтения.
7. Развитие умения искать необходимую информацию в Интернете
Воспитательные задачи:
1. Любовь к живым существам.
2. Потребность в бережном отношении к природе.
3. Умение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире.
4. Помощь детям в составлении основных правил поведения в природе.
5. Эмоциональное развитие, воспитывать способности к сопереживанию,
рефлексии, эстетической способности переживать красоту окружающего ми-
ра.
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Экран.
4. MS PowerPoint
Ход урока
I. Организационный этап. Подготовка уч-ся к уроку.
II. Эмоциональный настрой на урок
( Слайд 1.) Звучит музыка. Демонстрируются слайды о красоте природы
У. – Какие чувства и эмоции возникли у вас при просмотре этого сюжета?
--- - Каким словом можно назвать увиденное? (Природа)
III. Повторение пройденного
- Какие два мира живут и тесно взаимодействуют в природе? (животный и
растительный миры) – А о каком из них шла речь на предыдущих уроках?
(животном)
IV. Проверка домашнего задания
– Давайте вспомним все, о чем мы говорили. Внимание на экран.
- Выполните задания.
1)Насекомые (задание 1, задание 2)
2)Рыбы. (задание 1)
3)Птицы (задание 1, задание 2)
4)Звери (задание 2)
1
5) Как живут животные (задание 1, 2)
- Кто лишний? (птица)
- Как одним словом можно назвать этих животных? (млекопитающие)
- Назовите признаки млекопитающих. (детенышей кормят молоком, 4 ноги
(не у всех), шерсть (не у всех))
- Птицы (2 ноги, 2 крыла, перья, откладывают яйца)
- Насекомые (6 ног, насечки на теле)
- Рыбы (плавники, чешуя, икра)
- Разделите на две группы животных.(земноводные и пресмыкающиеся)
- Назовите их признаки.(земноводные – гладкая кожа, 4 ноги (часто),
откладывают икру; пресмыкающиеся – чешуя, откладывают яйца, 4 ноги (не у
всех)
- Какие две группы избражены? (Дикие и домашние)
- Чье жилище?(работа в парах)
Проверка.
- Кто строит жилища?(сами животные, человек)
- Как кормятся? (сами добывают, человек дает)
- Кто заботится о потомстве? (сами животные, человек)
- Сравните и сделайте вывод.
V. Сообщение темы урока
- Посмотрите и скажите, чего или кого не хватает на картинке?
За последние 60 лет на планете исчезло
77 видов зверей и несколько сот видов растений , 26 видов птиц…
- Сделайте свои прогнозы, чем же сегодня нам предстоит заниматься? О чем
пойдет речь на уроке?( О редких и исчезающих животных)
- Куда заносят редких и исчезающих животных? ( В Красную книгу)
VI. Работа по учебнику
- Почему нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных?
(Условия содержания животного дома не такие, как в природе, поэтому многие дикие
животные в домашних условиях погибают)
- Откройте учебник на стр. 39 и прочитайте, правы ли вы?
- Почему многих животных становится все меньше на Земле? (ответы детей)
- Давайте проверим были ли мы правы? . прочтем текст на стр.40
Работа со словарем.
- Найдите в словаре слово «заповедник». Что это?
- Для чего нужна Красная книга? (Красная книга нас информирует, какие
растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга
предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо
охранять.)
2
- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой,
синей? (Красный цвет – это значит особое внимание, призыв не убивать
животных, не губить растения.)
Красная книга – сигнал опасности, это не закон об охране природы, это
лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление
первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз
переиздавалась.
- Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые
виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения)
(Красная книга – это документ временного действия, потому что условия
обитания животных меняются, все новые виды могут оказаться в
катастрофическом положении.)
В нашем крае, в Архангельской области, тоже есть Красная книга. (слайд)
Впервые Красная книга Архангельской области была издана в 1995 году. В
соответствии с действующим законодательством Красная книга должна
издаваться не реже, чем один раз в десять лет.
- Вот некоторые животные, занесенные в Красную книгу Архангельской
области. (слайды)
- В нашей стране запрещена охота на все виды животных, занесенных в
Красную книгу. С целью сохранения животных организуются заповедники и
национальные парки. На территории Архангельской области создан
Пинежский заповедник и Кенозерский национальный парк.
- Мы с вами неспроста сегодня собрались здесь. Нам предстоит на время
стать настоящими учеными и провести собственные исследования.
Сейчас каждая научная группа получит свое задание.
VII. Работа в группах
1 группа – работает с хрестоматией и отвечает на вопрос:
- Как возникла необходимость в создании Красной книги? (Х.с. 119 – 124)
2 группа – работает с Красной книгой и выясняет, какие страницы
существуют в Красной книге.
VIII. Отчет групп о проделанной работе.
IX. Работа в тетради.
Задание № 45.
Задание №46.
X. Первичное закрепление.
3
-Почему многих животных включают в Красную книгу? (В Красную книгу
заносят исчезающих и редких животных)
- Назовите причины сокращения численности животных?
XI. Рефлексия
- Закончите предложения:
Я люблю лес, поэтому я…
Меня восхищает красота насекомых, поэтому я…
Мне нравится, когда всё красиво, поэтому я…
Красная книга подаёт нам сигнал …
Дополнительный материал.
О чем эти рассказы? Какую ошибку допустил Жалейкин?
- Чтение и анализ рассказов (Н.Сладков. «Жалейкин и лягушонок»,
«Жалейкин и птенчик», «Жалейкин и зяблик»).
4