Напоминание

Сущность компетентностного подхода воспитательной работы в системе среднего профессионального образования


Автор: Цыплёнкова Ольга Юрьевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: ГБПОУ "Арзамасский техникум строительства и предпринимательства"
Населённый пункт: город Арзамас, нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Сущность компетентностного подхода воспитательной работы в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сущность компетентностного подхода воспитательной работы в

системе среднего профессионального образования.

В Законе РФ «Об образовании», принятом в 2012 году, воспитание

определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание

условий

для

самоопределения

и

социализации

обучающегося

на

основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе

правил

и

норм

поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства.

Государственная

политика

включает

в

себя

воспитательные

принципы в области образования: гуманистический характер образования,

приоритет

общечеловеческих

ценностей,

свободного

развития

личности,

воспитания, гражданственности и любви к Родине.

Российская воспитательная система настоящего времени нацелена на

формирование

личности

свободной,

инициативной,

коммуникабельной,

творческой, ответственной и саморазвивающейся. Без такой личности не

возможно успешное общественное развитие.

Такие требования в воспитании, прежде всего, обусловлены тем, что в

определенный временной промежуток истории нашей страны, я говорю о

«лихих 90-х», были утеряны многие нравственные и духовные ориентиры, на

которые бы должно было равняться подрастающее и молодое поколение.

В

связи

с

этим,

воспитание,

наряду

с

обучением,

является

равноправным

компонентом

образовательного

процесса,

как

в

общеобразовательной школе, так и в системе среднего профессионального

образования.

С

вступлением

в

действие

федеральных

го сударственных

образовательных

стандартов

в

России,

приоритетным

в воспитательной

деятельности в системе среднего профессионального образования является

компетентностный подход.

На

первый

план

выходят

вопросы

социально

устойчивого

и

безопасного

развития

не

только

государства,

но

и

личности.

Известный

отечественный

психолог

Юрий

Михайлович

Забродин

отмечает,

что

специфику

переходного

периода

определяют

так

называемые

феномены,

предполагающие реальное расширение индивидуальных свобод, увеличение

ответственности

человека

в

определении

собственной

судьбы,

растущую

нагрузку

на

самостоятельность

человеческой

личности.

Главный

фактор

российских

реформ

становится

гражданский,

интеллектуальный

и

профессиональный потенциал страны.

Качественное преобразование системы воспитательной работы, переход

с

«мероприятивного»

уровня

на

компетентностный

подход,

а

именно

актуализация воспитательного потенциала образовательного процесса через

обращение

к

ценностным

аспектам

знаний,

через

интеграцию

общих

и

профессиональных компетенций.

Сущность компетентностного

подхода

воспитательной

работы

в

системе

среднего

профессионального

образования

предполагает

совокупность

общих

принципов

определения

целей

воспитания,

отбора

содержания воспитания, организации воспитательного процесса и оценки

учебно-воспитательных результатов. Среди них можно выделить некоторые

ключевые принципы, наиболее актуальные на современном этапе, например,

такие как:

современное среднее профессиональное образование направлено на развитие

у

студентов

способности

самостоятельно

решать

проблемы

в

различных

сферах

и

видах

деятельности

на

основе

использования

приобретенного

социального

опыта,

элeментом

которого

является

и

собственный

опыт

студентов;

эффективность

воспитательного

процесса

в

системе

среднего

профессионального

образования

достигается

путем

создания

условий

формирования

у

обучающихся

опыта

самостоятельного

решения

организационных, познавательных, нравственных, коммуникативных и иных

задач,

составляющих

содержание

профессионального

образования

в

конкретном направлении.

Впервые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

определили

результатом

подготовки

специалиста–компетенции–

профессиональные

и

общие. При формулировании воспитательных целей

необходимо

учитывать

требования

к

формированию

общих

компетенций.

Общие компетенции–образовательный результат, выражающийся в овладении

универсальными

способами

деятельности,

направленными

на

решение

профессионально-трудовых

задач

и

являющимися

условием

интеграции

выпускника

в

социально-трудовые

отношения

на

рынке

труда.

Общие

компетенции

как

условие

интеграции

выпускника

в

социально-трудовые

отношения являются практически универсальными для всех профессий и

специальностей.

Следует

отметить,

что

компетенции

затем

выявляются

в

компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

Я

выделяю

три

группы,

в

которые

входят

основные компетенций,

наиболее значимые, по-моему, мнению, для реализации компетентностного

подхода к подготовке специалистов в системе среднего профессионального

образования.

1. Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека.

2. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту

деятельности, общения.

3. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и

социальной сферы.

При компетентностном подходе в воспитании внимание акцентируется

на

формировании

у

студентов

компетенций,

обеспечивающих

им

возможность успешной социализации и которые, как было сказано раньше,

проявляются в компетентности:

компетентность

в

сфере

самостоятельной

познавательной

деятельности,

основанная

на

усвоении

способов

приобретения

знаний

из

различных

источников информации;

компетентность

в

сфере

гражданско-общественной

деятельности:

выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;

компетентность

в

сфере

социально-трудовой

деятельности,

в

том

числе

умение

анализировать

ситуацию

на

рынке

труда,

оценивать

собственные

возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений,

навыки самореализации;

компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья,

семейного бытия;

компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор

путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно

обогащающих личность.

Что дает компетентностный подход в воспитании педагогу и студенту?

Компетентностный подход позволяет:

согласовать

цели

воспитания

и

обучения,

поставленные

педагогами,

с

собственными

целями

обучающихся.

Каждое

новое

поколение

студентов

становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и

суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

подготовить обучающихся к успеху в жизни. В данном случае успех в жизни

рассматривается, прежде всего, как получение и удержание рабочего места,

соответствующего

интересам

и

потребностям

самого

человека,

и

как

дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономики;

повысить степень мотивации профессионального образования;

снизить загруженность обучающихся не за счет механического сокращения

содержания, а за счет повышения роли непрерывного образования в любых

его формах: формальном, неформальном и информальном;

обеспечить единство процессов воспитания и обучения, когда одни и те же

задачи

разносторонней

подготовки

к

жизни

решаются

различными

средствами

урочной

и

внеурочной

деятельности,

когда

обучающийся

понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для

его жизни.

В

заключении

еще

раз

хочется

отметить,

что

реализация

компетентсностного

подхода

предусматривает

интеграцию

процессов

воспитания

и

обучения,

что

будет

способствовать

формированию

компетентной личности. Способной к успешной социализации в обществе,

конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной

и толерантной. И самостоятельность студентов в рамках компетентностного

подхода является одним из самых значимых качеств личности.



В раздел образования