Автор: Цыплёнкова Ольга Юрьевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: ГБПОУ "Арзамасский техникум строительства и предпринимательства"
Населённый пункт: город Арзамас, нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Сущность компетентностного подхода воспитательной работы в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Сущность компетентностного подхода воспитательной работы в
системе среднего профессионального образования.
В Законе РФ «Об образовании», принятом в 2012 году, воспитание
определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий
для
самоопределения
и
социализации
обучающегося
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил
и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства.
Государственная
политика
включает
в
себя
воспитательные
принципы в области образования: гуманистический характер образования,
приоритет
общечеловеческих
ценностей,
свободного
развития
личности,
воспитания, гражданственности и любви к Родине.
Российская воспитательная система настоящего времени нацелена на
формирование
личности
свободной,
инициативной,
коммуникабельной,
творческой, ответственной и саморазвивающейся. Без такой личности не
возможно успешное общественное развитие.
Такие требования в воспитании, прежде всего, обусловлены тем, что в
определенный временной промежуток истории нашей страны, я говорю о
«лихих 90-х», были утеряны многие нравственные и духовные ориентиры, на
которые бы должно было равняться подрастающее и молодое поколение.
В
связи
с
этим,
воспитание,
наряду
с
обучением,
является
равноправным
компонентом
образовательного
процесса,
как
в
общеобразовательной школе, так и в системе среднего профессионального
образования.
С
вступлением
в
действие
федеральных
го сударственных
образовательных
стандартов
в
России,
приоритетным
в воспитательной
деятельности в системе среднего профессионального образования является
компетентностный подход.
На
первый
план
выходят
вопросы
социально
устойчивого
и
безопасного
развития
не
только
государства,
но
и
личности.
Известный
отечественный
психолог
Юрий
Михайлович
Забродин
отмечает,
что
специфику
переходного
периода
определяют
так
называемые
феномены,
предполагающие реальное расширение индивидуальных свобод, увеличение
ответственности
человека
в
определении
собственной
судьбы,
растущую
нагрузку
на
самостоятельность
человеческой
личности.
Главный
фактор
российских
реформ
становится
гражданский,
интеллектуальный
и
профессиональный потенциал страны.
Качественное преобразование системы воспитательной работы, переход
с
«мероприятивного»
уровня
на
компетентностный
подход,
а
именно
актуализация воспитательного потенциала образовательного процесса через
обращение
к
ценностным
аспектам
знаний,
через
интеграцию
общих
и
профессиональных компетенций.
Сущность компетентностного
подхода
воспитательной
работы
в
системе
среднего
профессионального
образования
предполагает
совокупность
общих
принципов
определения
целей
воспитания,
отбора
содержания воспитания, организации воспитательного процесса и оценки
учебно-воспитательных результатов. Среди них можно выделить некоторые
ключевые принципы, наиболее актуальные на современном этапе, например,
такие как:
современное среднее профессиональное образование направлено на развитие
у
студентов
способности
самостоятельно
решать
проблемы
в
различных
сферах
и
видах
деятельности
на
основе
использования
приобретенного
социального
опыта,
элeментом
которого
является
и
собственный
опыт
студентов;
эффективность
воспитательного
процесса
в
системе
среднего
профессионального
образования
достигается
путем
создания
условий
формирования
у
обучающихся
опыта
самостоятельного
решения
организационных, познавательных, нравственных, коммуникативных и иных
задач,
составляющих
содержание
профессионального
образования
в
конкретном направлении.
Впервые
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
определили
результатом
подготовки
специалиста–компетенции–
профессиональные
и
общие. При формулировании воспитательных целей
необходимо
учитывать
требования
к
формированию
общих
компетенций.
Общие компетенции–образовательный результат, выражающийся в овладении
универсальными
способами
деятельности,
направленными
на
решение
профессионально-трудовых
задач
и
являющимися
условием
интеграции
выпускника
в
социально-трудовые
отношения
на
рынке
труда.
Общие
компетенции
как
условие
интеграции
выпускника
в
социально-трудовые
отношения являются практически универсальными для всех профессий и
специальностей.
Следует
отметить,
что
компетенции
затем
выявляются
в
компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
Я
выделяю
три
группы,
в
которые
входят
основные компетенций,
наиболее значимые, по-моему, мнению, для реализации компетентностного
подхода к подготовке специалистов в системе среднего профессионального
образования.
1. Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека.
2. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту
деятельности, общения.
3. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и
социальной сферы.
При компетентностном подходе в воспитании внимание акцентируется
на
формировании
у
студентов
компетенций,
обеспечивающих
им
возможность успешной социализации и которые, как было сказано раньше,
проявляются в компетентности:
компетентность
в
сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности,
основанная
на
усвоении
способов
приобретения
знаний
из
различных
источников информации;
компетентность
в
сфере
гражданско-общественной
деятельности:
выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
компетентность
в
сфере
социально-трудовой
деятельности,
в
том
числе
умение
анализировать
ситуацию
на
рынке
труда,
оценивать
собственные
возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений,
навыки самореализации;
компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья,
семейного бытия;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор
путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно
обогащающих личность.
Что дает компетентностный подход в воспитании педагогу и студенту?
Компетентностный подход позволяет:
согласовать
цели
воспитания
и
обучения,
поставленные
педагогами,
с
собственными
целями
обучающихся.
Каждое
новое
поколение
студентов
становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и
суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;
подготовить обучающихся к успеху в жизни. В данном случае успех в жизни
рассматривается, прежде всего, как получение и удержание рабочего места,
соответствующего
интересам
и
потребностям
самого
человека,
и
как
дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономики;
повысить степень мотивации профессионального образования;
снизить загруженность обучающихся не за счет механического сокращения
содержания, а за счет повышения роли непрерывного образования в любых
его формах: формальном, неформальном и информальном;
обеспечить единство процессов воспитания и обучения, когда одни и те же
задачи
разносторонней
подготовки
к
жизни
решаются
различными
средствами
урочной
и
внеурочной
деятельности,
когда
обучающийся
понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для
его жизни.
В
заключении
еще
раз
хочется
отметить,
что
реализация
компетентсностного
подхода
предусматривает
интеграцию
процессов
воспитания
и
обучения,
что
будет
способствовать
формированию
компетентной личности. Способной к успешной социализации в обществе,
конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной
и толерантной. И самостоятельность студентов в рамках компетентностного
подхода является одним из самых значимых качеств личности.