Напоминание

Методические материалы по воспитательно-профилактической работе в учреждениях дополнительного образования


Автор: Бодрова Оксана Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: ОГБОУ ДО "Областной центр дополнительного образования"
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Методические материалы
Тема: Методические материалы по воспитательно-профилактической работе в учреждениях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Принята Утверждаю:

на заседании педагогического совета Директор ОГБОУДО «ОЦДО»

№___ от_______2018 г. ___________ Н.Н. Курасова

Приказ №______ от ______2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТЧЕСКОЙ РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: методист ОЦДО

Бодрова О.Ю.

Томск - 2018

Нормативно-правовая база

Всеобщая декларация прав человека

Конвенция ООН о правах ребенка

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N223-ФЗ (СК РФ)

(с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа,

28 декабря 2004 г., 3 июня, 18 декабря 2006 г.). Принят Государственной Думой 8

декабря 1995 г.

Семейный кодекс Российской федерации Регулирует личные имущественные и

неимущественные

отношения

между

родителями

и

детьми.

Глава

11:

права

несовершеннолетних

детей.

Глава

12:

права

и

обязанности

родителей

по

воспитанию и содержанию детей. Глава 13: Алиментные обязательства родителей и

детей.

Глава

18:

Выявление

и

устройство

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей. Глава 20: Опека и попечительство. Глава 21: Приемная семья.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года №120-ФЗ.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система

социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и

устранение причин и условий. Способствующих безнадзорности, беспризорности,

правонарушениям

и

антиобщественным

действиям

несовершеннолетних,

осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с

несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Федеральный

закон о т

2 1

д е к а б р я

1 9 9 6

г .

N

1 5 9 - Ф З

"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

о с т а в ш и х с я

б е з

п о п е ч е н и я

р о д и т е л е й "

(с изменениями 22 августа 2004 г.).

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской

Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

24 ноября 1995 г№181-ФЗ.

Указ Президента РФ от 01.06.2012 761 «О национальной стратегии действия в

интересах детей на 2012-2017 годы»

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от

29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года»

Приказ

Министерства

внутренних

дел

Российской

Федерации

«Об

утверждении

инструкции

по

организации

работы

подразделений

по

делам

несовершеннолетних органов внутренних дел» от 26 мая 2000 г. N 569.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Декларация прав человека.

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»

Статья 2.1 Административное правонарушение. Статья 2.3 Возраст, по достижении

которого наступает административная ответственность. Статья 5.35 Неисполнение

родителями

или

иными

законными

представителями

несовершеннолетних

обязанностей

по

содержанию

и

воспитанию

несовершеннолетних.

Статья

6.10

Вовлечение

несовершеннолетнего

в

употребление

пива

и

напитков,

изготавливаемых на его основе, спиртных напитков ил одурманивающих веществ.

Статья 6.11 Занятие проституцией. Статья 7.27 Мелкое хищение. Статья 19.13

Заведомо

ложный

вызов

специализированных

служб.

Статья

20.1

Мелкое

хулиганство. Статья 20.20 Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его

основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление

наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Статья

20.21 Появление в общественных местах в состоянии опьянения. Статья 20.22

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива

и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей

продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в

общественных местах.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Пояснительная записка

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей

позволяет

сделать

вывод

о

том,

что

эта

сфера

образования

является

наиболее

благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания детей. Об этом весьма

убедительно говорится

в работах А.К. Бруднова. "Дополнительному образованию

принадлежит

социально-историческая

миссия

воссоединения

и

сотрудничества

светского

и

духовного

образования

детей.

Наивно

полагать,

что

духовность

в

образование вольется в одночасье и что мгновенно осуществится психологический

симбиоз

образования

и

духовности.

Но

в

сложившейся

ситуации,

дополнительное

образование

располагает

значительно

большими

возможностями,

так

как

ориентировано

на

самоопределение

личности,

свободный

выбор

самих

детей,

их

интересы" (Духовное воспитание детей в системе доп. образования. Вечное слово.

1999, №1).

Актуальность

Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России,

социальная

дифференциация,

происходящая

в

молодёжной

среде,

оказали

и

продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России вновь имеет место нищета, беспризорность, правовая незащищенность

несовершеннолетних. Молодёжь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и

результаты вживания в окружающую среду на лицо: ранняя алкоголизация, потребление

наркотических,

токсических,

психотропных

веществ,

нежелание

учиться,

работать,

бродяжничество.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению

к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и

агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы

роста правонарушений в других возрастных группах.

В

последнее

десятилетие

для

России

безнадзорность

и

правонарушения

в

подростковой

среде

превратились

в

проблему,

представляющую

серьёзную

угрозу

здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Система деятельности педагога учреждения дополнительного образования детей по

профилактике беспризорности в подростковой среде

В учреждениях дополнительного образования, как и в других образовательных

учреждениях,

осуществляется

профилактическая

работа

по

предупреждению

правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди подростков.

Но есть определенные принципы, направления, формы, методы и технологии,

отличающие профилактическую деятельность учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование – это пространство расширения возможностей развития

личности, в том числе личности проблемной. Оно открывает широкие перспективы для

работы

с

подростками

«группы

риска».

В

профилактической

работе

с

проблемными

детьми в учреждениях дополнительного образования необходимо учитывать следующее:

1. Проблемные дети, как правило, уже не верят, что смогут наверстать упущенное, они не

видят смысла в школьных предметах, когда за окном переливается всеми красками риска,

подлости и злобы другая, более привлекательная для них жизнь.

2. Проблемные подростки хотят признания и успеха и добиваются его не в школе. Но они

готовы и обычно все делают там, где у них что-то получается. Они горы свернут, если

поверят в то, что в них поверили.

3. Проблемных подростков можно отогреть, но только не жалостью, а индивидуальным

подходом, умением прощать, ждать, поддерживать и верить.

4.

Проблемным

подросткам

очень

хочется

побеждать.

И

им

надо

предоставить

возможность испытать себя.

5. Проблемному подростку не хватает статуса, исключительных умений, и если ему

доверить важное дело, на которое он способен, а товарищи будут внимательны к нему,

тогда он научится побеждать.

Мы

рассмотрим

направления,

формы,

методы,

технологии,

наиболее

часто

используемые в практике работы педагога дополнительного образования с подростками.

Они входят в систему воспитательно-профилактических мероприятий и способствуют

социализации личности подростка, его реабилитации и т. д.

Характерной

особенностью

работы

с

проблемными

подростками

должна

быть

систематичность

и

регулярность,

позволяющие

разрабатывать

и

реализовывать

долгосрочные проекты, вводить традиции, устанавливать отношения с представителями

заинтересованных организаций.

Система профилактики правонарушений учащихся в УДО, как и в любом образовательном

учреждении, включает в себя следующие компоненты:

1.Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

2. Устранение причин отклонений в поведении подростка:

- изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;

- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

- влияние на изменение условий семейного воспитания.

Продуманный и скоординированный план учебно-воспитательной работы с «трудными»

подростками

во

многом

определяет

успех

в

предотвращении

правонарушений

и

преступлений. Различают два аспекта планирования, взаимно дополняющие друг друга:

мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» учащихся учреждения;

индивидуальная работа с каждым из таких подростков.

В

план

профилактической

работы

включаются

организационные

мероприятия

(составление социальной характеристики группы, выявление учащихся, находящихся в

трудной

жизненной

ситуации,

составление

картотеки

на

учащихся

группы

риска,

осуществление связи с КДН, ОППН, школой, организация досуговой деятельности и т. д.),

работа

с

учащимися

(вовлечение

подростков

группы

риска

в

кружки,

контроль

посещаемости занятий, проведение профилактических бесед, и т. д.), работа с родителями

(проведение

консультаций

для

родителей,

собеседования

и

т.

д.),

работа

с

педагогическим коллективом (проведение учебы по вопросам работы с детьми группы

риска,

обмен

опытом

работы,

проведение деловых

игр,

семинаров-практикумов

для

отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска» и т. д..

Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие

большое количество людей: администрация учреждения, педагоги, родители, сотрудники

органов внутренних дел. Педагоги УДО должны активно сотрудничать с учителями школ и

оказывать им помощь в профилактической работе с проблемными подростками. Успех

дела во многом зависит от единства всех участников образовательного процесса.

В работе с проблемными детьми в учреждении дополнительного образования важно

реализовывать следующие направления:

выявление

личностных

проблем

учащихся

(социально-педагогиче ская

диагоностика);

социально-педагогическая

профилактика,

коррекция

детей

и

подростков,

состоящих

на

различных

видах

учета

(выявление

и

предупреждение

фактов

отклоняющегося поведения учащихся, оказание специализированной помощи);

социально-педагогическое консультирование учащихся, родителей, педагогов по

разрешению различных проблем;

оказание

социально-педагогической

поддержки

учащихся

(социально-

педагогическое просвещение, пропоганда и приобщение к здоровому образу жизни.

Формирование

адекватной

самооценки,

способности

критически

относится

к

самому себе. Социализация личности и т.д.)

обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

включение

подростков

в

социально

значимые виды

деятельности,

создание

ситуации успеха в избранном подростком виде деятельности;

создание условий для полноценного, интересного и полезного досуга учащихся;

гражданско-правовое,

этическое

и

эстетическое

воспитание;

развитие

эмоциональной сферы личности;

Очень важным аспектом деятельности УДО по профилактике является взаимосвязь с

семьями учащихся. Педагогу даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть

своих помощников и союзников. Главное - тактичность, доброжелательность и терпение.

В работе с родителями используются формы работы: консультации специалистов, встречи

за «круглым столом», вечера отдыха для родителей с детьми и т. д.

Работа с подростками имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать

педагогам:

подростки

стремятся

к

взрослости

и

самостоятельности,

к

реализации

собственных

целей

и

планов,

имеют

потребность

в

общественном

признании.

Не

признанные в школе, они могут стесняться своей неумелости и поэтому не уметь проявить

себя. Поэтому педагогу, работающему с подростками, необходимо сменить свою позицию

мастера на более эффективную позицию консультанта. Это дает подростку возможность

осознать свою личную ответственность за результат дела.

В воспитательной практике учреждений дополнительного образования имеется большое

разнообразие форм работы. В зависимости от средств воспитательного воздействия -

слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг) – их

можно разделить на словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые,

психологические.

Основным средством словесно-логических

форм

воздействия

является

слово

(убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у подростков. К этому типу форм

относятся беседы на самые различные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и

пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учащихся, педагогов, обсуждение

проблем.

Эта

форма

не

очень

интересна

для

проблемных

подростков,

но

широко

используется в практике.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела учащихся, где главным

средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.

Главное

здесь

вызвать

сильные,

глубокие

и

облагораживающие

эмоции.

Большой

потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник. Коллективные массовые

переживания занимают большое место в современной жизни молодежи (рок-концерты,

дискотеки, тусовки). Но они не способствуют глубокому внутреннему переживанию. В

современной жизни вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку

открыть самого себя. При организации жизни учащихся надо предусмотреть, чтобы в ней

были моменты молчания, наполненного созерцанием, открытием нового в окружающем

мире,

людях,

себе.

Поэтому

полезно

проведение

мероприятий

патриотической,

гражданской направленности, например, вечер бардовской песни, конкурс патриотической

песни и т. д.

Положительно воздействует на детей совместная работа, любой труд. Совместный труд

может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника. Поэтому в

профилактической

работе

широко

используются трудовые

формы

(трудовые

звенья,

лагеря труда и отдыха и т.д.).

К игровым

(досуговым)

формам

работы

относятся

игры,

совместный

отдых,

содержательные

развлечения.

Игры

могут

быть

спортивные,

познавательные,

соревновательные,

конкурсные.

Все

они

нередко

совмещают

различные

средства

воздействия: слово, образ, чувства, работу. У подростков игровые формы популярны, так

как создают успех и помогают реализовать себя.

В психологических формах основными средствами воздействия являются элементы

психологического

тренинга,

методы

практической

психологии,

индивидуальной

и

групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения,

консультации.

Они

требуют

некоторых

знаний

и

умений

педагога.

Но

помогают

подросткам понять и принять себя и окружающий мир.

Особое значение в дополнительном образовании детей имеют педагогические

технологии. В своей работе педагоги УДО используют разнообразные методы:

метод воспитания (убеждение, приучение, поощрение и наказание, мотивирования

и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия и творчества,

создание ситуации успеха и др.);

словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия);

организационно-распорядительные

методы

(инструктирование,

нормирование,

контроль и проверка исполнения, критика и др.);

методы диагностики личности, семьи, социума (анкетирование, тестрирование,

исследование);

Их применение зависит от тех проблем, которые необходимо решить, от особенностей

личности учащегося до уровня его развития. При этом педагог может действовать по-

разному: воздействовать на учащегося, противодействовать ему, содействовать, помогать,

сотрудничать.

Таким

образом,

учреждения

дополнительного

образования

обладают

большим

потенциалом и возможностями для проведения профилактической работы, направленной

против

вредных

привычек,

правонарушений

подростков

и,

в

частности,

против

беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Первичная профилактическая работа по предотвращению злоупотребления ПАВ

Вся работа учреждения дополнительного образования выстраивается в соответствии с

Концепцией

профилактики

злоупотребления

психоактивными

веществами

в

образовательной

среде

(утверждена

приказом

Минобразования

России,

одобрена

Правительственной

комиссией

по

противодействию

злоупотреблению

наркотическими

средствами и их незаконному обороту); Законами Российской Федерации.

Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются

изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной

ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные

вещества в молодежной среде. Сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием

наркотических

средств

за

счет

пропаганды

здорового

образа

жизни,

формирования

антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемых педагогами

образовательного учреждения.

С ориентацией на Концепцию разрабатывается Программа «Здоровье». В программе

принимают участие все субъекты образовательного процесса.

Цель программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей

условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ

жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый

результат

деятельности -

личностный

рост

всех

участников

образовательного

процесса,

осознанное

отношение

к

собственному

здоровью.

Современная

концепция

первичного,

раннего

предупреждения

употребления

ПАВ

основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три

основные

сферы,

в

которых

реализуется

его

жизнедеятельность:

семья,

школа

и

дополнительное образование.

При проведении профилактической работы педагоги дополнительного образования

учитывают организационные принципы профилактики:

I

принцип

- комплексность -

подразумевает

комплексное

взаимодействие

органов

и

учреждений.

В

рамках

реализации

программы

налажено

тесное

взаимодействие

с

различными

субъектами системы профилактики.

II

принцип

- дифференцированность профилактических

подходов:

по

возрасту,

по

степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска

развития наркозависимости. Так, при планировании и реализации работы с младшими

школьниками,

основной

целью

ставим

формирование

негативного

отношения

к

наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Задачи

профилактической

работы

с

подростками:

научиться

содержательному

проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные

жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема

наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.

III

принцип

- аксиологичность -

предполагает

формирование

у

детей

и

молодежи

представлений о здоровом образе жизни, законопослушности.

Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно

без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения

законов

здорового

образа

жизни,

овладения

приемами

и

навыками

сохранения

и

укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с

воспитанниками объединений.

IV принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой

профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, разработана многоаспектная,

комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы

работы.

V

принцип

- непрерывность -

профилактическая

работа

не

должна

ограничиваться

только временем пребывания ребенка в ДДТ, ЦДТ, ДОУ, что обеспечивается благодаря

привлечению к работе учреждений культуры, досуговых центров, спортивных школ и т.д.

Можно

выделить

три

основных

направления

работы

учреждения

дополнительного

образования по профилактике употребления ПАВ:

1. Работа с детьми:

воспитательная

работа

повышение

культурного

уровня,

организация

разумного

использования досуга Вся работа в этом направлении разбита на пять блоков.

I блок «Спорт и здоровый образ жизни»

Цель:

пропаганда

и

популяризация

здорового

образа

жизни,

повышение

самоэффективности

подростков,

укрепление

физического

здоровья,

развитие

альтернативных привычек.

Формы работы: спортивные и конкурсные программы.

II блок «Информационно-обучающий»

Цель: настроить детей на познание самого себя, вызывать у воспитанников интерес к

формированию

образа

"Я";

способствовать

успешной

адаптации

в

подростковой

и

взрослой среде; учить принятию решений и решению проблем; способствовать развитию

коммуникативных

и

межличностных

отношений,

самосознания

и

сочувствия,

учить

сдерживанию эмоций и работе со стрессами.

Формы

работы: тренинговые

занятия

для

воспитанников

детских

объединений

и

родителей; познавательные мероприятия.

III блок «Наглядная агитация»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков

общения, укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни.

Формы

работы: конкурсы

агитационных

плакатов,

листовок,

рисунков,

мультимедиа

презентаций.

IV блок «Творческий»

Цель: формирование

творческой

культуры

детей

и

подростков,

развитие

навыков

общения, повышение самооценки, воспитание нравственных качеств.

Формы

работы: конкурсно

развлекательные

программы,

праздники,

встречи

с

ветеранами ВОВ.

V блок «Сделай свой выбор»

Цель: способствовать

профессиональному

самоопределению;

осознанию

своего

предназначения, смысла жизни.

Формы

работы: встречи

с

представителями

различных

профессий;

праздничные

программы, посвящённые профессиональным праздникам.

2. Работа с педагогическим составом

Понимая

важность

данной

проблемы,

в

образовательном

учреждении

проводятся:

педсоветы, педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары.

3. Работа с родителями

Здоровый

образ

жизни,

которому

учат

ребёнка,

должен

находить

каждодневную

реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Поэтому учреждение дополнительного образования организует тесное сотрудничество с

родителями

обучающихся.

Проводятся

родительские

собрания

по

профилактике

правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием психологов, медицинских

работников, социального педагога. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с

родителями.

Профилактика

употребления

ПАВ

эффективна,

приведет

к

снижению

риска

употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:

применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической

работе;

профилактическая

работа

проводится

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей детей;

детям

и

взрослым

предоставлена

объективная

информация

о

психоактивных

веществах; их воздействии на человека, последствиях применения;

в

процессе

профилактической

работы

происходит

формирование

устойчиво-

негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным

веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.

Профилактическая работа

1.

Вовлечение

детей,

попавших

в

трудную

жизненную

ситуацию,

в

кружковую

деятельность.

2. Организация различных видов досуговой деятельности в соответствии со склонностями

и интересами детей.

3. Работа с родителями.

4. Профилактика зависимостей, вредных привычек.

С целью привлечения детей в детские объединения учреждений дополнительного

образования в течение учебного года пропагандируется деятельность учреждения.

Взаимодействуя с классными руководителями образовательных учреждений руководители

детских объединений не просто должны рекламировать свои секции и кружки, а включать

детей, в том числе и состоящих на профилактическом учете в творческий процесс: участие

в мастер-классах, мини-проектах, сувенирных мастерских.

Для этих воспитанников педагог-психолог совместно с

руководителем

кружка

разрабатывает

план

индивидуальной

психолого-педагогической

поддержки,

содержательной

основой

которого

являются

различные

формы

деятельности:

коллективные, групповые, индивидуальные.

Одним из важных методов профилактики является обеспечение ребенку положительных

эмоций, возможностей проявить себя, самоутвердиться, создание «ситуации успеха». Для

этих детей важно, чтобы их заметили и достойно оценили.

Особое место в профилактической работе уделяется проведению мероприятий,

направленных на выработку защитных установок, осознанных решений, помогающих

детям и подросткам отказаться от вредных привычек, ориентирует их на ценностное

отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Большая работа учреждений дополнительного образования детей должна вестись по

повышению правовых знаний подростков, таких как например: диспут: «Права ребенка в

новом веке», тематический час: «Все, что ты должен знать о законе», опрос-беседа: «Ты и

Конвенция о правах ребенка», воспитательный час: «Закон и дети», акции: «Как вы

относитесь к закону? Обратная связь», круглый стол: «На повестке дня – закон о детях» и

других.

Работа по профилактике должна продолжаться и в дни школьных каникул.

Весь

летний

период

должны

работать

кружки,

творческие

мастерские,

массовые

мероприятия, организовываться поездки и экскурсии.

Во все профилактические мероприятия должны вовлекаться не только учащиеся,

состоящие на профилактическом учете, но и дети и подростки из семей, находящихся в

трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Социально-педагогическое сопровождение детей, состоящих на профилактическом

учете.

1. Сбор информации, выявление причин постановки на учет.

2. Создание банка данных.

3. Разработка и работа по индивидуальному плану.

4. Написание характеристики, заполнение карточки личностного роста.

5. Оформление отчетной документации.

Собранная

информация

анализируется,

составляется

картотека

детей,

состоящих

на

профилактическом учете.

С этой группой детей, организуется индивидуальная работа. Начинается она со

взаимодействия руководителя кружка (секции) с классным руководителем, педагогом-

психологом, социальным педагогом учреждения дополнительного образования.

На основе полученной информации составляется план индивидуальной работы. Он

включает в себя: диагностику личностных качеств ребенка, индивидуальные беседы,

направленные на формирование здорового образа жизни и противодействия вредным

привычкам,

участие

в

воспитательных

мероприятиях,

формирующих

активную

гражданскую

позицию,

развитие

чувства

патриотизма,

выполнение

общественных

поручений

в

коллективе

кружка,

развивающие

чувство

ответ ственно сти,

коммуникабельности, сотрудничества, положение в коллективе, особенности семейного

воспитания и т.д.

Планируются также индивидуальные консультации с родителями, их привлечение к

массовым мероприятиям, участию в родительских собраниях. Важным помощником в

этой

работе

является

классный

руководитель.

Совместно

с

ним

контролируется

посещаемость не только кружковых занятий, но уроков.

Каждым педагогом ведется дневник наблюдений, в котором описывается динамика

развития качеств воспитанника, изменение его поведения, отношения к окружающим и

сверстникам,

занятиям.

Поквартально

заполняется

индивидуальная

карточка

учета

личностного развития обучающегося. Участие такого подростка в массовых мероприятиях

отражается

в

рейтинговой

таблице

учреждения

наравне

со

всеми

воспитанниками

учреждения дополнительного образования.

Желательно

также

приглашать

на

все

мероприятия,

в

которых

участвует

учащийся,

состоящий на учете его родителей, педагогов, одноклассников.

Информационно-методическое сопровождение

1. Разработка программ.

2. Обобщение и распространение педагогического опыта.

3. Семинары для педагогов.

4. Оформление правовых уголков.

Взаимодействие с семьей

1. Выявление неблагополучных семей и работа с ними.

2. Консультации для родителей.

3. Родительские собрания.

4. Организация совместных праздников.

В учреждениях дополнительного образования детей должна вестись активная и

целенаправленная работа по привлечению родителей к участию в совместных делах.

Работа с родителями детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, начинается с

анкетирования

и

беседы

о

том,

что

с

их

ребенком

будет

проводиться

комплекс

мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений. Взаимоотношения с

родителями

необходимо

строить

на

партнерской

основе

взаимопонимания

и

взаимоуважения.

Основными формами работы с родителями

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних являются:

создание социального паспорта детского объединения;

опрос, анкетирование, индивидуальные собеседования с родителями;

организация

совместных

дел

педагога,

родителей

и

детей:

спортивных

соревнований, праздников, туристических походов и т.д.;

организация родительских собраний.

Также в работе учреждения дополнительного образования необходимо пользоваться

всеми возможностями разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей. Это:

1.

Повышение

педагогического

потенциала

семьи

через

организацию

родительских

собраний и лекций, консультаций.

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в занятиях детского

объединения, демонстрацию родителям достижений ребенка.

3. Создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных

праздников, соревнований.

4. Формирование различных видов родительских активов.

5.

Организация

практической

помощи

родителям

в

решении

детско-родительских

проблем.

6.

Специалисты

учреждения

дополнительного

образования

могут

разработать

рекомендации

для

родителей,

например:

«Здоровый

образ

жизни»,

«Правила

для

родителей», «Родителям от ребенка», «Как стать хорошим родителем» и т.д.

Примерный план воспитательно-профилактической работы

Вид деятельности

Дата

проведения

Ответственный

1.

Создание банка данных обучающихся

«группы риска», опекаемых, из

неблагополучных семей.

Сентябрь

Руководители объединений,

соц. педагог, зам. директора

по ВР.

2.

Изучение социальной атмосферы, условий

жизни.

В течение года.

Руководители объединений,

соц. педагог

3.

Выявление интересов, потребностей,

проблем, конфликтных ситуаций,

отклонений в поведении детей из «группы

риска»

В течение года

Руководители объединений,

соц. педагог

4.

Проведение акций «Милосердие», «Дети-

детям», «Земляки на службе», «Ветеран».

В течение года,

по плану

воспитательной

работы

Руководители объединений,

зам. директора по

воспитательной работе,

5.

Проведение Дня подростка с приглашением

представителей РОВД, прокуратуры, суда,

ГИБДД, КПДН.

По плану

работы

Зам. директора по ВР, соц.

педагог.

6.

Проведение недель по безопасности

детского дорожно – транспортного

травматизма.

Сентябрь, май

Руководители объединений,

зам. директора по ВР

7.

Организация работы по вовлечению

подростков в объединения ЦДТ, ДДТ, ДК.

Сентябрь,

Октябрь

Руководители объединений,

педагоги доп. обр.

8.

Организация работы по пропаганде

здорового образа жизни.

В течение года.

Медицинская сестра,

педагоги доп. обр., зам. по

ВР, соц. педагог

9.

Посещение семей детей с девиантным

поведением, неблагополучных семей.

В течение года

педагоги доп. обр., соц.

педагог, зам. директора по

Заполнение справок по итогам посещения.

ВР.

10.

Учет посещения обучающимися учебных и

внеклассных занятий.

Ежедневно.

педагоги доп. обр., соц.

педагог, администрация

школы

11.

Организация досуга обучающихся в

каникулярное время.

В течение года.

Зам.директора по ВР,

педагоги доп. обр.

13.

Знакомство обучающихся с Уставом

учреждения, Правилами для обучающихся,

своими обязанностями и правами, другими

документами

Сентябрь

Январь

Май

педагоги доп. обр.

зам.директора по ВР

14.

Проведение «Недели правовых знаний».

Январь

Зам. директора по ВР, соц.

педагог

15.

Участие в операции «Подросток», рейдах

КПДН, межведомственных операциях.

В течение года.

Зам. директора по ВР.,

социальный педагог

16.

Проведение «Дней подростка»

В течение года

Зам. директора по ВР.,

социальный педагог

Список литературы

1.Азбука форм воспитательной работы: Справочник/ З.В. Артёменко, Ж.Е. Завадская-

Минск: Новое знание, 2008. - 315 с.

2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве

социума. // Педагогика. - 2009. - №7. С. 50.

3.

Андреева

И.Н.

Взаимосвязь

социальной

компетентности

и

эмоционального

интеллекта

у

подростков

//

Женщина.

Образование.

Демократия:

Материалы

5-ой

международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2007

г., г. Минск. - Мн., 2003. -С. 194-196.

4.

Асмолов

А.Г.

Дополнительное

образование

как

зона

ближайшего

развития

образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник. - 2007. -

№9. - с. 6-8.

5. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

6.

Беляева

Л.A.

Психолого-педагогическое

сопровождение

детского

отдыха

//

Доп.

образование и воспитание. 2007. - №4 - С. 12.

7. Березина

В.А.

Дополнительное

образование

детей

как

средство

их

творческого

развития. - М.: Инфра-М, 2008. - 132 с.

8. Беляева Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н.М.

Беляева // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - №3. - С. 16-22.

9. Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени:

проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников - 2006. - №3-4.

10.

Бруднов

А.А.

Развитие

дополнительного

образования

детей

в

условиях

общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 16-17.

11. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе

// Образование в современной школе. - 2008. - №3. - С. 21-23.

12.

Вежевич

Т.Е.

Педагогические

условия

развития

лидерских

качеств

учащихся

/

Вежевич Т.Е. Улан-Удэ: Бэлиг, 2005. - 172 с.

13. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков:

учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. - 220 с.

14.

Карасева

Н.А.

Некоторые

аспекты

деятельности

социально-педагогических

учреждений / Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова. - Мн.: "Беларусь", 2004. - 243 с.



В раздел образования