Напоминание

"Воспитание гражданина на уроках русского языка и литературы"


Автор: Труфанова Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№1"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание гражданина на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание гражданина на уроках русского языка и литературы.

Современному школьнику достаточно сложно разобраться в потоке

информации, тем более сформировать свою позицию самостоятельно.

Безусловно, большую роль играют родители. Что может сделать школа в

становлении гражданина общества? Следует учесть отношение общества к

школе. Влияние Интернета. Проблемы, нарастающие в обществе. Я думаю,

что прежде надо начать с себя. Есть ли у вас гражданская позиция?

Интересны ли вам новости? Можете ли вы оценивать происходящее? Что

хотите узнать? В чем разобраться?

Помощь в формировании гражданской позиции должна быть системной, а не

эпизодической. Каждый урок, каждый момент можно использовать для того,

чтобы школьник задавал себе вопросы и искал на них ответы. Вся наша

литература – это борьба добра и зла. Поиск ответов на вопросы « Что есть

добро? Как бороться со злом?» - это начало длинного пути к своему «я».

Прежде чем приступить к изучению произведения, следует выяснить, готов

ли школьник обсуждать прочитанное. Знает ли он об исторических условиях,

в которых действуют герои. Знает ли он о расстановке общественных сил.

Исторический комментарий – начало обсуждения. Например, эпоха Петра I

вызывает интерес у разных писателей. Почему? Что сделал Петр I как

государственный деятель для своей страны?

И сразу возникают вопросы о современности. Почему сегодня в обществе

растет запрос на сильную государственную власть? Чем можно объяснить

популярность президента В.В. Путина? Почему так высоко доверие народа к

нему? Как можно выражать свою позицию в обществе? Надо ли ходить на

выборы? Не устраивает система образования, которая не может разрешить

противоречия. Раздражает социальное неравенство. Не устраивает многое. Но

разве это повод, чтобы разрушать страну? Ломать легче, чем строить. А вот

как сделать лучше?

Дать возможность высказаться учащимся, услышать других, высказать свою

точку зрения, используя свой жизненный опыт, знания, – это самый верный

путь к пробуждению активной мыслительной деятельности.

На уроках мы говорим о мировоззрении писателей. Революционер – демократ

Н.А. Некрасов свою Лиру посвятил служению народа. Какой сложный путь

прошел Ф.М. Достоевский в поисках верных ответов на вопрос «как жить» и

выразил свое понимание в произведениях. Для ученика еще один повод

задуматься над тем, какие жизненные ценности в приоритете у него.

Содержание художественного произведения – это история в лицах, а не

только в цифрах. История становится ближе и понятней в лицах, реальных

или вымышленных. Люди жили, мыслили и чувствовали. Действовали в

соответствии со своими убеждениями. Прошло время, и мы уже можем

сказать, что было правильным, что ошибочным. Понять, чтобы научиться

поступать правильно нам. В истории нашей страны есть немало

драматических моментов, повлиявших на ход развития страны, на судьбы

отдельных людей. Так стоит ли нам повторять ошибки? Или, может, опыт

прошлого нас чему-то научил?

Не отстраненное рассуждение, а конкретное видение ситуации включает

ученика в процесс обсуждения. Пусть задает вопросы, спорит, выражает свое

мнение, ищет аргументы. Главное, чтобы не оставался равнодушным.

На уроках русского языка нужно использовать тексты, связанные с историей

нашей страны, конструировать предложения с историческими датами.

Богатый материал для обсуждения дают пословицы и поговорки. Вопросы

помогут учащимся осмыслить нравственные ценности с учетом личностной

позиции, определить их значимость в жизни человека и общества. Задания

практического характера позволяют повторить и закрепить правила

орфографии, пунктуации, виды разбора.

Таким образом, шаг за шагом определяем ценности, которые станут основой

поведения личности в обществе.



В раздел образования