Автор: Самарина Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №75
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Фразеологизмы -антонимы"
Раздел: начальное образование
Урок: русский язык, 4 класс.
Программа: « Перспектива».
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: « Фразеологизмы – антонимы».
Цели: - познакомить обучающихся с фразеологизмами – антонимами;
- учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
- учить находить фразеологизмы – антонимы в тексте и употреблять их в речи.
Задачи урока:
Образовательная:
-учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
- учить находить фразеологизмы – антонимы в тексте и употреблять их в речи.
Развивающая:
способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
учебник «Русский язык» ;
ИКТ
карточки с заданиями для работы в группах, работы в парах.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
1)
различать и выделять фразеологизмы в речи,
2)
конструировать фразеологизмы-антонимы и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять
разбор слова по составу; проявлять
терпение в учебной деятельности, работать
в парах и самостоятельно,
оценивать
свои умения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: формирование чувства гордости за свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Этап урока
Деятельность учителя
Предполагаемая деятельность
учащихся
Материалы, оборудование
t
1. Орг.момент
2. АОЗ
Работа со
словарем
1) На экране появляется слайд № 1.
- Прочитайте. Какие ассоциации
возникли? Как вы думаете, о чем пойдет
речь на уроке?
- Что такое словарь?
- Какие бывают словари?
- Для чего нужны словари?
2) - Сегодня мы поработаем с одним из
этих
словарей.
А
каким,
вы
сейчас
поймете сами.
- Прочитайте . Какие мысли возникли?
-
Значит
с
каким
словарем
будем
работать?
- Что такое фразеологизмы?
-
Обратимся
к
толковому
словарю.
И ва н о ва
К р и с т и н а
п о д г о т о в и л а
определение этого понятия.
- Давайте попробуем объяснить значение
представленных фразеологизмов.
-
Давайте
проверим.
Откройте
2ч.
Р у с с к о г о
я з ы к а .
Н а й д и т е
фразеологический словарь.
- Вы отлично справились.
- О словарях.
- Справочная книга.
- Толковый, обратный,
фразеологический…
- Чтобы быть грамотными, уметь
объяснять, растолковывать смысл,
значения слов. Объяснять
происхождения слов.
- Это фразеологизмы.
- С фразеологическим словарем.
- Устойчивые сочетания слов.
- В переводе с древнегреческого
языка: «фразис» - «выражение»,
«логос» - «понятие».
- Высказывания детей.
(Учащиеся находят толкование
фразеологизмов)
Слайд № 1
С-слово
Л-любознательность
О-образование,обучение
В-внимание
А-алфавит
Р-развитие
Ь-
Появляется слайд № 2.
Бить ключом
Яблоку негде упасть
Кот наплакал
Появляется слайд № 2.
Бить ключом (бурно протекать)
Яблоку негде упасть (много народу)
Кот наплакал (очень мало)
3) Постановка
учебной
проблемы
4) Открытие
нового знания
- Прочитайте.
- Вам понятен смысл предложения?
- Прочитайте следующие два
предложения.
- Что общего во 2 и 3 предложениях?
- Какое из предложений по смыслу
похоже на первое? Почему?
- А почему 3-е предложение не
подходит?
- Что можно сказать об этих
фразеологизмах?
- Как называются слова
противоположные по смыслу?
- А как называются устойчивые
выражения, противоположные по
смыслу?
- Да.
- Есть фразеологизмы.
А) дети предлагают разные
варианты;
Б) дети предлагают только
второе.
- Изменился смысл предложения.
- Они противоположны по
смыслу.
- Антонимы.
- Фразеологизмы – антонимы.
Появляется слайд № 3.
1. Вера Сергеевна объясняла
решение задачи, а Петя не слушал.
(на слайде появляются 2, 3 предлож.)
2. Вера Сергеевна объясняла
решение задачи, а Петя ловил ворон.
3. Вера Сергеевна объясняла
решение задачи, а Петя держал ухо
востро.
На слайде № 3 высвечиваются только
фразеологизмы.
5)
Целеполагание
- Кто сформулирует тему нашего урока?
- Каковы цели нашего урока?
Физ.минутка
- Фразеологизмы – антонимы.
- Познакомиться с
фразеологизмами – антонимами.
- Учиться находить их в словаре и
тексте и объяснять их значение.
- Учиться употреблять их в речи.
Слайд № 4 с темой.
На слайде № 4 появляются учебные
задачи.
6) Закрепление
знаний
Работа в парах
Работа в
группах
- Хотите проверить свои силы?
- Тогда поработаем в парах.
(слайд № 5)
- Какое задание вы могли бы
предложить?
(проверка по эталону)
- Оцените свою работу в паре.
- Нужно еще поработать.?
- Тогда поработаем в группах.
- Я предлагаю вам следующее задание:
Прочитайте предложение. Найдите
фразеологизм. Используя подсказку
подбери и замени фразеологизмами –
антонимами.
- Оцените свою работу в группе
- Да.
- Найти фразеологизмы –
антонимы.
(Выполняют упражнение «Встали
– сели – сели ниже»).
- Да.
Слайд № 5
Работа в парах.
1. Прочитайте:
Кот наплакал – Хоть пруд пруди
Как воды в рот набрал – Язык без
костей
Тютелька в тютельку – Спустя
рукава
2. Объясните значение
фразеологизмов.
(появляется 3)
3. Найдите фразеологизмы –
антонимы в словаре.
Слайд № 6
Работа в группах.
1 группа:
Кирилл целый день гонял лодыря.
(работал не покладая рук, мчался на
всех парусах)
2 группа:
Мой друг Юра живет от школы рукой
подать.
(за тридевять земель, в поте лица)
3 группа;
В нашей речке карасей хоть пруд
пруди.
(с гулькин нос, как рыба в воде)
7) Итог урока
- Подведем итог урока.
- Какие открытия сделали?
- Как шли к нашей цели? С чем
работали?
- Я узнал, что есть
фразеологизмы – антонимы.
- А я узнал новые фразеологизмы.
- А я учился употреблять
фразеологизмы в речи.
- Работали со словарем.
- Работали в группе, паре,
индивидуально.
8) Рефлексия
- А теперь, вспомните, как вы работали
на уроке и оцените свою работу,
используя фразеологизмы. (Слайд № 7)
Слайд № 7
1. Я переливал из пустого в
порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
9) Д/з
1) по ученику упр.78;
2) работа со словарем: найти пару
фразеологизмов – антонимов и составь
предложения.
3) творческая работа: проиллюстрируй
любой фразеологизм.
Слайд № 8 с д/з
Слайд № 9 «Спасибо за урок…»