Автор: Царёва Елена Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ г. иркутска СОШ № 39
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Эмоции и мимика"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет. Класс
Психология. Учащиеся 5 класса
Тема
Эмоции и мимика
Тип урока
Коррекционно-развивающее занятие
Форма урока
комбинированный
Время реализации урока
40 минут
Цели для ученика
Образовательные: развитие понятийного аппарата.
Развивающие:
развитие
навыков
понимания
окружающих
(взаимопонимания), развитие навыков эмпатии.
Воспитательные:
воспитание
эмоциональной
культуры
школьников.
Цели для учителя
Образовательные: развитие понятийного аппарата.
Развивающие:
развитие
навыков
понимания
окружающих
(взаимопонимания), развитие навыков эмпатии.
Воспитательные:
воспитание
эмоциональной
культуры
школьников.
Формы контроля
Устный опрос, выполнение заданий «Понимаете ли вы язык
мимики?», «Угадай эмоцию».
Домашнее задание
Сделать
подборку
фотографий
с
изображением
эмоций,
выражаемых
человеком
(подобрать
наиболее
интересные,
трудночитаемые эмоции).
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Используемые
м е т о д ы ,
п р и е м ы ,
Формируемые УУД
Результат
взаимодейств
1
формы
ия
(сотрудничес
тва)
Организа
ционный
момент
Ритуал приветствия.
Постановка цели и задач урока.
М о т и в а ц и я
у ч е б н о й
деятельности учащихся.
Подготовка
к л а с с а
к
работе.
Показать
условным
с и г н а л о м
с в о ю
готовность к работе.
Сообщение
темы
и
задач работы на уроке.
Выражать положител
ьное
отношение
к
процессу
познания.
Проявлять внимание,
удивление,
желание
больше узнать.
Готовность
работать,
понимание
необходимос
ти
изучения
данной темы
в
контексте
личностного
р о с т а
и
развития
социальной
компетентно
сти.
Основная
часть
Мини-лекция
В
п с и х о л о г и и
э м о ц и и
определяются как переживание
человеком
в
данный
момент
своего отношения к чему-либо.
Эмоции (от лат.) – возбуждаю,
волную.
Виды эмоций:
-
стенические
(повышаю-щие
жизнедеятельность
организма)
и астенические (ослабляющие);
- положительные (приятные) и
отрицатель-ные (неприятные);
- смешанные эмоции (например,
Актуализация
знаний.
Первичное
усвоение
новых знаний.
Мини-лекция.
В о п р о с ы
д л я
обсуждения.
Классифицировать об
ъекты (объединять
в
г р у п п ы
п о
существенному
признаку).
Приводить примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
Высказывать предпол
ожения, обсуждать п
роблемные вопросы.
Знать:
понятие
«эмоции»,
«мимика»,
типы
эмоций.
Уметь:
различать
типы
эмоций.
2
получение
удовольствия
от
страха в «комнате ужасов»).
Способы при помощи которых
человек выражает эмоции – это
речь и мимика.
Мимика – внешнее выражение
п с и х и ч е с к и х
с о с т о я н и й ,
п р о я в л я ю щ е е с я
в
выразительных
движе-ниях
мышц лица.
В
мимике
и
пантомимике
н а ход я т
с в о ё
о т р а ж е н и е
характерологические
особенности
того
или
иного
человека.
Н е у м е н и е
о с о з н а в а т ь
с о б с т в е н н ы е
э м о ц и и
и
у п р а в л я т ь
и м и
( к а к
о т р и ц а т е л ь н ы м и ,
т а к
и
п ол ож и т е л ь н ы м и )
д е л а е т
человека
беззащитным
перед
стрессами, страхами, чувством
вины. Если вы не знаете какая
эмоция руководит вами, вы не
можете контролировать себя.
Невозможность
понимать
и
оценивать эмоции других людей
создаёт серьёзные сложности в
общении
и
взаимопонимании.
Т а к а я
э м о ц и о н а л ь н а я
3
компетентность
часто
служит
причиной стрессов.
Вопросы
для
обсуждения:
Какие
функции
выполняют
эмоции?
Представьте,
что
человек
не
может
испытывать
эмоции.
Опишите какой будет его жизнь.
С
к а к и м и
т р у д н о с т я м и
столкнётся человек, если он не
умеет понимать свои эмоции и
эмоции других людей?
Какие
способы
управления
эмоциями вы знаете?
Основная
часть
Упражнение. “Понимаете ли вы
язык мимики?”
Перед вами 9 выражений лица,
в
к о т о р ы х
х у д о ж н и к
з а к о д и р о в а л
д е в я т ь
эмоциональных
с о с тояний
человека.
Попытайтесь
их
расшифровать.
Работа
с
таблицей
чувств,
представленной в виде
компьютерной
презентации
(Приложение 1).
Развитие
способности
понимать
эмоциональные
состояния
дру ги х
людей
Расширение
представлени
й
о
м и р е
человеческих
ч у в с т в
и
переживаний
.
Основная
часть
Работа
в
парах.
Выполнение
упражнения «Угадай эмоцию».
Каждой паре предлагается семь
фотографий
с
изображением
различных
эмоциональных
с о с т о я н и й ,
н е о б х о д и м о
рассмотреть
фотографии
и
попробовать определить эмоции
Самостоятельн
а я
р а б о т а .
Осуществляют
самопроверку,
пошагово
с р а в н и в а я
с
эталоном.
Работа в парах.
Упражнение
«Угадай
эмоцию».
Применять
правила делового
сотрудничества: срав
нивать разные
точки
зрения;
считаться
с
мне ние м
д р у г о г о
человека.
Уметь:
определять
э м о ц и и
и
эмоциональн
ые состояния
по
мимике,
обозначать
их
словесно;
4
человека по мимике.
Ключ:
1) Удивление, любопытство;
2) Недоброжелательность,
сосредоточенность,
настороженность;
3) Задумчивость,
озадаченность;
4) Грусть, обидчивость,
подозрительность;
5) Превосходство;
6) Презрение;
7) Любопытство, удивление.
Проявлять терпение
и
доброжелательность
в споре (дискуссии),
д о в е р и е
к
собеседнику
(соучастнику)
деятельности.
применять
навыки
сотрудничест
ва.
Основная
часть
Упражнение «Десять комнат».
Представьте,
что
мы
живём
в
доме,
в
котором
есть
десять
комнат.
Восемь
из
них
имеют
названия
«Радость»,
«Страх»,
« Г н е в » ,
« А г р е с с и я » ,
«Надежда»,
«Одиночество»,
«Удивление»,
«Печаль»,
а
две
комнаты не имеют названия.
П р и д у м а й т е
с и м в о л
и л и
рисунок
для
каждой
двери,
п о д у м а й т е ,
с
ч е м
ассоциируются
у
вас
э т и
эмоции и чувства, что вызывает
эти
эмоции
и
чувства?
Какой
могла
бы
быть
вывеска
на
двери? Придумайте названия и
Рефлексия
собственных
ч у в с т в
и
эмоций.
Упражнение
«Десять
комнат».
А н а л и зи р о ват ь
и
характеризовать
собственные
эмоциональные
состояния и чувства.
Осознание
собственных
ч у в с т в
и
эмоций.
5
рисунки
для
двух
оставшихся
комнат, это могут быть чувства
и эмоции, которые имеют для
вас значение.
Ответьте на вопросы:
В
какую
комнату
вы
чаще
открываете дверь?
А где наоборот бываете редким
гостем?
В каких комнатах теряете силы?
А
гд е
н а б и р а е т е с ь
с и л ,
чувствуете себя увереннее?
В каких комнатах вам приятно
находиться?
В какие комнаты вы не любите
заглядывать? Почему?
Что почувствовали, работая над
этим
упражнениям?
О
чём
задумались?
Заключит
ельная
часть
Рефлексия
(подведение
итогов
занятия).
Ваши впечатления?
Чему научились?
Информация
о
д ома ш н е м
задании,
инструктаж
по
его
выполнению.
Осуществляют
самооценку
собственной
деятельности,
соотносят
цель
и
результаты,
с т е п е н ь
и х
соответствия.
Домашнее
задание:
с д е л ат ь
п о д б о р к у
ф о т о г р а ф и й
с
изображением эмоций,
выражаемых
человеком
(подобрать
наиболее
интересные,
трудночитаемые
эмоции).
Оценивать собственн
ую
д е я т е л ь н о с т ь :
свои
д о с т иже ния,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
п р и ч и н ы
н е уд а ч .
Анализировать эмоци
ональные
состояния,
п о л у ч е н н ы е
о т
успешной
Самооценка
собственной
деятельности
.
6
(неуспешной)
деятельности, оценив
ать их
влияние
на
настроение человека.
7