Напоминание

"Эмоции и мимика"


Автор: Царёва Елена Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ г. иркутска СОШ № 39
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Эмоции и мимика"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет. Класс

Психология. Учащиеся 5 класса

Тема

Эмоции и мимика

Тип урока

Коррекционно-развивающее занятие

Форма урока

комбинированный

Время реализации урока

40 минут

Цели для ученика

Образовательные: развитие понятийного аппарата.

Развивающие:

развитие

навыков

понимания

окружающих

(взаимопонимания), развитие навыков эмпатии.

Воспитательные:

воспитание

эмоциональной

культуры

школьников.

Цели для учителя

Образовательные: развитие понятийного аппарата.

Развивающие:

развитие

навыков

понимания

окружающих

(взаимопонимания), развитие навыков эмпатии.

Воспитательные:

воспитание

эмоциональной

культуры

школьников.

Формы контроля

Устный опрос, выполнение заданий «Понимаете ли вы язык

мимики?», «Угадай эмоцию».

Домашнее задание

Сделать

подборку

фотографий

с

изображением

эмоций,

выражаемых

человеком

(подобрать

наиболее

интересные,

трудночитаемые эмоции).

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Используемые

м е т о д ы ,

п р и е м ы ,

Формируемые УУД

Результат

взаимодейств

1

формы

ия

(сотрудничес

тва)

Организа

ционный

момент

Ритуал приветствия.

Постановка цели и задач урока.

М о т и в а ц и я

у ч е б н о й

деятельности учащихся.

Подготовка

к л а с с а

к

работе.

Показать

условным

с и г н а л о м

с в о ю

готовность к работе.

Сообщение

темы

и

задач работы на уроке.

Выражать положител

ьное

отношение

к

процессу

познания.

Проявлять внимание,

удивление,

желание

больше узнать.

Готовность

работать,

понимание

необходимос

ти

изучения

данной темы

в

контексте

личностного

р о с т а

и

развития

социальной

компетентно

сти.

Основная

часть

Мини-лекция

В

п с и х о л о г и и

э м о ц и и

определяются как переживание

человеком

в

данный

момент

своего отношения к чему-либо.

Эмоции (от лат.) – возбуждаю,

волную.

Виды эмоций:

-

стенические

(повышаю-щие

жизнедеятельность

организма)

и астенические (ослабляющие);

- положительные (приятные) и

отрицатель-ные (неприятные);

- смешанные эмоции (например,

Актуализация

знаний.

Первичное

усвоение

новых знаний.

Мини-лекция.

В о п р о с ы

д л я

обсуждения.

Классифицировать об

ъекты (объединять

в

г р у п п ы

п о

существенному

признаку).

Приводить примеры в

качестве

доказательства

выдвигаемых

положений.

Высказывать предпол

ожения, обсуждать п

роблемные вопросы.

Знать:

понятие

«эмоции»,

«мимика»,

типы

эмоций.

Уметь:

различать

типы

эмоций.

2

получение

удовольствия

от

страха в «комнате ужасов»).

Способы при помощи которых

человек выражает эмоции – это

речь и мимика.

Мимика – внешнее выражение

п с и х и ч е с к и х

с о с т о я н и й ,

п р о я в л я ю щ е е с я

в

выразительных

движе-ниях

мышц лица.

В

мимике

и

пантомимике

н а ход я т

с в о ё

о т р а ж е н и е

характерологические

особенности

того

или

иного

человека.

Н е у м е н и е

о с о з н а в а т ь

с о б с т в е н н ы е

э м о ц и и

и

у п р а в л я т ь

и м и

( к а к

о т р и ц а т е л ь н ы м и ,

т а к

и

п ол ож и т е л ь н ы м и )

д е л а е т

человека

беззащитным

перед

стрессами, страхами, чувством

вины. Если вы не знаете какая

эмоция руководит вами, вы не

можете контролировать себя.

Невозможность

понимать

и

оценивать эмоции других людей

создаёт серьёзные сложности в

общении

и

взаимопонимании.

Т а к а я

э м о ц и о н а л ь н а я

3

компетентность

часто

служит

причиной стрессов.

Вопросы

для

обсуждения:

Какие

функции

выполняют

эмоции?

Представьте,

что

человек

не

может

испытывать

эмоции.

Опишите какой будет его жизнь.

С

к а к и м и

т р у д н о с т я м и

столкнётся человек, если он не

умеет понимать свои эмоции и

эмоции других людей?

Какие

способы

управления

эмоциями вы знаете?

Основная

часть

Упражнение. “Понимаете ли вы

язык мимики?”

Перед вами 9 выражений лица,

в

к о т о р ы х

х у д о ж н и к

з а к о д и р о в а л

д е в я т ь

эмоциональных

с о с тояний

человека.

Попытайтесь

их

расшифровать.

Работа

с

таблицей

чувств,

представленной в виде

компьютерной

презентации

(Приложение 1).

Развитие

способности

понимать

эмоциональные

состояния

дру ги х

людей

Расширение

представлени

й

о

м и р е

человеческих

ч у в с т в

и

переживаний

.

Основная

часть

Работа

в

парах.

Выполнение

упражнения «Угадай эмоцию».

Каждой паре предлагается семь

фотографий

с

изображением

различных

эмоциональных

с о с т о я н и й ,

н е о б х о д и м о

рассмотреть

фотографии

и

попробовать определить эмоции

Самостоятельн

а я

р а б о т а .

Осуществляют

самопроверку,

пошагово

с р а в н и в а я

с

эталоном.

Работа в парах.

Упражнение

«Угадай

эмоцию».

Применять

правила делового

сотрудничества: срав

нивать разные

точки

зрения;

считаться

с

мне ние м

д р у г о г о

человека.

Уметь:

определять

э м о ц и и

и

эмоциональн

ые состояния

по

мимике,

обозначать

их

словесно;

4

человека по мимике.

Ключ:

1) Удивление, любопытство;

2) Недоброжелательность,

сосредоточенность,

настороженность;

3) Задумчивость,

озадаченность;

4) Грусть, обидчивость,

подозрительность;

5) Превосходство;

6) Презрение;

7) Любопытство, удивление.

Проявлять терпение

и

доброжелательность

в споре (дискуссии),

д о в е р и е

к

собеседнику

(соучастнику)

деятельности.

применять

навыки

сотрудничест

ва.

Основная

часть

Упражнение «Десять комнат».

Представьте,

что

мы

живём

в

доме,

в

котором

есть

десять

комнат.

Восемь

из

них

имеют

названия

«Радость»,

«Страх»,

« Г н е в » ,

« А г р е с с и я » ,

«Надежда»,

«Одиночество»,

«Удивление»,

«Печаль»,

а

две

комнаты не имеют названия.

П р и д у м а й т е

с и м в о л

и л и

рисунок

для

каждой

двери,

п о д у м а й т е ,

с

ч е м

ассоциируются

у

вас

э т и

эмоции и чувства, что вызывает

эти

эмоции

и

чувства?

Какой

могла

бы

быть

вывеска

на

двери? Придумайте названия и

Рефлексия

собственных

ч у в с т в

и

эмоций.

Упражнение

«Десять

комнат».

А н а л и зи р о ват ь

и

характеризовать

собственные

эмоциональные

состояния и чувства.

Осознание

собственных

ч у в с т в

и

эмоций.

5

рисунки

для

двух

оставшихся

комнат, это могут быть чувства

и эмоции, которые имеют для

вас значение.

Ответьте на вопросы:

В

какую

комнату

вы

чаще

открываете дверь?

А где наоборот бываете редким

гостем?

В каких комнатах теряете силы?

А

гд е

н а б и р а е т е с ь

с и л ,

чувствуете себя увереннее?

В каких комнатах вам приятно

находиться?

В какие комнаты вы не любите

заглядывать? Почему?

Что почувствовали, работая над

этим

упражнениям?

О

чём

задумались?

Заключит

ельная

часть

Рефлексия

(подведение

итогов

занятия).

Ваши впечатления?

Чему научились?

Информация

о

д ома ш н е м

задании,

инструктаж

по

его

выполнению.

Осуществляют

самооценку

собственной

деятельности,

соотносят

цель

и

результаты,

с т е п е н ь

и х

соответствия.

Домашнее

задание:

с д е л ат ь

п о д б о р к у

ф о т о г р а ф и й

с

изображением эмоций,

выражаемых

человеком

(подобрать

наиболее

интересные,

трудночитаемые

эмоции).

Оценивать собственн

ую

д е я т е л ь н о с т ь :

свои

д о с т иже ния,

самостоятельность,

инициативу,

ответственность,

п р и ч и н ы

н е уд а ч .

Анализировать эмоци

ональные

состояния,

п о л у ч е н н ы е

о т

успешной

Самооценка

собственной

деятельности

.

6

(неуспешной)

деятельности, оценив

ать их

влияние

на

настроение человека.

7



В раздел образования