Напоминание

"Информационные технологии как средство коррекции дисграфии обучающися с ОВЗ"


Автор: Ковда Светлана Изиляевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Информационные технологии как средство коррекции дисграфии обучающися с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Информационные технологии как средство коррекции дисграфии

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Ковда С.И., учитель-логопед

ГБОУ Уфимская

коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №59 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушение

письма

у

младших

школьников

с

интеллектуальной

недостаточностью изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос

остается

одной

из

актуальных

проблем

логопедии.

Своевременное

выявление нарушений письма, точное определение их механизма в каждом

отдельном случае, чрезвычайно важно для построения и эффективности

логопедической работы.

Система логопедических занятий для обучающихся коррекционной школы с

интеллектуальными нарушениями построена с учетом специфики основного

дефекта

детей

и

предусматривает

поэтапное

устранение

речевых

недостатков обучающихся. Важно организовать процесс коррекции таким

образом,

чтобы

ребёнок

активно,

с интересом

и увлечением

работал

на

занятиях логопеда, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь

логопеду в решении данной задачи может сочетание традиционных методов

обучения и использования информационных технологий.

В основу использования информационных технологий в отечественной

педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические

положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В.

Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.

Элькониным и др.

В

отечественной

специальной

литературе

вопросами

исследований,

касающихся

применения

компьютерной

техники

в коррекционной

работе

с о бу ч а ю щ и м и

с ОВЗ

занимаются Е. П. С и н е в а ,

О . И. Кукушкина,

А. Ю. Исаков и др.

Информационные

технологии

стали

перспективным

средством

коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи

и письма.

Коррекционно-воспитательная

работа

с д е т ь м и

с ОВЗ,

предполагает

использование

специализированных

или

адаптированных

компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических

и развивающих.

Эффект

их

применения

зависит

от

профессиональной

компетенции педагога, умения использовать информационные технологии

в систему

обучения

каждого

ребёнка,

создавая

большую

мотивацию

и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу

выбора форм и средств деятельности. В связи с этим одной из актуальных

задач логопедии остаётся поиск оптимальных путей коррекции недостатков

письменной и устной речи с помощью компьютерных технологий. Занятия

по

коррекции

смешанной

дисграфии

с применением

компьютера —

это

и актуально

и современно,

они

нравятся

детям,

выступают

в роли

дополнительного

стимула

саморазвития,

способствуют

преодолению

речевого

дефекта,

активно

формируют

коммуникативные

особенности

ребёнка

с

интеллектуальной

недостаточностью,

выступают

как

мощное

и эффективное

средство

коррекционного

воздействия.

Дети

получают

эмоциональный

и познавательный

заряд,

вызывающий

у них

желание

рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот

интерес

и лежит

в основе

формирования

таких

важных

структур,

как

познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки

развития логического мышления.

В

настоящее

время

существует

достаточно

большой

арсенал

общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ.

Нами были изучены и апробированы в коррекционном процессе следующие

электронные учебные пособия «Игры для Тигры», "Интерактивные речевые

игры" серии "ФГОС.

Электронные пособия содержат оригинальные практико-ориентированные

интерактивные игры, способствующие развитию

коммуникативных умений у

дошкольников,

предупреждению

и

устранению

ошибок

на

письме

у

дошкольников и младших школьников.

Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень

важно

для

детей,

поскольку

основной

целью

занятий

с компьютерными

программами

является

не

только

приобретение

новых

и закрепление

полученных

ранее

знаний,

но

и эмоциональное

раскрепощение

детей,

активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на

зрительное

восприятие

и контроль

над

результатами

деятельности

пользователя.

В некоторых

упражнениях,

вызывающих

затруднения,

предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом,

активизируются

компенсаторные

механизмы,

позволяющие

сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические

условно-рефлекторные

связи

центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их

основе

формируются

правильные

речевые

навыки,

а в

дальнейшем

самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие

сроки корригировать речевые нарушения.

Вот некоторые задания

программ: - определи, на что похожа буква;

-

выдели

цветом

букву

среди

абстрактного

рисунка;

-

отгадай

загадку — запиши отгадку; - собери из букв заданное слово, фразу;

- вставь недостающую букву в слово и др.

Эти

тренажёры

помогают

решать

самые

разнообразные

логопедические

задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, планомерно работать

над письменной речью, начиная от тренировок в узнавании начертания букв

до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажёры позволяют

внести

игровые

моменты

в процесс

коррекции

речевых

нарушений,

многократно

дублировать

необходимый

тип

упражнений,

использовать

различный

стимульный

материал

(картинки,

буквы,

слоги,

слова,

предложения,

звучащую

речь),

работать

на

разных

уровнях

сложности

в зависимости

от

возможностей

ученика,

одновременно

с логопедической

работой

осуществлять

коррекцию

и развитие

познавательных

процессов.

Логопедические занятия по исправлению смешанной дисграфии можно вести

с помощью «Word» — текстового редактора. Поскольку у детей с дисграфией

очень

часто

формируется

напряжение,

страх

письма,

а также

нежелание

совершенствовать эти навыки, занятие на компьютере частично снимает эти

проблемы,

не

превращая

занятия

в бесконечный

процесс

письма

и переписывания.

Работа

на

компьютере

разнообразна

и привлекательна,

поэтому

вызывает

положительный

эмоциональный

настрой,

что

является

залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения

грамоте —

поиск

нужной

клавиши

сначала

затягивается

во

времени

и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука.

Продолжительность этапа работы с компьютером на логопедическом занятии

не более 5–10 минут.

В

результате

логопедического

сопровождения

обучающихся

с

интеллектуальной недостаточностью было отмечено, что информационные

технологии

стали перспективным средством коррекционно-развивающей

работы с детьми, имеющими нарушениями речи и письма.

Таким

образом,

информационные

технологии

являются

эффективным

техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить

коррекционно-развивающий

процесс,

стимулировать

индивидуальную

деятельность,

развивать

познавательные

процессы

и

расширить

кругозор

обучающегося, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в

современном обществе.



В раздел образования