Автор: Ковда Светлана Изиляевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Информационные технологии как средство коррекции дисграфии обучающися с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
«Информационные технологии как средство коррекции дисграфии
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Ковда С.И., учитель-логопед
ГБОУ Уфимская
коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №59 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушение
письма
у
младших
школьников
с
интеллектуальной
недостаточностью изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос
остается
одной
из
актуальных
проблем
логопедии.
Своевременное
выявление нарушений письма, точное определение их механизма в каждом
отдельном случае, чрезвычайно важно для построения и эффективности
логопедической работы.
Система логопедических занятий для обучающихся коррекционной школы с
интеллектуальными нарушениями построена с учетом специфики основного
дефекта
детей
и
предусматривает
поэтапное
устранение
речевых
недостатков обучающихся. Важно организовать процесс коррекции таким
образом,
чтобы
ребёнок
активно,
с интересом
и увлечением
работал
на
занятиях логопеда, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь
логопеду в решении данной задачи может сочетание традиционных методов
обучения и использования информационных технологий.
В основу использования информационных технологий в отечественной
педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические
положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В.
Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.
Элькониным и др.
В
отечественной
специальной
литературе
вопросами
исследований,
касающихся
применения
компьютерной
техники
в коррекционной
работе
с о бу ч а ю щ и м и
с ОВЗ
занимаются Е. П. С и н е в а ,
О . И. Кукушкина,
А. Ю. Исаков и др.
Информационные
технологии
стали
перспективным
средством
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
и письма.
Коррекционно-воспитательная
работа
с д е т ь м и
с ОВЗ,
предполагает
использование
специализированных
или
адаптированных
компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических
и развивающих.
Эффект
их
применения
зависит
от
профессиональной
компетенции педагога, умения использовать информационные технологии
в систему
обучения
каждого
ребёнка,
создавая
большую
мотивацию
и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу
выбора форм и средств деятельности. В связи с этим одной из актуальных
задач логопедии остаётся поиск оптимальных путей коррекции недостатков
письменной и устной речи с помощью компьютерных технологий. Занятия
по
коррекции
смешанной
дисграфии
с применением
компьютера —
это
и актуально
и современно,
они
нравятся
детям,
выступают
в роли
дополнительного
стимула
саморазвития,
способствуют
преодолению
речевого
дефекта,
активно
формируют
коммуникативные
особенности
ребёнка
с
интеллектуальной
недостаточностью,
выступают
как
мощное
и эффективное
средство
коррекционного
воздействия.
Дети
получают
эмоциональный
и познавательный
заряд,
вызывающий
у них
желание
рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот
интерес
и лежит
в основе
формирования
таких
важных
структур,
как
познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки
развития логического мышления.
В
настоящее
время
существует
достаточно
большой
арсенал
общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ.
Нами были изучены и апробированы в коррекционном процессе следующие
электронные учебные пособия «Игры для Тигры», "Интерактивные речевые
игры" серии "ФГОС.
Электронные пособия содержат оригинальные практико-ориентированные
интерактивные игры, способствующие развитию
коммуникативных умений у
дошкольников,
предупреждению
и
устранению
ошибок
на
письме
у
дошкольников и младших школьников.
Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень
важно
для
детей,
поскольку
основной
целью
занятий
с компьютерными
программами
является
не
только
приобретение
новых
и закрепление
полученных
ранее
знаний,
но
и эмоциональное
раскрепощение
детей,
активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.
Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на
зрительное
восприятие
и контроль
над
результатами
деятельности
пользователя.
В некоторых
упражнениях,
вызывающих
затруднения,
предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом,
активизируются
компенсаторные
механизмы,
позволяющие
сформировать
устойчивые
визуально-кинестетические
условно-рефлекторные
связи
центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их
основе
формируются
правильные
речевые
навыки,
а в
дальнейшем
самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие
сроки корригировать речевые нарушения.
Вот некоторые задания
программ: - определи, на что похожа буква;
-
выдели
цветом
букву
среди
абстрактного
рисунка;
-
отгадай
загадку — запиши отгадку; - собери из букв заданное слово, фразу;
- вставь недостающую букву в слово и др.
Эти
тренажёры
помогают
решать
самые
разнообразные
логопедические
задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, планомерно работать
над письменной речью, начиная от тренировок в узнавании начертания букв
до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажёры позволяют
внести
игровые
моменты
в процесс
коррекции
речевых
нарушений,
многократно
дублировать
необходимый
тип
упражнений,
использовать
различный
стимульный
материал
(картинки,
буквы,
слоги,
слова,
предложения,
звучащую
речь),
работать
на
разных
уровнях
сложности
в зависимости
от
возможностей
ученика,
одновременно
с логопедической
работой
осуществлять
коррекцию
и развитие
познавательных
процессов.
Логопедические занятия по исправлению смешанной дисграфии можно вести
с помощью «Word» — текстового редактора. Поскольку у детей с дисграфией
очень
часто
формируется
напряжение,
страх
письма,
а также
нежелание
совершенствовать эти навыки, занятие на компьютере частично снимает эти
проблемы,
не
превращая
занятия
в бесконечный
процесс
письма
и переписывания.
Работа
на
компьютере
разнообразна
и привлекательна,
поэтому
вызывает
положительный
эмоциональный
настрой,
что
является
залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения
грамоте —
поиск
нужной
клавиши
сначала
затягивается
во
времени
и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука.
Продолжительность этапа работы с компьютером на логопедическом занятии
не более 5–10 минут.
В
результате
логопедического
сопровождения
обучающихся
с
интеллектуальной недостаточностью было отмечено, что информационные
технологии
стали перспективным средством коррекционно-развивающей
работы с детьми, имеющими нарушениями речи и письма.
Таким
образом,
информационные
технологии
являются
эффективным
техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить
коррекционно-развивающий
процесс,
стимулировать
индивидуальную
деятельность,
развивать
познавательные
процессы
и
расширить
кругозор
обучающегося, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в
современном обществе.