Авторы: Залетова Наталья Владимировна, Алендеева Ольга Анатольевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №62
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Родительское собрание – практикум "Дорожная азбука для родителей и детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание – практикум
«Дорожная азбука дляродителейи детей младшего
дошкольного возраста»
Цель:
*организация совместной деятельности воспитателей и родителей по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения
культуры участников дорожного движения;
* формирование у взрослых и детей основы соблюдения и реализации
правил дорожного движения в жизни;
Задачи:
*побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное
для сохранения жизни и здоровья их детей;
*ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками,
способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.
Предварительная работа:
1. Наглядная информация для детей и взрослых в широком доступе (уголок
правил дорожного движения, наглядные материалы,)
2. Приобщение родителей к подготовке атрибутов для уголка по правилам
дорожного движения.
3. Дидактические игры с детьми по изучению правил дорожного движения
(«Юный пешеход», «Транспорт», «Сигналы светофора»)
Участники: воспитатели, родители, дети.
План проведения собрания:
1. Презентация уголка безопасного движения.
2. Вступительное слово воспитателя.
3. Дискуссия родителей в решении проблемных ситуаций.
4. Конкурс для родителей на знание правил дорожного движения.
5. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
6.Совместная деятельность родителей и детей (аппликация «Светофор»).
7. Памятка для родителей.
8. Задание для родителей.
9. Приложение (анкеты и памятки для родителей)
Оформление:
Материалы правил дорожного движения (дидактические игры, атрибуты
уголка дорожной безопасности, макет светофора, знаки дорожного
движения, книги и т.д.)
Ход собрания:
1.Вступительное слово воспитателя (актуальность выбранной темы):
Уважаемые родители!
Наша сегодняшняя встреча посвящена очень важной проблеме - воспитанию
у детей навыков безопасного поведения на улицах города. И девиз нашего
собрания: «Дети – это счастье. А счастливые и здоровые
дети – это
счастье
вдвойне».
Ни
для
кого
не
секрет,
что
улица
для
детей
-
это
сложный,
коварный,
о б м а н ч и в ы й
м и р ,
п о л н ы й
с к р ы т ы х
о п а с н о с т е й .
Поэтому
обеспечение
безопасности
детей
на
дорогах
является
важной
задачей государства и нашего детского сада в частности. Наша задача сделать
все
необходимое,
чтобы
ни
в
одну
семью
не
пришла
беда.
Обучение
правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей.
Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной
ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице,
осторожными
и
осмотрительными.
А
родителям
не
совершать
самую
распространенную ошибку, действуя по принципу «со мной можно». Если на
собственном примере
Вы показываете ребенку, как перебежать дорогу на
красный
сигнал
светофора,
то
будьте
уверены,
оставшись
один,
он
попытается повторить эту ситуацию. Уважаемые родители, помните, если Вы
нарушаете Правила, то ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах
сформировать
навыки
безопасного
поведения
на
дорогах,
воспитать
сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье
участников
дорожного
движения.
Знание
Правил
дорожного
движения,
привычку всегда
их соблюдать должны прививать
детям родители и
педагоги.
Только
совместными
усилиями
педагогов
и
родителей
можно
научить ребёнка безопасному поведению на дороге.
Проанализировав
достаточно
много
дорожно-транспортных
происшествий
(600ДТП), в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено,
что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места
проживания ребенка. То есть в тех местах, где дети должны были бы хорошо
знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.
Особое внимание этой проблеме нужно уделять с самого раннего возраста.
Как только ребенок научился ходить — он уже пешеход. Сел на велосипед -
уже водитель. Посадили малыша в автомобиль, автобус — он маленький
пассажир. Причем в пункте 22.9 Правил дорожного движения Российской
Федерации
записано:
«Перевозка
детей
до
12-летнего
возраста
в
транспортных
средствах,
оборудованных
ремнями
безопасности,
должна
осуществляться
с
использованием
детских
удерживающих
устройств,
соответствующих весу и росту ребенка». По данным Всемирной организации
здравоохранения,
использование
детских
удерживающих
устройств
позволяет снизить смертность в ДТП среди детей на 54%, риск получения
травм – на 76%, тяжелых травм – на 92%. Мы, взрослые, должны уберечь
ребенка от этих серьезных опасностей.
Необходимость
нашего
собрания
по
правилам
дорожного
движения
продиктована самой жизнью. Статистика детской смертности и повреждения
здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Ежегодно на дорогах
гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине
автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то
унесенная жизнь, трагедия и горе для близких. На улицах нашего города за
последние годы усилился поток транспорта. Ежедневно на дорогах нашей
необъятной страны происходит около тысячи ДТП, в которых погибает до ста
пятидесяти человек, 40% пострадавших - дети, и эта цифра из года в год
растет.
Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи
дорог,
переходят
улицу
в
неположенных
местах,
неправильно
входят
в
т р а н с п о р т н ы е
с р е д с т в а
и
в ы х о д я т
и з
н и х .
Как утверждают психологи, дошкольники еще плохо распознают источники
звука: они слышат только те звуки, которые им интересны, и ориентироваться
им на дороге куда труднее, чем нам, взрослым. У детей до 7 лет, как правило,
отсутствует
надежная
ориентация
(влево,
вправо),
у
них
рассеянное
внимание. Реакция ребенка не такая быстрая, как у взрослого, и времени на
то,
чтобы
отреагировать
на
опасность,
ему
нужно
значительно
больше.
Необходимо иметь в виду еще и то, что у ребенка маленький рост и его может
не заметить водитель.
Ознакомление
детей
в
детском
саду
с
правилами
дорожного
движения
происходит в игровой форме с использованием плакатов, иллюстраций, игр,
игрушек,
театра
кукол.
Обучение
правилам
безопасного
поведения
даст
желаемый результат, если и вы, уважаемые родители, будете включены в эту
работу.
2.Вед: А сейчас я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций.
В н и м а т е л ь н о
п о с л у ш а й т е
и
о т в е т ь т е
н а
в о п р о с ы :
1. Мама с дочкой
идут по улице. На противоположной стороне девочка
видит подружку и бросается к ней через дорогу. Как следовало бы поступить
маме?
2.
Родители
идут
с
ребенком
по
тротуару.
У
ребенка
в
руках
мяч.
Неожиданно мяч падает
и катится на дорогу. Ребенок бежит за ним. Как
должны
отреагировать
родители?
3.
Мама
с
сыном
идут
по
улице.
Встречают
мамину
подружку.
Между
подругами
начинается
оживленная
беседа,
и
мама
отпускает
руку
сына.
Верно, ли поступила мама?
4. Выходя из детского сада, папа сажает ребенка рядом с детским креслом.
Вопрос мамы: « Почему ты не посадил ребенка в кресло?». Ответ папы: «Он
не хочет там сидеть. Да ладно, здесь недалеко и так доедем». Как бы вы
решили
эту
проблему?
4.Конкурс:
«Знаете
ли
вы
правила
дорожного
движения?»
1. Как одним словом назвать эти знаки (черные знаки в красных кругах;
черные
знаки
в
красных
треугольниках;
четырехугольные
синие
знаки)?
(запрещающие;
предупреждающие;
информационно-указательные)
2.
Как
правильно
идти
по
тротуару?
(Идти
по
тротуару
нужно,
придерживаясь
левой
стороны,
чтобы
не
мешать
встречным
пешеходам)
3. Как правильно идти по улице, если нет тротуара? (Идти нужно по обочине
н а в с т р е ч у
и д у щ и м
а в т о м о б и л я м ,
п о
п р а в о й
с т о р о н е )
4. Во сколько лет разрешается ездить на велосипеде по улицам города? (На
велосипеде разрешается ездить по улицам города только с 14- лет)
5.
Игра
«Воробушки
и
автомобиль».Воспитатель
предлагает
поиграть
р од ит е ля м
вме с т е
с
д е т ьми
в подвижную
игру«Воробушки
и
автомобиль»(Цель: приучать
детей
бегать
в
разных
направлениях,
не
наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу
воспитателя, находить своё место)Ход игры:Дети – «воробушки» садятся на
стулья
–
«гнёздышки».
Родитель
изображает
«автомобиль».
После
слов
воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и
бегают
по
площадке,
размахивая
руками
–
«крылышками».
По
сигналу
воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» -
«автомобиль»
выезжает
из
«гаража»,
«воробушки»
улетают
в
«гнёзда»
(садятся на стулья). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
6.Совместная деятельность родителей и детей.
Аппликация «Светофор»
Цель:
* учить детей выполнять аппликацию из готовых деталей;
*закреплять знания о сигналах светофора и что они обозначают;
*закреплять знания основных цветов (красный, желтый, зеленый)
Описание работы:
Родители и дети рассаживаются за столы, где приготовлен материал для
аппликаций: белые листы бумаги, заготовка для светофора, вырезанные из
цветной бумаги круги (красные, желтые, зеленые), клей, кисти,
салфетки.Дети вместе с родителями выполняют аппликацию.
7. Памятка для родителей.
Мы
хотим,
чтобы
всё
сказанное
на
этом
собрании
запомнилось
вам.
Каждому из родителей мы вручаем «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и
обсуждайте различные дорожные ситуации с детьми.
8. Задание для родителей.
Ещё раз покажите своим детям опасные места дороги от дома до детского
сада. Если дети будут наглядно запоминать правила поведения на дороге,
мы сможем избежать
множества
опасных ситуаций и сохраним жизнь
наших детей. Родители - пример для своих детей, они учатся законам улицы,
беря пример с вас. Уберечь ребенка от травматизма на дороге – задача как
педагогов так и родителей. Поэтому в домашних условиях обучайте детей
дисциплинированному
поведению
на
улице,
соблюдению
им
правил
дорожного движения.
Приложение
Анкета для родителей
1.Считаете ли Вы необходимым обучать ребенка правилам дорожного
движения?
- Да
- Со временем он все поймет сам.
- Нет, не считаю.
2. Если вам приходится куда-либо идти пешком и вы с ребенком:
- Переходите дорогу только по пешеходным дорожкам, ориентируясь на
зеленый сигнал светофора;
- Переходите дорогу по пешеходным переходам, если нет машин, и не
смотрите на сигнал светофора;
- Переходите дорогу там, где вам кажется удобным.
3. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать,
что они обозначают?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить.
4. Считаете ли вы, что усилия педагогов детского сада по ознакомлению
детей с правилами безопасности поведения на улице:
- Будут эффективны только при поддержке с вашей стороны;
- Будут эффективны без всякой поддержки с вашей стороны;
- Не эффективны, так как научить безопасности поведения на улице могут
только родители.
5. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по
воспитанию культуры поведения ребенка в общественных местах и на улице?
- Да
- Нет в этом никакой необходимости.
Памятка для родителей.
*Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую
часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что
при переходе дороги нужно сосредоточиться.
*Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы
при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных
дорожным знаком “Пешеходный переход”.
*Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном
случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
*Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на
дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с
большой скоростью и т.д.
*Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев
предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы
дети ее повторяли.
*Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.
Анкета для родителей
1.Кто
играет
основную
роль
в
решении
проблемы
профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма у дошкольников?
*Семья.
*Детский сад.
*Сотрудники ГИБДД.
*Все перечисленные субъекты обучения.
*Затрудняюсь ответить.
2.Знаете ли вы Правила дорожного движения?
*Да, знаю.
*Знаю частично.
*Нет, не знаю.
3.Обучаете ли вы Правилам дорожного движения своих детей дома или
во время прогулок по городу?
*Да.
*Нет.
*Иногда.
4.Знаете
ли
вы,
что
за
нарушения
Правил
дорожного
движения
пешеходами
или
пассажирами
предусмотрена
административная
ответственность в виде штрафа или предупреждения?
*Да.
*Нет.
5.Считаете
ли
вы,
что
штраф
может
оказывать
профилактическое
воздействие на нарушителей?
*Да.
*Нет.
*Затрудняюсь ответить.
6.По какой причине, на ваш взгляд, некоторые несовершеннолетние,
знающие Правила дорожного движения, все же становятся виновниками
дорожно-транспортных происшествий?
*Подражание недисциплинированным взрослым.
*Личные качества ребенка (неумение использовать знания Правил дорожного
движения
в
реальной
обстановке,
невнимательность,
легкомыслие,
недисциплинированность, низкая культура поведения и т. д.).
*Плохая организация движения (отсутствие светофоров, «зебр»).
*Другие причины.
7.Всегда
ли
вы
в
качестве
пешехода
соблюдаете
Правила
дорожного
движения?
*Да, всегда.
*Да, соблюдаю, когда иду с детьми.
*Да, соблюдаю, когда поблизости инспектор ГИБДД.
*Чаще «да», чем «нет».
*Чаще «нет», чем «да».
*Нет, не соблюдаю.
8.Перечислите
меры,
которые
необходимо
принять
для
уменьшения
количества
детей,
пострадавших
в
дорожно-т ранспортных
происшествиях
9.В полной ли мере используют свои возможности в деле профилактики
детского
дорожно-транспортного
травматизма
работники
средств
массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)?
*Да.
*Нет.
*Затрудняюсь ответить.
10.Необходимы
ли
обязательные
занятия
по
Правилам
дорожного
движения с родителями?
*Да.
*Нет.
*Занятия необходимы, но не для всех родителей.
*Затрудняюсь ответить.
11.Нужна ли специальная литература для родителей?
*Да.
*Нет.
*Затрудняюсь ответить.
12.Из каких источников вы наиболее часто получаете информацию по
вопросам безопасности дорожного движения?
*Из газет и журналов.
*Из программ радио и телевидения.
*Из выступлений сотрудников полиции (Госавтоинспекции)
*От друзей.
*От педагогов.
*Из Интернета.
*Информацию не получаю.
13.Надо ли, на ваш взгляд, ввести отдельный предмет по изучению
Правил дорожного движения?
*Да.
*Нет.
*Затрудняюсь ответить.
14.Поддерживаете
ли
вы
предложение
разрешить
управление
автомобилями гражданам, достигшим 16-летнего возраста? (В настоящее
время – с 18 лет).
*Да.
*Нет.
*Затрудняюсь ответить.
15.Были
ли
вы
участником
дорожно-транспортных
происшествий
за
последний год?
*Да.
*Нет.
В заключение просим вас сообщить несколько слов о себе:
16.К какой из основных категорий участников дорожного движения вы
себя относите?
*Пешеход.
*Мотоциклист.
*Водитель.
17.Укажите ваш возраст:
18.Ваше образование:
*Неполное среднее.
*Среднее.
*Среднее специальное.
*Незаконченное высшее.
*Высшее.
19.Водительский стаж:
*Не имею.
*До 1 года.
*От 1 года до 3 лет.
*От 3 до 5 лет.
*От 5 до 10 лет.
*Более 10 лет.
Признательны вам за участие в анкетировании
Удачи вам на дорогах!
Спасибо!
Игры по ПДД для детей младшего дошкольного возраста
1.Светофор.
Цель игры:
*закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.
*закрепить представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).
Материал: цветные картонные кружи (красный, желтый, зеленый); макет
светофора.
Ход игры: Воспитатель раздает детям кружки красного, желтого и зеленого
цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают
соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении
цветов.