Автор: Шарапова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1551
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "ИГРА"
Раздел: дошкольное образование
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет
основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно
переплетается
с
трудом
и
учением.
В
игру
вовлекаются
все
стороны
личности:
ребенок
двигается,
говорит,
воспринимает,
думает:
в
процессе
игры
активно
работают
все
его
психические
процессы:
мышление,
воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает как важное средство воспитания.
Основные виды детской игры
1. Сюжетная (сюжетно-ролевая) игра
2. Игра с правилами
3. Театрализованная игра
4. Игра-драматизация
5. Дидактическая игра
Сюжетная
(сюжетно-ролевая)
игра –ведущая
деятельность
детей
дошкольного возраста
Ведущая деятельность – это деятельность, в связи с развитием которой
происходят
главнейшие
изменения
в
психике
ребенка
и
внутри
которой
развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к
новой ступени его развития.
Какая
форма
сюжетной
(сюжетно-ролевой)
игры
действительно
является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста?
- совместная (детей друг с другом)
- самостоятельная (детей без участия взрослых)
- форма сюжетной (сюжетно-ролевой) игры
Основные характеристики сюжетной характеристики сюжетной игры и
игры с правилами можно представить в таблице
Сюжетная игра
Игра с правилами
1
наличие
ВООБРАЖАЕМОЙ
СИТУАЦИИ
наличие
ФОРМАЛИЗОВАННЫХ
ПРАВИЛ, что обеспечивает равное
положение участников
2
ОТСУТСТВИЕ
ПРЕДМЕТНОГО
РЕЗУЛЬТАТА
н а л и ч и е
с п е ц и ф и ч е с к о г о
результата
–ВЫИГРЫША,
что
позволяет сопоставить результаты
разных участников
3
ш и р о к и й
д и а п а з о н
участников:
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ;
- СОВМЕСТНАЯ;
В С Е Г Д А
С О В М Е С Т Н А Я
деятельность;
4
ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
движения
в
игре;
Ц И К Л И Ч Н О С Т Ь
( и г р а
с
правилами
–
цепь
замкнутых
циклов);
5
совместная
игра
требует
н а л и ч и я
О Б Щ Е Г О
СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ, что
приводит
к
отношениям
СОПРИЧАСТНОСТИ.
отношения
СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ
Основные развивающие функции сюжетной игры и игры с правилами
Сюжетная игра
Игра с правилами
1
развитие воображения;
развитие
нормативной
регуляции
поведения;
2
ориентация
в
смыслах
человеческой
деятельности.
развитие стремления к достижению;
3
способность
координировать
действия
с другими
о сво ение
детьми
общих
с хе м
взаимодействия.
Передача способов построения игры (Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова)
Способ построения игры
включает
1) движение в воображаемой ситуации,
2) обозначение смысла игрового действия.
Способы построения сюжетной игры
1.
1,5 - 3
Овладение условным действием с предметом
2.
3 - 5
Освоение ролевого поведения
3.
5 -7
Творческое комбинирование событий в игре
Способы построения игры с правилами
1.
2,5 – 4 гг.
Освоение основных схем взаимодействия, появление
способности произвольно действовать по правилу;
2.
с 4,5 лет
Способность освоить представление о выигрыше как
сопоставление результатов;
3.
с 5,5 лет
Способность
создавать
новые
правила
игры
и
способность подчиняться правилам.
Педагогические условия передачи игрового опыта детям
1. Взрослый должен стать игровым партнером ребенка.
2. Игра
должна
строиться
так,
чтобы
дети
были
сориентированы
на
сверстника.
3. Игра должна строиться так, чтобы для ребенка на первый план выходили
действия формируемого способа.
Стратегии поведения взрослого в процессе передачи игрового опыта
детям.
1. Втягивание ребенка в игру взрослого.
2. Подключение взрослого к игре ребенка.
Важно
отметить,
что
сюжетно-ролевые
игры
имеют
свою
специфику,
которая
отражает
самобытность,
самостоятельность,
творчество
ее
участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры
является то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко
выраженный самодеятельный и творческий характер.