Напоминание

"Якутские народные танцы"


Автор: Иванова Елена Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Курбусахская СОШ им.Н.Н.Окоемова"
Населённый пункт: село Ус-Кюеля Усть-Алданского улуса Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Якутские народные танцы"
Раздел: полное образование





Назад




Якутские народные танцы

Изучение народного творчества – музыки, танца, изобразительного искусства,

фольклора

является

одной

из

актуальных

проблем

в

воспитании

подрастающего

поколения. Если человек знает истоки своего народа, уважает и придерживается традиции

и обычаев, то он этим отражает в известной степени историческое развитие своего народа,

это главный процесс надо заложить в человек с детского возраста.

Народ саха имеет богатый фольклор, предания и легенды. Как и всякий народ, они

исстари выражают свои чувства, представляют жизнь и быт в неповторимых ритмах

движения – ритмах народного танца. Якутские танцы, средствами хореографического

искусства,

раскрывают

духовную

красоту

людей

северного

края,

рассказывают

о

своеобразной природе их родного края.

Якутские народные

танцы, основанные на национальных традициях, обычаях

народного фольклора, способствуют формированию у детей национального самосознания,

достоинства и духа.

В связи с инновацией учебно-воспитательной системы за последние годы резко

возрос

интерес

к

народным

танцам,

народному

творчеству.

Народному

искусству

принадлежит

огромная

сила

в

формировании

эстетического

воспитания

учащихся.

Создание современных народных сценических якутских, эвенских, юкагирских танцев и

танцев других народов способствует общему обогащению культуры детей дошкольного и

школьного возраста.

Народные танцы имеют в себе большую воспитывающую и познавательную роль.

Танцы,

как

искусство

коллективное,

способствуют

развитию

с

ранних

лет

чувства

коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости и

мужества,

знанию

самобытной

национальной

культуры

своего

народа

и

других

народностей.

Сейчас в каждой школе созданные детские танцевальные ансамбли, основанные на

национальных традициях, обычаях народного фольклора. Якутский народный танец - не

до конца изученный вид искусства и таит в себе большие не использованные резервы.

Недостаточно

используются

его

пластическая,

выразительная

лексика,

связанная

с

глубоким прошлым народа. Но навсегда установленных фольклорных форм не существует.

Они динамичны и вариативны.

Изучение

традиционной

основы,

традиционных

форм

бытования

народного

танцевального искусства помогает в постановочной работе. Исторические темы, обычаи,

легенды, сказки и мифы дают широкий простор для постановки якутских народных

танцев в современных условиях.

Особенностью

постановки

является

слияние

традиционных

форм

современной

образностью в якутском танце. В этом заключается проблема постановки современного

якутского танца: «Слияние традиционной основы и современных форм в постановке

якутского танца».

Цель программы: Привить уважение и интерес к национальной культуре своего

народа, воспитывать нравственные, духовные и эстетические качества.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- повышение исполнительского мастерства;

- воспитание трудолюбия, терпения, чувства коллективизма;

- развитие эстетических, музыкальных, творческих способностей;

- привитие нравственных, духовных качеств;

-

передача

знаний

и

умений

в

области

истории,

традиционной

культуры,

краеведения;

- пропаганда ЗОЖ;

-

выступления

на

улусных,

республиканских,

российских,

международных

конкурсах и фестивалях;

- постановка авторских танцев;

Отличительной особенностью программы является не только изучение танца, но и

ведение теоретических основ в области истории, фольклора, мифологии, легенды, флоры

и фауны.

Программой предусмотрена постановка авторских якутских танцев. Кроме этого,

могут быть поставлены и другие танцы: современные, эстрадные, сольные.

Примерный список хореографических постановок:

Авторские танцы

Современные, эстрадные, сольные

1. Э5эрдэ ункуутэ

1. Вальс медленный

2. Дэйбиирдээх ункуу

2. Бал Победы

3. Саламалаах ункуу

3. Санта Клаус

4. ОЬуохай ункуутэ

4. Брейк-данс

5. Чороонноох ункуу

5. Китайский танец с веером

6. Сюжетный танец из олонхо

6. Восточный танец

«Ньургун Боотур»

7. Уеруу ункуутэ

7. Цыганочка (соло)

8. Корякскай ункуу

8. Чунга-Чанга

9. О5о саас

9.

Ве селый

танец

«Пчела

с

бабочкой»

10. Дьиэрэнкэй

10. Ковбой

11. Северный танец (соло) 11. Матросская плясовая

12. Дьэдьэнниттэр

12. Танец с саблями

13. ДьеЬегей

13. Веселый танец «Лягушата»

По завершению обучения учащиеся должны знать:

- цели и задачи танцевального коллектива;

- порядок организации работы и дисциплины в коллективе;

- историю происхождения народа саха, культуру и быт, национальные обычаи и традиции;

- стилизация народного танца: прошлое и настоящее;

- строение человеческого тела, его возможности;

- современную стилизацию в искусстве;

- содержание движений, историю постановок;

- техника безопасности.

По завершению обучения учащиеся должны уметь:

- основные позиции и положения рук и ног в якутском танце;

- раздробить 8-ку по 4 (квадрату), 2 и по 1-му, и обратно;

- свободно связывать 30, 50, 70 движений в одном танце;

- механику дыхания танца;

- усложненный экзерсис у станка и середине зала;

- варианты осуохая.

Программа рассчитана на 6 лет.



В раздел образования