Автор: Иванова Елена Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Курбусахская СОШ им.Н.Н.Окоемова"
Населённый пункт: село Ус-Кюеля Усть-Алданского улуса Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Якутские народные танцы"
Раздел: полное образование
Якутские народные танцы
Изучение народного творчества – музыки, танца, изобразительного искусства,
фольклора
является
одной
из
актуальных
проблем
в
воспитании
подрастающего
поколения. Если человек знает истоки своего народа, уважает и придерживается традиции
и обычаев, то он этим отражает в известной степени историческое развитие своего народа,
это главный процесс надо заложить в человек с детского возраста.
Народ саха имеет богатый фольклор, предания и легенды. Как и всякий народ, они
исстари выражают свои чувства, представляют жизнь и быт в неповторимых ритмах
движения – ритмах народного танца. Якутские танцы, средствами хореографического
искусства,
раскрывают
духовную
красоту
людей
северного
края,
рассказывают
о
своеобразной природе их родного края.
Якутские народные
танцы, основанные на национальных традициях, обычаях
народного фольклора, способствуют формированию у детей национального самосознания,
достоинства и духа.
В связи с инновацией учебно-воспитательной системы за последние годы резко
возрос
интерес
к
народным
танцам,
народному
творчеству.
Народному
искусству
принадлежит
огромная
сила
в
формировании
эстетического
воспитания
учащихся.
Создание современных народных сценических якутских, эвенских, юкагирских танцев и
танцев других народов способствует общему обогащению культуры детей дошкольного и
школьного возраста.
Народные танцы имеют в себе большую воспитывающую и познавательную роль.
Танцы,
как
искусство
коллективное,
способствуют
развитию
с
ранних
лет
чувства
коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости и
мужества,
знанию
самобытной
национальной
культуры
своего
народа
и
других
народностей.
Сейчас в каждой школе созданные детские танцевальные ансамбли, основанные на
национальных традициях, обычаях народного фольклора. Якутский народный танец - не
до конца изученный вид искусства и таит в себе большие не использованные резервы.
Недостаточно
используются
его
пластическая,
выразительная
лексика,
связанная
с
глубоким прошлым народа. Но навсегда установленных фольклорных форм не существует.
Они динамичны и вариативны.
Изучение
традиционной
основы,
традиционных
форм
бытования
народного
танцевального искусства помогает в постановочной работе. Исторические темы, обычаи,
легенды, сказки и мифы дают широкий простор для постановки якутских народных
танцев в современных условиях.
Особенностью
постановки
является
слияние
традиционных
форм
современной
образностью в якутском танце. В этом заключается проблема постановки современного
якутского танца: «Слияние традиционной основы и современных форм в постановке
якутского танца».
Цель программы: Привить уважение и интерес к национальной культуре своего
народа, воспитывать нравственные, духовные и эстетические качества.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- повышение исполнительского мастерства;
- воспитание трудолюбия, терпения, чувства коллективизма;
- развитие эстетических, музыкальных, творческих способностей;
- привитие нравственных, духовных качеств;
-
передача
знаний
и
умений
в
области
истории,
традиционной
культуры,
краеведения;
- пропаганда ЗОЖ;
-
выступления
на
улусных,
республиканских,
российских,
международных
конкурсах и фестивалях;
- постановка авторских танцев;
Отличительной особенностью программы является не только изучение танца, но и
ведение теоретических основ в области истории, фольклора, мифологии, легенды, флоры
и фауны.
Программой предусмотрена постановка авторских якутских танцев. Кроме этого,
могут быть поставлены и другие танцы: современные, эстрадные, сольные.
Примерный список хореографических постановок:
Авторские танцы
Современные, эстрадные, сольные
1. Э5эрдэ ункуутэ
1. Вальс медленный
2. Дэйбиирдээх ункуу
2. Бал Победы
3. Саламалаах ункуу
3. Санта Клаус
4. ОЬуохай ункуутэ
4. Брейк-данс
5. Чороонноох ункуу
5. Китайский танец с веером
6. Сюжетный танец из олонхо
6. Восточный танец
«Ньургун Боотур»
7. Уеруу ункуутэ
7. Цыганочка (соло)
8. Корякскай ункуу
8. Чунга-Чанга
9. О5о саас
9.
Ве селый
танец
«Пчела
с
бабочкой»
10. Дьиэрэнкэй
10. Ковбой
11. Северный танец (соло) 11. Матросская плясовая
12. Дьэдьэнниттэр
12. Танец с саблями
13. ДьеЬегей
13. Веселый танец «Лягушата»
По завершению обучения учащиеся должны знать:
- цели и задачи танцевального коллектива;
- порядок организации работы и дисциплины в коллективе;
- историю происхождения народа саха, культуру и быт, национальные обычаи и традиции;
- стилизация народного танца: прошлое и настоящее;
- строение человеческого тела, его возможности;
- современную стилизацию в искусстве;
- содержание движений, историю постановок;
- техника безопасности.
По завершению обучения учащиеся должны уметь:
- основные позиции и положения рук и ног в якутском танце;
- раздробить 8-ку по 4 (квадрату), 2 и по 1-му, и обратно;
- свободно связывать 30, 50, 70 движений в одном танце;
- механику дыхания танца;
- усложненный экзерсис у станка и середине зала;
- варианты осуохая.
Программа рассчитана на 6 лет.