Автор: Захарова Эльвира Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок РТВ
Раздел: начальное образование
Класс: 2 «В»
Учитель: Захарова Эльвира Анатольевна
Урок РТВ
Цель: активизировать познавательную и творческую деятельность детей через составление загадок.
Задачи:
развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки
предмета;
развивать память, речь, внимание;
развивать творческие способности детей.
расширять знания детей об окружающем мире;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
формировать потребность участвовать в творческой созидательной деятельности.
формировать навыки совместной деятельности, умение общаться.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, сигнальные карточки красного и
зеленого цвета.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Ход урока
1 этап – организационный момент (заранее разделить на 3 группы)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А отправляться в путешествие
нужно с хорошим настроением. Давайте улыбнемся! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я
желаю вам успехов. Я думаю, что на этом уроке вы узнаете много нового и интересного.
2 этап – формулирование темы и целей деятельности
Жил-был гном и звали его Гномыч. 1 слайд
Что вы знаете о гномах? Гномы бывают добрые и злые. А как вы думаете наш Гномыч какой?
(Добрый, смешной, добродушный, веселый.)
Так вот это был необычный гном. В то время, когда его товарищи искали сокровища под землей, он
разгадывал загадки. Именно загадки стали его самым любимым сокровищем. Разгадывать загадки –
это его самое любимое дело. А вы любите разгадывать загадки?
Тогда вы легко угадаете, на что похож домик нашего Гномыча.
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко) 2 слайд
Что вы можете сказать о характере Гномыча, о его любимых занятиях?
Жил себе гном не тужил, пока не услышал, что есть такая страна – Страна Загадок.
Может кто-то из вас знает что-нибудь об этой удивительной стране?
Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней
есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее – загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря,
загадочные города... А чему можно научиться в стране Загадок? (Разгадывать загадки,
придумывать их, рисовать загадки.) Гномыч потерял покой. Ведь попав в страну Загадок можно
научиться составлять загадки. А это была его мечта.
А вы хотите научиться составлять загадки? Как вы думаете, что легче: отгадывать загадки или их
придумывать? Вот это нам и предстоит узнать.
Мы отправимся в Страну загадок вместе с Гномычем. Сегодня мы разгадаем много загадок и
придумаем свои загадки. Все загадки мы оформим в журнале.
3 этап – подготовительный 3 слайд
Путь предстоит дальний. Давайте поиграем, может дорога нам покажется короткой.
Игра называется «Цепочка». (Цель – учить детей выделять признаки объектов.)
Учитель показывает картинку с изображением объекта, ученик называет его. Затем картинка
передается другому ученику. Он должен назвать один из признаков объекта (какой он) и передать
картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Для каждой
команды свой объект.
Объекты: лиса, груша, мяч.
И вот по загадочной дороге мы пришли в город Загадок. 4 слайд
Город этот заселен загадочными (точнее, загаданными) предметами. Жители Страны Загадок
появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем, а в остальное время они
прячутся в своих домиках и оттуда рассказывают нам о себе загадочные вещи.
Давайте поиграем.
Игра «Угадай по описанию».
Учитель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок
описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.
Составляем свой рассказ по плану. 5 слайд
1. Что (кто) это? (не называя ответ)
2. Какой он? (цвет, форма, размер)
3. Где находится? (живет?)
4. Для чего нужен? что любит?
Объекты для 3 команд: 1 команда – мышка, 2 команда – елка, 3 команда – облако.
Приглашается по одному человеку из каждой команды, он описывает предмет, другие отгадывают.
На что похожи рассказы, которые вы составили? (на загадки)
Мы с вами попали на улицу Неоконченных Картин. 6 слайд (Приложение 1)
Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит – стоят пустые дома, построенные специально
для еще не придуманных загадок. "Дай-ка, – думает, – нарисую загадки и поселю их в домики".
Начал он рисовать, но лень ему стало. Бросил он начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому
домику – и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу.
Вот эти неоконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Расскажите, что хотел
нарисовать художник.
Физкультминутка
А вы знаете, что есть молчаливые загадки? Мы пришли на улицу Молчаливых загадок. 7 слайд Их
можно загадывать молча, с помощью жестов. Кто из вас хочет загадать молчаливую загадку?
Ученик выходит к доске, берет карточку, на которой написано название предмета. Ученик должен
показать жестами предмет. Все остальные повторяют движения за ним и затем отгадывают предмет.
(молоток, мяч, медведь, расческа, кошка, лампочка, телефон.)
И вот, наконец-то мы пришли на улицу Похожестей и Непохожестей. 8 слайд
На улице Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой
предмет – каждому найдется место. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на
которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с
удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.
В одном из домиков живет гриб. Давайте придумаем загадку про гриб. 9 слайд
На какие предметы похож гриб? (На зонтик, дом, мужичка.)
Чем гриб отличается от зонтика? (Гриб растет, а зонтик нет.)
Чем гриб отличается от дома? (Нет окон и дверей.) от мужичка? (Нет бороды.)
(Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные,
существенные, а не просто любые.)
Все, что мы сейчас сказали, можно записать в табличке. 10 слайд.
На что похоже?
Чем отличается?
зонтик
растет
дом
Без окон и дверей
мужичок
Без бороды
Используем связку « Как…, но …», чтобы связать слова.
Послушайте, какую загадку составил Гномыч. 11 слайд
Как зонтик, но растет,
как дом, но без окон и дверей,
как мужичок, но без бороды.
В другом домике предметы поступают иначе – они рассказывают, чем похож на них герой загадки.
Возьмем свечку. 12 слайд Что делает свечка? (Светит, тает, капает.) А какой еще предмет светит?
(Лампа, солнце)
Что тает? (Снег.) Что капает? (Дождь.)
Давайте посмотрим на табличку-опору. 13 слайд
Какой? (Что делает?)
Что такое же?
Светит
Лампа
Тает
Снег
Капает
Дождь
Разделив каждую пару слов связкой "а не", получим загадку: 14 слайд
Светит, а не лампа;
тает, а не снег;
капает, а не дождь".
4 этап – проектная деятельность
Давайте все вместе пополним сокровищницу Гномыча. Попробуйте составить свои загадки. 15
слайд
Каждой команде дается рисунок предмета, о котором надо составить загадку. Также каждой команде
будет оказана помощь в виде табличек-опор
Все ваши загадки мы оформим в журнале альбоме. 16 слайд
За работу! Гномычу не терпится разгадать ваши загадки.
Самостоятельная работа учащихся по составлению загадок.
5 этап – практическое применение проекта.
Давайте разгадаем загадки, которые придумали ребята.
Каждая команда знакомит со своими загадками. Остальные команды отгадывают загадки.
6этап – итог работы
Что вы сегодня научились делать? (научились составлять загадки).
Понравилось ли вам составлять загадки?
Легкое это дело или трудное?
Спасибо за урок!
Окончание проекта, его итог – создание журнала загадок.