Напоминание

"Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся со сниженным интеллектом в условиях Реабилитационного центра"


Авторы: Тувыкина Марина Сергеевна, Глинникова Наталья Николаевна
Должность: педагог-организатор, педагог до
Учебное заведение: УСО ПНИ № 10
Населённый пункт: Санкт-Петербург, РФ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся со сниженным интеллектом в условиях Реабилитационного центра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся со

сниженным интеллектом в условиях Реабилитационного центра

В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере педагогики

является поиск оптимальных и эффективных условий повышения уровня

знаний и умений обучающихся в области заботы о своем здоровье.

Понятие

«здоровье»

имеет

множество

трактовок.

По

определению

Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние полного

физического, духовного и социального благополучия».

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни

(до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины

(8-10%).

При

этом

необходимо

учесть,

что

образ

жизни

человека

не

складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в

течение жизни целенаправленно и постоянно.

Особого

внимания

решение

данной

проблемы

требует

в

области коррекционной педагогики

в

связи

с неумением реабилитантов

с

интеллектуальной

недостаточностью

самостоятельно

познавать

составляющие окружающего мира, накапливая при этом опыт, в том числе

знания

и

умения

из

области

заботы

о

здоровье,

которые

являются

необходимым

условием

успешного

включения в

социум.

Кроме

того,

достаточно

большое

количество

лиц

данной

категории

практически

с

рождения

попадают

в

группу

риска,

исходя

из

выделенных

рядом

исследователей множеством факторов, обусловливающих здоровье человека.

Если взять классификацию по В. В. Колбанову и рассмотреть детерминанты

здоровья по отношению к обучающимся психоневрологического интерната,

то можно увидеть следующую картину:

- далеко не у всех наших обучающихся имеется здоровая наследственность и

отсутствие наследственной предрасположенности к заболеваниям;

-

злоупотребление их будущих родителей алкоголем, употребление ими

наркотиков, неблагоприятные

материально-бытовые условия

вызывают

кроме основного диагноза множество сопутствующих;

- так как лица с интеллектуальной недостаточностью часто воспитываются в

неблагополучных

семьях,

они

с

детства

испытывают

негативное

воздействие на свой организм: это плохое питание, беспорядочный режим

дня, пьянство родителей, ведущее к отсутствию должных заботы и внимания,

отсутствие

элементарных

навыков

гигиены,

потому

что

некому

их

было

привить и т.д. Многие из таких детей, имея перед глазами отрицательный

пример,

пробуют алкоголь и начинают курить очень рано, что также не

улучшает их здоровье.

Исходя из вышесказанного, основная масса поступающих на

проживание

в

психоневрологический интернат №10 г. имеет весьма

смутное представление о здоровом образе жизни, и лишь единицы пробуют

ему следовать, поэтому для наших педагогов работа в данном направлении

является актуальной.

Подтверждением этого явился опрос в 2014 году, в котором приняли

участие 50

обучающихся Реабилитационного центра.

В результате были

получены следующие данные:

- 35 человек (70%) не имеют четкого представления о «здоровье»;

- 19 человек (38%) считают, что «здоровье» - это отсутствие болезней,

но не понимают более глубокого смысла;

- только 15 человек (30%) имеют представление, что такое здоровый

образ жизни;

- только 16 человек (32%) знают, что такое вредные привычки;

- 30 человек (60%) знают о вреде курения;

- 20 человек (40%) имеют представление о режиме дня и о его значении

в жизни человека;

-

21

человек

(42%)

знают

и

соблюдают

этапы

режима

дня

под

руководством педагогов;

-только 14 человек (28%) имеют представление о гигиене и её значении

в

жизни

человека

и

соблюдают

некоторые

правила

под

руководством

педагогов;

-только 5 человек (10%) имеют представление, что такое чрезвычайная

ситуация и знают, что в таких случаях надо делать.

Миссия педагога в нашем учреждении – особая, в большинстве случаев

именно от них зависит, приобретут ли реабилитанты устойчивые умения и

навыки практически по любым жизненно важным для них вопросам, станет

ли это для них необходимой и устойчивой привычкой, поэтому вопросы

формирования у них культуры ЗОЖ являются приоритетными в работе всех

педагогов.

За прошедшие годы педагогами

использовались

различные формы

работы с обучающимися: индивидуальные и групповые беседы, массовые

открытые мероприятия, выставки рисунков, викторины, оформление «Дерева

жизни».

При

проведении

занятий использовались

элементы

разных

педагогических

технологий:

проблемного

обучения

через

постановку

проблемных

вопросов

и

создание

проблемных

ситуаций,

личностно-

ориентированного через учет психофизических особенностей обучающихся и

уровня их обученности, игровых.

За три года работы в Реабилитационном центре

проведены следующие

мероприятия:

– викторины «В объятиях табачного дыма», «Личная безопасность», «Аптека

на окне»;

– Своя игра «Твое здоровье», «Гигиена питания»;

– познавательная игра «Чтобы выжить» ;

- конкурсные программы «Турнир вежливости», «Скорая помощь»;

– игровая программа «Юный пешеход».

Все

задания

проводимых

мероприятий

были

направлены

на

повышение

уровня и качества знаний о здоровом образе жизни, на обеспечение личной

безопасности обучающихся в опасных и чрезвычайных ситуациях, умение

решать возникающие проблемы, воспитание желания следовать здоровому

образу

жизни,

что

видно

из

представленного

ниже

фрагмента

познавательной игры «Чтобы выжить».

Конкурс «SOS!».

Оборудование и материалы: карточки с номерами, телефон.

На столе карточки с номерами телефонов специального вызова: 01(пожарная

служба), 02(милиция), 03(скорая помощь), 04(служба газа).

Задание:

обучающимся

предлагается

позвонить

по

телефону

по

выбранному номеру и попросить о помощи. Нужно напомнить им, что, для

того, чтобы сотрудники вызванной ими службы быстрее добрались и оказали

помощь, необходимо четко называть адрес, фамилию и причину вызова.

Последующий анализ мероприятий показал:

-

викторины

по

структуре

«вопрос-ответ»

не

удерживают

внимание

обучающихся с

интеллектуальной

недостаточностью

в

течение

всего

мероприятия.

При

подведении

итогов

в

конце

викторины

оказалось,

что

материал усвоили только 35% присутствующих.

- более высокий процент усвоения материала был достигнут при проведении

викторины,

каждый

вопрос

которой

составлял

игровой

элемент.

Обучающиеся

не

боялись

ошибиться,

так

как

ответы

на

вопросы

они

получают в игре.

-познавательная программа стала новой формой проведения мероприятия и

вызвала вначале настороженность у обучающихся. Однако, через некоторое

время

была

отмечена

высокая

активность

обучающихся.

Вероятно,

это

связано с тем, что каждый этап такой программы был составлен из элементов

разных

видов

игр.

Такой

подход

позволил

поддерживать

интерес

обучающихся к получаемым знаниям в течение всего мероприятия, лучше

усваивать материал, создать благоприятную среду для обучения. Итоговый

опрос по окончанию

познавательной программы показал 60% усвоения

материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что лучшее усвоение материала

п о формированию

навыков

здорового

образа

жизни

у

обучающихся

с

интеллектуальной

недостаточностью

происходит

во

время

игры,

при

использовании

игровых

технологий.

Это

еще

раз

подтверждает

слова

Л.С.Выгодского: «игра- пространство внутренней социализации учащихся,

средство усвоения социальных установок».

В мероприятиях использовались различные виды игр: дидактические,

сюжетно-ролевые, элементы деловых.

Доступность сюжетов, практический характер игр, их эмоциональное

проведение

приводит

к

тому,

что

мероприятия

проходят

оживленно

и

затрагивают всех. Важно в конце каждой игры ее обсуждение, в котором

обучающиеся вместе пытаются проанализировать, что было правильно и

неправильно, определить, кому наиболее удалось создание своей роли.

В 2017 году был проведен итоговый опрос. В опросе участвовали те же

самые 50 обучающихся. В результате были получены следующие данные:

- если на начало работы не имели четкого представления о «здоровье»

35человек(70%), то на конец работы – 11 человек (22%);

- на начало работы 19 человек (38%) считали, что «здоровье» - это

отсутствие болезней, но не понимали более глубокого смысла, на конец

работы - 8 человек (16%);

- на начало работы 15 человек (30%) имели представление, что такое

здоровый образ жизни, на конец работы - 25 человек (50%);

-

на

начало

работы

16

человек

(32%)

знали,

что

такое

вредные

привычки, на конец работы - 30 человек (60%);

- на начало работы 30 человек (60%) знали о вреде курения, на конец

работы - 40 человек (80%);

- на начало работы 20 человек (40%) имели представление о режиме

дня и о его значении в жизни человека, на конец работы – 35 человек (70%);

- на начало работы 21 человек (42%) знали и соблюдали этапы режима

дня под руководством педагогов, на конец работы – 30 человек (60%);

- на начало работы только 14 человек (28%) имели представление о

гигиене и её значении в жизни человека и соблюдали некоторые правила под

руководством педагогов, на конец работы – 25 человек (50%);

- на начало работы 5 человек (10%) имели представление, что такое

чрезвычайная ситуация и знали, что в таких случаях надо делать, на конец

работы - 19 человек (38%).

Результаты

повторного

опроса

обучающихся

реабилитационного

центра психоневрологического интерната №10 г. говорят о том, что при

правильно организованной, планомерной работе с использованием игровых

технологий можно добиться достаточно высоких результатов по повышению

у них знаний и навыков о здоровом образе жизни. В игре знания для них

становятся функциональными, личностными, ими найденными и поэтому

остаются в памяти надолго.

Авторы: Тувыкина М.С., педагог-организатор

Глинникова Н.Н., педагог ДО



В раздел образования