Авторы: Тувыкина Марина Сергеевна, Глинникова Наталья Николаевна
Должность: педагог-организатор, педагог до
Учебное заведение: УСО ПНИ № 10
Населённый пункт: Санкт-Петербург, РФ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся со сниженным интеллектом в условиях Реабилитационного центра"
Раздел: дополнительное образование
Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся со
сниженным интеллектом в условиях Реабилитационного центра
В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере педагогики
является поиск оптимальных и эффективных условий повышения уровня
знаний и умений обучающихся в области заботы о своем здоровье.
Понятие
«здоровье»
имеет
множество
трактовок.
По
определению
Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия».
Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни
(до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины
(8-10%).
При
этом
необходимо
учесть,
что
образ
жизни
человека
не
складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в
течение жизни целенаправленно и постоянно.
Особого
внимания
решение
данной
проблемы
требует
в
области коррекционной педагогики
в
связи
с неумением реабилитантов
с
интеллектуальной
недостаточностью
самостоятельно
познавать
составляющие окружающего мира, накапливая при этом опыт, в том числе
знания
и
умения
из
области
заботы
о
здоровье,
которые
являются
необходимым
условием
успешного
включения в
социум.
Кроме
того,
достаточно
большое
количество
лиц
данной
категории
практически
с
рождения
попадают
в
группу
риска,
исходя
из
выделенных
рядом
исследователей множеством факторов, обусловливающих здоровье человека.
Если взять классификацию по В. В. Колбанову и рассмотреть детерминанты
здоровья по отношению к обучающимся психоневрологического интерната,
то можно увидеть следующую картину:
- далеко не у всех наших обучающихся имеется здоровая наследственность и
отсутствие наследственной предрасположенности к заболеваниям;
-
злоупотребление их будущих родителей алкоголем, употребление ими
наркотиков, неблагоприятные
материально-бытовые условия
вызывают
кроме основного диагноза множество сопутствующих;
- так как лица с интеллектуальной недостаточностью часто воспитываются в
неблагополучных
семьях,
они
с
детства
испытывают
негативное
воздействие на свой организм: это плохое питание, беспорядочный режим
дня, пьянство родителей, ведущее к отсутствию должных заботы и внимания,
отсутствие
элементарных
навыков
гигиены,
потому
что
некому
их
было
привить и т.д. Многие из таких детей, имея перед глазами отрицательный
пример,
пробуют алкоголь и начинают курить очень рано, что также не
улучшает их здоровье.
Исходя из вышесказанного, основная масса поступающих на
проживание
в
психоневрологический интернат №10 г. имеет весьма
смутное представление о здоровом образе жизни, и лишь единицы пробуют
ему следовать, поэтому для наших педагогов работа в данном направлении
является актуальной.
Подтверждением этого явился опрос в 2014 году, в котором приняли
участие 50
обучающихся Реабилитационного центра.
В результате были
получены следующие данные:
- 35 человек (70%) не имеют четкого представления о «здоровье»;
- 19 человек (38%) считают, что «здоровье» - это отсутствие болезней,
но не понимают более глубокого смысла;
- только 15 человек (30%) имеют представление, что такое здоровый
образ жизни;
- только 16 человек (32%) знают, что такое вредные привычки;
- 30 человек (60%) знают о вреде курения;
- 20 человек (40%) имеют представление о режиме дня и о его значении
в жизни человека;
-
21
человек
(42%)
знают
и
соблюдают
этапы
режима
дня
под
руководством педагогов;
-только 14 человек (28%) имеют представление о гигиене и её значении
в
жизни
человека
и
соблюдают
некоторые
правила
под
руководством
педагогов;
-только 5 человек (10%) имеют представление, что такое чрезвычайная
ситуация и знают, что в таких случаях надо делать.
Миссия педагога в нашем учреждении – особая, в большинстве случаев
именно от них зависит, приобретут ли реабилитанты устойчивые умения и
навыки практически по любым жизненно важным для них вопросам, станет
ли это для них необходимой и устойчивой привычкой, поэтому вопросы
формирования у них культуры ЗОЖ являются приоритетными в работе всех
педагогов.
За прошедшие годы педагогами
использовались
различные формы
работы с обучающимися: индивидуальные и групповые беседы, массовые
открытые мероприятия, выставки рисунков, викторины, оформление «Дерева
жизни».
При
проведении
занятий использовались
элементы
разных
педагогических
технологий:
проблемного
обучения
через
постановку
проблемных
вопросов
и
создание
проблемных
ситуаций,
личностно-
ориентированного через учет психофизических особенностей обучающихся и
уровня их обученности, игровых.
За три года работы в Реабилитационном центре
проведены следующие
мероприятия:
– викторины «В объятиях табачного дыма», «Личная безопасность», «Аптека
на окне»;
– Своя игра «Твое здоровье», «Гигиена питания»;
– познавательная игра «Чтобы выжить» ;
- конкурсные программы «Турнир вежливости», «Скорая помощь»;
– игровая программа «Юный пешеход».
Все
задания
проводимых
мероприятий
были
направлены
на
повышение
уровня и качества знаний о здоровом образе жизни, на обеспечение личной
безопасности обучающихся в опасных и чрезвычайных ситуациях, умение
решать возникающие проблемы, воспитание желания следовать здоровому
образу
жизни,
что
видно
из
представленного
ниже
фрагмента
познавательной игры «Чтобы выжить».
Конкурс «SOS!».
Оборудование и материалы: карточки с номерами, телефон.
На столе карточки с номерами телефонов специального вызова: 01(пожарная
служба), 02(милиция), 03(скорая помощь), 04(служба газа).
Задание:
обучающимся
предлагается
позвонить
по
телефону
по
выбранному номеру и попросить о помощи. Нужно напомнить им, что, для
того, чтобы сотрудники вызванной ими службы быстрее добрались и оказали
помощь, необходимо четко называть адрес, фамилию и причину вызова.
Последующий анализ мероприятий показал:
-
викторины
по
структуре
«вопрос-ответ»
не
удерживают
внимание
обучающихся с
интеллектуальной
недостаточностью
в
течение
всего
мероприятия.
При
подведении
итогов
в
конце
викторины
оказалось,
что
материал усвоили только 35% присутствующих.
- более высокий процент усвоения материала был достигнут при проведении
викторины,
каждый
вопрос
которой
составлял
игровой
элемент.
Обучающиеся
не
боялись
ошибиться,
так
как
ответы
на
вопросы
они
получают в игре.
-познавательная программа стала новой формой проведения мероприятия и
вызвала вначале настороженность у обучающихся. Однако, через некоторое
время
была
отмечена
высокая
активность
обучающихся.
Вероятно,
это
связано с тем, что каждый этап такой программы был составлен из элементов
разных
видов
игр.
Такой
подход
позволил
поддерживать
интерес
обучающихся к получаемым знаниям в течение всего мероприятия, лучше
усваивать материал, создать благоприятную среду для обучения. Итоговый
опрос по окончанию
познавательной программы показал 60% усвоения
материала.
Таким образом, можно сделать вывод, что лучшее усвоение материала
п о формированию
навыков
здорового
образа
жизни
у
обучающихся
с
интеллектуальной
недостаточностью
происходит
во
время
игры,
при
использовании
игровых
технологий.
Это
еще
раз
подтверждает
слова
Л.С.Выгодского: «игра- пространство внутренней социализации учащихся,
средство усвоения социальных установок».
В мероприятиях использовались различные виды игр: дидактические,
сюжетно-ролевые, элементы деловых.
Доступность сюжетов, практический характер игр, их эмоциональное
проведение
приводит
к
тому,
что
мероприятия
проходят
оживленно
и
затрагивают всех. Важно в конце каждой игры ее обсуждение, в котором
обучающиеся вместе пытаются проанализировать, что было правильно и
неправильно, определить, кому наиболее удалось создание своей роли.
В 2017 году был проведен итоговый опрос. В опросе участвовали те же
самые 50 обучающихся. В результате были получены следующие данные:
- если на начало работы не имели четкого представления о «здоровье»
35человек(70%), то на конец работы – 11 человек (22%);
- на начало работы 19 человек (38%) считали, что «здоровье» - это
отсутствие болезней, но не понимали более глубокого смысла, на конец
работы - 8 человек (16%);
- на начало работы 15 человек (30%) имели представление, что такое
здоровый образ жизни, на конец работы - 25 человек (50%);
-
на
начало
работы
16
человек
(32%)
знали,
что
такое
вредные
привычки, на конец работы - 30 человек (60%);
- на начало работы 30 человек (60%) знали о вреде курения, на конец
работы - 40 человек (80%);
- на начало работы 20 человек (40%) имели представление о режиме
дня и о его значении в жизни человека, на конец работы – 35 человек (70%);
- на начало работы 21 человек (42%) знали и соблюдали этапы режима
дня под руководством педагогов, на конец работы – 30 человек (60%);
- на начало работы только 14 человек (28%) имели представление о
гигиене и её значении в жизни человека и соблюдали некоторые правила под
руководством педагогов, на конец работы – 25 человек (50%);
- на начало работы 5 человек (10%) имели представление, что такое
чрезвычайная ситуация и знали, что в таких случаях надо делать, на конец
работы - 19 человек (38%).
Результаты
повторного
опроса
обучающихся
реабилитационного
центра психоневрологического интерната №10 г. говорят о том, что при
правильно организованной, планомерной работе с использованием игровых
технологий можно добиться достаточно высоких результатов по повышению
у них знаний и навыков о здоровом образе жизни. В игре знания для них
становятся функциональными, личностными, ими найденными и поэтому
остаются в памяти надолго.
Авторы: Тувыкина М.С., педагог-организатор
Глинникова Н.Н., педагог ДО