Напоминание

"Рефлексия на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС"


Автор: Степанова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Школа № 16 г.Саров
Населённый пункт: Саров
Наименование материала: Выступление на семинаре
Тема: "Рефлексия на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




Выступление на школьном семинаре (сентябрь 2015 г.)

Степанова Т.Ю.

Один

из

принципов

развивающего

обучения

-

принцип

активности

и

сознательности.

Ребенок

может

быть

активен,

если

осознает

цель

учения,

его

необходимость,

если

каждое

его

действие

является

осознанным

и

понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь

иностранных

слов

определяет

рефлексию

как размышление

о

своем

внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её

результатов

.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать,

но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в

общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с

урока

с

зафиксированным

результатом,

а

выстроить

смысловую

цепочку,

сравнить

способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая ее классификация по целевому

назначению:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии

настроения

и

эмоционального

состояния

целесообразно

в

начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце

деятельности.

Применяются

карточки

с

изображением

лиц,

цветовое

изображение

настроения,

эмоционально-художественное

оформление

(картина,

музыкальный

фрагмент).

«СМАЙЛИКИ»

«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»

«МАЯТНИК

НАСТРОЕНИЯ»

ИЛИ

«КАРТИНА

НАСТРОЕНИЯ» Подобрать

картинку (в цвете, черно- белая, грустная, вызывающая радость).

«БУКЕТ

НАСТРОЕНИЯ» Предложить

учащимся

расставить

цветы

в

вазу

( красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все

хорошо).

«ДЕРЕВО УСПЕХА» На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный,

желтый, зеленый)

«ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево

яблоки красного цвета, если нет, зелёного. красный - восторженное; оранжевый -

радостное,

теплое;

желтый

-

светлое,

приятное; зеленый

спокойное; синий

-

неудовлетворенное,

грустное; фиолетовый

-

тревожное,

напряженное; черный

-

упадок, уныние.

"

ЦВЕТНЫЕ

КАРТОЧКИ"

У

учащихся

две

карточки:

синяя

и

красная.

Они

показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В

данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние

ученика в процессе занятия.

"ПЕЙЗАЖ" Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна

картина

проникнута

грустным,

печальным

настроением,

другая

-

радостным,

веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы

с

учебным

материалом,

поиска

наиболее

рациональных.

Этот

вид

рефлексивной

деятельности

приемлем на этапе проверки домашнего задания,

защите проектных

работ.

Применение

этого

вида

рефлексии в конце урока дает возможность оценить

активность

каждого

на

разных

этапах

урока,

используя

например

прием

«лестницы

успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему

поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое

состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«Полянка»,

«Украсим торт»,

«Графическая рефлексия»

«Аргумент»,

«Точка зрения»,

«Синквейн»,

«Разговор на бумаге»,

«Карта активности»

«Бортовой журнал»,

«Критический анализ урока»,

«Мини-дневник»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня

осознания содержания пройденного.

«Лист обратной связи»,

«Плюс – минус - интересно»,

«Незаконченное предложение»,

«Я не знал – теперь я знаю»,

«Книжка-раскраска»,

«Строим дом»,

«Кирпичики»,

«Лесенка затруднений».

Эффективен прием

незаконченного

предложения,

тезиса,

подбора

афоризма,

рефлексия

достижения

цели

с

использованием

«дерева

целей»,

оценки

«приращения» знаний и достижения целей

Для подведения «ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

прием

анализа

субъективного

опыта

и

достаточно

известный

прием синквейна,

который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и

осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как

работали, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока

целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность

выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая

начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

«Плюс-минус-интересно». Эту

таблицу

придумал Эдвард

де

Боно,

доктор

медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области

развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю

взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для

каждого ученика.

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от

наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех

граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и

формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут

быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается

все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось

непонятным,

или

информация,

которая,

по

мнению

ученика,

оказалась

для

него

не

нужной,

бесполезной

с

точки

зрения

решения

жизненных

ситуаций.

В

графу

«И»

-

«интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и

что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Для учащихся

наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той

информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить

самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно

варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое

внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Вопрос

Ответ

1.На уроке я работал

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

интересно

трудным

не интересно

Для

оценивания

учащимися

своей

активности

и

качества

своей

работы

на

уроке

предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»

«+» « - « «П» «Н» «О»

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно

оценить

свою

активность

и

качество

работы.

Для

того,

чтобы

закончить

урок

на

положительной

ноте

можно

воспользоваться

одним

из

вариантов

упражнении

«Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в

чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга

и

учителя

за

проведенный

урок.

Такой

вариант

окончания

урока

дает

возможность

удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Однако процесс

рефлексии

должен

быть многогранным,

так

как

оценка

должна

проводиться

не

только

личностью

самой

себя,

но

и

окружающими

людьми.

Таким

образом,

рефлексия

на

уроке

это

совместная

деятельность

учащихся

и

учителя,

позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого

ученика.



В раздел образования