Автор: Казакова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тюльганская СОШ№1"
Населённый пункт: п. Тюльган, Тюльганский район Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: "Антарктида"
Раздел: начальное образование
Конспект урока окружающего мира
в 4 классе на тему: «….»
Педагог: Казакова Светлана Аександровна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся
4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Кто открыл Антарктиду».
Образовательная:
- Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и
исследованиях Антарктиды;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- Развивать умения уч-ся самостоятельно определять свои знания- незнания по изучаемой теме,
планировать, контролировать и оценивать собственную деятельностью; формулировать вопросы, наблюдать,
рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
Познавательные:
- Развивать умения работать с разными видами информации, активизировать работу уч-ся на уроке
путем создания проблемной ситуации; сформулировать причины, почему люди не могут постоянно жить в Антарктиде;
способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга,
договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, понимание необходимости учения, познавательный
интерес к изучению природной зоны; на примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства
гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать
бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование и технические средства обучения: компьютер.
Наглядные пособия: дидактический материал, фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы.
Рабочие
материалы
для
обучающихся:
маршрутные
листы,
карточки
для
групповой
работы,
учебник
«Окружающий мир 4 класс,ч.2»,. Автор учебника:О.Т.Поглазова.
1
№
п/
п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
универсальные
учебные действия
1.
Самоопределение к
деятельности.
(Организационный
момент)
Цель:
Мотивировать
учащихся к учебной
деятельности
посредством
создания
эмоциональной
обстановки.
Приветствует учащихся, проверяет
готовность к уроку, создаёт
эмоциональный настрой на занятие.
- Стерегут вас загадки и тайны вокруг,
А ответ не даётся никак,
И волнуется рядом ваш искренний друг,
Ваш слуга – вопросительный знак.
В неизвестное путь не пугает меня,
Тот мне друг, кто в работу запряг,
И, клянусь, не найти вам вернее коня,
Чем ваш друг – вопросительный знак.
Приветствуют учителя.
Слушают стихотворение учителя.
Слайд1
Личностные:
выражать
положительное
отношение к
процессу
познания, желание
узнать новое,
проявлять
внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на
успешную
деятельность.
2
Актуализация
знаний.
Цель:
А)
Актуализировать
учебные знания и
умения,
необходимые для
восприятия нового
материала.
Б) Актуализировать
мыслительные
операции,
- Ребята, как называют детей, которые
задают много вопросов?
- Вы себя считаете такими?
Готовы ли вы ответить на эти вопросы ?
1. Почему у глобуса « белая шапка»?
2. Антарктида на Южном полюсе, а
почему снег не тает?
3. Я слышала в Антарктиде есть
слоны?!
4. На крайнем севере я видел северное
сияние. А бывает ли оно на Южном
полюсе?
5. А в Антарктиде тоже живут
Ответы и рассуждения детей.
Почемучки.
Слайд 2
Дети отмечают варианты ответа:
Да - +
Нет - -
Сомневаюсь- V
Регулятивные:
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Познавательные:
Развивать
операции
мышления
2
необходимые и
достаточные для
восприятия нового
материала:
аналогия,
обобщение.
3. Постановка
учебной задачи.
эскимосы?
- Эти вопросы подсказали вам тему
урока?
-Какие задачи поставим перед собой на
уроке?
-Где можно узнать об этом?
-Создадим свою энциклопедию
«Почемучки».
-А что такое энциклопедия?
-Обыкновенный вопросительный знак
может обернуться восклицательным, а
как?
-У каждой группы есть своя страница
энциклопедии с одним из наших
вопросов.
- Вам нужно будет выполнить задания и
поработав с текстами из учебника,
художественных книг, энциклопедий,
рисунками, таблицами, фотографиями,
диаграммами оформить свою страничку.
Подготовить выступление представителю
каждой группы.
Ответы детей.
Изучаем Антарктиду.
Найти ответы на поставленные
вопросы.
Слайд 3
Предложения детей.
Учащиеся работают группами по
маршрутным листам (Приложение1)
ПРИЛОЖЕНИЕ (задание каждой
группе)
3.
Открытие новых
знаний.
Самостоятельная
работа.
Внимание, группы! Правило поведения
Выступление 1 уч-ся от группы.
Познавательные:
уметь находить
главное по
заданным
критериям.
Коммуникативные
: уметь оформлять
3
Музыкальное
сопровождение.
мысли в устной
форме.
Регулятивные:
Уметь
формулировать
ответы на
поставленные
вопросы.
4
Физминутка для
почемучек????
Учащиеся работают группами по
(Приложение)
Выступление 1 уч-ся от группы.
5
6
Итог урока
Рефлексия
- Давайте подведем итоги.
-Вопросы и наши ответы
Вывод: полярные исследователи
называли материк Антарктиду –
ледяным, безмолвным, пустынным,
загадочным, белым. Есть и такие
названия: «Родина снежных бурь»,
«Страна пурги», «Закованный в лёд».
Отвечают на вопрос, высказывают
свои мнения и предположения.
Познавательные:
Классифицировать
объекты.
Коммуникативные
:
Проявлять
активность в
коллективной
деятельности.
4