Авторы: Мажухина Наталья Борисовна, Кузнецова Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию №12"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Практико-ориентированный проект
Тема: "Будущие Хозяюшки"
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение Центр для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия
семейному воспитанию №12»
Проект
«Будущие хозяюшки»
Воспитатель: Мажухина Н.Б
Воспитатель: Кузнецова А.И.
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка.
В результате проектной деятельности формируется личность ребенка с
технологическим
мышлением
и
определенным
уровнем
технологической
культуры. Ведь главной
целью
использования
метода
проектов
является
обучение
умениям
и
навыкам
постановки
проблемы,
целеполагания,
организации
мышления
и
деятельности
по
решению
разнообразных
теоретических и практических задач.
Проект по кулинарии в условиях специального обучения и воспитания
является одним из средств формирования мотивационно - ориентировочного,
операционально-технического и регуляционного компонентов деятельности. В
процессе труда есть реальная возможность формировать у детей с опорой на
карты
–
схемы,
показ
воспитателя
контроль
и
оценку
собственной
деятельности. При опоре на практические действия у детей легче вызвать
желания выполнить задания, помочь осознать его составные части, правила
выполнения,
а
далее
на
этой
основе
учить
элементарному
планированию
предстоящей деятельности.
Практико-ориентированный или социально-значимый проект содержит
чётко обозначенный результат деятельности воспитанников, ориентированный
на
социальные
запросы
его
участников. Поэтому при разработке данного
проекта использовали метод организованного и контролируемого детского
творчества в индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников.
Представленный проект составлен с учетом индивидуальных
особенностей
воспитанников, а также уровня их знаний и умений.
Начало
работы
над
проектом
определила
возникшая
в
процессе
трудовой деятельности проблема, воспитанницы
решили разобраться, кто
такие
настоящие
хозяйки,
захотели
научиться
готовить
познакомиться
с
кухней.
Объединившись
в
группу,
девочки
решали,
где
можно
найти
интересующую информацию, к кому обратиться за помощью. Совместно с
воспитателем
дети
определили
цель
проекта
и
результат.
Воспитатель
принимал
равноправное
участие,
ненавязчиво
направлял
действия
детей,
предлагал оптимальные варианты сбора информации.
В ходе проекта старшие воспитанники познакомили младших с кухней,
ее оборудованием, столовыми и кухонными приборами,
элементарными правилами техники безопасности и гигиены. Для
повторения и обобщения учебного материала мальчики разработали рабочую
тетрадь по
«Кулинарии». Сняли на видеокамеру
и смонтировали фильм
«Будущие хозяюшк
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Будущие хозяюшки».
Руководители проекта:
Кузнецова А.И., Мажухина Н.Б.
Участники: воспитанники старшего школьного возраста группа мальчиков
№7, дети младшего школьного возраста группа девочек №4.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Классификация проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1-6 занятий).
Сроки реализации проекта: декабрь-январь.
Цель:
создание
условий
для
развития
познавательной
деятельности,
практической
подготовки
воспитанников
младшего
школьного
возраста на занятиях по основам кулинарии.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать развитию поисковой деятельности воспитанников.
Способствовать формированию знаний, умений, навыков, необходимых
для ведения домашнего хозяйства.
Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки воспитанников,
полученные ими на занятиях по кулинарии.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе, сообща решать поставленные
задачи.
Передача практического опыта, знаний и умений, полученных старшими
воспитанниками на занятиях по «Кулинарии».
Коррекционные:
Развитие
коммуникационных
навыков
в
процессе
взаимодействия
старших воспитанников с младшими.
Развитие
чувства
ответственности
за
результат
общего
труда,
умения
быстро
ориентироваться
в
сложной
производственной
обстановке,
самостоятельно находить решения.
Основной механизм реализации проекта.
Проведение серии занятий по «Основам кулинарии». Предлагаемая форма
работы
обеспечивает
личностно
–
ориентированное
взаимодействие
взрослого
(старшие
воспитанники)
с
ребенком
(девочки
младшего
школьного
возраста),
создавая
особую
атмосферу,
которая
позволит
каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Этапы работы над проектом:
1 этап – мотивационный.
На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Здесь
важно
создать
положительный
мотивационный
настрой.
Проблема,
которую
должны
решить
воспитанники,
должна
быть
актуальной
и
интересной.
создание проблемной ситуации;
формулирование темы проекта;
определение конечного результата.
2 этап – подготовительный.
На данном этапе идёт разработка замысла проекта, формулируются
задачи,
согласовываются
перечень
проводимых
мероприятий
и
способы
совместной деятельности.
объединение в группы, распределение обязанностей;
составление графика проводимых мероприятий проекта;
поиск информации.
3 этап – основной:
Этап
реализации
проекта.
Собирается
материал,
вся
информация
перерабатывается, сортируется:
сочинение частушек;
разучивание стихов;
рисование по теме проекта;
сюжетно-ролевые и тематические игры;
поисковая
деятельность
работа
с
интернет
ресурсами
по
теме
проекта;
просмотр мультипликационных фильмов и телепередач;
практические занятия;
создание видеофильма, презентация.
4 этап – заключительный:
Обсуждение результата, самооценка деятельности. Защита проекта.
выбор
формы
представления
проекта;
приготовление
дрожжевого
теста, изготовление пирожков;
представление проекта.
Формы представления проекта:
презентация;
видеосюжет (фильм);
демонстрация достижений;
Критерии успеха работы над проектом:
создана активная команда участников проекта, способная продолжить
работу в будущем;
получены новые знания;
достигнут конечный результат;
информация о проекте распространена;
Распределение функций между участниками разработки проекта.
Содержание занятий в рамках проектной деятельности направлено на
освоение
теоретических
и
практических
навыков
по направлению
«Домоводство – раздел кулинария».
Ф.И.О.
Этап проекта или функциональные обязанности
Сроки
исполнения
Основной этап:
Теоретическое занятие:
«Соблюдение
элементарных
правил
техники
безопасности
и
санитарно
–
гигиенических
правил при работе на кухне».
Основной этап:
Практическое занятие:
«Оборудование кухни – ознакомление с кухонной
мебелью».
Основной этап:
Практическое занятие:
«Оборудование кухни – ознакомление с кухонной,
столовой, чайной посудой».
Основной этап:
Практическое занятие:
«Оборудование кухни – ознакомление с кухонной
утварью, кухонными приспособлениями».
Основной этап:
Практическое занятие:
«Оборудование кухни –электроприборы
Основной этап:
Съемка видеоматериала.
Заключительный этап:
Монтаж видеофильма (работа с
программой…).
Представление видеофильма.
Беседа: «Кто такие хозяюшки?»
Цель:
формировать
познавательный
интерес
и
знания
о
том,
что
делают хозяйки. Познакомить с видами домашней работы - приготовление
пищи, уборка, покупки в магазине. Формировать желание быть хозяюшками
и создавать уют в группе.
Чтение и обсуждение художественной литературы «На кухне».
Цель:
формировать
представление
о
видах
работы
на
кухне,
о
кухонном
оборудовании,
которое
помогает
в
приготовлении
пищи.
Воспитывать желание приготавливать пищу.
Наблюдение за трудом повара.
Цель: формировать знания о труде повара на кухне, приспособлениях и
кухонном оборудовании, необходимом для приготовления пищи.
Просмотр мультфильмов «Смешарики» (блок «Индийский чай»),
«Рататуй», телепередачи «Званый ужин».
Цель:
формировать
желание
научиться
готовить
различные
блюда,
познакомить с разнообразием продуктов и вариантами готовых блюд.
Рисование «Домашние помощники».
Цель:
закреплять
знания
о
бытовой
технике,
необходимой
для
приготовления
пищи.
Формировать
умение
передавать
знания
и
представления в рисунке, умение объяснять предназначение нарисованного
предмета.
Сюжетно - ролевая игра «Встречаем гостей» .
Цель: формировать умение встречать гостей – накрывать праздничный
стол,
украшать
комнату.
Формировать
коммуникативные
навыки
при
общении с гостями и друзьями. Обсуждение этикета во время приёма гостей.
1. Тема: Соблюдение техники безопасности и санитарно – гигиенических
правил.
Ц е л ь : формирование
знаний
о
санитарно
гигиенических
требованиях
предъявляемых
к
кухне. Формирование знаний о правилах безопасности при
работе на кухне, использовании механических и электробытовых приборов.
Теоретическая часть:
правила безопасной работы на кухне;
санитарно - гигиенические требования на кухне;
организация рабочего места для безопасной работы на кухне.
Практическая часть:
соблюдение правил техники безопасности при работе с
колющими и режущими предметами;
соблюдение правил техники безопасности при работе с
электробытовыми приборами;
соблюдение правил гигиены при работе на кухне.
«Оборудование кухни».
Цель: способствовать формированию знаний о кухни и ее оборудование.
«Разработка рабочей тетради по кулинарии».
Цель: способствовать
закреплению
знаний
при
повторении
пройденного
материала.
Тетрадь предполагает самостоятельную работу воспитанников. Задания в
представлены
в
разных
формах:
тестовой
с
выбором
ответа,
на
поставленный вопрос.
Лист регистрации присутствующих на мероприятии
____________________________________________________________
____________________________________________________________
№
Фамилия, имя, отчество
присутствующего
Место работы,
должность.
Подпись