Автор: Гулина Лариса Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 75" г.Рязань
Населённый пункт: г. Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Конспект интегрированного урока по речевому развитию
Тема: "Чтобы другому стало радостно"
Раздел: среднее образование
Конспект интегрированного открытого урока по речевому развитию для детей
младшего школьного возраста «Чтобы другому стало радостно»
Цель: углубление
представлений
школьников
о
доброте
как
о
ценном
человеческом
качестве через
Методы:
Словесный (чтение, объяснение, рассказ учителя, рассказ детей)
Наглядный (демонстрация, наблюдение, показ способа действия с использованием ТСО)
Практический (игра, продуктивная деятельность с предварительной работой)
Форма обучения и организация: фронтальная, интегрированная
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие,
социально - коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Материалы к занятию: волшебная шкатулка, ключ к шкатулке, картинки, на которых
изображены герой рассказа и образные понятия (доброта, красота), макет храма, красивая
спокойная
музыка,
горшочек
для
приготовления
рецепта
доброты,
тексты
рассказов,
одежда путника, подарки-поделки для гостей и детей.
Предварительная
работа:
заучивание
стихов
о
доброте,
инсценировка
по
рассказу,
подарочные поделки.
Ход урока
Учитель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями, которые сегодня к нам пришли и
начнем …
Ой, что это? Какая- то шкатулка на моем столе, такая красивая, наверное, волшебная, но
она закрыта, ключа нет…где же он? Я думаю, если шкатулка волшебная, то должно
случиться чудо, и ключик обязательно найдется, нужно только в это верить и не забывать,
что волшебство всегда рядом с добротой! Об этом и пойдет сегодня речь.
Чтение рассказа Марины Алешиной «Чтобы другому стало радостно»
"Чтобы другому стало радостно"
Когда батюшка Макарий был начальником скита, то велел рассадить повсюду цветы.
Идёт, к примеру, брат по скиту,— а вокруг всё цветёт, и жужжит, и благоухает. Ну а если
дорогой батюшку Макария повстречает, то получит в подарок из его широкого рукава
баночку малинового варенья. Просто так, на утешенье.
«Вот уж глупости,— скажет какой-нибудь ворчун,— баночки да цветочки! Только время
попусту тратят!»
И будет неправ.
Очень важное и нужное дело: потрудиться и постараться, чтобы другому стало радостно.
Учитель: О чём рассказывается в этом рассказе? (о том, что батюшка Макарий всем дарил
радость и доброту)
- Дети, а что такое доброта?
Ответы детей
Учитель: Да, совершенно верно, и сегодня мы с вами будем говорить о доброте и
размышлять, легко ли быть добрым. Давайте условно представим сюжет (историю) этого
небольшого рассказа с помощью картинок:
Дети крепят на магнитную доску картинку с изображением батюшки Макария, с
изображением баночки малинового варенья, с солнцем как символом радости, света,
добра.
Словарная работа
Учитель объясняет: батюшка - простонародное обращение к служителю в храме, скит –
маленький уединенный монастырек (воспитатель обращает внимание на макет храма и
спрашивает, можно ли это архитектурное строение назвать скит, почему); время попусту
тратить – тратить зря; утешенье – утешить – успокоить.
Учитель: Дети, наша сегодняшняя задача - наполнить светом добра и нашу комнату, и
наши сердца. Предлагаю зажечь свечу в нашем храме- макете, который в течение нашего
разговора будет напоминать нам о свете в душе человеческой - доброте!
(зажигаю электронный подсвечник внутри макета храма)
Учитель: А сейчас, ребята, чтобы получше узнать и не путаться в понятии, что такое
доброта, мы попробуем с вами заглянуть к двум подружкам, Кате и Лене из рассказа
В.Осеевой "Синие листья", и помогут нам в этом наши девочки…
Разыгрывается сценка по рассказу "Синие листья" В.А. Осеевой
Рассказ для детей про дружбу
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай
крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
Учитель: Дети, это история грустная или веселая? Почему?
Ответы детей
Учитель: Скажите, можно ли считать Катю доброй? Почему?
Дети: она только говорила, обещала, но так и не помогла на деле, ссора из-за пустяка,
жадность – это плохо.
Учитель: Значит, доброта - это не просто любовь к людям, это и помощь им, милосердие
не на словах, а на деле! Таким вот был батюшка Макарий, и такие люди среди нас тоже
есть. Помните, как сказал батюшка Макарий: «Очень важное и нужное дело: потрудиться
и постараться, чтобы другому стало радостно».
Учитель: Скажите, а добрый человек красивый?
Дети: Да, он будто светится изнутри
Учитель: Опишите доброго человека.
Дети: Улыбчивый, с добрыми глазами, приветливым тихим голосом, спокойным умным
взглядом.
Учитель: А вы встречали в жизни доброго человека? Кто это?
Дети: Мама, родители, бабушка и др.
Учитель: Светится добротой и мир вокруг нас, надо только это уметь разглядеть.
Дети, давайте с вами поиграем! У меня на столе лежат разные картинки, вы должны
выбрать те, на которых из них по вашему мнению изображена доброта (цветок, бабушка,
стол, природа, машина и др.)
Дети выбирают картинки и крепят на доску.
Неожиданно раздается стук в дверь и группу входит переодетая в одежду странницы
старшеклассница.
Странница: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, взрослые, я усталая странница, мой путь
очень долгий и нелегкий, я ищу доброту по свету и награждаю ее, настоящие добрые
сердца
ведь
обязательно
должны
быть
вознаграждены
человеческой
любовью
и
уважением. Хотите увидеть то, что вижу я и немного пройти со мной часть пути? Идемте
за мной дорогою добра…(выходят на ковер)
Физкультминутка (под музыку)
Странница: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда.
Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? ( Отбивание хлопками ритм биения
сердца).
Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).
Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими). Молодцы ребята.
-Идем дальше и сядем на стульчики, сейчас наши звездочки смогут превратиться в
Солнце (дети возвращаются и садятся на стульчики)
(момент релаксации под спокойную красивую музыку).
-Солнце всем светит, всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте
глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней
лучик,
который
несёт
любовь.
Звёздочка
увеличилась.
Направляем
лучик
с
добром,
звёздочка стала больше.
Направляем
лучики,
которые
несут
здоровье,
свет,
радость,
тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой как Солнце, и оно несёт
тепло всем, всем, всем….Откройте глаза
Странница исчезла, оставив таинственную чашу
Учитель: странница исчезла, но она оставила нам добрый свет, не зря говорится: "Чтобы
озарять светом других, нужно носить солнце в себе", то есть быть самому добрым (солнце
внутри человека - это его доброе сердце)
Учитель указывает на таинственную чашу:
-Что это такое оставила нам странница?
Ой, что это на дне чаши появилось? Это же ключ от нашей волшебной шкатулки, ай да
странница, скорее откроем ее!
(в
шкатулке
лежат
подарки:
маленькие
сердечки
для
детей
и
миниатюрные
картинки-поделки
с
сердцами
для
гостей,
выполненные
в
лоскутной
технике
с
аппликацией)
Рефлексия:
Учитель: Как мы уже говорили, у каждого человека в сердце есть солнышко. У одних оно
большое, а у других поменьше. Мне кажется, что солнышко в наших сердцах стало
гораздо больше и светлее, и светлее и радостнее от этого стало все вокруг нас!
Учитель:
Дети,
вам
понравилось
наше
сегодняшнее
занятие?
Что
вам
запомнилось
больше всего? Вы поняли, что такое доброта?
Ответы детей
Учитель: А теперь посмотрите друг на друга, какие у вас приятные лица, улыбнитесь и
скажите друг другу: желаю тебе добра!
А нашим гостям мы тоже пожелаем всего самого хорошего, самого светлого и подарим
свои сердца.
Звучит музыка (дети дарят поделки гостям)